"Веселый рюкзачок"

Автор: Веревка Юлия Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г.Орск"
Населённый пункт: г. Орск, Оренбургская область
Наименование материала: программа дополнительного образования по спортивному туризму
Тема: "Веселый рюкзачок"
Дата публикации: 19.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Управление образования администрации г. Орска Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г.Орска» Программа рассмотрена и одобрена Утверждаю на Методическом совете ЦДЮТур и Э Директор ЦДЮТур и Э Протокол № 1 от 24 августа 2015 г. В.Ю. Усков Секретарь:_________________ «24» августа 2015 г.
Дополнительная общеразвивающая программа

«Весёлый рюкзачок»

(Оздоровительно-познавательный туризм)





Возраст воспитанников: 7-8 лет

Срок реализации: 2 года
Автор: Верёвка Юлия Владимировна, педагог дополнительного образования ЦДЮТур и Э высшей категории
г. Орск, 2015г.


Содержание
1. Пояснительная записка ………………………………………………. 3 1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы ..3 1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность……..3 1.3. Цель и задачи программы………………………………………….4 1.4. Отличительные особенности программы…………………………5 1.5. Возраст детей………………………………………………………….6 1.6. Срок реализации программы……………………………………… 6 1.7. Формы и режим занятий…………………………………………… 6 1.8.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности…………………………………………………..7 1.9. Формы подведения итогов реализации программы………………...9 2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ. Первый год обучения. …………............10 Содержание изучаемого курса……………………………………… ..13 3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ. Второй год обучения.……… 19 Содержание изучаемого курса……………………………………… 22 4. Методическое обеспечение программы…………………………… 28 5. Список литературы…………………………………………………….31 6. Приложения…………………………………………………………….32 2

I. Пояснительная записка.
Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития. Способствует изучению родного края, приобретению навыков самостоятельной деятельности. В процессе туристско-краеведческой деятельности у детей формируются такие жизненно-важные качества, как упорство, честность, мужество, взаимовыручка. Данная программа предполагает организацию оздоровительно- познавательной деятельности детей средствами туризма под руководством педагогов таким образом, чтобы оказывалось преимущественное воздействие образовательно-воспитательного процесса на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка в непосредственном контакте обучающихся с действительностью, окружающей природной и социальной средой. Туризм имеет много преимуществ: Во-первых, туризм, как средство физического воспитания, позволяет разнообразить двигательную деятельность детей, в полной мере использовать движения на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости и способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка. Во-вторых, именно туризму присущи коммуникативные функции, и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания. В-третьих, средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей.
1.1.

Направленность дополнительной общеразвивающей

программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Оздоровительно - познавательный туризм» имеет туристско-краеведческую направленность.
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Программа обладает рядом особенностей, отличающих её от известных методических рекомендаций по организации занятий туризмом. Во-первых, новизна программы заключается в том, что уже с младшего школьного возраста предполагается постепенное формирование туристских навыков и потребности в здоровом образе жизни. Во-вторых, основу программы составляет рациональное сочетание двигательной, игровой, познавательной деятельности. В-третьих, программу можно использовать в качестве компонента базовой в системе школьного образования или самостоятельной в системе дополнительного образования. При этом программный материал может 3
включаться не только в активный отдых и физкультурно-оздоровительную работу, но и в учебную работу по физическому воспитанию в качестве самостоятельных физкультурных занятий с туристической направленностью. В настоящее время вопросы активизации двигательного режима на основе использования средств туризма в работе с младшими школьниками используются недостаточно эффективно. Двигательная деятельность с туристской направленностью позволяет восполнить недостаток физических занятий, особенно во внеурочное время. В этом и заключается актуальность нашей программы. Обучение туризму предполагает овладение знаниями и умениями в различных областях: техника и тактика походов, топография и ориентирование, организация туристского быта, физиология и медицина, особенности организации питания в походе, экология, краеведение, что позволяет формировать экологическое мышление обучающихся, создает условия для их самоопределения, формирования общей культуры. Актуальность программы обусловлена тем, что на сегодня в России поднимаются вопросы развития детско-юношеского туризма, формирования потребности в здоровом образе жизни, способности помочь себе и ближним в условиях чрезвычайной ситуации. В этой связи особо актуальной становится разработка данной программы, формирующей социализацию и здоровый образ жизни обучающихся. Педагогическая целесообразность. Данная общеразвивающая программа педагогически целесообраз на, т.к. при ее реализации туризм, оставаясь само стоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию здорового и безопасного образа жизни, воспитанию патриотизма, коллективизма, взаимопомощи, привитию навыков познавательной, творческой, трудовой деятельности.
1.3. Цель и задачи программы

Цель программы
: развитие безопасного и здорового образа жизни личности младшего школьника через туристско - краеведческую деятельность.
Задачи:
Воспитательные: - сформировать у обучающихся социальную активность, гражданскую позицию средствами туристско - краеведческой деятельности; -воспитать самосознание младших школьников в условиях походной жизни; -сформировать ценностно-смысловую ориентацию и ориентацию в межличностных отношениях. Образовательные: - сформировать знания, умения и навыки основ техники и тактики туризма; 4
- обучить знаниям и умениям организации бивуака; - обучить основам оказания первой доврачебной помощи и безопасного поведения в природных условиях. Развивающие: - развить физические качества обучающихся; - развить волевые и коммуникативные качества; - развить познавательную, творческую и общественную активность обучающихся; - развить навыки самостоятельной работы и ее планирования.


1.4. Отличительные особенности программы
Программа составлена на основе программ:  «Юные туристы-многоборцы», автор И.И. Махов,  «Юные туристы-краеведы», автор Д.В. Смирнов,  «Туристята», автор Т.П. Завьялова. Первые две программы являются образовательными, предусматривают приобретение обучающимися основных знаний о своём крае, технике и тактике туризма, ориентированию на местности, ведение краеведческих наблюдений и исследований, оказание первой доврачебной помощи, но рассчитаны на учащихся 6-11 классов. Программа «Туристята» - для дошкольников 6-7 лет, но не является образовательной, не содержит распределения учебных часов на различные виды подготовки туриста-дошкольника, отсутствуют методические рекомендаций и критерии отслеживания результативности. В основе замысла программы лежит идея развивающего обучения (В.В.Давыдова и др.) в процессе совместной деятельности детей и специально подготовленного организатора детской оздоровительно-познавательной, туристской самодеятельности (воспитатель, учитель, родитель, старший школьник, студент педагогического училища, педагогического вуза). Содержание программы опирается на концепции детско-юношеского туризма, «Школа жизни – окружающий мир» (А.А.Остапец-Свешников, М.И.Богатов, О.И.Мотков) и предполагает активное участие в туристской деятельности детей и их родителей. Программа составлена в соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ», приказом Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», санитарно- эпидемиологическими требованиями к учреждениям ДОД СанПин 2.4.4. 1251- 03 от 20.06 2003 г., примерными требованиями к программам ДОД от 11. 12. 2006 г. №06-1844 5

