"Раннее эстетическое развитие через театральные игры".

Автор: Стальмакова Алевтина Владимировна
Должность: преподаватель актерского мастерства и сценической речи, режиссер
Учебное заведение: МАОУДОД "Детская школа театрального искусства"
Населённый пункт: г. Набережные Челны, Татарстан
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Раннее эстетическое развитие через театральные игры".
Дата публикации: 14.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Управление культуры администрации города Набережные Челны республики Татарстан Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей Детская музыкальная школа №4
Утверждаю
Директор МАОУ ДОД ДМШ № 4 Ахметшина Н.И._______________ «01» сентября 20___ г.
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ

ПРЕДМЕТУ «АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО

ОТДЕЛЕНИЯ «MUSIC BABY»
Возраст учащихся 4-6 лет Срок реализации – 3 года Преподаватель актерского мастерства и сценической речи высшей категории Стальмакова Алевтина Владимировна Г.Н.Челны

Содержание
страница Пояснительная записка 2 Цели и задачи обучения 3 Учебно - тематический план 3 Содержание изучаемого курса 5 Методическое обеспечение 7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподаватели актёрского мастерства единогласно сходятся во мнении, что детей легче обучать основам сценического искусства, потому что они, в отличии от взрослых, всю деятельность проводят в игре, фантазия и творческий полёт мысли для них вполне естественное состояние. Кроме того, большинство детей не стесняется собственных движений или интонаций голоса, им редко приходит в голову, что они могут кому-то показаться неуклюжими или смешными. Работая с детьми, нет нужды убирать свойственные взрослым психологические барьеры, так как их просто нет. Развивающие актерское мастерство для детей упражнения в большинстве своём ориентированы как на создание имиджа, так и на взаимодействие с партнёром по сцене. На уроках по актерскому мастерству подготовительного отделения « MUSIС BABY» ребенок обретёт уверенность и свободу поведения сценического исполнения, получит навыки перевоплощения, научится самовыражению, умению чувствовать и слышать окружающих, разовьет творческие способности, художественное мышление, воображение, концентрацию внимания. Обучающий курс рассчитан для детей дошкольного возраста на три года: 4-5 лет – 1 год, художественное восприятие литературных и фольклорных игр; 5-6 лет – 2 год, освоение специальных умений для становления основных актерских навыков; 6-7 лет -3 год, самостоятельная творческая деятельность. И является подготовительным этапом для дальнейшего обучения в музыкальной школе по специальности вокального исполнения.

ЦЕЛИ ОБУЧАЮЩЕГО КУРСА
Основные цели развития актерского мастерства состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; -от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех – пяти сверстников, исполняющих роли; -от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
ЗАДАЧИ ОБУЧАЮЩЕГО КУРСА
1. Необходимо формировать интерес к театрализованным играм, взяв за основу содержание детских фольклорных игр, стихов и сказок.
2.
Стимулировать желание включиться в процесс.
3.
Расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры- драматизации. 4. Развитие навыков сценического взаимодействия, психофизических способностей. 5. Формирование доброжелательных партнерских отношений в группе. 6. Воспитание в учащихся чувство самодисциплины. 7. Формирование эстетического вкуса и любви к актерской импровизации.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения



тем

ы

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ

Кол-во

часов
1.
Настроечный период.
Создания микроклимата и творческой атмосферы в группе. Подвижные игры со стихами, сказочным сюжетом. Знакомство с каждым ребенком в игровой форме. 2 2.
Развитие актерской психотехники. Внимание:
- слуховое - зрительное
Тренинг в полукруге:
- пальчиковая гимнастика - упражнения на развитие мимики 10 3.
Развитие творческих навыков физического самочувствия:
- игры и упражнения на расслабление; - развитие пантомимических навыков посредством детских 12
фольклорных игр. 4.
Развитие творческой инициативы, фантазии:
- игры-импровизации по детским стихам и сказкам с придумыванием образа персонажа, на угадывания образа. 10 5. Контрольный урок за 1 полугодие по темам № 1 и 2 (декабрь) 1 6. Контрольный урок за 2 полугодие по темам № 3и 4 (май) 1 ВСЕГО кол-во часов за 1 год обучения 36
2 год обучения



тем

ы

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ

Кол-во

часов
1.
Настроечный период.
Вспомнить ранее разыгранные игры- импровизации. Вызвать положительный эмоциональный настрой на обучение. 2 2.
Развитие актерской психотехники. Внимание:
- слуховое; - зрительное; - осязательное.
Тренинг в полукруге:
- пальчиковая гимнастика; - упражнения на развитие мимики; - игры на развитие памяти. 10 3.
Развитие творческих навыков физического самочувствия:
- игры и упражнения на расслабление, напряжение; - развитие пантомимических навыков посредством детских фольклорных игр, сюжетных линий, маленьких сказок. 10 4.
Развитие творческой инициативы, фантазии:
- игры-импровизации по детским стихам и сказкам с придумыванием образа персонажа, на угадывания образа; - элементы соревнование на интересное придумывание и исполнение знакомого образа. 12 5. Контрольный урок за 1 полугодие по темам № 1 и 2 (декабрь) 1 6. Контрольный урок за 2 полугодие по темам № 3и 4 (май) 1 ВСЕГО кол-во часов за 1 год обучения 36
3 год обучения



