"Развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров "

Автор: Полешко Наталия Василевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: НРМ ДОБУ детский сад "Лесовичок"
Населённый пункт: пгт. Пойковский, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров "
Дата публикации: 20.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

2
Содержание

Введение ………………………………………………………………..……… …3

Глава 1.

Теоретические основы особенностей развития речи детей

младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров

………………………………………………………………………... …………….6

1.1
Психолого-педагогические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста
………………………………………………….. …... ….6

1.2
Малые фольклорные жанры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
……………………………………………………........... 9

Глава 2. Опытно поисковая работа по развитию речи детей

младшего

дошкольного возраста…………………………………………………….. …..13

2.1
Изучение уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста.
13

2.2
Определение методики развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством произведений малых фольклорных жанров
…………16

2.3
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов
…………………………………………………………………………... …. 23

Заключение ……………………………………………………………………... 27

Список литературы……………………………………………………….……. 29

Приложение …………………………………………………………………........ 32

3
Введение
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. На развитие речи оказывают большое влияние окружающая среда и отношение ребенка к ней. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Дошкольное детство - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. В процессе развития речи решаются задачи умственного, эстетического и нравственного развития детей. [23, с. 65]. Вопросы речевого развития нашли свое отражение и в Федеральных государственных образовательных стандартах, где представлены областью "Речевое развитие", содержание которой направлено на решение следующих задач: -развитие свободного общения с взрослыми и детьми; -развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; -практическое овладение воспитанниками нормами речи. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они
4 впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться. [23, с. 25]. Проблемы развития речи в младшем дошкольном возрасте отражены в работах А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других авторов. Гармоничному развитию личности ребенка способствует активное применение малых фольклорных жанров. По мнению К.Д. Ушинского, средства устного народного творчества должны активнее внедряться в процесс обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. [27, с. 64]. В настоящее время проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались А.П. Илькова, Н.И. Политова, Н.П. Кузьмина, А.В. Соболева и др. Л.И. Павловой сформулированы некоторые принципы и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста в цикле статей "Фольклор для маленьких". Такой яркий и выразительный материал, как малые фольклорные формы, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Объект:
процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет:
система работы с использованием произведений малых фольклорных жанров, направленная на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Цель:
разработка системы работы с использованием произведений малых фольклорных жанров, направленной на развитие речи детей младшего дошкольного возраста, апробация и выявление ее эффективности. Для достижения цели были сформулированы
задачи:

5 - проанализировать современные подходы к проблеме развития речи детей младшего дошкольного возраста с точки зрения психологии, педагогики; - разработать систему работы с использованием произведений малых фольклорных жанров; - апробировать эффективность системы работы с использованием произведений малых фольклорных жанров, направленной на развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Для решения поставленных задач был использован комплекс
методов
взаимопроверяющих и дополняющих друг друга.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого - педагогической литературы, программ, анализ педагогического опыта; - эмпирические методы: педагогические наблюдения, беседы, педагогическая диагностика, количественный и качественный анализ полученной информации.
Глава 1. Теоретические основы особенностей развития речи детей

