Напоминание

"Приемы ассоциативной связи при работе со словарными словами"

Автор: Никитина Наталья Иосифовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОБУ СОШ №3
Населённый пункт: Иркутская область, Чунский район, р.п Октябрьский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Приемы ассоциативной связи при работе со словарными словами"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Приемы ассоциативной связи при работе со словарными словами. (Методические рекомендации для учителей начальных классов) автор: Учитель-логопед МОБУ СОШ №3 Никитина Наталья Иосифовна
В соответствии с требованиями ФГОС НОО на уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыка функциональной грамотности. От того, насколько полно будут сформированы эти навыки в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Написание словарных слов — это одна из проблем, с которой сталкиваются ученики в начальной школе. Каждый педагог знает, с каким трудом дается изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь. Наблюдения показывают, что учащиеся, переходя из класса в класс, допускают ошибки в написании слов с непроверяемыми гласными. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Работа по правописанию словарных слов — трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. Для запоминания слов учителя часто используют следующие задания: 1.Чтение слова ребенком. 2.Объяснение значения слова. 3.Орфографическая работа над словом. 4.Заучивание правописания данного слова. 5.Запись слова в орфографический словарик. 6.Подбор однокоренных слов и т. д. Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. Для организации эффективной деятельности учащихся по запоминанию написания словарных слов я предлагаю использовать прием ассоциативного запоминания словарных слов, как один из действенных приемов, дающий прекрасные результаты. Идея использования приемов ассоциативного запоминания была разработана на основе рекомендаций А.Погодиной, О.Л.Соболевой, В.Агафонова. Авторы пишут. Что в работе по усвоению слов с непроверяемым написанием прием ярких ассоциаций способствует прочному запоминанию словарного слова и развитию творческих способностей учащихся. Алгоритм ассоциативного запоминания работает на развитие альтернативного мышления ребенка, развивает его способность к самоанализу, учит понимать самого себя, прислушиваться к себе. Для обеспечения результативности использования данного приема необходимо соблюдать следующие педагогические условия, способствующие
развитию орфографической зоркости в ходе словарной работы на основе подбора ассоциативных образов: – систематичность (от урока к уроку, от класса к классу); – использование знаний проблемно-поискового характера и игровых форм, направленных на усвоение и углубление знаний учащихся по лексическому значению и составу слова; – систематическое применение опорных таблиц, составленных на основе вариантов ассоциативных образов. Данная методика включает традиционные приемы работы со словарными словами, дополнительные приемами создания ассоциативных образов. Основу ассоциативной методики запоминания составляет активная учебная деятельность младших школьников.
Суть приема:
трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. Ассоциативное запоминание помогает согласовать различные каналы восприятия: визуальный, аудиальный и кинетический. При знакомстве с новым словарным словом работу на основе приема ярких ассоциаций рекомендую проводить в определенной последовательности: 1)предъявление словарного слова; 2)объяснение лексического значения слова; 3)постановка ударения; 4)подчеркивание слога, который вызывает трудности при написании; 5)запись в словарь с выделением (размером, цветом, рисунком) сомнительной орфограммы; 6)нахождение ассоциативного образа связанного со словарем и запись его напротив словарного слова в словаре с выделением (размером, цветом, рисунком) одинаковых букв; 7)изображение словарного слова, объединенного с ассоциативным образом (рисунок, пересечение слова через сомнительную орфограмму), т.е. работа по опоре; 8)прочитывание словарного слова и четкое воспроизведение вслух найденного ассоциативного образа (по словарю и по опоре) с предоставлением их объединения и связующей их сомнительной орфограммы; 9)составление и запись предложений с новым словарным словом с выделением в словарном слове цветом сомнительной орфограммы, подбором родственных слов. К ассоциативному образу предъявляются следующие требования: 1)Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-либо признаком. Сл.слово – Ас.образ Ассоциативная связь может быть по:  цвету;  форме;
 действию;  материалу;  количеству;  месту расположения;  звучанию;  вкусу;  назначению и т.д. 2) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Ассоциативная методика имеет также и другие виды: 1. Прием графических ассоциаций (запоминание на основе ярких рисунков, которые опираются на смысл и орфограмму слова). 2. Прием фонетических ассоциаций (метод В.Агафонова)
Прием графических ассоциаций
просто не может не понравиться детям. Для того, чтобы запомнить словарное слово, ребенок выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудности в написании, либо надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву. Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают трудности в написании, иначе происходит «нагромождение» образов. Рисунок обязательно должен соответствовать смыслу слова. Процесс это сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение. Прием графических ассоциаций больше других нравится детям. При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шифра. Если взять, например, слово Магнит, то на картинке должны быть и сам магнит, и буква «А». Эта картинка хорошо запоминается и легко вспоминается. Не стоит бояться, что каждый раз необходимо повторять этот путь; сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную в ней букву и лишь затем правильно написать словарное слово. Со временем навык сокращается, свертывается и нужное слово само припоминается и пишется правильно, без промежуточного вспоминания картинки.
