"Значение развивающих игр в обучении младших школьников"
Автор: Гаврилова Наталья Александровна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №36"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Значение развивающих игр в обучении младших школьников"
Значение развивающих игр в обучении младших школьников.
Длительное время педагоги и психологи недооценивали роль игры в
школьном возрасте. Они, ошибочно полагали, что с поступлением
ребёнка в школу, когда основным видом деятельности становится
учение, игра перестаёт занимать в жизни детей сколько- нибудь
значительное место. Но ещё с середины 70-х годов интенсивно началось
исследование особенностей игры младших школьников. Педагоги и
психологи пришли к одному мнению о том что, проведение в младших
классах регулярных развивающих игр, включение детей в постоянную
поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование.
Развивающие игры активизируют мыслительную деятельность
учащихся, развивают наблюдательность, смекалку, формируют интерес к
предмету, обеспечивают доступность программного материала.
Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает
наибольшими возможностями для формирования школьного общества.
Она, как никакая другая деятельность, позволяет ученикам создавать те
или иные формы общения. В играх дети развивают свою инициативу и
находчивость, приучается к труду, точности, аккуратности. В играх
развивается и укрепляется чувство товарищества, честности,
правдивости.
Таким образом, игра способна сформировать у детей качества,
необходимые для становления учебной деятельности:
1. общее положительное отношение к учебному труду, к школе, к
учебному предмету, уважение к одноклассникам;
2. умение включаться в коллективную деятельность;
3. готовность слушать друг друга;
4. желание постоянно расширять свои возможности, развивать
способности творить вместе с учителем;
5. расширение своих творческих способностей, самовыражения,
самопознания, самоутверждения, инициативы и находчивости.
В игре формируются, перестраиваются и частные психологические
процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности
пестрота зрения. В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную
цель запоминать большое количество слов, чем в лабораторных условиях. В
игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития
интеллекта ученика, для перехода от наглядно- действенного мышления к
образному мышлению и к элементам словесно- логического мышления.
Велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной
сферы ребёнка сознательного желания учиться. Именно в игре происходит
переход от мотивов, имеющих форму досознательных непосредственных
желаний, к мотивам, имеющим форму обобщённых намерений, стоящих на
грани сознательности.
На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость
умственного напряжения, преодоления интеллектуаль
ных трудностей,
которые доставляет решение учебных задач. Использование игровых методов
в обучении формирует у де тей такие необходимые для становления учебной
деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и
учебному предмету, желание постоянно расширять свои воз
можности и
способности, «строить» себя в сотворчестве с учи телем и одноклассниками,
осознание способов, самоконтроля и самооценки.