6
младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров

1.1 Психолого-педагогические особенности развития речи детей

младшего дошкольного возраста
По мнению Д.Б. Эльконина дошкольный возраст 3-4 лет является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. [27, с. 32]. У.В. Ульенков отмечает, что развитие речи ребенка связанно с постепенным овладением языком:  развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка;  овладение словарным запасом и правилами синтаксиса;  активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается; овладение смысловой стороной речи. Всякое речевое общение осуществляется средствами языка. В зависимости от условий и целей общения речевая деятельность приобретает некоторые особенности. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии. Для четвертого года жизни характерны новые достижения в развитии речи ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако, в общем и речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, у других она еще далека от совершенства. [18, с. 44]. М.И. Лисина отмечает, что к концу четвертого года жизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 - 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста,
7 кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка). Согласно исследованиям Ф.А. Сохина, одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В этом возрасте ребенок еще не всегда может управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп речи. Иногда на вопросы взрослых, особенно посторонних, он отвечает очень тихо, хотя с близкими и родными говорит громко. Дети неплохо перенимают интонацию и правильно передают ее, подражая речи взрослых. Совершенствуется речевой слух ребенка. В этом возрасте дети могут неправильно употреблять ударение, укорачивать многосложные слова. У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков, со смягчением твердых согласных и т. п. Воспитателю следует обратить особое внимание на таких детей, выявить причины отставания и совместно с родителями принять меры к устранению недостатков. На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия,
8 предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка. Именно поэтому актуально изучение особенностей задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста. [23, с. 65]. Таким образом, речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.
1.2 Малые фольклорные жанры, как средство развития речи детей

младшего дошкольного возраста
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной
9 педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Современная наука определяет малые фольклорные формы как продуктивные когнитивно-семантические категории, без освоения которых невозможно формирование языковой компетенции человека. В связи с этим, обоснованно использование работы фольклорных текстов, характеризующихся антропоцентризмом, ярко выраженной продуктивностью, диалогической и когнитивной направленностью. Содержание и специфика малых фольклорных жанров рассматриваются в работах В.П. Аникина, О.В. Бережнова, Б.Н. Путилова, А.П. Илькова и др. Русские народные песенки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности. [26, с. 55]. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.
10 Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. [16, с. 28] Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Колыбельные песни наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок. Народные потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о
11 переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина. Загадка - одна из малых жанров устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность". [8, с. 12]. Систематическая работа по развитию у детей навыков речь - доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Ю.Г. Илларионова рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по- разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины. Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка. Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно
12 окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад". А.П. Усова, О. Ушакова поддерживают эту же точку зрения и считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей. [25, с. 65].
13
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию речи детей

младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных

жанров

2.1 Выявление уровня развития речи у детей младшего дошкольного

возраста
Для овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность - залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе. Нередко бывает очень трудно исправить те недостатки речи, которые заложены в дошкольном возрасте. Цель констатирующего этапа работы - выявление уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Диагностика с целью выявления уровня развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста может проводиться два раза в год (методика Ушаковой О.С.). [25]. Задания выстроены таким образом, что в результате проведения одного из них мы получаем данные по нескольким аспектам языка. Так, выявляя имеющийся у ребенка словарный запас, мы одновременно получаем данные о его звукопроизношении и грамматике (умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе). Выполнение всех заданий не превышало по времени 15 минут. Если же ребенок уставал и за это время (начинал отвлекаться от выполнения заданий, не проявлял интереса), то проверку на время заканчивали и предлагали выполнить какие-то физические упражнения, походить по комнате и т.д. Следует отметить, что система заданий составлена таким образом, что в середине обследования (игра с собакой в прятки) ребенок получает возможность двигаться: он встает, ходит, наклоняется. В методику включены разные задания, направленные на выявление состояния звуковой культуры речи, словаря, грамматического строя, связной речи. (Приложение 1)
14 После проведения диагностики на констатирующем этапе мы произвели количественную и качественную обработку данных. Количественная характеристика, уровней развития речи детей младшего дошкольного возраста, представлена в таблице 1. Таблица 1 Количественная характеристика уровней развития речи детей младшего дошкольного возраста на констатирующем работы ФИ ребенка пересказ русской народной сказки "Курочка Ряба" Понимание значения слова черныш Понимание и правильное употребление пространственных предлогов. самостоятельно образовывать слова с суффиксами -енок, -ята употребление имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа Словарь произношение всех звуков Вычленение заданного звука в слове Общий балл Уровень 1. Тимур Е. 0 1 1 1 1 1 1 2 8 Н 2. Альбина Е. 1 1 1 1 2 2 2 2 12 С 3. Вика П. 2 2 2 1 2 2 2 2 15 С 4. Матвей З. 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Н 5. Анна Ч. 1 0 1 1 0 0 2 1 6 Н 6. Коля Б. 0 1 1 1 0 0 2 1 6 Н 7. Федя П. 1 2 1 1 1 2 2 2 12 С 8. Диана М. 1 2 1 1 2 2 2 2 13 С 9. Паша Б. 1 1 1 1 1 2 2 2 11 С 10. Настя М. 0 1 1 1 2 1 1 0 7 Н 11. Света С. 1 1 1 1 2 2 2 2 12 С 12. Кристина П. 0 1 1 1 1 1 1 2 8 Н 13. Дима М. 0 1 1 1 0 0 2 1 6 Н 14. Маша С. 0 1 1 1 1 2 2 0 8 Н 15. Арина В. 1 2 1 1 2 2 2 2 13 С 16. Люба С. 0 1 1 1 1 2 1 1 8 Н 17. Кирилл А. 0 1 1 1 1 1 2 0 7 Н 18. Арина С. 0 1 1 1 2 1 1 0 7 Н 19. Саша П. 1 1 0 1 1 1 1 1 7 Н 20. Ваня Б. 1 1 1 1 0 1 1 2 8 Н 21. Катя Л. 0 0 1 1 1 1 1 1 6 Н 22. Кира Р. 0 1 1 1 1 0 1 0 5 Н 23. Саша П. 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Н Из таблицы видно, что по результатам диагностики 7 детей (70%) имеют низкий уровень, 16 детей (30%) находится на среднем уровне, высокого уровня не выявлено. Проведенная диагностика показала, что дети с интересом выполняют задания, им очень нравится "играть" с взрослым.
15 Во время диагностики мы отметили наличие простых фраз из 2-3 слов. Дети использовали простые конструкции предложений. Их высказывания были на уровне перечисления воспринимаемых предметов и действий. Отмечается ограниченность словаря действий и признаков. Грамматический строй речи не сформирован. Звукопроизношение значительно отстает от нормы. Отмечаются нарушения слоговой структуры слова. Дети сокращали количество слогов. Наблюдалась перестановка слогов и звуков, сокращение звуков при стечении гласных. Дети в основном не проявляли активности и инициативности при общении. Отсутствовал интерес к заданию, речь интонационно невыразительна. Понимание речи носило ситуативный характер. Отмечалось отсутствие понимания значений грамматических изменений слов, значений предлогов. Словарный запас резко отстает от нормы; предметный, обиходный словарь; глагольный почти отсутствует; характерны лексические замены. Резко искажено звуковое оформление лепетных слов; неустойчивая артикуляция; низкая возможность слухового распознавания звуков. Наглядно результаты обследования представлены в гистограмме 1. Гистограмма 1. Уровень развития речи у детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе работы.
16
Object 3
Таким образом, видно, что уровень развития речи у детей младшего дошкольного возраста различен. Констатирующий этап работы дал возможность выявить уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста, провести качественный и количественный анализ, который в свою очередь помог наметить планы на дальнейшую работу по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
2.2 Определение методики развития речи у детей младшего