1.5. Возраст детей
Предлагаемая программа рассчитана на два года обучения с обучающимися 7-8 лет, проявляющими интерес к естествознанию, оздоровительно- познавательному, самодеятельному туризму и краеведению.
1.6. Срок реализации программы
Продолжительность образовательного процесса 2 года.
1.7. Формы и режим занятий
Рекомендуемый минимальный состав группы первого года занятий – 15 человек, второго - не менее 12 человек. Программа каждого года занятий рассчитана на 72 часа (по два часа в неделю), с сентября по май включительно. Занятия проводятся как в группе, так и индивидуально. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий. Каждая тема занятий предполагает организацию оздоровительно-спортивной (активные подвижные игры, мини-соревнования, состязания, как в помещении, так и на природе, учебные занятия, экскурсии и туристско-оздоровительные прогулки) и познавательно-творческой деятельности (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение книг о природе и путешественниках, просмотр мультфильмов и видеосюжетов, изготовление детьми поделок из природных материалов) обучающихся. Организация оздоровительно-познавательной туристской деятельности должна строиться с учетом возрастных особенностей обучающихся и быть личностно-ориентированной. Индивидуальные «образовательные маршруты» должны проходить через различные образовательные области и способствовать освоению обучающимися основ краеведения, азбуки туристско-бытовых навыков и организации быта в полевых условиях, ориентирования на местности. А также формированию физкультурно-туристских знаний, умений и навыков, обучению двигательным действиям, общему укреплению здоровья и закаливанию организма, развитию физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей и скоростно-силовых качеств), овладению техникой преодоления простейших естественных (искусственных) препятствий во время экскурсий в природу, туристских прогулок, походов выходного дня. Педагогу важно предусматривать возможность отдыха детей после интенсивной нагрузки для восстановления затраченных сил. Предполагается, что большая часть занятий будет проводиться на открытом воздухе в парке (лесопарке), во дворе образовательного учреждения. Педагогическая эффективность оздоровительно-познавательной туристской 6
деятельности будет выше, если в содержание этой деятельности каждый занимающийся будет включаться посредством выполнения посильных его возрастным особенностям и индивидуальным творческим способностям туристских организационно-хозяйственных (командир, физорг, ремонтный мастер, штурман, дежурный, заведующий снаряжением, санинструктор и т.д.) и познавательно-краеведческих («знаток погоды», «знаток птиц», «знаток растений», «знаток трав», «знаток улицы», «знаток достопримечательностей» и т.д.) должностей (ролей). Программа предусматривает проведение систематической (не менее 2 раз в течение каждого года занятий) психолого-педагогической и медико- функциональной диагностики и тестирования обучающихся с целью наблюдения и контроля за влиянием занятий оздоровительно-познавательным туризмом на организм детей и отслеживания динамики развития функциональных, физических и творческих способностей детей с целью своевременной коррекции дозировки объемов, интенсивности и продолжительности нагрузок и разработки индивидуальных личностно- ориентированных «образовательных маршрутов». Для этого привлекаются педагог-психолог и медицинский работник учреждения.
1.8.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Основным результатом работы педагога с обучающимися будет не только приобретение навыков безопасного и здорового образа жизни, но и самоопределения и смыслообразования в условиях туристско-краеведческой деятельности. Идентификации себя как гражданина планеты, России и мира природы, нравственно-этического оценивания последствий своих действий в социоприродной среде, умение обучающихся работать с информацией, перерабатывать ее, анализировать, прогнозировать и контролировать результаты деятельности. Планируемые результаты освоения данной программы отслеживаются по трем компонентам: личностный, предметный и метапредметный, что позволяет определить динамическую картину развития обучающегося. 1. Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентация в межличностных отношениях, сформированность мотивации туристской деятельности, ориентации на моральные нормы и их выполнения, приобщения к занятиям здоровым образом жизни. Для оценки сформированности и развития личностных характеристик обучающихся используются:  Скрытое и открытое наблюдение;  Проведение ролевых игр; 7
 Распределение обязанностей на занятиях и в походах;  Опросники;  Анкетирование; Психолого-диагностические методики. Диагностика проводится по окончании первого полугодия и в конце учебного года. 2. Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). 3. Предметные результаты — освоенные в ходе изучения программы специфической для туризма предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными
(соотношение поступков и событий с морально – этическими нормами) результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1.
Определять
и
высказывать
под руководством педагога самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). 2. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор,
при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. 3. Ценить и принимать следующие базовые ценности: добро, терпение, малая родина, природа, семья, здоровье. 4. Уважать свою семью, старших, ровесников. 5. Оценивать жизненные ситуации, поступки свои и других участников с точки зрения общечеловеческих норм. 6. Понимать личностный смысл учения, выбирать дальнейший образовательный маршрут. 7. Осмысливать и осваивать правила здорового и безопасного образа жизни.
Предметные
результаты - сформированность знаний и умений в области спортивного туризма и ориентирования, опыт организации походов, привалов и ночлегов, безопасного нахождения в условиях природной среды и применение полученных знаний, умений и навыков на практике. Проверка результатов проходит в форме: 8
 Учебно- тренировочных походов;  Слетов и соревнований ;  Тестирования. Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:  Зачетные занятия;  Соревнования внутри группы и межгрупповые соревнования.
Метапредметные
результаты: сформированность сотрудничества, взаимоконтроля ,умения ставить перед собой правильные целевые установки, умение искать информацию, анализировать и перерабатывать ее, мыслить, давать оценку, умение принимать коллективное решение и отстаивать свое мнение. Сформированность ответственности, самостоятельности, активности, творческого подхода обучающегося , что способствует благотворной работе в коллективе. Проверка проходит в форме:  Анкетирования;  Опросников;  Скрытого наблюдения;  Психолого-диагностических методик.
1.9. Формы подведения итогов реализации программы
Основными формами подведения итогов реализации программы являются выступления обучающихся на соревнованиях по туристскому многоборью, туризму и ориентированию, выступления на слетах, фестивалях, их результаты, участие в зачетных учебно- тренировочных спортивных походах, выполнение разрядных нормативов. 9

2.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Первый год обучения
№ Раздел/тема Количество часов (аудиторных) УУД цор Все го Тео рия Прак тика Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникатив ные 1 Введение Оздоровительная роль туризма 1 1 - Желание приобретать новые знания и умения. Понимание смысла ведения здорового образа жизни. Осознание себя как индивидуально сти и одновременно как члена общества. Проявление дисциплиниров анности, трудолюбия и Осознание качества и уровня усвоения материала. Соблюдение дисциплины и правил техники безопасности. Активное включение в коллективную деятельность, взаимодействие со сверстниками в достижении общих целей. Усвоение, перерабатыва ние информации под руководством педагога. Формирование учебно- познавательного интереса к туризму. Умение находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления. Умение вступать в учебный диалог с педагогом, сверстниками. Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Включаться в общение и взаимодействи е со сверстниками на принципах уважения и Фото граф ии, виде офра гмен ты, текст овые доку мент ы, t mmos cow /index. php, s urok- 2 2,1 2,2 2,3 2.4 2.5 2.6 2.7
Азбука туристско-бытовых

навыков
Основы безопасности в природной среде Основы безопасности дома и в школе Личное снаряжение и уход за ним Человек – загадка природы Организация биваков и охрана природы Типы костров Установка палаток 1 1 1 2 2 2 2 1 1 - 1 - 1 - - - 1 1 2 1 2 11 4 7
упорства в достижении поставленных целей. Готовность поддерживать состояние своего здоровья. Распределение нагрузки и отдых в процессе выполнения деятельности. Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку. Осуществлять для решения учебных задач операции сравне ния. Измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития, развития основных физических качеств. доброжелатель ности, взаимопомощи и сопереживания oren.r u/, t urcentr rf 3 3,1 3.2 3.3
В гостях у доктора Айболита
Оказание первой доврачебной помощи Обработка ранок, ссадин и способы наложения простейших повязок Растения – верные друзья 2 3 2 1 1 - 1 2 2 7 2 5 4 4.1 4.2 4.3
Основы краеведения
Моя семья Природа вокруг нас Загадки в мире растений и животных 3 3 2 1 1 1 2 2 1 8 3 5 5 5.1 5.1. 1 5.2
Азбука спортивно-

оздоровительного туризма
Пешеходный туризм Полоса препятствий пешеходного туризма Велотуризм 8 5 5 2 1 1 6 4 4 18 4 14 11
Представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека 6 6.1 6.2
Общая спортивно-

оздоровительная

физическая

подготовка
Общая физическая подготовка и оздоровление организма Психолого-педагогическая и врачебно-медицинская диагностика функционального и физического развития и тестирование воспитанников. 23 4 2 - 21 4 27 2 25
Итого за период

занятий
72 16 56 12

3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

I год обучения

1.

Введение

1.

