Автор: Сарычева Раиса Вениаминовна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 358 "Лесная полянка"
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Ужасно интересно все то, что неизвестно"
что неизвестно»
2014
Паспорт проекта
1.
Название проекта : «Эта необычная обычная соль».
2.
Руководители проекта : Сарычева Р.В. –воспитатель.
3.
Организация, на базе которой реализуется проект : МАДОУ № 358
4.
Тип проекта : исследовательско-творческий.
5.
Образовательная деятельность : познавательно-исследовательская.
6.
Социальный статус, возраст и число участников проекта : дети
старшей группы № 13
7.
Продолжительность проектной деятельности : февраль - март 2014г.
8.
Проблема : Почему море соленое? (Что такое соль? Откуда она берется?
Как ее можно использовать?)
9.
Цель: Формирование представлений о соли, ее свойствах, способах
добывания в ходе изучения и обобщения фактов, содержащихся в разных
теоретических источниках и об исследовательской деятельности как одном из
эффективных способов познания свойств соли.
10.
Задачи:
Стимулирование познавательной активности, интереса к научно-
исследовательской деятельности;
Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков детей;
Развитие воображения, любознательности, уверенности в своих силах;
Воспитание интереса и любви к устному народному творчеству
посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.
11.
Содержание работы:
1.
Подготовительный этап:
Постановка проблемы.
Изучение информации по данной теме.
Планирование деятельности детей.
2.
Основной этап. Реализация проекта:
Работа педагога с детьми,
Самостоятельная исследовательская деятельность детей,
Работа с родителями.
3.
Заключительный этап:
Презентация проекта.
Планы на будущее.
12.
Выводы и результативность проекта:
Данная форма работы обеспечила личностно-ориентированное
взаимодействие с детьми, создавая особую атмосферу, которая позволила
каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Занимательные
опыты, эксперименты подвели детей к самостоятельному поиску причин,
способов действий, проявлению творчества.
13.
Форма отчетности:
Фотоальбом «Как добывают соль».
Книжка – малышка «Полезные советы».
Мини – справочник с рисунками – объяснялками.
Фото – отчёт «Как мы выращивали кристалл».
2
Памятка для родителей «Как вырастить кристалл».
Подборка информации о соли.
Мини – музей соли.
Рисунки по теме проекта.
Мини-книжка с нашими рассказами о соли и Сказкой «Как птичка узнала
о соли».
I.
Введение:
Путь дошкольника – очень ответственный. Он трудный и радостный, здесь
много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на впечатления от
конкретного события, действия, человека. Ребенок по своей натуре –
исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность,
постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом
проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее
эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод
проектирования.
После летнего отдыха, делясь впечатлениями, Артём рассказал Лере, Леше
и Яне о своей поездке к бабушке, которая живёт в Краснодаре у Чёрного моря.
Он отметил, что вода в море солёная, не такая как в нашей реке Волга.
У ребят
возникли вопросы: «Почему море солёное?», «Что такое соль?», «Откуда она
берётся?», «Как её добывают или готовят?».
Но на эти вопросы у Артема не
нашлось довольно полных ответов.
Тогда мы решили, что ребята начнут свои
собственные исследования, чтобы самостоятельно найти ответы на все
интересующие их вопросы, а затем познакомят остальных детей группы с
полученными результатами.
Актуальность работы заключается в том, чтобы
находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и
изучения, не требует особых усилий и затрат. Например, соль. Соль, которая
есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознанная и
таинственная!
II.
Цель проекта:
Формирование представлений о соли, ее свойствах, способах добывания в
ходе изучения и обобщения фактов, содержащихся в разных теоретических
источниках и об исследовательской деятельности как одном из эффективных
способов познания свойств соли.
III.
Задачи:
Стимулирование познавательной активности, интереса к научно-
исследовательской деятельности;
Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков детей;
Развитие воображения, любознательности, уверенности в своих силах;
Воспитание интереса и любви к устному народному творчеству
посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.
IV.
Принципы реализации проекта:
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в
экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении
3
разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и
Интернета).
Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме
несколько раз: наблюдений и экскурсий, в свободной игровой и творческой
деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется
не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и
приемы исследования).