дошкольного возраста посредством произведений малых фольклорных

жанров
Фольклор - прекрасное средство для развития у ребёнка всех сторон речи. Разенковой Ю.А., Баенской Н.Н. доказано, что дети в семьях, которых с периода беременности, младенческого и младшего дошкольного возраста использовали произведения малых фольклорных жанров (звучали колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки и т.д.) практически не имеют отставаний в развитии, у таких детей значительно меньше процент речевых патологий, речь выразительна, богата, такие дети имеют цепкую память, развитое мышление. Так как предположено, что использование в работе по развитию речи с детьми
17 младшего дошкольного возраста малых фольклорных жанров повышает эффективность развития речи, то прежде чем провести формирующий этап была проведена беседа с родителями группы. Интересовало, используются ли малые формы фольклора и дома. Опрос выявил, что родители практически не используют с детьми малые формы фольклора, практически не знают ни одной колыбельной песни, кроме "Баю - баюшки-баю, не ложися на краю…" и то не до конца. В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, родители называли лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну "Сорока - белобока…". В группе же стараемся использовать эти жанры как можно шире. Организуя подвижные и другие игры, применяя различные считалки; на занятиях различного цикла - загадки с целью мотивации на предстоящую деятельность и поддержание интереса; для организации детей - пальчиковые игры, игры - забавы. Но также из разговора с родителями понятно, что они считают колыбельные песни, потешки, прибаутки используются только в младшем дошкольном возрасте, и что на четвертом году жизни дошкольникам это уже ни к чему. Говоря о значении малых жанров фольклора для развития речи, называют только скороговорки. Цель формирующего этапа: апробация системы работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством произведений малых фольклорных жанров. Опираясь на работы Ю.Г. Илларионовой, Н.А. Дмитриевой, С.С. Бухвостовой А.П. Усовой, О. Ушаковой, была разработана система работы с использованием произведений малых фольклорных жанров по развитию речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора. Свою работу строили на следующих принципах: -во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
18 -во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры); -в-третьих, активного включения детей; -в-четвертых, максимального использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды. Анализируя методические аспекты развития речи средствами малых форм фольклора, формирующий этап мы условно разделили на два этапа работы: 1. Подготовительный этап. 2. Основной этап На подготовительном этапе была проведена следующая работа: Изучили психолого-педагогическую литературу, передовой педагогический опыт по развитию речи детей младшего дошкольного возраста, разработали систему работы с использованием произведений малых фольклорных жанров, направленной на развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Провели работу с родителями: - завели альбом и записываем туда уже известные детям выражения народной мудрости; -оформили альбом - передвижку, в которой записывали только новые пословицы и поговорки, дети узнают их от родителей, из книг; в результате почти каждый ребенок получает возможность взять альбом - передвижку домой, с помощью родителей записать новую пословицу, нарисовать к ней картинку. Дети и родители с удовольствием рисовали рисунки к произведениям фольклора и поясняли, что они означают и в каких случаях их употребляют. Родители тоже заинтересовались данным вопросом, и сами, если узнавали
19 какие-то новые пословицы и поговорки, просили альбом домой и вместе со своими детьми записывали их. Взаимодействие со специалистами: -организовано взаимодействие специалистов и родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста; -проведены тематические собрания для родителей, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье: "Использование фольклора в двигательной активности"; "Речевое развитие современного ребенка"; "Совместные дидактические игры с лингвистическим содержанием"; "Содержание, формы и методы развития диалогического общения детей со сверстниками"; "Пословицы и поговорки - источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки". Пополнили предметно - развивающую среду: -сконструировали настольные театры: "Маша и медведь", "Теремок", "Гуси-лебеди", "Колобок" и театры на фланелеграфе: "Три медведя", "Гуси- лебеди", "Заюшкина избушка", "Репка", "Курочка Ряба"; -составили картотеку по русским народным играм: "Огуречик-огуречик", "Жаворонок", "Морская фигура", "Утка и селезень", "У медведя во бору", "Мосток", "В воробья", "Гуси-гуси", "Пчелы и ласточка", "Молчанка", "Золотые ворота", "Птички", "Куры-курченяточки", "Крута гора", "Змейка", "Каравай", "Летят-не летят", "Утка и волк"; -совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок; -обновили уголок для родителей, поместили таблицу звукопроизношения детей, расписание непосредственно образовательной деятельности, рекомендации, литературу для ознакомления, размещали информацию для родителей на сайте ДОУ.