Оздоровительная роль туризма.
Знакомство с детьми. Уточнение интересов и пожеланий обучающихся. Польза и значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения (изучение и познание окружающего мира) для оздоровления организма ребёнка, познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха парков, лесов и полей для организма человека. Укрепление костно-мышечной системы, сердца, легких и других органов при активном передвижении на прогулках и экскурсиях. Практическое занятие. Знакомство детей с помещениями (школой, спортивным залом) и сооружениями (туристско-спортивной площадкой), где будут проходить учебные занятия и оздоровительные тренировки.
2. Азбука туристско-бытовых навыков

2.1. Основы безопасности в природной среде.
Правила поведения и соблюдения тишины при участии в туристской прогулке, экскурсии в парк (лес), взаимопомощь в туристской группе. Правила поведения юных туристов во время различных природных явлений (снегопада, гололеда, грозы, сильного ливня, тумана и пр.). Правила поведения в парке (лесу) при обнаружении сильного задымления или очага возгорания. Правила безопасности при встрече в природной (городской) среде с представителями животного мира (в т.ч. домашними животными). Необходимость выполнения требований руководителя туристской (экскурсионной) группы.
2.2. Основы безопасности дома и в школе.
Правила поведения в школе и досуговых учреждениях. Правила обращения с колюще-режущими предметами, электроприборами, предметами бытовой химии и медикаментами. Пожарная безопасность и правила поведения в чрезвычайных (аварийных) ситуациях. Знание телефонов аварийных служб. Практические занятия. Игры на тему: «Что делать в случае … (задымления, очагов возгорания, запаха газа, обнаружения посторонних предметов и пр.)?», «Действия в аварийной ситуации во время экскурсии, на туристской прогулке», «Правила перехода улицы».
2.3. Личное снаряжение и уход за ним.
Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, участия в экскурсии: рюкзачок юного туриста и требования к нему; личная посуда;
средства личной гигиены. Укладка рюкзачка юного туриста, соблюдение гигиенических требований. Умение подобрать личное снаряжение в соответствии с погодными условиями и сезоном года. Уход за личным снаряжением. Практические занятия. Игра «Собери рюкзачок к туристской прогулке». Сбор группы и прогулка по микрорайону (окрестностям школы) в межсезонье.
2.4.

Человек- загадка природы (личная гигиена туриста).
Как я родился. Из чего я состою. Строение органов пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения и размножения. Гигиена и профилактика болезней, травматизма. Правила соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, при организации перекусов. Личная гигиена юного туриста при занятиях физическими упражнениями и оздоровительно-познавательным туризмом. Зарядка юного туриста. Закаливание организма юного туриста, Комплекс упражнений юного туриста, укрепляющего организм. Соблюдение гигиенических требований личного снаряжения юного туриста. Практические занятия. Упаковка продуктов питания для организации перекуса в туристской прогулке. Личная гигиена юного туриста на привале, при организации перекуса. Чтение и обсуждение детской литературы о правилах личной гигиены с организацией чаепития (для закрепления правил личной гигиены).
2.5. Организация биваков и охрана природы.
Бивак на туристской прогулке. Охрана природы при организации привалов и биваков. Требования к бивакам (дрова, источники воды, безопасность, эстетичность, экология). Устройство и оборудование бивака (места для приема пищи, для отдыха, для гигиены и умывания, для забора воды и мытья посуды). Охрана природы в туристской прогулке или во время экскурсии. Практические занятия. Планирование места организации бивака на плане (спорт.карте) местности. Планировка и организация бивака на местности. Организация бивачных работ. Разбивка лагеря для привала на туристской прогулке.
2.6. Типы костров.
Основные типы и назначение туристских костров: «шалаш», «колодец», «таежный», «ладья», «звездный». Определение места для костра. Соблюдение правил пожарной безопасности при разведении и поддержании костра. Заготовка дров (охрана природы и правила сбора валежника, сухостоя). Растопка для костра, ее заготовка и хранение. Разведение костров. Упаковка спичек и сухого горючего. Тушение костров и охрана природы. Занятия на местности. Почему не заросла «рана» от костра? Встреча со знакомым кострищем. Участие в заготовке растопки и хвороста в лесу для 14
костра. Оборудование и обустройство кострищ во время прогулки. Сооружение костра для обогрева и сушки.
2.7. Установка палаток.
Устройство палаток. Выбор места на площадке (поляне) для установки палатки. Требования к месту для установки палатки на поляне (биваке). Установка палатки, тента для палатки или тента для отдыха группы. Практические занятия. Проверка комплектации палатки и ее целостности перед выходом на прогулку. Упаковка палатки для транспортировки. Занятия на местности: Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки (парк).
3. В гостях у доктора Айболита.

3.1. Оказание первой доврачебной помощи
Оказание первой доврачебной помощи:
-
при порезах, ссадинах, ушибах, мозолях. Характеристика травм, необходимая помощь при них;
-
при тошноте, рвоте (отравлении). Профилактика пищевых отравлений. Признаки отравления. Оказание необходимой помощи; - при солнечном, тепловом ударе. Причины теплового и солнечного удара. Необходимая помощь. Признаки заболевания.
3.2. Обработка ранок, ссадин и наложение простейших повязок.
Правила и способы обработки ран, ссадин. Требования к правилам наложения повязок, материалы для их обработки. Практические занятия. Игра «Айболит» (необходимая первая доврачебная помощь, правила обработки и наложения повязок).
3.3. Растения – верные друзья.
Растения – верные друзья (о зеленой аптечке юного туриста). Ядовитые и не ядовитые растения, лечебные травки. Практическое занятие. Сбор и сушка лечебных трав, изготовление гербария. Заваривание фиточая.
4. Основы краеведения.

4.1. Моя семья
Состав семьи обучающихся (родословная). Семейные традиции и семейные праздники. Мои родные. Мой дом. Моя комната. Практические занятия. Составление (совместно с родителями) генеалогического древа своей семьи. Рисование «Мои родные», «Дом, в 15
котором я живу», «Моя комната», «Моя любимая игрушка». Рассказ о своих друзьях, родителях.
4.2. Наша природа
Растения и животные родного края, микрорайона, парка. Сезонные изменения в жизни фауны и флоры двора детского сада, микрорайона сада. Фауна и флора леса, луга, берега реки. Природные материалы для изготовления поделок, сувениров, картин и пр. Голоса птиц и животных живого уголка, своего двора, парка (ближайшего леса), следы их жизнедеятельности в природе. Оказание помощи братьям меньшим. ( изготовление и установка кормушек для подкормки зимующих птиц). Правила поведения и наблюдения за природой во время экскурсии. Подведение итогов экскурсии. Краеведческие задания юных туристов и их выполнение на экскурсии. Краеведческие должности (роли) юных туристов на экскурсии, во время туристской прогулки: знаток погоды, знаток растений, знаток животных, географ, знаток природы и т.д. Практические занятия. Ведение дневников наблюдений, впечатлений (совместно с педагогом или родителями). Рисовка зимнего двора, парка (леса). Выполнение аппликации «Осенняя сказка» и т.п. Выполнение рисунка о том, что увидели в своем дворе, во время туристской прогулки или экскурсии. Рассказ воспитанников о наиболее ярких впечатлениях от посещения музея, выставки. Занятия на местности. Экскурсии в парк (лес). Выполнение краеведческих заданий (сбор листвы различных пород деревьев, поиск и сбор отпечатков (рисунков) следов животных и птиц, сбор растений для гербариев и пр.). Изготовление и установка кормушек для подкормки зимующих птиц. Экскурсия в музеи и выставки (с изображением природы, животного мира). Соблюдение правил поведения и культуры общения в культурно-зрелищных учреждениях. Формирование умения слушать экскурсовода и правильно осматривать экспонаты; умения юных туристов - экскурсантов помнить цель экскурсии - узнать и увидеть что-то новое, интересное.
4.3. Загадки в мире растений и животных.
Значение растений в жизни человека: очищают воздух, лечат, используются как продукт питания. Изменение растений в связи со сменой времени года. Разнообразие растений в экосистемах: луга, поля, рощи, реки, озера, болота. Способы размножения. Среда обитания. Внутреннее строение животных. Поведение и повадки животных. Что общего в строении и поведении животных и человека. Группы животных: травоядные, хищники, всеядные. Практические занятия. Составление воспитанниками «Красной книги» родного края (редко встречающиеся растения и животные). Забота о растениях и животных. Участие юных туристов в охране растений и животных. 16

5. Азбука спортивно-оздоровительного туризма.