п\п

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ

Кол-во

часов
1.
Настроечный период.
Вспомнить ранее разыгранные игры- импровизации. Ознакомление с театральной этикой. 2 2.
Развитие актерской психотехники. Внимание:
10
- слуховое; - зрительное; - осязательное; - обонятельное и вкусовое.
Тренинг в полукруге:
- пальчиковая гимнастика + мимические упражнения; - игры на развитие памяти; - упражнения на развитие речевого аппарата. 3.
Развитие творческих навыков физического самочувствия:
- игры и упражнения на расслабление, напряжение; - развитие правильного распределения напряжения на определенную точку тела, действовать в нужном направлении; - развитие чувства темпа и ритма. 10 4.
Развитие творческой инициативы, фантазии:
- игры-импровизации на бессловесное действие (пантомима); - развитие творческих способностей в умении перевоплощаться; - первоначальный навык участия в коллективной импровизированной постановке. 12 5. Контрольный урок за 1 полугодие по темам № 2 и 3 (декабрь) 1 6. Контрольный урок за 2 полугодие по темам № 4 (май) 1 ВСЕГО кол-во часов за 1 год обучения 36
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема № 1
Для положительного эмоционального настроя на занятия и создания нужной творческой атмосферы лучше использовать детски фольклорные и подвижные игры, содержание элементы театрализации, зрительных м звуковых сигналов. Например: «Птички и филин», «Заинька серенький», «Тихо-громко» и др. Эта тема рассматривается как разминка в начале каждого урока, длительностью от 5 до 10 минут. Главное настроить каждого ученика на позитивное отношение к заданиям, важность принятия участия каждого в игре или упражнении. Формирование знаний о театральной этике.
Тема №2
Игры и упражнения в основном подвижного характера, но с определенным заданием, заданным преподавателем. Это чаще использования разных звуковых и зрительных сигналом и выполнение соответствующих им действий. Использовать бубен, колокольчики, трещетки, шуршание фольги. Например: «Наш огород» (Дети на определенный сигнал выполняют действия собирания овощей и фруктов: раз – собираем яблоки с ветки, два - дергаем морковку, три – ягодки с куста в корзинку. Между сигналами бегаем по воображаемому огороду). Идет формирование точного слухового внимания в согласовании с определенным действием. Упражнения на развитие зрительного
внимания должны побуждать к активному действию в театрализованной игре, а также закреплять знания об окружающем мире ( цвет, форма, размер). Данная тема рассматривает использование стульчиков в форме полукруга, предметов пед.стола (мячики, палочки, игрушки). Пальчиковая и мимическая гимнастика для развития координационных действий, ассоциативных примеров, развитие мелкой моторики, сочетание движения, речи и мимики. Развивается точная выразительность передачи эмоционального отклика на событие. Например: «Клоун», «Расскажи нам, пальчик», «Капает дождик по…», «Что я вижу?» и др.
Тема №3
Проводятся игры и упражнения на развитие фантазии, образного мышления, умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, интонационную выразительность и пластику. В основном подражательные игры, повторяющие движения за преподавателем или ведущим (Три медведя, Волшебный лес, К нам гости пришли, Художница Осень и др.)
Тема №4
Использовать образы знакомых зверюшек и птиц, потешек, песенок. Узнавание образа и оценка по принципу «похоже – не похоже». Импровизация сказок (Колобок, Репка, Теремок). Использовать поощрительную систему творческой инициативы в форме маленьких картиной, наклеек, цветочки и др.
Контрольные уроки
проводятся по инициативе преподавателя по пройденным темам, с учетом индивидуальных особенностей детей. Использовать материал знакомый детям и вызывающий интерес для показа. Обязательное сопровождение фонограммы, музыкальных инструментов, атрибутов, небольших элементов костюмов.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема №1
Проводятся игры и упражнения прошлого года для развития памяти, для положительного эмоционального настроя, желания продолжить обучение.
Тема №2
К развитию внимания зрительного и слухового добавляются игры и упражнения на осязательные восприятия. Здесь активно применяются разные предметы и пособия с пед.стола (лоскутки, формы, мелкие игрушки). Тренинг в полукруге включает общение друг с другом, узнавание партнера по осязательным, зрительным приметам. Можно использовать для звукового внимания игры на узнавание по голосу, звуку знакомых инструментов, импровизации «на что похоже». Пальчиковая гимнастика и упражнения на мимику проводятся в форме инсценировки историй по литературным произведениям или придуманные самими детьми.
Тема №3
