Автор: Грошева Марина Владимировна Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ДЮСТШ"
Населённый пункт: г. Братск Иркутская оюласть
Наименование материала: Статья "Учись-Играя"
Тема: "Правила Дорожного Движения"
«Учись – Играя»
Но почему, почему, почему,
Был светофор зеленый?
А потому, потому, потому,
Что был он в жизнь влюбленный.
В. Леонтьев
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учебой сложит развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
1
Выбор данной тематики обусловлен тем, что
причиной дорожно-транспортных происшествий
(ДТП) часто становятся дети. По статистике,
четвертая часть от общего количества ДТП с
участием юных участников дорожного движения
относятся к детям младшего школьного возраста,
что зачастую обусловлено незнанием ими
элементарных правил дорожного движения и
поведения на улице. Поиск новых форм и приемов
изучения правил дорожного движения в наше
время - явление не только закономерное, но и
необходимое. В современных условиях обучение
должно быть направлено на формирование
сильной личности. Чтобы жить и работать в
непрерывно меняющемся мире, необходимо
разрабатывать собственную стратегию поведения
и нести за нее ответственность.
Младшие школьники только что получили
самостоятельность и освобождены от постоянной
опеки взрослых. Им свойственна повышенная
возбудимость, импульсивность и
эмоциональность. Свою активность дети
используют для игр, порой небезобидных
шалостей, необдуманных поступков. Опасность
поджидает их, прежде всего, на дороге.
2
Причем, несчастные случаи все чаще происходят
не на больших транспортных магистралях, а на
маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда
и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую
причиной дорожно-транспортных происшествий
бывают дети.
В России среди родителей не то что не принято
обучать своих детей правилам поведения вблизи и
на проезжей части, а потом проверять результаты
обучения, но и более того, некоторые семьи
вообще не считают обязательным самим
соблюдать правила и донести до ребенка
элементарные способы безопасного перехода через
дорогу. Но родители на то и родители, чтобы
играть главнейшую роль в процессе воспитания
детей. А начинается он с личного примера, когда
взрослые с ребенком не пренебрегают светофором,
переходят улицу в нужном месте, внимательно
ведут себя на проезжей части. Дети склонны
учиться в первую очередь у родителей, ведь
именно папа и мама являются для ребенка на
первых порах изображением модели мира, в
котором он живет.
Дорожное движение является наиболее сложным и
требующим внимания аспектом окружающей
среды, с которым может столкнуться ребенок.
Поскольку с дорогой, движением и транспортом
3
ребенок сталкивается постоянно, то серьезно
относиться и правильно поступать в различных
ситуациях ему необходимо.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у
детей дошкольного возраста отсутствует та
защитная психологическая реакция на дорожную
обстановку, которая свойственна взрослым. Их
жажда знаний, желание постоянно открывать что-
то новое часто ставит ребенка перед реальными
опасностями, в частности, на улицах.
При этом важнейшими условиями обучения
должны являться регулярность занятий, их
непрерывность, преемственность,
систематичность. Необходимо обучать детей
навыкам поведения на автобусной остановке, при
посадке в автобус и высадке из него, а также в
самом автобусе в ходе поездки. Такое обучение
следует дополнять практическими занятиями, в
частности для выработки навыков поведения в
опасных ситуациях; детей следует приучать к тому,
как должен вести себя пешеход (как переходить
дорогу, как идти по краю дороги, у которой нет
тротуаров, и т.д.); обучать детей, имеющих
велосипеды и мопеды основным правилам
дорожного движения; указывать им на важность
правильного оборудования их транспортного
4
средства (освещение, светоотражающие
приспособления, тормоза и т.д.)
Избежать этих опасностей можно путем
соответствующего воспитания и обучения ребенка
с самого раннего возраста. Младший школьный
возраст наиболее благоприятный для
формирования устойчивых навыков и привычек. В
сложной ситуации, при появлении опасности
взрослого человека иногда выручает инстинкт
самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К
сожалению, дети этими качествами обладают не в
полной мере и, оказавшись в критической
ситуации, теряются, не могут принять правильное
решение, тем более, если они не знают правил
уличного движения.
Как добиться, чтобы ребёнок с желанием, с
интересом изучал тот или иной предмет?
Любой учебник для школьников — это книга, в
которой излагаются основы знаний в
определенной области на уровне современных
достижений науки и культуры, основной и
ведущий вид учебной литературы. В этом плане не
должен быть исключением и обучение правилам
дорожного движения (ПДД). Однако оно имеет
свои особенности, отличающие его от всех других
школьных учебников. Если школьные учебники в
5
основе своей, какой бы предмет мы ни взяли,
создаются на основе соответствующих
фундаментальных наук, то «Правила дорожного
движения Российской Федерации», предназначены
для участников движения: водителей, пешеходов,
пассажиров. Написаны ПДД языком,
соответствующим такого рода документам и,
разумеется, без учета возраста и образования
читателя. Более того, требования ПДД также в
равной степени, без учета возраста и образования,
распространяются на всех участников движения.
