Развитие творческих способностей у дошкольников старшего возраста в области "Художественно-эстетическое развитие" в кружке "Умелые ручки".
Автор: Сафронова Елена Геннадьевна Должность: воспитатель дошкольного образования
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 25
Населённый пункт: город Выкса, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творческих способностей у дошкольников старшего возраста в области "Художественно-эстетическое развитие" в кружке "Умелые ручки".
Статья.
Тема: Развитие творческих способностей у дошкольников старшего возраста
в области «Художественно-эстетическое
развитие» в кружке «Умелые ручки».
Воспитатель первой категории
Сафронова Елена Геннадьевна
МБДОУ № 25 комбинированного вида
г. Выкса, Нижегородская область
Три правила:
Жить в красоте! Замечать красоту! Поддерживать и создавать красоту вокруг
себя! - делают эстетику быта средством эстетического воспитания
дошкольников.
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач
педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего
должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным
творческим началом. Ключевая роль детского сада – создание условий для
формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой
личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок
получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат
малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы
общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству
– это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий
потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной
среде. В современном обществе происходят социальные и экономические
перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе
модернизации в связи с «Федеральными государственными требованиями к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования». Современная концепция дошкольного воспитания показывает
важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром
человеческих ценностей. Анкетирование родителей выявило: только 32%
родителей создают условия для развития творческих способностей детей.
Низок образовательный и духовный уровень современных родителей.
Приоритетом становятся материальные ценности. Изменение содержания,
усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали
потребность в поиске новых форм и методов организационно-педагогической
деятельности. Именно поэтому наш детский сад уделяет большое внимание
художественно-эстетическому развитию воспитанников.
В нашей группе есть островок творчества, где интересно и детям, и
взрослым – это творческая мастерская «Умелые ручки», которая рассчитана
на детей старшего дошкольного возраста. Возраст детей определяется
значительным ростом физических возможностей, особенно активным
развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и
желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Развитие творческих способностей – процесс, который надо начинать с
самого детства. У некоторых детей не развита фантазия, сила воли,
усидчивость и я на данном этапе со старшими дошкольниками
активизировала их потенциал. Актуальность программы кружка «Умелые
ручки» заключается в том, что она представляет возможность воспитателю
осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его
личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать
художественно – эстетический вкус.
Основная цель в работе с дошкольниками: помочь ребёнку ощутить себя
творцом. А так как дети от природы наделены яркими способностями и
задача взрослых: и педагогов, и родителей: заинтересовать ребёнка
художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных
поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение,
мышление, помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить
ребёнка к обучению в школе.
Для реализации своего плана, в зависимости от поставленных задач
используются различные методы:
Словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, картам);
План работы кружка был разработан в соответствии с требованиями
СанПиН. Продолжительность занятий не более 25-30 минут. Состав мини-
группы одновременно работающих детей меняется.
Классические темы для детских поделок – это темы, с временем года.
Наряду с использованием в качестве картины на стене или в другой
декорации, поделки могут служить и отличным подарком;
И конечно обожаемые всеми праздники, начиная с Рождества («Пуховые
фантазии»), Дня Матери ( изготовление открыток для мам) и заканчивая
другими, не менее любимыми праздниками предлагают изобилие
всевозможных тем для творчества.
Рекомендации для коллег - воспитателей: изготовленные поделки дети могут
обыграть в игровых уголках, сделать дома с родителями, а воспитатели с
другими детьми в свободное время в индивидуальной работе. Использовать
можно различные материалы.
В работе с детьми были использованы:
- индивидуальная работа,
- экскурсии в: школу № 12, городской парк, творческий центр «Радуга»,
- работа с родителями; изготовление костюмов к показу сказки детьми, к
конкурсу костюмов из бросового материала, изготовление креативных ёлок.
Большая работа была проведена с родителями: в уголке для родителей были
помещены: видео-консультации «Моторика и её роль в развитии ребёнка»,
«Развиваем интерес к работе с бумагой», «Поделки из бумаги (квиллинг)».
Итоговая выставка для родителей «Город Мастеров». Совместная работа
родителей и детей по изготовлению поделок удовлетворяет потребность
ребёнка активной деятельности, стремление выполнить работу, даёт реальное
воплощение мысли, фантазии.
Формы работы, используемые в кружке:
- рассматривание иллюстраций,
- просмотр видео ролика об обратной лепке,
- знакомство со способом работы с бумагой «квиллинг» и другое.
У некоторых детей не развита фантазия, сила воли, усидчивость и по -
этому занимаясь в кружке изготовлением различных поделок, дети не только
выполняют определённые движения, они также
Учатся анализировать задание, планировать ход его выполнения,
задумываются над устройством различных материалов.
В конце учебного года был составлен перспективный план на
следующий учебный год на основе опроса детей, их интересов. Более всего
их заинтересовала работа с бумагой в технике «квиллинг».
Итоговыми мероприятиями стали:
*выставка детских работ для детей;
*выставка детских работ для родителей и других воспитателей.
В летний период совместно с родителями был оформлен участок
группы с использованием бросового материала. Работа с бросовым
материалом была продолжена в творческой мастерской «Мастерская
сказочных поделок».
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок
овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре,
общении, познавательно - исследовательской деятельности,
конструировании, художественно-эстетической деятельности и др.; ребенок
овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре,
общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании,
художественно-эстетической деятельности и др.; ребенок обладает развитым
воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, ребенок
обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности,