Напоминание

"Ужасно интересно все то, что неизвестно"

Автор: Сарычева Раиса Вениаминовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 358 "Лесная полянка"
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Ужасно интересно все то, что неизвестно"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Исследовательский проект:

«Ужасно интересно все то,

что неизвестно»
2014 Паспорт проекта
1.
Название проекта
: «Эта необычная обычная соль». 2.
Руководители проекта
: Сарычева Р.В. –воспитатель. 3.
Организация, на базе которой реализуется проект
: МАДОУ № 358 4.
Тип проекта
: исследовательско-творческий. 5.
Образовательная деятельность
: познавательно-исследовательская. 6.
Социальный статус, возраст и число участников проекта
: дети старшей группы № 13 7.
Продолжительность проектной деятельности
: февраль - март 2014г. 8.
Проблема
: Почему море соленое? (Что такое соль? Откуда она берется? Как ее можно использовать?) 9.
Цель:
Формирование представлений о соли, ее свойствах, способах добывания в ходе изучения и обобщения фактов, содержащихся в разных теоретических источниках и об исследовательской деятельности как одном из эффективных способов познания свойств соли. 10.
Задачи:
 Стимулирование познавательной активности, интереса к научно- исследовательской деятельности;  Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков детей;  Развитие воображения, любознательности, уверенности в своих силах;  Воспитание интереса и любви к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.
11.

Содержание работы:
1. Подготовительный этап:  Постановка проблемы.  Изучение информации по данной теме.  Планирование деятельности детей. 2. Основной этап. Реализация проекта:  Работа педагога с детьми,  Самостоятельная исследовательская деятельность детей,  Работа с родителями. 3. Заключительный этап:  Презентация проекта.  Планы на будущее.
12.

Выводы и результативность проекта:
Данная форма работы обеспечила личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, создавая особую атмосферу, которая позволила каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Занимательные опыты, эксперименты подвели детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
13.

Форма отчетности:
 Фотоальбом «Как добывают соль».  Книжка – малышка «Полезные советы».  Мини – справочник с рисунками – объяснялками.  Фото – отчёт «Как мы выращивали кристалл». 2
 Памятка для родителей «Как вырастить кристалл».  Подборка информации о соли.  Мини – музей соли.  Рисунки по теме проекта.  Мини-книжка с нашими рассказами о соли и Сказкой «Как птичка узнала о соли».
I.

Введение:


Путь дошкольника – очень ответственный. Он трудный и радостный, здесь много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на впечатления от конкретного события, действия, человека. Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. После летнего отдыха, делясь впечатлениями, Артём рассказал Лере, Леше и Яне о своей поездке к бабушке, которая живёт в Краснодаре у Чёрного моря. Он отметил, что вода в море солёная, не такая как в нашей реке Волга. У ребят возникли вопросы: «Почему море солёное?», «Что такое соль?», «Откуда она берётся?», «Как её добывают или готовят?». Но на эти вопросы у Артема не нашлось довольно полных ответов. Тогда мы решили, что ребята начнут свои собственные исследования, чтобы самостоятельно найти ответы на все интересующие их вопросы, а затем познакомят остальных детей группы с полученными результатами. Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Например, соль. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознанная и таинственная!
II.

Цель проекта:
Формирование представлений о соли, ее свойствах, способах добывания в ходе изучения и обобщения фактов, содержащихся в разных теоретических источниках и об исследовательской деятельности как одном из эффективных способов познания свойств соли.
III.

Задачи:
 Стимулирование познавательной активности, интереса к научно- исследовательской деятельности;  Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков детей;  Развитие воображения, любознательности, уверенности в своих силах;  Воспитание интереса и любви к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.
IV.

Принципы реализации проекта:
 Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении 3
разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).  Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: наблюдений и экскурсий, в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).  Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.  Рациональное сочетание разных видов детской деятельности.  Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.
V.

