"Раннее эстетическое развитие через театральные игры".
Автор: Стальмакова Алевтина Владимировна Должность: преподаватель актерского мастерства и сценической речи, режиссер
Учебное заведение: МАОУДОД "Детская школа театрального искусства"
Населённый пункт: г. Набережные Челны, Татарстан
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Раннее эстетическое развитие через театральные игры".
Управление культуры администрации города Набережные Челны республики
Татарстан
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей
Детская музыкальная школа №4
Утверждаю
Директор МАОУ ДОД
ДМШ № 4
Ахметшина Н.И._______________
«01» сентября 20___ г.
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ
ПРЕДМЕТУ «АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО
ОТДЕЛЕНИЯ «MUSIC BABY»
Возраст учащихся 4-6 лет
Срок реализации – 3 года
Преподаватель актерского мастерства
и сценической речи высшей категории
Стальмакова Алевтина Владимировна
Г.Н.Челны
Содержание страница
Пояснительная записка 2
Цели и задачи обучения 3
Учебно - тематический план 3
Содержание изучаемого курса 5
Методическое обеспечение 7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподаватели актёрского мастерства единогласно сходятся во мнении, что
детей легче обучать основам сценического искусства, потому что они, в отличии от
взрослых, всю деятельность проводят в игре, фантазия и творческий полёт мысли
для них вполне естественное состояние. Кроме того, большинство детей не
стесняется собственных движений или интонаций голоса, им редко приходит в
голову, что они могут кому-то показаться неуклюжими или смешными. Работая с
детьми, нет нужды убирать свойственные взрослым психологические барьеры, так
как их просто нет. Развивающие актерское мастерство для детей упражнения в
большинстве своём ориентированы как на создание имиджа, так и на
взаимодействие с партнёром по сцене.
На уроках по актерскому мастерству
подготовительного отделения «
MUSIС
BABY» ребенок обретёт уверенность и
свободу поведения сценического исполнения, получит
навыки перевоплощения,
научится самовыражению, умению чувствовать и слышать окружающих,
разовьет творческие способности, художественное
мышление, воображение,
концентрацию внимания. Обучающий курс рассчитан для детей дошкольного
возраста на три года:
4-5 лет – 1 год, художественное восприятие литературных и фольклорных игр;
5-6 лет – 2 год, освоение специальных умений для становления основных
актерских навыков;
6-7 лет -3 год, самостоятельная творческая деятельность.
И является подготовительным этапом для дальнейшего обучения в
музыкальной школе по специальности вокального исполнения.
ЦЕЛИ ОБУЧАЮЩЕГО КУРСА
Основные цели развития актерского мастерства состоят в постепенном переходе
ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной
игровой деятельности;
-от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех – пяти
сверстников, исполняющих роли;
-от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации
действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как
созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
ЗАДАЧИ ОБУЧАЮЩЕГО КУРСА
1.
Необходимо формировать интерес к театрализованным играм, взяв за основу
содержание детских фольклорных игр, стихов и сказок.
2.
Стимулировать желание включиться в процесс.
3.
Расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-
драматизации.
4.
Развитие навыков сценического взаимодействия, психофизических
способностей.
5.
Формирование доброжелательных партнерских отношений в группе.
6.
Воспитание в учащихся чувство самодисциплины.
7.
Формирование эстетического вкуса и любви к актерской импровизации.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№
тем
ы
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ
Кол-во
часов
1.
Настроечный период. Создания микроклимата и творческой
атмосферы в группе. Подвижные игры со стихами, сказочным
сюжетом. Знакомство с каждым ребенком в игровой форме.
2
2.
Развитие актерской психотехники. Внимание:
- слуховое
- зрительное
Тренинг в полукруге:
- пальчиковая гимнастика
- упражнения на развитие мимики
10
3.
Развитие творческих навыков физического самочувствия:
- игры и упражнения на расслабление;
- развитие пантомимических навыков посредством детских
12
фольклорных игр.
4.
Развитие творческой инициативы, фантазии:
- игры-импровизации по детским стихам и сказкам с
придумыванием образа персонажа, на угадывания образа.
10
5.
Контрольный урок за 1 полугодие по темам № 1 и 2 (декабрь)
1
6.
Контрольный урок за 2 полугодие по темам № 3и 4 (май)
1
ВСЕГО кол-во часов за 1 год обучения
36
2 год обучения
№
тем
ы
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ
Кол-во
часов
1.
Настроечный период. Вспомнить ранее разыгранные игры-
импровизации. Вызвать положительный эмоциональный
настрой на обучение.
2
2.
Развитие актерской психотехники. Внимание:
- слуховое;
- зрительное;
- осязательное.
Тренинг в полукруге:
- пальчиковая гимнастика;
- упражнения на развитие мимики;
- игры на развитие памяти.
10
3.
Развитие творческих навыков физического самочувствия:
- игры и упражнения на расслабление, напряжение;
- развитие пантомимических навыков посредством детских
фольклорных игр, сюжетных линий, маленьких сказок.