Интеграция программных областей знаний, которая позволяет
формировать у ребенка целостное представление о мире.
Рациональное сочетание разных видов детской деятельности.
Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.
V.
Были выдвинуты следующие гипотезы:
Вопрос: Почему море солёное?
Гипотезы:
Артём : Море солёное, потому что там много соли.
Вопрос: Что такое соль?
Гипотезы:
Леша: Соль – это кристаллы.
Лера : Соль – это белый порошок.
Яна : Соль – это такие белые или цветные крупинки.
Вопрос: Откуда она берётся?
Гипотезы:
Артем: Ее из воды добывают.
Яна: Ее как полезные ископаемые ищут.
Леша: Ее в магазине продают.
Вопрос: Как её добывают?
Леша: Воду высушивают, а соль остается.
Лера: Найдут залежи соли, соберут, погрузят и везут на завод, там ее в пачки
раскладывают.
Чтобы узнать, кто из нас прав, мы решили, что:
Артём – надо спросить у мамы с папой.
Леша - сходить в библиотеку, прочитать в энциклопедии.
Лера – посмотреть умную передачу про соль по телевизору.
Яна - можно поискать в интернете.
VI.
Реализация
Этапы реализации проекта:
1.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Cоставление плана работы:
Лера - собирает, с помощью родителей, как можно больше сведений о соли из
разных источников, составляет презентацию «Эта удивительная соль».
Артем - собирает, с помощью родителей, как можно больше сведений о том,
как добывают соль, оформляет фотоальбом «Как добывают соль».
Леша – собирает, с помощью родителей, как можно больше сведений о том,
зачем нужна соль животным и человеку.
4
Яна - собирает, с помощью родителей, как можно больше сведений о соли в
произведениях русского народного фольклора.
Вместе: Исследуем, с помощью воспитателя, свойства соли опытным путём,
выращиваем кристаллы соли.
2
. ОСНОВНОЙ ЭТАП
(исследовательский)
Работа по реализации проекта осуществлялась в трех направлениях:
работа с детьми (просмотр видеофильмов, подготовка презентации,
подготовка выставки рисунков, беседы, проведение опытов, выращивание
кристаллов, составление книжки);
самостоятельная исследовательская деятельность детей (сбор
информации, сбор образцов соли, составление рассказов из личного опыты,
рисование по теме проекта);
работа с родителями (подбор литературы, проведение опытов в домашних
условиях)
Были использованы следующие методы и приемы:
•
анализ познавательной литературы и интернет источников;
•
опытно-экспериментальная деятельность;
•
исследовательская деятельность;
•
экскурсии; наблюдения;
•
беседы;
•
творческая деятельность;
•
игровая деятельность.
3.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Обобщение и подведение итогов работы, составление планов на будущее.
VII.
Результаты работы по проекту:
Во время работы по проекту мы:
читали, рассматривали фотографии,
энциклопедии, смотрели фильм о соляной пещере, рисовали, ставили опыты,
выращивали кристаллы, опрашивали своих родителей, составляли рассказы и
написали сказку.
1.
Сбор информации:
Лера: Из энциклопедии я узнала, что : соли – это твёрдые вещества, они
растворяются в воде, используются в быту. Из
толкового словаря, что соль –
белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющееся в воде.
Такое вещество, употребляют как приправа к пище.
Яна : Из литературы я узнала много пословиц и поговорок о соли :
1.Соли не жалей – так есть веселей.
2.Из пресного сделаешь солёное, а солёное не опреснишь.
3.За хлебом с солью всякая шутка хороша.
4.И старая лошадь до соли лакома.
5.Без соли, без хлеба – худая беседа.
6.Без соли, без хлеба – половина обеда.
7.Без соли и хлеб не естся.
8.Недосол на столе, а пересол на спине.
9.Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.
5
10.Рассыпал соль – быть беде (древнерусская пословица, намекающая на
дороговизну соли)
11.Хлеб соль ешь, правду режь (говорить прямо, резко, ничего не скрывая)
12.В воде родился, а воды боится (соль).
Артем : Из интернета я узнал: Почему море соленое? - Когда идет дождь, он
растворяет частицы солей, которые содержатся в почве. Ручейки дождевой воды
попадают в реки, а реки переносят соли в море. Вода из моря под действием
солнца испаряется, а соль остается. Вот так море постепенно становится
соленым. В соленой воде плавать легче, чем в пресной, потому что соль делает
воду более тяжелой. Соленая вода тяжеллее пресной.