20 На основном этапе проводилась работа по следующим направлениям: 1.Работа с детьми  в индивидуальной работе использовали артикуляционную гимнастику: облизывание языком верхней и нижний губы, "Вкусное варенье", учили детей делать язык "жалом", "широкой лопаткой".  игры и упражнения на развитие речевого дыхания: - для развития речевого дыхания проводили с детьми игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание плавающих рыбок, лодочек. - сильно подуть на воду для образования брызг - дуть на пушинки ватки, привязанные на нитке - игра "Пузырь" - "Пильщики". 2.Применение произведений малых фольклорных жанров в процессе организованной образовательной деятельности.(Приложение 2) 3.Использование произведений малых фольклорных жанров в режимных моментах:(Приложение 3) подбирая материал к режимным моментам, обращали внимание на следующее: 1. Подбор стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, потешек, народных песенок, соответствующих режимному моменту. 2. Заучивание подобранного материала во время свободной деятельности детей с использованием красочной наглядности и музыкальных инструментов или игрушек (металлофон, бубен, колокольчики, барабан, треугольник, дудочка). 3. Воспроизведение поэтического слова во время режимного момента по напоминанию воспитателя или вместе с ним. 4. Создание игровых ситуаций для использования поэтического слова.
21 5. Разработка советов для родителей по использованию поэтического слова в режимных моментах в домашних условиях. 6. Поощрение самостоятельного использования детьми поэтического слова в игровых действиях. В процессе работы мы обратили внимание на то, что простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто- то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: "Не плачь, не плачь, куплю калач". Чтобы дать возможность проявить речевую активность вводили в игры - забавы хорошо известные детям потешки,. Например, в игре - забаве "Моя доченька" малыши слышали уже знакомые им "Баю-баюшки- баю", "Катя, Катя маленькая...". Развитие речи через фольклор помогает совершенствовать составление описательных и повествовательных рассказов, развивает умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц. 4.Взаимодействие со специалистами: Совместно с учителем логопедом с детьми выполняли артикуляционную гимнастику. Но, постепенно уже не было необходимости в показе и объяснении артикуляции. Дети сами способны были сказать, в каком положении должны быть губы, зубы, язык. Достаточно было назвать упражнение, или напомнить. 5.Работа с родителями.(Приложения4,5) Оформлен наглядный стенд с печатными рекомендациями на следующие темы:
22 - "Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте" - "Развитие образной речи детей средствами малых форм фольклора" - "Русский фольклор в раннем возрасте". -"Разучиваем вместе" Разработаны буклеты предлагающие родителям подобранные по темам потешки, загадки и т. п. (Для засыпания, умывания и сопровождения других режимных моментов) . 6.Работа с педагогами: Проведены мастер-классы по обмену опытом: 1. "Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников". 2. "Обучаем детей связной речи". 3. "Крепка семья - сильна Россия! " 4. "Русский фольклор (ранний возраст) " 5. "Фольклор детского чтения и его значение". Это замечательно, если родители и воспитатели окружают ребенка добром и лаской, если способны обогатить и сделать ярче среду, в которой он растет. Итак, очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Детей, особенно маленьких, надо учить играя. В воспитании детей младшего дошкольного возраста особенно важно обращаться в своей речи к пословицам, поговоркам, присказкам, сказкам, потешкам и другим образцам малых фольклорных жанров. Язык описания действий, предметов, а так же морали в потешках, припевках доступен и ясен детям раннего возраста. А интересная, завлекательная форма подачи дает
23 возможность успешному усвоению материала и достижению поставленных, педагогом целей.
2.3 Сравнительный анализ результатов констатирующего и

