Напоминание

"Волшебный мир сказок."

Автор: Пахомова Наталья Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №123
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Волшебный мир сказок."







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Волшебный мир сказок. "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества". (В. А. Сухомлинский) Часто задаешь себе вопрос: «Почему малыши так любят сказки? Почему требуют бесконечного повторения? Что дает сказка ребенку? Как сказку лучше рассказать, почитать, как в нее поиграть?» В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Сказка – это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка – это, прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям. Своими истоками народная сказка восходит к древнейшим временам. В ней отголоски древних обрядов, мифических понятий и представлений наших предков. Древние люди не отделяли себя от окружающего мира, чувствовали себя частью природы, одушевляли все предметы и явления, верили, что и дерево, и камень, и зверь, и птица могут заговорить, могут помочь или навредить человеку. Мифическое сознание древних сродни мировосприятию наших малышей. Дети также открыты миру, чувствуют свое единство с ним. Взрослея, лишь не многие сохраняют эту дивную способность, без которой невозможно творить и фантазировать, видеть радостное и удивительное в простом и обычном. Мы очень быстро забываем собственное детство, и воображение наших детей уже кажется непонятным. А ведь эту особенность детского мышления можно и нужно использовать в обучении, воспитании. Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с
положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям. Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер. Так вживаются в образ, что с помощью воображения становятся участниками событий (судьбу зайчика, изгнанного из его избушки лисой, дети примеряют к собственной и, сопереживая, мыслят примерно так: «Чтобы я делал, если бы меня кто-то выгнал из дома?»). Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка. Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку- муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое. Сказка может нарисовать разные картины природы: - красоту летнего сада, где растёт чудесная яблонька: «яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые…» (Хаврошечка); - картину зимнего вечера на речке, где сидит волк с опущенным в прорубь хвостом: «Ясни, ясни на небе, мёрзни, мёрзни волчий хвост…» (Лисичка- сестричка и серый волк). Связанные с захватывающим действием сказки, картины природы воспринимаются детьми эмоционально, и, быть может, впервые дети начинают понимать, как прекрасен окружающий их мир. Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, лиса, волк, медведь, как наиболее знакомые детям животные, из жизни перешли в сказку. Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не уводит детей от неё, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе. Дети узнают об образе жизни животных, об их повадках, о том, какие черты присущи тому или иному зверю. Ведь многие интересные особенности
поведения животных, произрастания растений, суть некоторых явлений неживой природы, недоступны для наблюдения и здесь на помощь приходит сказка. Детям старшего дошкольного возраста можно рассказать об особенностях жизни животных в природных условиях, о том, как они устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах, добывают пищу. Также можно объяснить значение животного в природе. Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней. Сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы родного языка. Рассказывая детям сказки, понаблюдайте за своим малышом. Какие сказочные герои нравятся ему больше всего, кем он чаще всего себя представляет, как ведет себя при этом? Подобные наблюдения расскажут вам много нового и неожиданного о внутренней жизни вашего ребенка. Забота же внимательных и талантливых взрослых – ввести малыша в сказочную страну, помочь освоится в ней.