Прием фонетических ассоциаций
предпочтителен в тех случаях. Когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. Например, слово завтрАк. Созвучно ему слово рАк. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится на завтрак раки. Придуманная фраза хорошо звучит и хорошо представляется, также может сопровождаться рисунком. Или, например, инженер –Женя – инженер, тарелка – тарелка – это тара. Можно воспользоваться чудесной образной памятью детей и придумать для словарных слов свои правила – «неправильные». А можно это сделать с помощью ассоциаций, чтобы активно заработала эмоционально-образная память.
Принцип работы заключается в следующем: запоминаемое слово связываем с другим, в котором « проблемная» буква сомнений не вызывает. И по звучанию это слово должно быть похоже на словарное. Ассоциативная связь обыгрывается в стихотворении, сказке, загадке или шараде, и у словарного слова появится «приемный родственник», который может выделить и прочно запомнить нужную орфограмму. Чем такая связь между словами неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания. Возьмем, например, слово газета. Как запомнить, что оно пишется через «а», а не «о»? Подберем для него «приемного родственника» - слово газ. В этом слове звук «а» - ударный и написать здесь «о» просто невозможно. А само слово совпадает с первой частью слова газета. Осталось только связать их между собой. При таком подходе дети легко запомнят словарные слова, будут правильно использовать их в речи, расширят свой словарный запас, будут развивать ассоциативное мышление. Кроме того, работая по этой методике, учащиеся будут получать удовлетворенность от проделанной работы. Предлагаю несколько приемов ассоциативной связи составленной в совместной деятельности с детьми на уроках русского языка.
а
втомобиль – м
а
шина тоже, две буквы о – как два колеса, на них она встанет, и ехать сможет.
а
лф
а
вит – В
а
збуке есть алфавит,

Первый
а
ист т
а
м стоит. В алфавите буква «
А
» С
а
мой первой быть должн
а…
В греческом алфавите первая буква –
а
льфа.
а
рбуз –
а
р –
а
р –
а
р у нас пож
а
р;
а
рбузом тушим мы пож
а
р.
А
р –
а
р –
а
р на даче у нас пож
а
р! Бросим
а
рбузы в ж
а
р, Быстро потушим пож
а
р.
А
рбуз – сл
а
дкий,
а
лый, с
а
харный, кр
а
сный, б
а
рхатный. б
Е
реза – б
Е
лая - д
Е
рево б
и
бл
и
отека – библион – греч. кн
и
га, б
и
блия в
е
село – или очень смешно вет
е
р – Вет
е
р дует или нет, все равно надень берет! Закрывай скор
е
е дверь! Вет
е
р в т
е
рем залет
е
л. С букой
ч
темнеет С буквой
т
в лицо нам веет.
в
дру
г
– У буквы «
В
» - есть верный
друг
. Вернее дру
г
а нет. Не может «
В
» без друга жить – Нельзя никак их разделить. в
о
лшебник - может быть зл
о
й и д
о
брый в
о
р
о
бей – сл
о
во не воробей. Р
о
бкий в
о
р украл пшен
о
, зря искали мы ег
о
. в
о
рона и в
о
рон. Ворона известная перс
о
на. Ворон и ворона не поделили тр
о
на. г
а
зета – печ
а
ть, бум
а
га г
е
рой – а значит см
е
лый
гор
о
д – т
о
лько город м
о
й родной мы пишем с буквой
О
. Р
о
дина моя. гор
о
д - Н
о
вгород громк
о

о
чень гр
а
жд
а
нин – гражданином ст
а
нет тот, кто две буквы «
А
» найдет. У гр
а
жд
а
нина есть п
а
спорт. д
е
кабрь – в декабр
Е
, в декабр
Е
много сн
Е
га на двор
Е
! Д
е
душка Мороз нам подарки принес. дев
о
чка – к
о
са, д
о
чка д
и
ван – д
и
во – д
и
вное д
и
ван, на диване спал
И
ван. Я в нем иву увидал. д
И
рект
О
р – кр
И
к, р
О
т, д
И
ктор д
о
рога – к д
О
припишем мы р
О
га з
А
вод – труб
А
к
А
никулы – УР
А
! У н
а
с каникулы! к
а
пуста – любит з
а
яц. Коч
а
н. к
А
ртина – кр
А
ски, гу
А
шь. Чтобы к
а
ртину написать нужно кр
А
ски в руки взять к
А
рандаш – гр
А
нь, бум
А
га к
А
рман – дыр
А
. Карман в
А
жная дет
А
ль на пл
А
тье или руб
А
хе.
