Напоминание

"Правила Дорожного Движения"

Автор: Грошева Марина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ДЮСТШ"
Населённый пункт: г. Братск Иркутская оюласть
Наименование материала: Статья "Учись-Играя"
Тема: "Правила Дорожного Движения"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МАОУ ДОД «ДЮСТШ» Грошева Марина Владимировна


«Учись – Играя»
Но почему, почему, почему, Был светофор зеленый? А потому, потому, потому, Что был он в жизнь влюбленный. В. Леонтьев Задача, конечно, не слишком простая: Играя учить и учиться играя. Но если с учебой сложит развлеченье, То праздником станет любое ученье! 1
Выбор данной тематики обусловлен тем, что причиной дорожно-транспортных происшествий (ДТП) часто становятся дети. По статистике, четвертая часть от общего количества ДТП с участием юных участников дорожного движения относятся к детям младшего школьного возраста, что зачастую обусловлено незнанием ими элементарных правил дорожного движения и поведения на улице. Поиск новых форм и приемов изучения правил дорожного движения в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. В современных условиях обучение должно быть направлено на формирование сильной личности. Чтобы жить и работать в непрерывно меняющемся мире, необходимо разрабатывать собственную стратегию поведения и нести за нее ответственность. Младшие школьники только что получили самостоятельность и освобождены от постоянной опеки взрослых. Им свойственна повышенная возбудимость, импульсивность и эмоциональность. Свою активность дети используют для игр, порой небезобидных шалостей, необдуманных поступков. Опасность поджидает их, прежде всего, на дороге. 2
Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. В России среди родителей не то что не принято обучать своих детей правилам поведения вблизи и на проезжей части, а потом проверять результаты обучения, но и более того, некоторые семьи вообще не считают обязательным самим соблюдать правила и донести до ребенка элементарные способы безопасного перехода через дорогу. Но родители на то и родители, чтобы играть главнейшую роль в процессе воспитания детей. А начинается он с личного примера, когда взрослые с ребенком не пренебрегают светофором, переходят улицу в нужном месте, внимательно ведут себя на проезжей части. Дети склонны учиться в первую очередь у родителей, ведь именно папа и мама являются для ребенка на первых порах изображением модели мира, в котором он живет. Дорожное движение является наиболее сложным и требующим внимания аспектом окружающей среды, с которым может столкнуться ребенок. Поскольку с дорогой, движением и транспортом 3
ребенок сталкивается постоянно, то серьезно относиться и правильно поступать в различных ситуациях ему необходимо. Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что- то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. При этом важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Необходимо обучать детей навыкам поведения на автобусной остановке, при посадке в автобус и высадке из него, а также в самом автобусе в ходе поездки. Такое обучение следует дополнять практическими занятиями, в частности для выработки навыков поведения в опасных ситуациях; детей следует приучать к тому, как должен вести себя пешеход (как переходить дорогу, как идти по краю дороги, у которой нет тротуаров, и т.д.); обучать детей, имеющих велосипеды и мопеды основным правилам дорожного движения; указывать им на важность правильного оборудования их транспортного 4
средства (освещение, светоотражающие приспособления, тормоза и т.д.) Избежать этих опасностей можно путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Младший школьный возраст наиболее благоприятный для формирования устойчивых навыков и привычек. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, дети этими качествами обладают не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, теряются, не могут принять правильное решение, тем более, если они не знают правил уличного движения. Как добиться, чтобы ребёнок с желанием, с интересом изучал тот или иной предмет? Любой учебник для школьников — это книга, в которой излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры, основной и ведущий вид учебной литературы. В этом плане не должен быть исключением и обучение правилам дорожного движения (ПДД). Однако оно имеет свои особенности, отличающие его от всех других школьных учебников. Если школьные учебники в 5
основе своей, какой бы предмет мы ни взяли, создаются на основе соответствующих фундаментальных наук, то «Правила дорожного движения Российской Федерации», предназначены для участников движения: водителей, пешеходов, пассажиров. Написаны ПДД языком, соответствующим такого рода документам и, разумеется, без учета возраста и образования читателя. Более того, требования ПДД также в равной степени, без учета возраста и образования, распространяются на всех участников движения. Обучение детей правилам и безопасности дорожного движения - это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения. Задачи обучения - воздействовать на поведение участника движения и тем самым прийти к уменьшению числа ДТП и повысить общую культуру дорожного движения. В любом случае помощь ребенку необходима. Требования ПДД, напоминаем, едины для всех — как для взрослых, так и для детей. Выбрать только доступный для детей материал, выделив его из всего содержания Правил, невозможно! Опасности угрожают детям и взрослым одинаково! 6
Автошкола ДЮСТШ г. Братска не забывает о юных пешеходах своего города и старается помочь им овладеть всеми знаниями ПДД. На базе школы созданы все условия для того что бы дети в игровой форме выучили и осознали всю ответственность своего поведения на улице и в общественном транспорте. В школе обрудованы специальные классы с мультимедийным оборудованием, игровой зал. Здесь дети могу почувствовать себя равноправными участниками дорожного движения: быть водителями, пассажирами, пешеходам. Важно что бы дети поняли , что это не только игра, это жизненная необходимость. Важное условие – играть только до тех пор, пока детям интересно. Важно принимать любые дополнения и предложения детей. Материал, который включается в игры, должен быть знаком и любим детьми. Обучение осуществляется на основе интегрированного подхода, предполагающего взаимосвязь занятий по обучению ПДД с игровой изобразительной, практической деятельностью. Одно из таких занятий:
Тема.
Мы пассажиры. Правила поведения в общественном транспорте. 7