5.1. Пешеходный туризм
Способы преодоления простейших естественных препятствий (без туристского спец.снаряжения): организация движения группы в лесном массиве; преодоление простых водных преград (ручьев, луж), преодоление крутых склонов; движение по дорогам (дорожкам), преодоление спусков. Способы переправ через условное болото по наведенным кладям (жердям), через условное болото по кочкам, по бревну на равновесие. Просмотр видеофильмов о способах преодоления простейших естественных препятствий (без снаряжения). Занятия на местности. Техника передвижения юных туристов: спуски, подъемы. Движение по слабопересеченной и равнинной местности. Отработка практических умений и навыков преодоления естественных и искусственных препятствий. Переправа через условное болото по наведенным кладям (жердям). Переправа через условное болото по кочкам. Переправа по бревну на равновесие. Преодоление естественных завалов. Движение по лесным массивам. Движение по песчаным склонам (спуски и подъемы).
5.1.1. Полоса препятствий пешеходного туризма
/осень, весна/. Естественное и искусственное препятствие. Способы преодоления препятствий. Правила безопасного преодоления препятствий. Оказание взаимовыручки и взаимопомощи. Дистанция соревнований, этап дистанции. Разметка и маркировка дистанции. Старт и финиш. Личное и командное, в том числе сквозное, прохождение дистанции полосы препятствий. Взаимодействие членов в туристской команде. Права и обязанности участника юного спортсмена – туриста в команде на соревнованиях. Занятия на местности. Переправа через болото по кочкам; переправа по гати по наведенным кладям (жердям); переправа по бревну на равновесие; преодоление завала; «мышеловка»; туристские узлы; установка и снятие палатки; преодоление оврага (канавы) с помощью маятника, спуски и подъемы, движение по песчаным склонам (спуски и подъемы)
5.2. Велотуризм.
Ведение велосипеда в руках. Способы посадки на велосипед. Прямолинейное движение на велосипеде. Сохранение равновесия на велосипеде. Выполнение поворотов. Торможение. Остановка. Практические занятия (на спортивной площадке). Ведение велосипеда, езда на велосипеде, выполнение поворотов, торможения, объезд предметов (змейка), езда по кругу. Велопрогулки.
6. Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка.

6.1. Общая физическая подготовка и оздоровление организма.
17
Совершенствование естественных видов движений. Развитие основных физических качеств (быстрота, выносливость, сила, гибкость) и общих координационных способностей (ОКС). Комплекс утренней физической зарядки. Развитие общей и специальной выносливости. Гигиена при занятиях физическими упражнениями. Практические занятия.
Развитие выносливости
: циклические упражнения – ходьба, бег, ходьба в чередовании с бегом, прыжки, подвижные игры.
Развитие силы:
упражнение динамического характера скоростно - силовой направленности с ограничением статистических компонентов – лазание, простые висы, метание, прыжки через препятствия, упражнения с партнером.
Общеразвивающие упражнения:
(ОРУ) с предметами небольшой массы.
Развитие быстроты:
хорошо освоенные упражнения, выполняемые с максимальной скоростью, бег на короткие дистанции, челночный бег, игровые упражнения с элементами соревнования, подвижные игры.
Развитие

гибкости:
упражнения с увеличенной амплитудой движения на растягивание, пружинистые, маховые движения, прыжки, метание, лазание.
Развитие ОКСУ:
упражнение на построение, перестроение, подвижные игры, эстафеты с преодолением препятствий. Занятия на местности. Бег в колонне по одному по пересеченной местности, бег «серпантином», прыжки в длину и высоту. Бег с препятствиями. Подвижные, спортивные (в том числе народные) игры.
6.2. Психолого-педагогическая и врачебно-медицинская диагностика

функционального и физического развития и тестирование

воспитанников.
Входное тестирование и диагностика (осень). Я и моя семья. Выявление психолого-педагогического портрета окружения обучающихся. Рассказ детей о своих друзьях и своих семьях. Мой режим дня. Физическое развитие и подготовленность, самоконтроль учащихся. Практическое занятие. Рисование детей на тему «Моя семья». Проведение тестов с целью выявления темперамента, воображения, типа памяти и пр. Занятие на местности. Проведение в игровой (состязательной) форме тестов с целью определения (выявления) общего физического и функционального уровня развития воспитанников. Констатирующее тестирование и диагностика (весна). Практическое занятие. Организация самоконтроля за соблюдением режима дня, ведение (совместно с родителями) дневника наблюдений за параметрами физического развития организма детей. Занятие на местности. Проведение в игровой (состязательной) форме контрольных тестов с целью констатации динамики общего физического и функционального уровня развития обучающихся за год. 18

3.

Учебно-тематический план программы

Второй год обучения
№ Раздел/тема Количество часов (аудиторных) УУД цор Все го Тео рия Прак тика Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникатив ные 1 Введение Познавательная роль туризма 1 0,5 0,5 Анализ и объективное оценивание результатов собственного труда, нахождение возможности и способов их улучшения. Осознание себя как индивидуально сти и одновременно как члена общества. Осознание качества и уровня усвоения материала. И того, что подлежит усвоению. Соблюдение дисциплины и правил техники безопасности. Планирование собственной деятельности. Адекватное оценивание своих Самостоятельное усвоение, перерабатывание информации и анализирование. Осознание познавательной задачи. Формирование учебно- познавательного интереса к туризму. Умение находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; включаться в общение и взаимодействие со сверстниками Фото граф ии, виде офра гмен ты, текст овые доку мент ы, карт ы t mmosc owi ndex.p 2 2,1 2,2 2,3 2.4 2.5 2.6 2.7
Азбука туристско-бытовых

навыков
Основы безопасности в природной среде Основы безопасности дома, в щколе, в общественных местах Личное снаряжение и уход за ним Человек – загадка природы Организация биваков и охрана природы Типы костров Установка палаток 1 1 2 2 2 2 2 1 1 1 1 - - - - - 1 1 2 2 2 12 4 8 3 3,1
Азбука топографии
Простейшие условные знаки 3 1 2
Проявление дисциплиниров анности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей. Правильный выбор социальных ориентиров, используя имеющиеся знания, опыт. достижений, осознавание возникающих трудностей, поиск их причины и пути преодоления. Продолжение коллективной деятельности, взаимодействие со сверстниками в достижении общих целей. Распределение нагрузки и отдых в способы их исправления. Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе знаний и имеющегося опыта. Осуществлять для решения учебных задач операции сравне ния. на принципах уважения и доброжелатель ности, взаимопомощи и сопереживания hp, s urok- oren /, t urcentr rf 4 4,1 4.2 4.3
В гостях у доктора Айболита
Оказание первой доврачебной помощи Обработка ранок, ссадин, мозолей и наложение простейших повязок Растения – верные друзья 2 2 2 1 - - 1 2 2 6 1 5 5 5.1 5.2
Основы краеведения
Моя семья Наша природа 3 4 1 1 2 3 7 2 5 6 6.1. 1 6.1. 2 6.2 6.3
Азбука спортивно-

оздоровительного туризма
Пешеходный туризм Полоса препятствий пешеходного туризма Туристские узлы Велотуризм Лыжный туризм 5 6 5 5 1 1 1 1 4 5 4 4 21 4 17 20
процессе выполнения деятельности. Измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития, развития основных физических качеств. Представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека 7 7.1 7.2
Общая спортивно-