А еще я посмотрел
DVD «Соляная пещера в Чехии»
и узнал,
что: В
странах, имевших выход к морю, с древности получали соль, выпаривая её из
воды на солнце и вываривая на огне. В солёных озёрах и морях – огромные
запасы соли. До сих пор соль добывают со дна высохших озёр и даже тех, что
ещё не высохли. Машины стаскивают из озёр воду, потом её выпаривают, и
остаётся белый порошок. Её убирают с помощью соляного комбайна.
Леша :
Я узнал, что соли применяются в промышленности для получения
металлов, в производстве стекла. В сельском хозяйстве они служат
удобрениями и средствами для борьбы с болезнями и вредителями растений.
Некоторые соли используют в качестве лекарств.
2.
Мы подготовили:
презентацию
Оформили фотогаллерею «Как добывают соль»
Собрали образцы соли и оформили выставку «Дошколенок следопыт»
3.
Провели опыты:
Опыт 1: Форма, размер, состав соли.
Цель: определить, что такое соль и какой она бывает.
Вывод: Соль – это твердый, соленый и белый порошок, состоящий из частиц
разной формы.
Соль бывает разной:
•
Поваренная крупная;
•
Йодированная;
•
Мелкая;
•
Морская соль для ванной;
•
Черная морская соль.
Опыт 2: Растворимость соли.
Цель: выявить растворяется ли соль в воде.
Вывод: Соль растворяется, но только по-разному:
•
крупная поваренная соль оставляет мутный и грязный осадок;
•
мелкая соль не оставляет осадка и вода после нее чистая и прозрачная;
6
•
морская соль растворяется плохо и вода становится цветной.
Опыт 3: Вкус и запах.
Цель: определить вкус и запах соли
Вывод: Соль - очень соленая и совсем не пахнет.
Опыт 4: Получение соли из воды .
Цель: получение соли способом выпаривания.
Вывод: Вода испаряется и на ложке остаётся соль. Вот так происходит и в
природе, солнце греет воду на море и озере. Вода испаряется и остаётся соль.
Потом её везут к нам в магазины.
Опыт 5: Выращивание кристаллов соли.
Цель : познакомиться с причинами образование кристаллов, выращивание
кристалла опытным путем.
Ход: В воду насыпаем соль, размешиваем. Запускаем «затравку». Ждём
некоторое время. И вот появляются первые признаки кристалла. С каждым
днем наш кристалл становится все больше и больше.
Вывод: кристаллы соли можно вырастить в домашних условиях.
VIII. Формы отчетности:
1. Фотоальбом «Как добывают соль».
2. Книжка – малышка «Полезные советы».
3. Мини – справочник с рисунками – объяснялками.
4.Фото – отчёт «Как мы выращивали кристалл».
5.Памятка для родителей «Как вырастить кристалл».
6.Видеофильм «Соляные пещеры в Чехии».
7. Подборка информации о соли.
8.Мини – музей соли.
9. Рисунки по теме проекта.
10. Мини-книжка с нашими рассказами о соли и Сказкой «Как птичк а узнала о
соли».
IX. Планы на будущее:
Мы решили вырастить самостоятельно свои кристаллы в домашних
условиях, чтобы узнать « будут ли наши кристаллы одинаковой формы и
размера или будут разные?». А из выращенных кристаллов мы создадим свой
мини – музей. А еще мы решили, что когда вырастем, то:
Я - Алеша буду учёным и придумаю такой вид соли, что она всегда будет
полезной. Я надеюсь придумать лекарство из этой полезной соли. И что после
такого лекарства, люди никогда не будут болеть. Это лекарство будет лечить от
всех болезней.
Я - Артем решил стать геологом. Я буду изучать разные виды соли и искать
новые месторождения.
Я – Яна решила стать учителем и рассказать остальным детям о такой
удивительной соли.
Я - Лера стану химиком и придумаю лекарство из полезной, Алёшиной, соли. И
я думаю, что после такого лекарства, люди никогда не будут болеть. Это
лекарство будет лечить от всех болезней.
7
8