Обучение детей правилам и безопасности
дорожного движения - это систематический и
целенаправленный процесс, в ходе которого
обучаемые получают знания, умения и навыки,
необходимые для безопасного движения. Задачи
обучения - воздействовать на поведение участника
движения и тем самым прийти к уменьшению
числа ДТП и повысить общую культуру дорожного
движения.
В любом случае помощь ребенку необходима.
Требования ПДД, напоминаем, едины для всех —
как для взрослых, так и для детей. Выбрать только
доступный для детей материал, выделив его из
всего содержания Правил, невозможно! Опасности
угрожают детям и взрослым одинаково!
6
Автошкола ДЮСТШ г. Братска не забывает о
юных пешеходах своего города и старается помочь
им овладеть всеми знаниями ПДД. На базе школы
созданы все условия для того что бы дети в
игровой форме выучили и осознали всю
ответственность своего поведения на улице и в
общественном транспорте. В школе обрудованы
специальные классы с мультимедийным
оборудованием, игровой зал. Здесь дети могу
почувствовать себя равноправными участниками
дорожного движения: быть водителями,
пассажирами, пешеходам. Важно что бы дети
поняли , что это не только игра, это жизненная
необходимость.
Важное условие – играть только до тех пор, пока
детям интересно. Важно принимать любые
дополнения и предложения детей. Материал,
который включается в игры, должен быть знаком и
любим детьми. Обучение осуществляется на
основе интегрированного подхода,
предполагающего взаимосвязь занятий по
обучению ПДД с игровой изобразительной,
практической деятельностью.
Одно из таких занятий:
Тема.
Мы
пассажиры. Правила поведения в
общественном транспорте.
7
Цель.
Создать условия для ознакомления
учащихся с правилами поведения в общественном
транспорте и на остановках.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с местами
остановок общественного транспорта, их
обозначениями и правилами поведения в
общественном транспорте и на остановках.
2. Создать условия для развития у учащихся
приемов логического мышления; устной речи;
обогащения словарного запаса обучающихся и
расширения детского кругозора.
3. Довести до сознания детей важность
соблюдения правил поведения в общественном
транспорте и на остановках.
Место проведения:
учебный класс ПДД.
Игровой зал.
Оборудование: мультимедийное оборудование,
лото, инвентарь для игр.
Ход проведения
1.Организационный момент.
Приветствие,
сообщение темы и цели занятия.
2.Актуализация полученных знаний.
– Вспомните, кого называют
пассажиром?
– Пассажиром считается не только
человек, находящийся в общественном транспорте
8
– но и люди, находящиеся в салоне легкового
автомобиля, в кузове грузового автомобиля, в
коляске мотоцикла.
– Что относится к общественному
транспорту?
– Расскажите, что вы знаете об этих
транспортных средствах.
– Вспомним правила поведения на
остановках общественного транспорта и места их
обозначения.
3.Основная часть.
1. Сегодня мы с вами рассмотрим правила
поведения в общественном транспорте. Все
нижеприведенные правила рассмотрим на слайдах.
По поведению человека в салоне общественного
транспорта можно судить не только о том, знает ли
он Правила дорожного движения, но и о его общей
культуре. Входить в общественный транспорт
можно только после его полной остановки и
выхода пассажиров
Необходимо уступать места престарелым людям
и инвалидам, пассажирам с детьми дошкольного
возраста, а также беременным женщинам.
Нельзя перевозить вещи, которые могут
запачкать сиденья или одежду пассажиров. Входя в
транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумки-ранцы,
чтобы не задеть (иногда даже запачкать) людей.
Роликовые коньки перевозят в специальной сумке,
а не на ногах.
9
Мелких животных надо перевозить в
специальных контейнерах или клетках, а крупных
собак – в намордниках.
Нельзя мусорить в салоне любого транспорта.
Если тебе нужно
что-то выкинуть то для этого используют
специальные мусорные контейнера
на остановках, а не окна автомобиля.
Войдя в салон, надо пройти в середину, не
толпиться на площадке, так
как это может затруднить посадку других
пассажиров. И конечно же нельзя
облокачиваться на двери это может привести к
несчастному случаю.
К выходу надо готовиться заранее (особенно,
если много пассажиров). Спрашивай у стоящих
впереди: «Вы выходите на следующей остановке?»
Не оттесняй молча людей прокладывая себе
дорогу, а, извиняясь, попроси разрешения тебе
пройти.
Находясь в салоне необходимо держаться за
поручни рукой, а не лежать на них, засунув руки в
карманы.
Находясь в салоне, не следует громко смеяться и
разговаривать, обсуждать свои проблемы, спорить
во всеуслышание с друзьями. Тем более
непозволительно оскорблять людей, сделавших
вам замечание.