оздоровительная физическая

подготовка
Общая физическая подготовка и оздоровление организма Психолого-педагогическая и врачебно-медицинская диагностика функционального и физического развития и тестирование 18 4 - - 18 4 22 - 22
Всего за период занятий

72

12,5

59,5
21




22

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

II год обучения

1. Введение

1. Познавательная роль туризма
Туризм – средство познания своего края. Рассказы детей о наиболее ярких впечатлениях, полученных летом в путешествиях, поездках или экскурсиях. Подведение итогов первого года занятий. Беседа об основных достижениях каждого обучающегося. Постановка целей и задач на новый год. Уточнение интересов и пожеланий обучающихся на новый учебный год. Практическое занятие. Рисование или аппликация на тему «Как я отдыхал летом…». Оформление детьми газеты из фотографий и рисунков, рассказов о занятиях в объединении в течение I года и их летнем отдыхе.
2. Азбука туристско-бытовых навыков

2.1. Основы безопасности в природной среде.
Правила поведения на туристской прогулке, экскурсии в лес, к реке (водоему), взаимопомощь в туристской группе. Правила разведения и поддержания туристского костра, а также его тушения при оставлении места бивака. Правила сбора лекарственных и дикорастущих растений (цветов), грибов и ягод. Правила личной безопасности при встрече в природной среде с представителями животного мира. Выполнение требований руководителя туристской (экскурсионной) группы. Соблюдение тишины во время туристских прогулок, учебных экскурсий. Элементарные правила поведения в чрезвычайных (аварийных) ситуациях в природной среде.
2.2. Основы безопасности дома, в детском саду, в общественных местах.
Беседа о правилах поведения дома, в школе, в общественных местах. Правила обращения с колюще-режущими предметами, электроприборами, предметами бытовой химии и медикаментами. Правила противопожарной безопасности и правила поведения в чрезвычайных (аварийных) ситуациях в школе, действия в случае объявления тревоги. Знание телефонов аварийных служб 01, 02, 03, 04, службы спасения. Правила эвакуации из помещения (школы ,спортивного зала) при возникновении опасности, оказание помощи младшим и девочкам. Практическое занятие. Игра «Как правильно (быстрей, безопасней) среагировать… », действия в аварийной ситуации дома или в школе. Правила движения по микрорайону, по улице.
2.3. Личное снаряжение и уход за ним
Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки (экскурсии) в зимнее время (межсезонье). Требования к обуви и к одежде для туристских мероприятий зимой. Личная посуда туриста, туристский коврик, спальный мешок, рюкзак. Специальное туристское снаряжение для соревнований: рукавицы, перчатки, штормовки, головной убор, обувь. Термос и правила безопасности при пользовании им на экскурсии или зимней прогулке. Укладка и
упаковка рюкзачка для зимней прогулки. Формирование умений подбирать личное снаряжение в соответствии с погодными условиями (зима и межсезонье). Практические занятия. Игра «Собери рюкзачок к зимней туристской прогулке» (правильная, в т.ч. с точки зрения гигиены, его укладка). Упаковка продуктов для перекуса. Сбор группы и прогулка по парку или лесу в зимнее время для выяснения и корректировки умений готовиться к участию в туристских мероприятиях.
2.4. Человек – загадка природы (личная гигиена туриста).
Соблюдение правил «Чистота – залог здоровья» и «В здоровом теле – здоровый дух». Соблюдение правил личной гигиены на туристских прогулах при организации перекусов в зимнее время (межсезонье). Личная гигиена при занятиях физической культурой, спортом и туризмом. Утренняя зарядка. Утренний и вечерний туалет. Закаливание. Организация простейших наблюдений за состоянием самочувствия и здоровья. Практические занятия. Игра «Упаковка перекуса, продуктов питания для зимней туристской прогулки». Чтение и обсуждение литературы о правилах личной гигиены. Просмотр и обсуждение видеосюжетов «Из жизни юных туристов».
2.5. Организация биваков и охрана природы.
Требования к охране природы при организации биваков, устройстве костров. Утилизация бытовых отходов и мусора после зимней прогулки, экскурсии. Устройство и оборудование бивака на берегу водоема (реки, озера): кострище, места для приема пищи, для отдыха, мусорная яма, туалет. Охрана природы в туристском походе или экскурсии. Участие кострового в разведении костра и заготовке растопки. Практические занятия. Игра «Выбор места для организации бивака на туристской прогулке на плане (спорт.карте) местности с учетом требований к биваку и с учетом выполнения необходимых общественных и краеведческих заданий». Занятия на местности. Планировка и организация бивака на местности. Организация бивачных работ во время туристской прогулки. Разбивка лагеря. Участие кострового в заготовке растопки для группового костра, обустройстве и разведении костра (педагогом) на опушке в лесу, на берегу реки.
2.6. Типы костров.
Основные типы и назначение туристских костров: «шалаш», «колодец», «таежный», «ладья», «звездный». Определение места для костра. Соблюдение правил пожарной безопасности при разведении и поддержании костра. Заготовка дров (охрана природы и правила сбора валежника, сухостоя). Растопка для костра, ее заготовка и хранение. Разведение костров. Обязанности кострового туристской группы. Упаковка спичек и сухого горючего. Занятия на местности. Участие в заготовке растопки и хвороста в лесу для костра. Оборудование и обустройство кострищ во время прогулки. Участие кострового в разведении костра и заготовке растопки. 24

2.7. Установка палаток.
Палатки для туризма и отдыха и их устройство. Колышки и стойки к палатке. Тенты для защиты группы от дождя и ветра. Выбор площадок для установки палатки. Требования к установке палатки и тента на поляне (биваке). Установка и снятие палаток (типы «Зима», «Черепашка» и «Двускатная»). Тенты (верхний и нижний) для палаток. Снятие палатки и ее упаковка для транспортировки. Практические занятия. Проверка комплектации палаток перед выходом. Установка палаток в спортивном зале. Снятие и упаковка палаток. Занятия на местности. Установка и снятие палаток на местности, защита палаток от дождя.
3. Азбука топографии

3.1. Простейшие условные знаки.
Способы изображения на рисунках и планах водных объектов, сооружений, растительности и пр. Простейшие условные знаки. Знакомство с изображением местности школы (ближайшего парка, леса). Знаток условных знаков в туристской группе. Овладение навыками чтения легенды маршрута. Практические занятия. Рисовка условных знаков. Кроссворды по условным знакам. Овладение навыками чтения легенды маршрута. Занятие на местности. Составление легенды движения группы условными знаками. Игра по топографическим знакам: «Забавный рисунок», «Ошибка топографа».
4. В гостях у доктора Айболита

4.1. Оказание первой доврачебной помощи
Оказание первой доврачебной помощи:
-
при порезах, ссадинах, ушибах, мозолях. Характеристика травм, необходимая помощь при них. Способы обработки. Профилактика; - при попадании в глаза посторонних предметов. Профилактика и защита глаз от попадания посторонних предметов. Необходимая помощь, способы обработки;
-
при ожогах и обморожениях. Причины ожогов и обморожений. Виды ожогов и обморожений, признаки. Профилактика обморожений и защита организма от мороза;
-
при простейших ранках и порезах, мозолях. Характеристика ран и травм. Первая необходимая помощь. Способы обработки ран и мозолей. Профилактика мозолей и личная гигиена;
4.2. Обработка ранок, ссадин, мозолей и наложение простейших повязок.
Правила и способы обработки ранок, ссадин, мозолей. Правила наложения и требования к повязкам, материалам для обработки ран, мозолей и наложения повязок. Практическое занятие. Игра «Айболит»: необходимая доврачебная обработка и наложение повязок. 25

4.3. Растения – верные друзья.
Растения – верные друзья (о зеленой аптечке юного туриста). Ядовитые и неядовитые растения, лечебные травки. Практическое занятие. Сбор и сушка лечебных трав, изготовление гербария. Заваривание фиточая.
5. Основы краеведения