Цель.
Создать условия для ознакомления учащихся с правилами поведения в общественном транспорте и на остановках.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с местами остановок общественного транспорта, их обозначениями и правилами поведения в общественном транспорте и на остановках. 2. Создать условия для развития у учащихся приемов логического мышления; устной речи; обогащения словарного запаса обучающихся и расширения детского кругозора. 3. Довести до сознания детей важность соблюдения правил поведения в общественном транспорте и на остановках.
Место проведения:
учебный класс ПДД. Игровой зал.
Оборудование:
мультимедийное оборудование, лото, инвентарь для игр.
Ход проведения

1.Организационный момент.
Приветствие, сообщение темы и цели занятия.
2.Актуализация полученных знаний.
– Вспомните, кого называют пассажиром? – Пассажиром считается не только человек, находящийся в общественном транспорте 8
– но и люди, находящиеся в салоне легкового автомобиля, в кузове грузового автомобиля, в коляске мотоцикла. – Что относится к общественному транспорту? – Расскажите, что вы знаете об этих транспортных средствах. – Вспомним правила поведения на остановках общественного транспорта и места их обозначения.
3.Основная часть.
1. Сегодня мы с вами рассмотрим правила поведения в общественном транспорте. Все нижеприведенные правила рассмотрим на слайдах. По поведению человека в салоне общественного транспорта можно судить не только о том, знает ли он Правила дорожного движения, но и о его общей культуре. Входить в общественный транспорт можно только после его полной остановки и выхода пассажиров Необходимо уступать места престарелым людям и инвалидам, пассажирам с детьми дошкольного возраста, а также беременным женщинам. Нельзя перевозить вещи, которые могут запачкать сиденья или одежду пассажиров. Входя в транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумки-ранцы, чтобы не задеть (иногда даже запачкать) людей. Роликовые коньки перевозят в специальной сумке, а не на ногах. 9
Мелких животных надо перевозить в специальных контейнерах или клетках, а крупных собак – в намордниках. Нельзя мусорить в салоне любого транспорта. Если тебе нужно что-то выкинуть то для этого используют специальные мусорные контейнера на остановках, а не окна автомобиля. Войдя в салон, надо пройти в середину, не толпиться на площадке, так как это может затруднить посадку других пассажиров. И конечно же нельзя облокачиваться на двери это может привести к несчастному случаю. К выходу надо готовиться заранее (особенно, если много пассажиров). Спрашивай у стоящих впереди: «Вы выходите на следующей остановке?» Не оттесняй молча людей прокладывая себе дорогу, а, извиняясь, попроси разрешения тебе пройти. Находясь в салоне необходимо держаться за поручни рукой, а не лежать на них, засунув руки в карманы. Находясь в салоне, не следует громко смеяться и разговаривать, обсуждать свои проблемы, спорить во всеуслышание с друзьями. Тем более непозволительно оскорблять людей, сделавших вам замечание. Надо быть вежливым и уступать место пожилым пассажирам, маленьким детям и инвалидам 10
Не занимай места для пассажиров багажом или пакетами, крупные вещи лучше перевозить не в часы пик. А громоздкие острые предметы (например, лыжи и коньки) перевозят хорошо упакованными. Входить в общественный транспорт можно только после его полной остановки и выхода пассажиров В любом виде транспорта будь внимательным и предупредительным такие слова, как «Будьте добры», «Благодарю Вас» придадут тебе уверенность в любой ситуации и создадут у окружающих мнение о тебе как о человеке воспитанном и доброжелательном. 2.После просмотренных слайдов дети играют в лото. На карточках изображены ситуации, где пассажиры ведут себя не правильно. Преподаватель говорит правила поведения, ребенок находит соответствующую ситуацию, поднимает руку и объясняет, почему пассажир поступает не правильно. Выигрывает тот, кто первым закроет всю карточку. 3.Просмотр мультфильма «Правила поведения в школьном автобусе». 4. в игровом зале 11

Дистанция.
По сигналу судьи, участники, как единая команда, взявшись одной рукой за скакалку должны пройти дистанцию. Наземный пешеходный переход – по скамье. Туннель – пройти сквозь обручи. Подземный пешеходный переход – на корточках.
Юный водитель.
На дистанции расставляются конусы, вокруг которых на самокатах должны проехать участники. Возле конусов стоят знаки, обозначающие, с какой стороны их надо объезжать. По сигналу судьи каждый участник должен проехать дистанцию, не сбив конусов, соблюдая требования знаков, вернуться к линии старта, объехать команду и передать самокат следующему участнику.
Водитель и пассажир.
Команда делиться на пары: первый – водитель, второй пассажир. Пассажир находится в обруче. По сигналу судьи, первая пара как можно быстрее должна обежать вокруг конуса, вернуться к линии старта и передать обруч следующей паре. Применение игровых технологий на уроках позволяет вовлекать в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких 12
уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания. Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся. Значение игры невозможно исчерпать. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. 13
Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. Использование игровых технологий на уроках соответствует познавательным потребностям учащихся разных возрастных групп. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация школьников к изучению предмета . 14
Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач.
Литература:
1. Бойков А. А. Коллективно-творческое дело как личностно ориентированная воспитательная технология, 2005 (yandex) 2. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования. – Самара, 1998. – 36с. 3. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. М.:НИИ школьных технологий, 2005. – 176 с. (С.122-137). Современные технологии 15
16