Были выдвинуты следующие гипотезы:

Вопрос:
Почему море солёное?
Гипотезы:

Артём
: Море солёное, потому что там много соли.
Вопрос:
Что такое соль?
Гипотезы:

Леша:
Соль – это кристаллы.
Лера
: Соль – это белый порошок.
Яна
: Соль – это такие белые или цветные крупинки.
Вопрос:
Откуда она берётся?
Гипотезы:

Артем:
Ее из воды добывают.
Яна:
Ее как полезные ископаемые ищут.
Леша:
Ее в магазине продают.
Вопрос:
Как её добывают?
Леша:
Воду высушивают, а соль остается.
Лера:
Найдут залежи соли, соберут, погрузят и везут на завод, там ее в пачки раскладывают. Чтобы узнать, кто из нас прав,
мы решили, что:

Артём –
надо спросить у мамы с папой.
Леша
- сходить в библиотеку, прочитать в энциклопедии.
Лера –
посмотреть умную передачу про соль по телевизору.
Яна
- можно поискать в интернете.
VI.

Реализация

Этапы реализации проекта:

1.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Cоставление плана работы:

Лера -
собирает, с помощью родителей, как можно больше сведений о соли из разных источников, составляет презентацию «Эта удивительная соль».
Артем
- собирает, с помощью родителей, как можно больше сведений о том, как добывают соль, оформляет фотоальбом «Как добывают соль».
Леша
– собирает, с помощью родителей, как можно больше сведений о том, зачем нужна соль животным и человеку. 4

Яна -
собирает, с помощью родителей, как можно больше сведений о соли в произведениях русского народного фольклора.
Вместе:
Исследуем, с помощью воспитателя, свойства соли опытным путём, выращиваем кристаллы соли.
2

. ОСНОВНОЙ ЭТАП

(исследовательский)
Работа по реализации проекта осуществлялась в трех направлениях:  работа с детьми (просмотр видеофильмов, подготовка презентации, подготовка выставки рисунков, беседы, проведение опытов, выращивание кристаллов, составление книжки);  самостоятельная исследовательская деятельность детей (сбор информации, сбор образцов соли, составление рассказов из личного опыты, рисование по теме проекта);  работа с родителями (подбор литературы, проведение опытов в домашних условиях)
Были использованы следующие методы и приемы:
• анализ познавательной литературы и интернет источников; • опытно-экспериментальная деятельность; • исследовательская деятельность; • экскурсии; наблюдения; • беседы; • творческая деятельность; • игровая деятельность.
3.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Обобщение и подведение итогов работы, составление планов на будущее.
VII.

Результаты работы по проекту:
Во время работы по проекту мы: читали, рассматривали фотографии, энциклопедии, смотрели фильм о соляной пещере, рисовали, ставили опыты, выращивали кристаллы, опрашивали своих родителей, составляли рассказы и написали сказку.
1.

Сбор информации:

Лера:
Из
энциклопедии
я узнала, что : соли – это твёрдые вещества, они растворяются в воде, используются в быту. Из
толкового словаря,
что соль – белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющееся в воде. Такое вещество, употребляют как приправа к пище.
Яна
: Из
литературы
я узнала много
пословиц и поговорок
о соли
:
1.Соли не жалей – так есть веселей. 2.Из пресного сделаешь солёное, а солёное не опреснишь. 3.За хлебом с солью всякая шутка хороша. 4.И старая лошадь до соли лакома. 5.Без соли, без хлеба – худая беседа. 6.Без соли, без хлеба – половина обеда. 7.Без соли и хлеб не естся. 8.Недосол на столе, а пересол на спине. 9.Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь. 5
10.Рассыпал соль – быть беде (древнерусская пословица, намекающая на дороговизну соли) 11.Хлеб соль ешь, правду режь (говорить прямо, резко, ничего не скрывая) 12.В воде родился, а воды боится (соль).
Артем
: Из
интернета
я узнал: Почему море соленое? - Когда идет дождь, он растворяет частицы солей, которые содержатся в почве. Ручейки дождевой воды попадают в реки, а реки переносят соли в море. Вода из моря под действием солнца испаряется, а соль остается. Вот так море постепенно становится соленым. В соленой воде плавать легче, чем в пресной, потому что соль делает воду более тяжелой. Соленая вода тяжеллее пресной. А еще я посмотрел
DVD «Соляная пещера в Чехии»
и
узнал,
что: В странах, имевших выход к морю, с древности получали соль, выпаривая её из воды на солнце и вываривая на огне. В солёных озёрах и морях – огромные запасы соли. До сих пор соль добывают со дна высохших озёр и даже тех, что ещё не высохли. Машины стаскивают из озёр воду, потом её выпаривают, и остаётся белый порошок. Её убирают с помощью соляного комбайна.
Леша
: Я узнал, что соли применяются в промышленности для получения металлов, в производстве стекла. В сельском хозяйстве они служат удобрениями и средствами для борьбы с болезнями и вредителями растений. Некоторые соли используют в качестве лекарств.
2.