5.1. Моя семья.
Ближайшие родственники семьи обучающихся (родословная). Семейные (родословные) традиции и праздники (бабушек и дедушек). География родни. Мой дом. Практические занятия. Составление совместно с родителями генеалогического древа своей семьи. Рассказы о своих друзьях, бабушках, дедушках, дядях и тетях и других родственниках.
5.2. Наша природа.
Изменения в природе. Растения и животные родного края. Фауна и флора населенного пункта, микрорайона, парка, ближайшего леса. Правила отбора природных материалов для изготовления поделок, сувениров, картин и пр. Выявление и поиск необычных (причудливых) форм растений для выполнения творческих работ. Голоса птиц и животных, открытых и околоводных пространств, следы их жизнедеятельности. Оказание помощи братьям меньшим (выявление и огораживание муравейников и пр.). Правила поведения и наблюдения за природой во время экскурсии в зимний лес или к реке. Краеведческие задания и их выполнение на зимней экскурсии. Ведение дневника краеведческих наблюдений (совместно с педагогом или родителями). Подведение итогов экскурсии. Практические занятия. Ведение дневников наблюдений (впечатлений) совместно с родителями и под руководством педагога. Рисование на темы «Лес просыпается», «Весенняя капель»; аппликации «Осенняя сказка» и т.п. Изготовление поделок из собранных в зимнем лесу природных материалов. Рисунки о том, что увидели на туристской прогулке, экскурсии в лес или к реке. Занятия на местности. Экскурсии в лес или на берег реки (водоема). Выполнение краеведческих заданий (составление списка растений, сбор образцов листвы различных пород деревьев, сбор отпечатков (рисунков) следов животных и птиц, сбор лекарственных растений и пр. на берегу реки).
6.Спортивно-оздоровительный туризм.

6.1. Пешеходный туризм.
Естественные и искусственные препятствия. Способы преодоления естественных препятствий без снаряжения и с использованием снаряжения (веревки). Организация движения группы по пересеченной и залесенной местности, преодоление простых водных преград, преодоление крутых склонов, движение вдоль шоссе и по дорогам (тропам), спуски и подъемы, траверсы склонов «серпантином». Подъем, траверс и спуск по склонам с использованием альпенштоков. Подъем и спуск по склонам с использованием перил. Переправа 26
через условное болото по наведенным кладям (жердям). Переправа через условное болото по кочкам. Переправа через канавы, завалы. Просмотр видеофильмов о преодолении препятствий. Соблюдение правил безопасности при преодолении препятствий.
6.1.1. Полоса препятствий пешеходного туризма
/осень, весна/. Естественное и искусственное препятствие. Способы преодоления препятствия. Правила безопасного преодоления препятствия. Оказание взаимовыручки и взаимопомощи. Дистанция соревнований, этап дистанции. Разметка и маркировка дистанции. Старт и финиш. Личное и командное, в том числе сквозное, прохождение дистанции полосы препятствий. Взаимодействие членов в спортивной туристской команде. Права и обязанности участника в команде на соревнованиях. Занятия на местности. Переправа через болото по кочкам; переправа по гати по наведенным кладям (жердям); переправа по бревну на равновесие; преодоление завала; «мышеловка»; туристские узлы; установка и снятие палатки; преодоление оврага (канавы) с помощью маятника, спуски и подъемы, движение по песчаным склонам (спуски и подъемы)
6.1.2. Туристские узлы.
Основные туристские узлы: «прямой», «стремя», «схватывающий», «ткацкий». Практические занятия. Вязка узлов по названию и по их назначению.
6.2. Велотуризм.
Ведение велосипеда в руках. Способы посадки на велосипед. Прямолинейное движение на велосипеде. Сохранение равновесия на велосипеде. Выполнение поворотов. Торможение. Остановка. Езда между предметами, проезд в ворота. Велопрогулки. Практические занятия (на спортивной площадке). Ведение велосипеда, езда на велосипеде, выполнение поворотов, торможения, объезд предметов (змейка), езда по обозначенному кругу, проезд в ворота.
6.3. Лыжный туризм.
Правильный подбор лыж и лыжных палок юными туристами и их родителями. Управление лыжами. Посадка лыжника. Передвижение «ступающим» и «скользящим» шагом (просмотр видео или диафильмов). Техника безопасности при ходьбе на лыжах. Практическое занятие. Подбор лыж и снаряжения для занятий на местности. Умение правильно одеваться для лыжной прогулки или занятий; умение надевать лыжи и палки. Управление лыжами на месте: поочередное поднимание ноги с лыжей и движение ею по воздуху вниз и вверх, вправо и влево; поочередное поднимание носков лыж; переступание на месте вокруг пяток и носков лыж. Занятия на местности. Ходьба на лыжах без палок «ступающим» и «скользящим» шагом; ходьба на лыжах «ступающим» и «скользящим» шагом с палками; толчок палками; передвижение на лыжах по лыжне до 400-500 м.
Лыжные прогулки.
Соблюдение правил движения в строю на лыжном маршруте и отдых на малых привалах. 27

7. Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка

7.1. Общая физическая подготовка и оздоровление организма.
Основная цель утренней физической зарядки. Развитие общей и специальной выносливости, кроссовая подготовка. Значение совершенствования выносливости и морально-волевых качеств. Бег с препятствиями и по пересеченной местности. Совершенствование функциональных возможностей занимающихся (гимнастика, спортивные игры, велогонки, плавание, ходьба на лыжах). Развитие силы. Соблюдение личной гигиены при занятиях физическими упражнениями. Практические занятия Формирование необходимых умений и навыков в избранном виде туризма – в пешеходных, лыжных и велосипедных прогулках.
Развитие специальной выносливости
: продолжительная ходьба с учетом возрастных особенностей ребенка 7-8 лет, ориентирование на местности – выполнение игровых заданий по поиску различных объектов на экскурсиях, прогулках, прогулках – походах.
Развитие специальной силы
: упражнение с рюкзаком, преодоление травяных, земляных, снежных склонов небольшой крутизны; ходьба по глубокому снегу, песку, метание снежков, шишек и пр; перелезания через препятствия.
Развитие специальных скоростных способностей:
туристские упражнения прикладного многоборья (вязка узлов, установка палатки, работа с личным снаряжением); подвижные игры эстафетного характера, ходьба, бег с изменением скорости и направления; бег на скорость с целью нахождения природных и социальных объектов.
Развитие ОКС:
ходьба, бег по легенде (упрощенный вариант); преодоление различных комплексов препятствий (как естественных, так и специально устроенных); ходьба, бег с выполнением заданий на определение направлений; ходьба след в след, подвижные игры поискового характера, эстафеты с туристской направленностью. Занятия на местности
.
Бег в колонне по одному по пересеченной местности, бег по лестнице, бег «серпантином», прыжки в длину и высоту. Бег с препятствиями. Спортивные (в том числе, народные) игры. Упражнения на развитие гибкости, быстроты и пластичности.
7.2. Психолого-педагогическая и врачебно-медицинская диагностика

