Сохранение ценности человеческих отношений и энтокультуры в семье, через создание народной игрушки (из опыта работы семейного клуба "Теремок")

Автор: Дмитриева Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №4 "Золотой ключик"
Населённый пункт: город Советск, Калининградской области
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: Сохранение ценности человеческих отношений и энтокультуры в семье, через создание народной игрушки (из опыта работы семейного клуба "Теремок")
Дата публикации: 25.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Сохранение ценности человеческих отношений и энтокультуры в

семье, через создание народной игрушки (из опыта работы

семейного клуба "Теремок")

Задачи мастерской:
Познакомить с изготовлением традиционной куклы. Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси. Приобщить к обрядовой культуре. Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук. Развивать индивидуальные творческие способности. Прививать уважение к традициям семьи. Воспитывать любовь и уважение народной культуре. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.
Активизировать словарь
: “рукодельница”, “льняная”, “хлопчатобумажная”, “шерстяная”, “старание”, “мастерство”, “безликая”
Оборудование
: три лоскутка ткани разной окружности,белая ткань размером 10 х 5 см по количеству человек, вата, шерстяные и хлопчатобумажные нитки, лоскуты цветной ткани для платков.
План проведения
Путешествие во времени. Выставка- демонстрация народных обрядовых кукол. Показ способа изготовления куклы-закрутки. Демонстрация отдельных частей куклы. Чтение стихотворения “Я, мастерица” Самостоятельное изготовление куклы. Рефлексия. Подведение итога занятия.
Ход:

Все рассаживаются по местам. Звучит народная музыка. Входит “Мастер” в

русском национальном костюме. На столе лежат лоскуты различных тканей,

нитки.


(1 слайд - название)

(2 слайд - посиделки)

Мастерица
. Добрый день гости дорогие. Мне очень приятно,всех вас видеть сегодня у меня в гостях. На дворе у нас осень. Осенью начинали мять льны. Все подготовительные работы осуществлялись на посиделках, а еще на них девушки и женщины делали различных обрядовых кукол.
(3 слайд - куклы - обереги)
Изготавливались такие игрушки из подручного материала, из мягких — льняных, шерстяных, хлопчато-бумажных тканей и ниток. И всегда это было делом семейным. Мужчины и женщины в свободное время лепили, рубили, точили игрушки, привлекая к делу своих детей — приучая их к усердию и терпению. игрушка готовила ребенка к самостоятельной работе, хранила и передавала от старшего поколения к младшему накопленный опыт. Кукла — это образ человека, в котором, как в зеркале, люди могут увидетьсебя. Как и человек, она может быть какой угодно: дружелюбной, высокомерной, веселой, грустной, может иметь выражение лица умное или бессмысленное. На Руси было большое многообразие кукол, их делали по разным поводам, для разных случаев. Традиционная обрядовая кукла безлика, она считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для своего владельца. Я расскажу о некоторых. названия кукол были очень просты и наивны.
(4 слайд - кукла - стригушка)
Самая распространенная детская игровая кукла
- "стригушка"
. Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. в нее вплетали лечебные травы. Играя, ребенок вдыхал запах травы, что оказывало лечебное действие.
(5 слайд - кукла - рванка)
Кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства - это
"вепсская кукла
" в некоторых районах Руси, она называлась
капустка или рванка
. Найдена она была где-то под Прибалтикой. Делалась из старых вещей матери, без использования ножниц и иглы. для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.
(6 слайд - кукла - десятиручка)
Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла
"десятиручка"
помогала девушке или молодухе в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. Самая простая куклы, которая использовалась для детских игр делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья. Потом кукла укладывалась в лапоть-колыбельку. Игрушка готова. Главное, чтоб количество узлов на платке и платье было нечетным.
(7 слайд - кукла-зерновушка)

А кукла-зерновушка
делалась из мешочка с зерном осеннего сбора. Ее обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным. Говорят, что причина тому – положительная детская энергетика.
(8 слайд - кукла -мотонка)

Кукла-мотонка это не простая игрушка, она защищала владельца от невзгод и неприятностей. Первую такую куколку делали для младенца и клали в колыбель. Сейчас у нас существует обычай привязывать красную шерстяную ниточку на руку малыша, а раньше для защиты делали куколки. Маленькие детки носили их с собой, а те, что постарше, расставляли в доме.
(9 слайд - девочка с куклой)
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую, потешку уже могла делать любая девочка. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали кукол. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
(10 слайд – мастер класс)
Я не привыкла напрасно хвалиться, Все называют меня мастерицей За то, что сама я куклу свою, Вяжу, вышиваю, и шью, и крою Сейчас я покажу вам, как делается кукла - мотонка.
Слайд 11

1шаг.
Возьмите самый большой по окружности лоскут ткани.
Слайд 12

2шаг
. На большой круг в центр кладем ватный тампончик и завязываем ниткой. Получаем голову. Расправляем складочки, чтобы все края были ровные.
Слайд 13

3шаг
. Берем круг поменьше и накрываем им сделанный в предыдущем воланчик, завязываем ниткой.
Слайд 14

4шаг
. Аналогично делаем с 3-м кругом.
Слайд 15

5шаг
. Для формирования лица надеваем на голову белый прямоугольный лоскутик и завязываем по линии шеи нитками , затем ручки делаем.
Слайд 16

6шаг
. На голову повяжем платочек. Вот и пришло время приступить к работе.
Во время работы тихо звучит народная музыка. “Мастер” и “ученики” изготавливают кукол и сажают их за стол.
М.А. Пожарова “Тряпичная кукла”.
Свернута из тряпки Кукла у Параши Не отыщешь краше
.
Руки — словно лапки, Глазки — пара точек А лицо — комочек. Кукла смотрит косо, Взгляд ее уныл, Кто-то вместо носа Пуговку пришил. Но Параша любит, Нежит и голубит, И целует в щечку Маленькую дочку. Предложить поделиться своими впечатлениями о получившихся куклах.
Рефлексия.
А подвести итог нашего мастер-класса мне хотелось бы притчей.
Слайд 17

Притча “О мудреце и хитреце”.
Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу. - Скажи мне, о мудрейший, что у меня в кулаке? - Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы. - Ладно, правда твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая? – спросил хитрец и подумал: “Если мудрец скажет, что бабочка живая, то я её раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму и выпущу её. Мудрец посмотрел на хитреца и сказал: Всё в твоих руках. Действительно все в наших руках, которые сегодня прекрасно потрудились. Спасибо вам за внимание доброжелательное отношение.
Слайд 18
Хочется процитировать А. Синявского "Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу земли". Прежде, чем завершить, предлагаю каждому участнику обозначить свои впечатления о мастер-классе, выбрав цветочек любого цвета и украсить им сарафан нашей русской красавицы. Цветок красного цвета – понравилось всё, синий – хочу узнать больше, желтый - заинтересовало, буду внедрять в своей работе. Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на
первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магичной.