10
4.
Развитие творческой инициативы, фантазии:
- игры-импровизации по детским стихам и сказкам с
придумыванием образа персонажа, на угадывания образа;
- элементы соревнование на интересное придумывание и
исполнение знакомого образа.
12
5.
Контрольный урок за 1 полугодие по темам № 1 и 2 (декабрь)
1
6.
Контрольный урок за 2 полугодие по темам № 3и 4 (май)
1
ВСЕГО кол-во часов за 1 год обучения
36
3 год обучения
№
п\п
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ
Кол-во
часов
1.
Настроечный период. Вспомнить ранее разыгранные игры-
импровизации. Ознакомление с театральной этикой.
2
2.
Развитие актерской психотехники. Внимание:
10
- слуховое;
- зрительное;
- осязательное;
- обонятельное и вкусовое.
Тренинг в полукруге:
- пальчиковая гимнастика + мимические упражнения;
- игры на развитие памяти;
- упражнения на развитие речевого аппарата.
3.
Развитие творческих навыков физического самочувствия:
- игры и упражнения на расслабление, напряжение;
- развитие правильного распределения напряжения на
определенную точку тела, действовать в нужном направлении;
- развитие чувства темпа и ритма.
10
4.
Развитие творческой инициативы, фантазии:
- игры-импровизации на бессловесное действие (пантомима);
- развитие творческих способностей в умении
перевоплощаться;
- первоначальный навык участия в коллективной
импровизированной постановке.
12
5.
Контрольный урок за 1 полугодие по темам № 2 и 3 (декабрь)
1
6.
Контрольный урок за 2 полугодие по темам № 4 (май)
1
ВСЕГО кол-во часов за 1 год обучения
36
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема № 1 Для положительного эмоционального настроя на занятия и создания
нужной творческой атмосферы лучше использовать детски фольклорные и
подвижные игры, содержание элементы театрализации, зрительных м звуковых
сигналов. Например: «Птички и филин», «Заинька серенький», «Тихо-громко» и др.
Эта тема рассматривается как разминка в начале каждого урока, длительностью от
5 до 10 минут. Главное настроить каждого ученика на позитивное отношение к
заданиям, важность принятия участия каждого в игре или упражнении.
Формирование знаний о театральной этике.
Тема №2 Игры и упражнения в основном подвижного характера, но с
определенным заданием, заданным преподавателем. Это чаще использования
разных звуковых и зрительных сигналом и выполнение соответствующих им
действий. Использовать бубен, колокольчики, трещетки, шуршание фольги.
Например: «Наш огород» (Дети на определенный сигнал выполняют действия
собирания овощей и фруктов: раз – собираем яблоки с ветки, два - дергаем
морковку, три – ягодки с куста в корзинку. Между сигналами бегаем по
воображаемому огороду). Идет формирование точного слухового внимания в
согласовании с определенным действием. Упражнения на развитие зрительного
внимания должны побуждать к активному действию в театрализованной игре, а
также закреплять знания об окружающем мире ( цвет, форма, размер). Данная тема
рассматривает использование стульчиков в форме полукруга, предметов пед.стола
(мячики, палочки, игрушки). Пальчиковая и мимическая гимнастика для развития
координационных действий, ассоциативных примеров, развитие мелкой моторики,
сочетание движения, речи и мимики. Развивается точная выразительность передачи
эмоционального отклика на событие. Например: «Клоун», «Расскажи нам,
пальчик», «Капает дождик по…», «Что я вижу?» и др.
Тема №3 Проводятся игры и упражнения на развитие фантазии, образного
мышления, умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, интонационную
выразительность и пластику. В основном подражательные игры, повторяющие
движения за преподавателем или ведущим (Три медведя, Волшебный лес, К нам
гости пришли, Художница Осень и др.)
Тема №4 Использовать образы знакомых зверюшек и птиц, потешек, песенок.
Узнавание образа и оценка по принципу «похоже – не похоже». Импровизация
сказок (Колобок, Репка, Теремок). Использовать поощрительную систему
творческой инициативы в форме маленьких картиной, наклеек, цветочки и др.
Контрольные уроки проводятся по инициативе преподавателя по пройденным
темам, с учетом индивидуальных особенностей детей. Использовать материал
знакомый детям и вызывающий интерес для показа. Обязательное сопровождение
фонограммы, музыкальных инструментов, атрибутов, небольших элементов
костюмов.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема №1 Проводятся игры и упражнения прошлого года для развития памяти, для
положительного эмоционального настроя, желания продолжить обучение.
Тема №2
К развитию внимания зрительного и слухового добавляются игры и
упражнения на осязательные восприятия. Здесь активно применяются разные
предметы и пособия с пед.стола (лоскутки, формы, мелкие игрушки). Тренинг в
полукруге включает общение друг с другом, узнавание партнера по осязательным,
зрительным приметам. Можно использовать для звукового внимания игры на
узнавание по голосу, звуку знакомых инструментов, импровизации «на что
похоже». Пальчиковая гимнастика и упражнения на мимику проводятся в форме
инсценировки историй по литературным произведениям или придуманные самими
детьми.