контрольного этапов
В заключение организованного нами формирующего этапа по развитию связной речи в процессе театрализованной деятельности, где использовались педагогические методы: индивидуальные беседы с детьми, специально разработанные задания, дидактические упражнения, театральные игры, которые включались в разную деятельность детей, был проведен контрольный этап. На контрольном этапе использовались те же диагностические методы, что и на констатирующем. Цель: выявить динамику развития речи посредством произведений малых фольклорных жанров. Полученные результаты представлены в таблице 2. Таблица 2 Количественная характеристика уровней развития речи детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе работы ФИ ребенка пересказ русской народной сказки "Курочка Ряба" Понимание значения слова черныш Понимание и правильное употребление пространственных предлогов. самостоятельно образовывать слова с суффиксами -енок, -ята 1употребление имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа Словарь произношение всех звуков Вычленение заданного звука в слове Общий балл Уровень 1. Тимур Е. 2 1 1 2 2 2 2 2 14 С 2. Альбина Е. 2 2 2 2 2 2 2 2 16 С 3. Вика П. 2 3 2 1 3 2 3 3 19 В 4. Матвей З. 2 2 2 2 2 3 2 1 16 С 5. Анна Ч. 1 0 1 1 1 0 2 1 7 Н 6. Коля Б. 0 1 1 1 1 1 2 1 8 Н 7. Федя П. 1 2 2 2 2 2 2 2 15 С 8. Диана М. 2 3 2 1 3 3 3 3 20 В 9. Паша Б. 1 1 2 1 3 2 2 2 14 С 10. Настя М. 1 1 2 1 2 2 1 1 11 С 11. Света С. 3 3 3 1 3 3 3 3 22 В
24 12. Кристина П. 1 1 2 2 1 2 2 2 13 С 13. Дима М. 0 1 1 1 0 1 2 1 6 Н 14. Маша С. 2 2 2 2 2 2 2 2 16 С 15. Арина В. 2 3 3 1 3 3 2 3 20 В 16. Люба С. 1 1 2 1 3 2 2 2 14 С 17. Кирилл А. 0 1 1 1 1 1 2 1 8 Н 18. Арина С. 1 1 2 1 2 2 1 1 11 С 19. Саша П. 1 2 2 1 2 2 1 1 12 С 20. Ваня Б. 1 1 2 1 3 2 2 2 14 С 21. Катя Л. 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Н 22. Кира Р. 1 1 1 1 1 0 1 1 7 Н 23. Саша П. 2 2 2 2 2 2 2 2 16 С Из таблицы видно, что по результатам диагностики 6 детей (30%) имеют низкий уровень, 13 детей (55%) находится на среднем уровне, 4 ребенка (15%) находится на высоком уровне. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов представлен в Гистограмме 2.
25 Гистограмма 2. Сравнительный анализ уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах работы
Object 5