Мы подготовили:

презентацию

Оформили фотогаллерею «Как добывают соль»

Собрали образцы соли и оформили выставку
«Дошколенок следопыт» 3.
Провели опыты:

Опыт 1: Форма, размер, состав соли.

Цель:
определить, что такое соль и какой она бывает.
Вывод:
Соль – это твердый, соленый и белый порошок, состоящий из частиц разной формы. Соль бывает разной: • Поваренная крупная; • Йодированная; • Мелкая; • Морская соль для ванной; • Черная морская соль.
Опыт 2: Растворимость соли.

Цель:
выявить растворяется ли соль в воде.
Вывод:
Соль растворяется, но только по-разному: • крупная поваренная соль оставляет мутный и грязный осадок; • мелкая соль не оставляет осадка и вода после нее чистая и прозрачная; 6
• морская соль растворяется плохо и вода становится цветной.
Опыт 3: Вкус и запах.

Цель:
определить вкус и запах соли
Вывод:
Соль - очень соленая и совсем не пахнет.
Опыт 4: Получение соли из воды
.
Цель:
получение соли способом выпаривания.
Вывод:
Вода испаряется и на ложке остаётся соль. Вот так происходит и в природе, солнце греет воду на море и озере. Вода испаряется и остаётся соль. Потом её везут к нам в магазины.
Опыт 5: Выращивание кристаллов соли.

Цель
: познакомиться с причинами образование кристаллов, выращивание кристалла опытным путем. Ход: В воду насыпаем соль, размешиваем. Запускаем «затравку». Ждём некоторое время. И вот появляются первые признаки кристалла. С каждым днем наш кристалл становится все больше и больше.
Вывод:
кристаллы соли можно вырастить в домашних условиях.
VIII. Формы отчетности:
1. Фотоальбом «Как добывают соль». 2. Книжка – малышка «Полезные советы». 3. Мини – справочник с рисунками – объяснялками. 4.Фото – отчёт «Как мы выращивали кристалл». 5.Памятка для родителей «Как вырастить кристалл». 6.Видеофильм «Соляные пещеры в Чехии». 7. Подборка информации о соли. 8.Мини – музей соли. 9. Рисунки по теме проекта. 10. Мини-книжка с нашими рассказами о соли и Сказкой «Как птичк а узнала о соли».
IX. Планы на будущее:
Мы решили вырастить самостоятельно свои кристаллы в домашних условиях, чтобы узнать « будут ли наши кристаллы одинаковой формы и размера или будут разные?». А из выращенных кристаллов мы создадим свой мини – музей. А еще мы решили, что когда вырастем, то:
Я - Алеша
буду учёным и придумаю такой вид соли, что она всегда будет полезной. Я надеюсь придумать лекарство из этой полезной соли. И что после такого лекарства, люди никогда не будут болеть. Это лекарство будет лечить от всех болезней.
Я
-
Артем
решил стать геологом. Я буду изучать разные виды соли и искать новые месторождения.
Я – Яна
решила стать учителем и рассказать остальным детям о такой удивительной соли.
Я - Лера
стану химиком и придумаю лекарство из полезной, Алёшиной, соли. И я думаю, что после такого лекарства, люди никогда не будут болеть. Это лекарство будет лечить от всех болезней. 7
8