Видение пространства и ориентирование в нем. Малый и большой круги внимания. Упражнение на расслабление и напряжение тела, применяя разные физические состояния (твердый, мягкий, резиновый, коряга, стеклянный, мячик,
ветерок и др.) Учить снятию ненужного напряжения (рука – кисточка, ноги – циркуль, тело – цветочек в земле и др.)
Тема №4
Придумывание действий на тему, предложенную преподавателем. Например, «Украшаем елочку», «Злой волшебник» и др. Развивать память и сценическое внимание при угадывании образов или сцен из знакомых сказок, мультфильмов, историй. Импровизация фольклорных игр «Яша», «Чижик», «Дядя Трифон» и др. Упражнение на согласование речи и действия, первые навыки самостоятельного сценического исполнения или групповые зарисовки.
Контрольные уроки
проводятся по пройденным темам, используя детский литературный материал, сказки, инсценировки стихов или детских рассказов.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема №1
Знакомство с театральной этикой, формирование представления о творческой дисциплине, обязательное выполнение норм поведения на сценической площадке, при выполнении упражнения или задания, работа с партнером. Игровой момент при ознакомление с театром, основными законами театра. Игры с использованием атрибутов сценического выступления (микрофон, элементы костюма, реквизит, кулиса).
Тема №2
Игры и упражнение на продолжение развития сенсорного внимания (зрение, слух, осязание и обоняние). Использование материалов пед.стола. Активное использование работы с партнером, парные и мелкогрупповые задания. В полукруге использовать упражнения для развития речевой техники: артикуляционная гимнастика для губ и языка (только в игровой форме); звуковые и звукоподражательные упражнения; дыхательные упражнения (на развитие длинного, сильного и коротких выдохов «Шарик», «Насос», «Перышко» и др.); Игры на отработку правильной дикции («Тараторки», «Поезд», маленькие и несложные чистоговорки). Использовать упражнения на развитие мелкой моторики в сочетанием с речью. Развитие фонематического слуха.
Тема №3
Игры и задания на показ пластических и ритмических характеристик животных, птиц. Первые пробы наблюдения за домашними животными или вспомнить просмотренный материал по теле- или видео. Учить свободно двигаться, используя все пространство. Изучение возможностей своего тела в развитии имитационных навыков. Продолжать проводить упражнение на мимические сигналы, отклик на события.
Тема №4
Развитие способностей в умении перевоплощаться. Развитие фантазии, воплощение задумок и идей при показе с партнером (например, «Царь Горох»), использование музыки, необычных сигналов, речевых комментариев, звуков, для точной передачи образа или события. Активное использование пантомимических заданий с поощрением лучших исполнителей. Впервые проводятся беседы об ответственности за выступление, тщательной подготовки заданий, объяснение, что
такое репетиция и для чего она нужна. Первые навыки репетиции при парных заданиях (например, игра «Скульптор и глина), для согласования общих действий. Подбирать игры и упражнения, вызывающие активный интерес у детей.
Контрольные уроки
строятся на основе легкого сценария по материалам детских сказок, инсценированных стихов, использовать уже знакомые театрализованные игры и упражнения, объединенные новым сюжетом, синхробуффонады с использованием фонограммы или самостоятельного исполнения песен.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
На занятиях по темам «Внимание» активно использовать материалы пед.стола: лоскутки разные по цвету, свойствам, мелкие предметы разные по форме, качественным свойствам, разные мелкие музыкальные инструменты (колокольчики, бубен, погремушка, трещотка, дудки), картинки с иллюстрациями из знакомых сказок, репродукций знаменитых картин, мячики, обручи и др. спортинвентарь для игр и упражнение на пространственное обыгрывание. Класс для занятий должен содержать разные предметы декора или интерьера, отличительных по форме и цветовому решению для зрительных заданий, упражнений на развитие внимания и ассоциаций. Размеры помещения для занятий должны позволять проводить подвижные игры с использованием бега, перестроения, подгрупповым заданиям. На занятиях используется музыкальное сопровождение, фольклорные попевки, стихотворные задания.
Литература:
Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, «Театрализованные игры в детском саду» С.И.Пушкина «Мы играем и поем» (инсценировки с использованием русского фольклора) Л.Поляк «Театр сказок» (сценарии в стихах по русским народным сказкам) Л.Н.Новицкая «Тренинг и муштра» С.В..Гиппиус «Гимнастика чувств» Т.А.Куликовская «Скороговорки и чистоговорки» Н.В.Елина «1000 загадок»