26 Анализ результатов наглядно свидетельствует об эффективности разработанной системы работы с использованием произведений малых фольклорных жанров, направленной на развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился. Соответственно количество детей со средним уровнем развития речи увеличилось, появился высокий уровень. В процессе работы у детей повысился интерес к устному народному творчеству, улучшилось звукопроизношение, речь стала более четкой и правильной. После проведённой работы, у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
27
Заключение
Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Одним из средств, способствующих развитию речи детей, является фольклор. Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. Произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки. Народные песенки, потешки, пестушки, - все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности. Малые фольклорные формы можно использовать как прекрасный образец такого средства художественной выразительности, как сравнение. Ознакомление с синонимическим богатством русского языка открывает перед дошкольниками путь к сознательному совершенствованию речи, особенно к самостоятельной словесной деятельности. Колыбельные песни заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста, обогащают словарь. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Подводя итоги всему сказанному, следует отметить, что в исследовании: 1. Проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам развития связной речи детей дошкольного возраста.
28 2. Определено содержание развития речи у детей посредством произведений малых фольклорных жанров . 3. Определены особенности развития речи у детей младшего дошкольного возраста. 4. Определено содержание методов развития детей посредством произведений малых фольклорных жанров детей младшего дошкольного возраста, с включением в нее средств художественной литературы и других видов детской деятельности, методы были успешно апробированы в процессе формирующей работы. 5. Получены результаты исследования, подтверждающие эффективность применения системы работы по применению произведений малых фольклорных жанров и методов их использования для развития речи у детей, а также эффективность организации педагогической просветительной работы педагогов с родителями. Таким образом, проведенная работа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста показала, что разработанная система работы с использованием произведений малых фольклорных жанров, реализуя личный подход к детям, можно добиться положительных результатов. Но, несмотря на это развитие речи очень сложный и трудоемкий процесс, требующий не одного года упорной работы. Необходимо вложить много труда, терпения и любви, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку и достичь высоких результатов в своей работе.
29
Список литературы
1. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко.- Ростов н / Д: Феникс, 2008. 141 с. 2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М: Центр "Академия", 1997г. 3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: 2007. 4. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. 2002. №5-6. С.5-8. 5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения / А.Г. Арушанова. М.: Мозаика-Синтез, 2004. 128 с. 6. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии // Дошкольное воспитание, 2004, №9, С.47- 49. 7. Бородич А.М. Методика развития речи у детей/ А.М. Бородич. М.: Просвещение, 2001. 149 С. 8. Виньков Ю. В. Пословицы как средство развития речи / Ю. В. Виньков // Русский язык в школе: Научно-методический журнал. 2005. № 2. С.9- 16. 9. Гавриш Н., Загрутдинова М. Использование малых фольклорных жанров // Н. Гавриш, М. Загрутдинова / Дошкольное воспитание, 2001. № 9. С15-18. 10. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада В.В. Гербова. М.: Синтез, 2007. 264 с. 11. Дети со сложными нарушениями развития: Психофизиологические исследования / Л.П. Григорьева, В.А. Толстова, Л.А. Рожкова и др. ; под ред. Л.П. Григорьевой. М.: Экзамен, 2006. 369 с. 12. Заводчикова, Т. А. Развитие связной речи детей пятого года жизни средствами художественной литературы : [на примере использования
30 фольклора: по данным исслед. в дет. саду N 233 г. Ярославля] / Т.А. Заводчикова, Н.В. Елкина. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2003. C.122-126. 13. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно - обрядовых праздников / авт. - сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. СПб: "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2001. 216 с. 14. Илькова, А. П. Педагогические условия включения пословиц и поговорок в систему развивающей речевой работы с дошкольниками / А.П. Илькова; М.: Приднестр. гос. ун-т им. Т.Г. Шевченко. 2001. 72 c. 15. Лукацкий М.А. Психология: учебник / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова.- М.: Эксмо, 2007. 416 с. 16. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина, Л. Ф. Спирова, Е. Н. Рос. и др. ; под общ. ред. Г. В. Чиркиной. М.: Аркти, 2005. 240 с. 17. Муль, И. Л.. Механизмы языковой игры в малых фольклорных жанрах: (на материале скороговорки и частушки) / И. Л. Муль. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000. 52 с. 18. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухин. М.: ООО Апрель- Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 1999. 349 с. 19. Политова, Н. И. Современные подходы к решению практических задач по развитию речи младших дошкольников в условиях активного использования фольклорного материала/ Н.И. Политова// Нач. шк.: плюс-минус. 2002. N 4. C. 48-53. 20. Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста/ Е.И. Радина. М.: Просвещение, 2008. 315 с. 21. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание. 2000. №7. С.15-18. 22. Соболева А.В. Загадки-смекалки: практ. пособие для логопедов, воспитателей и родителей / А.В. Соболева. М.: ГНОМ и Д, 2000. 96 c.
31 23. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника / Г.А.Урунтаева. М.: Академия, 2009. 368 с. 24. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду / А.П. Усова. М.: Просвещение, 2002. 168 с. 25. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: Владос, 2004. 288 с. 26. Чернядьева Т. Знакомство детей с малыми фольклорными формами / Т. Чернядьева // Ребёнок в детском саду. 2001. №4. с. 65- 69. 27. Эльконин Б.Д. Психология развития / Б.Д. Эльконин.- 4-е изд.- М.: Академия, 2008.- 114 с.