КВА
ртира –
КВА
кала
КВА
кша в тине, что хочет жить в квартире. к
А
стрюля – У н
А
шей Юли вместо к
А
ски кастрюля. Наша Юля к
А
шу в
А
рила в кастрюле, а когдА к
А
шу съела вместо к
А
ски кастрюлю надела. к
О
мбайн – к
О
лос, зерн
О
, х
О
дит по хлебному м
О
рю к
О
нцерт – н
О
та, д
О
, х
О
р кОрабль – в
О
лны, б
О
цман, к
О
к к
О
нфета –
КОН
ь ел конфеты кОньки - как кОни кОрзина – по другому кОроб. Корзина – то же, что и кОроб. У Зины кОт в корзине. кОтлета – КОТ ел котлеты лагЕрь – Едут дЕти лЕтом лАдонь – лАпа лИмон – кИслый, грИпп, ангИна, витамИн, цИтрус лОпата – стрОить гОрку, стрОить дОм мАгАзин – У мАга в магазине жила без гАза Зина Но мАг из магазина доставил гАз дляЗины Теперь у магазина и мАг, и гАз, и Зина мАлина – малины крАсной было мАло, я собирАть ее устАла. мАшина – у М
а
шиной машины лопнула шинА. У М
а
ши есть мАшина. У кАждой машины есть мАрка. мЕдведь – медведь много мЕду съел и конЕчно заболЕл мЕтро – мЕтр – лЕстница – чудЕсница, подзЕмка мОлОко – дает кОрОва молоко, а вместе с ним две буквы О. Теперь и слОво молоко писать мы будем тОже с О. мороз – очень холодно – в мороз береги нос облАко – облако прозрАчно тАк, кАк крАсивый мАмин лак Олень – О приставимк слову лень и получится ОЛЕНь
О+лень=олень Орех – плОд Осина на Осине много Ос, кто же их сюда принес? Отечество - рОдина дЕдов, Отчий дОм. чЕсть. Каждый из нас должен уЧЕСТь – заглавная «О» в Отечестве есть. пЕнал – шампунь открыла Лена , в пенал попала пЕна пИрог – на пИр просили мы пирог пОгода – пОлгОда плохая погода прИрода – прИзнак природы – чИстое место пшЕница – сЕяли рЕбята – кто главнЕе на планЕте? Кто главнЕе всЕх на свЕте? Ребята или просто дЕти. рЯбина – красные гроздья рябины висЯт, Яркие Ягоды радуют взглЯд. На рЯбину Рябчик сел, Ягоды рябины съел. Ой, рЯябина. кудрЯвая! сАлат - не сАло, а травА, а также блюдо для столА. сАлют – стрельбА укрАсит кАждый прАздник. Праздничные фонтАны укрАсили небо. свЕркает – снЕг, свЕт, фейерверк. Как разноцвЕтный фейервЕрк сверкает под ногами снЕг. сОбака – любит кОсть. СтОрож дОма. собака – по –английски – дОг. Я букву «О» запомнить смОг. Не нужен мне замок, есть у порога стОрож дог. У сОбаки – хвОст. СОбаки любят кОсти. с
А
пОги – сАмая удОбная Обувь в дОждь. САмая первая пОмощь в дождь. Сам пошил я сапоги. сЕкрет – у всЕх конЕчно Есть сОрока – сОр в гнездО принОсит. 4О А сОрока стрекОчет весь день хлопОчет стАкан – слАдкий чАй тЕтрадь – тЕтра. Я и в клЕтку и в линЕйку написать на мне сумЕйка. улИца – длИнная лИния машИны лИца ужИн – приползлИ УЖИ на ужИн. В жИвом уголке жИли УЖИ хОрошо – в сочетанье – «хОр – хОрОш» ты три буквы в нем найдешь юмОр – Очень смешнО умора яблОко –
я, блок и око
яблОко –
я год
не ела ягод Язык – языком Я говорю Литература:
1.Погодина А. Словарная работа на основе метода ярких ассоциаций// Начальная школа. 2010. №3 2.Кокина Ю.А. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка// Начальная школа.2004.№7. 3.Гордеев Э.В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемыми написаниями//Начальная школа.1995.№1 4.Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. Томск, 2010. 5.Агдеева И.Д. Занимательный словарик. С-П., 1999 6.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986. 7.Успенский Л.В. Слово в словах. М., 1954. 8.Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971. 9.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1964.