Надо быть вежливым и уступать место пожилым
пассажирам, маленьким детям и инвалидам
10
Не занимай места для пассажиров багажом или
пакетами, крупные вещи лучше перевозить не в
часы пик. А громоздкие острые предметы
(например, лыжи и коньки) перевозят хорошо
упакованными.
Входить в общественный транспорт можно
только после его полной остановки и выхода
пассажиров
В любом виде транспорта будь внимательным и
предупредительным такие слова, как «Будьте
добры», «Благодарю Вас» придадут тебе
уверенность в любой ситуации и создадут у
окружающих мнение о тебе как о человеке
воспитанном и доброжелательном.
2.После просмотренных слайдов дети играют в
лото. На карточках изображены ситуации, где
пассажиры ведут себя не правильно.
Преподаватель говорит правила поведения,
ребенок находит соответствующую ситуацию,
поднимает руку и объясняет, почему пассажир
поступает не правильно. Выигрывает тот, кто
первым закроет всю карточку.
3.Просмотр мультфильма «Правила поведения в
школьном автобусе».
4. в игровом зале
11
Дистанция.
По сигналу судьи, участники, как
единая команда, взявшись одной рукой за скакалку
должны пройти дистанцию.
Наземный пешеходный переход – по скамье.
Туннель – пройти сквозь обручи.
Подземный пешеходный переход – на корточках.
Юный водитель.
На дистанции расставляются
конусы, вокруг которых на самокатах должны
проехать участники. Возле конусов стоят знаки,
обозначающие, с какой стороны их надо
объезжать. По сигналу судьи каждый участник
должен проехать дистанцию, не сбив конусов,
соблюдая требования знаков, вернуться к линии
старта, объехать команду и передать самокат
следующему участнику.
Водитель и пассажир. Команда делиться на пары:
первый – водитель, второй пассажир. Пассажир
находится в обруче. По сигналу судьи, первая пара
как можно быстрее должна обежать вокруг конуса,
вернуться к линии старта и передать обруч
следующей паре.
Применение игровых технологий на уроках
позволяет вовлекать в работу всех детей. Даже
слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких
12
уроках раскрывают свои способности, становятся
раскрепощенными, открытыми и доверчивыми.
Ребенок учится высказывать, оспаривать свое
мнение, сотрудничать, анализировать свою
деятельность и своих товарищей, активно
формирует речевые умения, навыки чтения,
слушания, рассказывания.
Таким образом, игровые технологии
позволяют преподать материал в доступной,
интересной, яркой и образной форме,
способствуют лучшему усвоению знаний,
вызывают интерес к познанию, формируют
познавательные компетенции учащихся. Игра
позволяет сделать урок интересным,
качественным, реализует интеллектуальный и
творческий потенциал учащихся.
Значение игры невозможно исчерпать. В том и
состоит ее феномен, что, являясь развлечением,
отдыхом, она способна перерасти в обучение, в
творчество, в терапию, в модель типа
человеческих отношений и проявлений в труде.
Итоги игры выступают в двойном плане - как
игровой и как учебно-познавательный результат.
Дидактическая функция игры реализуется через
обсуждение игрового действия, анализ
соотношения игровой ситуации как
моделирующей, ее соотношения с реальностью.
13
Важнейшая роль в данной модели принадлежит
заключительному ретроспективному обсуждению,
в котором учащиеся совместно анализируют ход и
результаты игры, соотношение игровой
(имитационной) модели и реальности, а также ход
учебно-игрового взаимодействия. В арсенале
педагогики начальной школы содержатся игры,
способствующие обогащению и закреплению у
детей бытового словаря, связной речи; игры,
направленные на развитие числовых
представлений, обучение счету, и игры,
развивающие память, внимание,
наблюдательность, укрепляющие волю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игровые методы являются одними из самых
эффективных методов обучения, так как их
психолого-педагогической основой является
игровая деятельность, которая вносит большой
вклад в психическое развитие личности.
Использование игровых технологий на уроках
соответствует познавательным потребностям
учащихся разных возрастных групп. В игре
активизируются мыслительные процессы, и
возрастает мотивация школьников к изучению
предмета .
14
Игры оказывают сильное эмоциональное
воздействие на учащихся, формируют многие
умения и навыки: прежде всего коммуникативные,
умение работать в группе, принимать решения,
брать ответственность на себя. Они развивают
организаторские способности, воспитывают
чувство сопереживания, стимулируют
взаимовыручку в решении трудных проблем.
Таким образом, использование в учебном процессе
игровых методов позволяет решать целый
комплекс педагогических задач.
Литература:
1. Бойков А. А. Коллективно-творческое дело как
личностно ориентированная воспитательная
технология, 2005 (yandex)
2. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические
технологии в сфере дополнительного образования.
– Самара, 1998. – 36с.
3. Селевко Г.К. Социально-воспитательные
технологии. М.:НИИ школьных технологий, 2005.
– 176 с. (С.122-137).
Современные технологии
15
16