Методика проведения комбинированного (с элементами модуля) урока по теме "Мозаика народов", 8 класс
Автор: Болваненко Людмила Николаевна Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ "Речушинская сош"
Населённый пункт: п. Речушка, Иркутская область Нижнеилимский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методика проведения комбинированного (с элементами модуля) урока по теме "Мозаика народов", 8 класс
Методика проведения комбинированного (с элементами модуля) урока
по теме «Мозаика народов» VІІІ класс
Цели урока:
Через 35 минут большинство учащихся будут знать особенности
национального состава и религиозной принадлежности людей Р.Ф.;
понимать значение русского языка, интернационализма и толерантности
для народов России.
уметь анализировать информацию и отвечать на поставленные вопросы,
делать выводы по проделанной работе;
зачем? Для формирования гражданской позиции и мотивации для
дальнейшего изучения темы Россияне
Тип урока : Комбинированный урок
Оборудование урока:
1.Политическая карта России
2.Карта: Народы России
3.Рисунок № 20 учебника География. Академический школьный учебник.
4.Серия Полярная Звезда. Под редакцией А.И. Алексеева.
5. Атласы 8-9 класс
6.Диаграмма на с. 266-267 Приложения.
7. Словарь географических терминов
8.Индивидуальная карта-бланк
9. Тест.
Ход урока
Инструкция учителя:
Класс работает в парах. Каждой паре выдается карта-бланк для
самостоятельного изучения материала, тесты. Учащиеся выполняют задания.
Пользуясь текстом учебника, картами атласа и рисунками учебника,
словарем.
Индивидуальная карта-бланк «Мозаика народов»
На модульном уроке работают _________________________________
( фамилии учеников)
Уважаемые ученики. Сегодня попрошу вас побыть в роли демографа и
заняться на уроке вопросами демографии. Для начала, попрошу
вспомнить что изучает наука – демография.
Целевая установка. Во время изучения темы «Мозаика народов» вы
узнаете:
1.
Что такое этнос?
2.
Этническая территория
3.
Этническое самосознание человека
4.
Какие народы в нашей стране самые многочисленные, и к каким
языковым семьям они относятся?
5.
Какова этническая структура регионов России?
6.
Каково значение русского языка для народов России?
7.
Каковы особенности географии религий в России?
-Вы узнаете, почему в России невозможно выделить «чистые» в
этническом отношении территории.
- Научитесь анализировать карты, рисунки, формулировать выводы по
проделанной работе.
- В конце урока вас ждет небольшое испытание, которое покажет,
насколько внимательны вы были. Что нужно запишите.
Вам предстоит выполнить на уроке большую работу.
Желаю вам творческой работы.
Шаг
І
.
Используя
текст
учебника
§10
и
словарь
,
выполни
словарную
работу
:
-демография
-этнос
-ассимиляция
-этническое самосознание
Значение данных терминов запиши в тетрадь.
Шаг
ІІ
.
Узнай
:
1.По какому признаку классифицируют народы мира?
2. По какому признаку языки объединяются в семьи?
3. С чем был связан процесс формирования языковых семей?
Шаг
ІІІ
.
Умей
:
Используя
текст
учебника
и
легенду
карты
«
Народы
России
»
приложение
на
с
. 266-267,
составьте
таблицу
,
сначала
заполнив
только
первые
три
графы
:
Семья
Группа
Народы
Религиозная
принадлежнос
ть
Шаг
І
V.
Ответьте
на
вопросы
1.Почему карта «Народы России» очень пестрая?
2. Какие нации называют титульными? (приведите примеры)
3. Приведите примеры ассимиляции народов.
Шаг
V.
Сделайте
анализ
рисунка
№20
на
с
. 49
учебника
.
Шаг
V
І
.
Дополните
данные
таблицы
религиозная
принадлежность
(
графа
4)
и
ответьте
на
вопросы
(
устно
)
1. Почему карта религий России тесно связана с картой народов?
2. Какую религию исповедует большинство населения России?
Шаг
V
ІІ
.
Сделать
анализ
карты
«
Религии
»
приложение
с
. 267.
Шаг
V
ІІІ
.
Сделать
вывод
по
проделанной
работе
:
Каково
значение
русского
языка
для
народов
России
?
Шаг
ІХ
.
Самоконтроль
(
тестирование
).
Выберите
один
верный
ответ
.
1 Большая часть населения России принадлежит к:
А) индоевропейской семье
Б) алтайской
В) уральско-юкагирской
Г) северо-кавказской
2. Больше всего жителей России владеют языком:
А) башкирским
Б) русским
В) мордовским
Г) осетинским
3. Буддизм получил распространение среди народов:
А) чувашей
Б) русских
В) марийцев
Г) бурят
4. Какие народы исповедуют родоплеменные, языческие верования:
А) русские
Б) ненцы
В) осетины
Г) удмурты
5. Среди народов Северного Кавказа православие исповедуют лишь:
А) осетины
Б) карачаевцы
В) ногайцы
Г) балкарцы
6. Большая часть населения России исповедует:
А) православие
Б) буддизм
В) ислам
7. Самый многочисленный народ России:
А) башкиры.
Б) казахи
В) карелы
Г) буряты
Рефлексия