Тема №3 Видение пространства и ориентирование в нем. Малый и большой круги
внимания. Упражнение на расслабление и напряжение тела, применяя разные
физические состояния (твердый, мягкий, резиновый, коряга, стеклянный, мячик,
ветерок и др.) Учить снятию ненужного напряжения (рука – кисточка, ноги –
циркуль, тело – цветочек в земле и др.)
Тема №4
Придумывание действий на тему, предложенную преподавателем.
Например, «Украшаем елочку», «Злой волшебник» и др. Развивать память и
сценическое внимание при угадывании образов или сцен из знакомых сказок,
мультфильмов, историй. Импровизация фольклорных игр «Яша», «Чижик», «Дядя
Трифон» и др. Упражнение на согласование речи и действия, первые навыки
самостоятельного сценического исполнения или групповые зарисовки.
Контрольные уроки проводятся по пройденным темам, используя детский
литературный материал, сказки, инсценировки стихов или детских рассказов.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема №1
Знакомство с театральной этикой, формирование представления о
творческой дисциплине, обязательное выполнение норм поведения на сценической
площадке, при выполнении упражнения или задания, работа с партнером. Игровой
момент при ознакомление с театром, основными законами театра. Игры с
использованием атрибутов сценического выступления (микрофон, элементы
костюма, реквизит, кулиса).
Тема №2
Игры и упражнение на продолжение развития сенсорного внимания
(зрение, слух, осязание и обоняние). Использование материалов пед.стола.
Активное использование работы с партнером, парные и мелкогрупповые задания. В
полукруге использовать упражнения для развития речевой техники:
артикуляционная гимнастика для губ и языка (только в игровой форме); звуковые и
звукоподражательные упражнения; дыхательные упражнения (на развитие
длинного, сильного и коротких выдохов «Шарик», «Насос», «Перышко» и др.);
Игры на отработку правильной дикции («Тараторки», «Поезд», маленькие и
несложные чистоговорки). Использовать упражнения на развитие мелкой
моторики в сочетанием с речью. Развитие фонематического слуха.
Тема №3
Игры и задания на показ пластических и ритмических характеристик
животных, птиц. Первые пробы наблюдения за домашними животными или
вспомнить просмотренный материал по теле- или видео. Учить свободно двигаться,
используя все пространство. Изучение возможностей своего тела в развитии
имитационных навыков. Продолжать проводить упражнение на мимические
сигналы, отклик на события.
Тема №4 Развитие способностей в умении перевоплощаться. Развитие фантазии,
воплощение задумок и идей при показе с партнером (например, «Царь Горох»),
использование музыки, необычных сигналов, речевых комментариев, звуков, для
точной передачи образа или события. Активное использование пантомимических
заданий с поощрением лучших исполнителей. Впервые проводятся беседы об
ответственности за выступление, тщательной подготовки заданий, объяснение, что
такое репетиция и для чего она нужна. Первые навыки репетиции при парных
заданиях (например, игра «Скульптор и глина), для согласования общих действий.
Подбирать игры и упражнения, вызывающие активный интерес у детей.
Контрольные уроки строятся на основе легкого сценария по материалам детских
сказок, инсценированных стихов, использовать уже знакомые театрализованные
игры и упражнения, объединенные новым сюжетом, синхробуффонады с
использованием фонограммы или самостоятельного исполнения песен.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
На занятиях по темам «Внимание» активно использовать материалы пед.стола:
лоскутки разные по цвету, свойствам, мелкие предметы разные по форме,
качественным свойствам, разные мелкие музыкальные инструменты (колокольчики,
бубен, погремушка, трещотка, дудки), картинки с иллюстрациями из знакомых
сказок, репродукций знаменитых картин, мячики, обручи и др. спортинвентарь для
игр и упражнение на пространственное обыгрывание. Класс для занятий должен
содержать разные предметы декора или интерьера, отличительных по форме и
цветовому решению для зрительных заданий, упражнений на развитие внимания и
ассоциаций. Размеры помещения для занятий должны позволять проводить
подвижные игры с использованием бега, перестроения, подгрупповым заданиям.
На занятиях используется музыкальное сопровождение, фольклорные попевки,
стихотворные задания.
Литература:
Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, «Театрализованные игры в детском саду»
С.И.Пушкина «Мы играем и поем» (инсценировки с использованием русского
фольклора)
Л.Поляк «Театр сказок» (сценарии в стихах по русским народным сказкам)
Л.Н.Новицкая «Тренинг и муштра»
С.В..Гиппиус «Гимнастика чувств»
Т.А.Куликовская «Скороговорки и чистоговорки»
Н.В.Елина «1000 загадок»