функционального и физического развития и тестирование

воспитанников.
Входное тестирование и диагностика (осень) Я и моя объединение. Выявление психолого-педагогического портрета окружения обучающихся в объединении дополнительного образования. Рассказ детей о своих друзьях. Физическое развитие и подготовленность, самоконтроль обучающихся. Практическое занятие. Рисование на тему «Мои друзья», «Мой класс». Проведение психолого-педагогических и функционально-физических тестов с целью сопоставления развития обучающихся. Занятие на местности. Проведение в игровой (состязательной) форме тестов 28
с целью определения (выявления) общего физического и функционального уровня развития обучающихся. Констатирующее тестирование и диагностика (весна) Практическое занятие. Организация самоконтроля за режимом дня летом, ведение дневника наблюдений (совместно с родителями) за физическим развитием организма занимающихся. Занятие на местности. Проведение в игровой (состязательной) форме контрольных тестов с целью констатации динамики общего физического и функционального уровня развития детей.
4. Методическое обеспечение программы
Методологической основой форм, методов и технологий туристско- спортивного направления в системе дополнительного образования является идея личностно-ориентированного, развивающего обучения, способствующего самоопределению и самореализации личности на основе принципов ее деятельностного развития. Освоение обучающимися социального опыта познавательной, творческой деятельности и личностно-значимых отношений осуществляется через применение в учебно-воспитательном процессе элементов следующих педагогических технологий: -
личностно-ориентированные педагогические технологии
(педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология): изучение психологических особенностей, возможностей и интересов детей, педагогическая поддержка, создание ситуации успеха, формирование положительной «Я-концепции» и т.д. -
игровые технологии
:  психологические игры-тренинги по межличностному общению, саморегуляции настроения, самонастрою на достижение результата, расслаблению и снятию физического напряжения;  ролевые игры с распределением должностных обязанностей участников с учетом должностного самоуправления по формированию межличностного общения, сотрудничества, инициативности и общительности в процессе подготовки походов, выполнения коллективных творческих дел;  операционные игры по отработке оперативных действий в условно моделируемом рабочем процессе: «Эвакуация групп», «Действия в аварийных ситуациях на воде», «Работа команды на этапе выполнения краеведческих заданий» и др.;  имитационные игры по моделированию деятельности людей в конкретной обстановке по заданному сюжету: «Правила хорошего тона», «В краеведческом музее» и др.;  развивающие игры: сбор карт из мозаики, кубиков; кроссворды; определение возраста карты по году издания, корректировке; съемка местности, поиск объектов, высот, квадратов; прокладывание маршрута на топографических картах и др.; 29
 подвижные и развлекательные игры на местности, в палатке, на привале. -
технологии программированного обучения
: изучение содержания программы по тематическим блокам; использование алгоритмов действий в различных ситуациях, алгоритма составления технической информации карт и др. -
технологии проблемного обучения
: рассмотрение объекта с различных сторон (технического описания – хронометрист, штурман, командир; картографического материала – штурман, топограф, художник-оформитель; медицинского отчета – санитар); оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание помощи) и др. -
технологии дифференциации и индивидуализации обучения
: определение должностных ролей на прогулке; определение оптимальной и посильной физической нагрузки при разработке дифференцированной (для микрогруппы) и индивидуальной системы упражнений для адаптации организма обучающихся к походным нагрузкам и условиям; ведение дневника самонаблюдения и др. -
технология КТД
(коллективное творческое дело) при планировании деятельности объединения («Сто путей – сто дорог»); изготовление фотогазет. Система проектирования и организация образовательно- воспитательного процесса туристского объединения основана на применении разнообразных методов обучения: -
репродуктивные методы:
 словесные (беседа, рассказ, объяснение);  наглядные (изучение туристского снаряжения, приборов и способов ориентирования, топографических карт);  практические (отработка умений и навыков при выполнении упражнений на определение масштаба, на определение расстояния, высоты, ширины, ориентирования в лесу; физические упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты, координации, подвижности, взаимодействия; изготовление, оформление и установка плакатов, и т.д.) -
частично-поисковые и поисковые (исследовательские)
: сбор сведений по краеведению, географии, истории края, экологии; разработка маршрута выходного дня, похода; сбор коллекции полезных ископаемых и описание экспонатов коллекции; медико-биологические, физиологические и психологические наблюдения в походе, на соревнованиях, в дни тренировок и др. -
аналитические
(составление краткой характеристики экспонатов, экспозиций, паспортов экскурсионных объектов) -
методы контроля и самоконтроля
(ведение дневника самоконтроля за выполнением режима ребенка, «с помощью родителей» контрольные тесты с целью констатации динамики общего, физического и функционального уровней подготовленности и развития обучающихся); -
методы стимулирования и мотивации
(познавательные игры, создание благоприятного психологического микроклимата; предъявление требований к правилам поведения, долг, ответственность; поощрение.) Эффективными и педагогически целесообразными при реализации данной программы являются следующие
формы проведения занятий:
30
- походы однодневные; - туристические прогулки; - слеты; - конкурсы; - спортивные состязания, соревнования, эстафеты, турниры; - викторины; - экскурсии (в библиотеку, музеи); - встречи с интересными людьми (специалистами спортивного туризма, экскурсионного дела, работниками МЧС, экскурсоводами, научными сотрудниками, известными людьми своего края и др.); - творческие отчеты.
Контроль за учебной деятельностью
обучающихся осуществляется в следующих формах: - вводный контроль (оценка развития физических качеств и двигательных способностей); - текущий контроль (творческие отчеты, выставки, ведение дневника самоконтроля, дневника наблюдения за параметрами физического развития организма, участие в соревнованиях, прогулках, экскурсиях, походах); - промежуточный контроль (подведение итогов участия обучающихся в прогулках и соревнованиях за I полугодие, тестирование); - итоговый контроль (смотр знаний, констатирующее тестирование и диагностика, участие в зачетных мероприятиях (походах, соревнованиях), сдача нормативов). 31

5. Список литературы
1. Багаутдинова, Ф.Г. Туристско- краеведческая деятельность в начальной школе/ Ф.Г. Багаутдинова.- Москва: ЦДЮТур и К, 2002.-160 с. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. 2. Королева, Е.А. Иди за мной. Программа экологического просвещения дошкольников и младших школьников./ Е.А. Королёва.- Калининград, 2000.- 145 с. 3. Балабанов, И.В. Однодневные походы./ И.В.Балабанов.- М: 2003. – 187 с. 4. Константинов, Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма./Ю.С. Константинов, М.В. Куликов. – М.: ЦДЮТК МО РФ, 2002.-54с. 5. Куликов, В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии./ Ю.С. Константинов, М.В. Куликов. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 2001. – 89 с. 6. Мельникова, Е.А., Беккер, И.А. ТКД как фактор социализации младших школьников/ Е.А. Мельникова, И.А. Беккер//Известие ПГПУ.-2007.- № 7. 7. Новиков, А.Л.. Учебно-познавтельные игры с элементами топографии (Учебное пособие)./А.Л. Новиков. – М: ЦДЮТиК, 2002.- 72 с. 8.Сборник методических материалов туристско-краеведческой направленности в помощь педагогам дополнительного образования: Выпуск 1. – Ярославль: ГОУ ЯО «Центр детей и юношества», ИЦ «Пионер». – 2006. – 116 с. 9. Сборник методических материалов туристско-краеведческой направленности в помощь педагогам дополнительного образования: Выпуск 2. – Ярославль: ГОУ ЯО «Центр детей и юношества», ИЦ «Пионер». – 2009. – 88 с. 10. Сборник методических материалов туристско-краеведческой направленности в помощь педагогам дополнительного образования: Выпуск 4: В 2-х частях. Ч.1. – Ярославль: ГОУ ЯО «Центр детей и юношества», ИЦ «Пионер». – 2010. – 96 с. 11. Степанов, П.В. Программы внеурочной деятельности. Туристско- краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность/ П.В.Степанов, С.В. Сиязев, Т.Н. Сафронов. – М.: Просвещение, 2011 г. – 80 с. 12. Туристская игротека / Сост. Л.М.Ротштейн. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002 г. 13. Квартальнов В.А.: Туризм: теория и практика/В.А. Квартальнов// Финансы и статистика.- 2000 г. 14.Усыскин, С.Г. В классе, в парке, в лесу./ С.Г Усыскин.- М., ЦДЮТи К МО РФ, 2001 г. 15.Чибилев, А.А. Географический атлас Оренбургской области/А.А.Чибилев.- Москва: «Дик», 2004.- 56 с. 32

