Развитие творческих способностей у дошкольников старшего возраста в области "Художественно-эстетическое развитие" в кружке "Умелые ручки".

Автор: Сафронова Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель дошкольного образования
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 25
Населённый пункт: город Выкса, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творческих способностей у дошкольников старшего возраста в области "Художественно-эстетическое развитие" в кружке "Умелые ручки".
Дата публикации: 16.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Статья. Тема: Развитие творческих способностей у дошкольников старшего возраста в области «Художественно-эстетическое развитие» в кружке «Умелые ручки». Воспитатель первой категории Сафронова Елена Геннадьевна МБДОУ № 25 комбинированного вида г. Выкса, Нижегородская область Три правила: Жить в красоте! Замечать красоту! Поддерживать и создавать красоту вокруг себя! - делают эстетику быта средством эстетического воспитания дошкольников. Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде. В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Анкетирование родителей выявило: только 32% родителей создают условия для развития творческих способностей детей. Низок образовательный и духовный уровень современных родителей. Приоритетом становятся материальные ценности. Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности. Именно поэтому наш детский сад уделяет большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников. В нашей группе есть островок творчества, где интересно и детям, и взрослым – это творческая мастерская «Умелые ручки», которая рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Возраст детей определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным
развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. Развитие творческих способностей – процесс, который надо начинать с самого детства. У некоторых детей не развита фантазия, сила воли, усидчивость и я на данном этапе со старшими дошкольниками активизировала их потенциал. Актуальность программы кружка «Умелые ручки» заключается в том, что она представляет возможность воспитателю осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно – эстетический вкус. Основная цель в работе с дошкольниками: помочь ребёнку ощутить себя творцом. А так как дети от природы наделены яркими способностями и задача взрослых: и педагогов, и родителей: заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление, помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе. Для реализации своего плана, в зависимости от поставленных задач используются различные методы: Словесный (устное изложение, беседа, рассказ); наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение); практический (выполнение работ по инструкционным картам, картам);

План работы кружка был разработан в соответствии с требованиями СанПиН. Продолжительность занятий не более 25-30 минут. Состав мини- группы одновременно работающих детей меняется.

Классические темы для детских поделок – это темы, с временем года. Наряду с использованием в качестве картины на стене или в другой декорации, поделки могут служить и отличным подарком; И конечно обожаемые всеми праздники, начиная с Рождества («Пуховые фантазии»), Дня Матери ( изготовление открыток для мам) и заканчивая другими, не менее любимыми праздниками предлагают изобилие всевозможных тем для творчества. Рекомендации для коллег - воспитателей: изготовленные поделки дети могут обыграть в игровых уголках, сделать дома с родителями, а воспитатели с другими детьми в свободное время в индивидуальной работе. Использовать можно различные материалы. В работе с детьми были использованы: - индивидуальная работа, - экскурсии в: школу № 12, городской парк, творческий центр «Радуга», - работа с родителями; изготовление костюмов к показу сказки детьми, к конкурсу костюмов из бросового материала, изготовление креативных ёлок. Большая работа была проведена с родителями: в уголке для родителей были помещены: видео-консультации «Моторика и её роль в развитии ребёнка», «Развиваем интерес к работе с бумагой», «Поделки из бумаги (квиллинг)».
Итоговая выставка для родителей «Город Мастеров». Совместная работа родителей и детей по изготовлению поделок удовлетворяет потребность ребёнка активной деятельности, стремление выполнить работу, даёт реальное воплощение мысли, фантазии. Формы работы, используемые в кружке: - рассматривание иллюстраций, - просмотр видео ролика об обратной лепке, - знакомство со способом работы с бумагой «квиллинг» и другое. У некоторых детей не развита фантазия, сила воли, усидчивость и по - этому занимаясь в кружке изготовлением различных поделок, дети не только выполняют определённые движения, они также Учатся анализировать задание, планировать ход его выполнения, задумываются над устройством различных материалов.

В конце учебного года был составлен перспективный план на следующий учебный год на основе опроса детей, их интересов. Более всего их заинтересовала работа с бумагой в технике «квиллинг».

Итоговыми мероприятиями стали: *выставка детских работ для детей; *выставка детских работ для родителей и других воспитателей.

В летний период совместно с родителями был оформлен участок группы с использованием бросового материала. Работа с бросовым материалом была продолжена в творческой мастерской «Мастерская сказочных поделок». Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др.; ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др.; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,