6. Приложения

Система отслеживания результатов

реализации программы
Оценка уровня физических качеств и двигательных способностей проводится по результатам тестирования на основе комплекса разнообразных упражнений. Тестирование включает: 1. Бег 30 м со старта 2. Непрерывный бег в течение 5 минут 3. Прыжок в длину с места 4. Подтягивание из виса на руках. 5. Челночный бег 3х10 м,с
Организация и проведение тестирования.
При проведении тестирования следует обратить особое внимание на соблюдение требований инструкций и создание единых условий для выполнения упражнений всех обучающихся объединения. Тестирование проводится в соответствии с внутренним календарем соревнований объединения, в установленные сроки (сентябрь- май ежегодно). Результаты тестирования заносятся в индивидуальную карту туриста-спортсмена.
Краткая инструкция по проведению тестирования обучающихся.
1. Бег 30 метров с высокого старта. Проводится на дорожке стадиона в спортивной обуви без шипов. Кол-во стартующих в забеге определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу. После 5-10 минут разминки дается старт. 2. Непрерывный бег в течение 5 минут. Условия проведения те же. Учитывается расстояние, которое преодолевает спортсмен в течение бега за 5 минут. 3. Прыжок в длину с места. Выполняют толчком двух ног от линии и края доски на покрытие, исключающее жесткое приземление. Измерение дальности прыжка осуществляют стальной рулеткой. 4. Подтягивание из виса на руках, кол-во раз. Выполняют из положения вис хватом сверху, руки на ширине плеч. Темп выполнения произвольный. Подтягивание считается выполненным, если при сгибании рук подбородок находится выше перекладины. Не засчитываются попытки при вспомогательных движениях ног и туловища. 5. Челночный бег 3×10 м, с. Тест проводят в спортивном зале, начало и конец которого отмечают линией (стартовая и финишная черта). За каждой чертой – 2 полукруга, радиусом 50 см с центром на черте. На дальний полукруг за финишной чертой кладут деревянный кубик (5 см 3 ). Ребёнок становится за ближней чертой на линии и по команде «Марш!» начинает бег в сторону финишной черты; обегает полукруг, берет кубик и возвращается к линии старта. Затем кладет кубик (бросать не разрешается) в полукруг на стартовой линии, 33
бежит к дальней финишной черте, пробегая ее. Учитывают время выполнения задания от команды «Марш!» и до пересечения линии финиша.
Сводная таблица показателей физических качеств и двигательных

способностей



п/п

Ф. И.

обучающихся

Бе г

Оце н

ка

Бе г

5

мин,

м

Оце н

Пр ыж

ок

в

д лину

с

Оце н

Под т

ягивани

е

на

р у ках,

Оце н

ка

Че лно

чный

б е г,

3 ×1 0

м,

с

Оце н

ка

Общи

й

балл

Пе р е

вод

Диагностическая карта

уровня усвоения знаний, умений и навыков

обучающихся
№ п/п Ф. И. Азбука туристско-бытовых навыков Азбука топографии Оказание первой доврачебной помощи. Основы краеведения Азбука спортивно-оздоровительного туризма Общая физическая подготовка Количество Проценты В П И В П И Высокий Средний Низкий 34

Перечень необходимого оборудования, снаряжения и инвентаря для

реализации программы занятий объединения дополнительного

образования «Весёлый рюкзачок»

(Оздоровительно-познавательный туризм)
Оборудование и снаряжение общетуристского назначения: № п/п Наименование Кол-во
1.
Палатки туристские Компл.
2.
Тенты на палатки Компл.
3.
Пила двуручная 1 шт.
4.
Топор 2 шт.
5.
Колышки для палаток Компл.
6.
Стойки для палаток Компл.
7.
Секундомер электронный 2 шт.
8.
Компас жидкостный для ориентирования Компл.
9.
Таганок 2 шт.
10.
Рукавицы костровые Компл.
11.
Аптечка медицинская Компл.
12.
Ремонтный набор Компл.
13.
Лопата саперная 1 шт.
14.
Веревка основная /20 м/ 2 шт.
15.
Веревка основная /30 м/ 1 шт.
16.
Петли прусика /веревка 6- 8 мм/ Компл.
17.
Система страховочная Компл. 35

18.
Карабин туристский Компл.
19.
Веревка вспомогательная /40 м/ 2 шт.
20.
Альпеншток Компл.
21.
Тросик для костра 1 шт.
22.
Призмы для ориентирования Компл.
23.
Компостеры для ориентирования Компл.
24.
Экран демонстрационный 1 шт.
25.
Курвиметр 10 шт.
26.
Рулетка 1 шт.
27.
Термометр наружный 2 шт.
28.
Планшет для глазомерной съемки местности 4 шт.
29.
Школьный атлас - определитель бабочек 1 шт.
30.
Определитель птиц фауны СССР 1 шт.
31.
Полевой определитель «Птицы открытых и околоводных пространств» 1 шт.
32.
Карандаши цветные, чертежные Компл.
33.
Транспортир Компл.
34.
Карты топографические учебные Компл.
35.
Учебные плакаты по лыжному туризму (спорту) Компл.
36.
Условные знаки спортивных карт Компл.
37.
Учебные плакаты «Туристские узлы» Компл. Личное снаряжение воспитанников: 36
№ п/п Наименование Кол-во 1 Рюкзачок для туристских прогулок 1 шт. 2 Туристские ботинки или обувь на твердой подошве 1 шт. 3 Обувь спортивная (типа шиповки) 1 шт. 4 Сапоги резиновые 1 шт. 5 Фляжка или емкость для питьевой воды (1 – 1,5 литра) 1 шт. 6 Головной убор 1 шт. 7 Штормовка (ветрозащитная куртка) 1 шт. 8 Спортивный тренировочный костюм 1 шт. 9 Свитер шерстяной 1 шт. 10 Брюки ветрозащитные 1 шт. 11 Столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка, нож складной) 1 шт. 12 Блокнот и ручка Компл. 13 Мазь от кровососущих Компл. 14 Варежки (для лыжных прогулок) 1 шт. 15 Коврик туристский 1 шт. 16 Лыжи с креплениями и ботинками. 1 шт. 17 Лыжные палки 1 шт. 18 Лыжная шапочка 1 шт. 19 Велосипед 1 шт. 37

Нормативные требования

к оценке показателей развития физических качеств и двигательных способностей (девочки)



п/

п

Упражнения

Уровень

оценки,

баллы

Возрастные группы, лет

7

8
1 Бег 30 м ,с. высокий 6 и мен. 5,8 и ниже средний 7,6 -6,7 7,5-6,4 низкий 7,9-7,5 7,6 и выше 2 Бег 5 мин.м высокий 850 и бол. 900и выше. средний 550-750 600-800 низкий 450 и ниже 500 и ниже 3 Прыжок в длину с места, см высокий 145 и выше 150 и выше средний 105-120 110-130 низкий 80 85 и ниже 4 Подтягивание на низкой перекладине, кол-во раз Высокий 10 и бол. 12 и больше Средний 3-6 4-8 Низкий 2 и ниже 2 и ниже 5 Челночный бег 3×10 м, с Высокий 4,6 и больше 10,2 и ниже Средний 4,2-4,4 11,3-10,6 низкий 3,5-4 11,7 и выше

Нормативные требования

к оценке показателей развития физических качеств и двигательных способностей (мальчики)



п/п

Упражнения

Уровень

оценки,

баллы

Возрастные группы, лет

7

8
1 Бег 30 м ,с. высокий 5,8 и мен. 5,6 и ниже средний 7,5 -6,4 7,3-6,2 низкий 7,8 и выше 7,5 и выше 2 Бег 5 мин.м высокий 850 и бол. 1100и выше. средний 700-850 750-900 низкий 650 и ниже 700 и ниже 3 Прыжок в длину с места, см высокий 145 и выше 155 и выше средний 105-120 115-135 низкий 90 100 и ниже 4 Подтягивание на высокой перекладине, кол-во раз Высокий 2 и бол. 4 и больше Средний 1 2-3 Низкий - 2 и ниже 5 Челночный бег 3×10 м, с Высокий 4,6 и больше 9,9 и ниже Средний 4,2-4,4 10,8-10,3 низкий 3,5-4 11,2 и выше 39