"Средства и методы развития силовых способностей".

Автор: Бережная Елена Борисовна
Должность: тренер-преподаватель по плаванию
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Абакана "Детско-юношеская спортивная школа по плаванию" (МБУДО "ДЮСШ по плаванию")
Населённый пункт: город Абакан Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Средства и методы развития силовых способностей".
Дата публикации: 31.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Средства и методы развития силовых способностей
Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направ ленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Та кие средства называются силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные. Основные средства. 1. Упражнения с весом внешних предметов : штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д. 2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела: — упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе); — упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты); — упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры; — ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыж ки с возвышения 25—70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх). 3. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция, комплекс «Уни версал» и др.). 4. Рывково-тормозные упражнения . Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц- антагонистов во время локальных и региональных упраж нений с дополнительным отягощением и без них. 5. Статические упражнения в изометрическом режиме (изометрические упражнения):
— в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий с использованием внешних предметов (различные упоры, удержания, поддержания, противодействия и т.п.); — в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий без использования внешних предметов в самосопротивлении. Дополнительные средства 1. Упражнения с использованием внешней сре ды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.). Упражнения с использованием сопротивления упругих предме тов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.). 2. Упражнения с противодействием партнера. Силовые упражнения выбираются в зависимости от характера задач воспитания силы. Так, для специальной силовой подготовки пловца лучше подойдет упражнение с эластическими приспособлениями, чем с отягощениями типа гантелей. В регби для игроков линии напа дения лучше применять упражнения с сопротивлением и т.п. По степени избирательности воздействия на мышечные груп пы силовые упражнения подразделяются на локальные (с усилен ным функционированием примерно 1/3 мышц двигательного ап парата), региональные (с преимущественным воздействием при мерно 2/3 мышечных групп) и тотальные, или общего воздействия (с одновременным или последовательным активным функциони рованием всей скелетной мускулатуры). Силовые упражнения в занятии могут занимать всю основную часть, если воспитание силы является главной задачей занятия. В других случаях силовые упражнения выполняются в конце ос новной части занятия, но не после упражнений на выносливость. Силовые упражнения хорошо сочетаются с упражнениями на растягивание и на расслабление.
Частота занятий силового направления должна быть до трех раз в неделю. Применение силовых упражнений ежедневно до пускается только для отдельных небольших групп мышц. При использовании силовых упражнений величину отягоще ния дозируют или весом поднятого груза, выраженного в про центах от максимальной величины, или количеством возможных повторений в одном подходе, что обозначается термином повторный максимум (ПМ). В первом случае вес может быть минимальным (60% от макси мума), малым (от 60 до 70% от максимума), средним (от 70 до 80% от максимума), большим (от 80 до 90% от максимума), максимальным (свыше 90% от максимума) (Р.Роман). Во втором случае вес может быть: предельным — 1 ПМ, околопредельным — 2—3 ПМ, большим — 4—7 ПМ, умеренно большим — 8—12 ПМ, малым — 19—25 ПМ, очень малым — свыше 25 ПМ. В практике физического воспитания используется большое количество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей. Метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги предельного веса). Этот метод обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, дает больший прирост силы, чем метод непредельных усилий. В работе с начинающими и детьми его применять не рекомендуется, но если возникла необходимость в его применении, то следует обеспечить строгий контроль за выполнением упражнений.
Метод непредельных усилий предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа). В зависимости от величины отягощения, не достигающего максимальной величины, и направленности в развитии силовых способностей используется строго нормированное количество повторений от 5—6 до 100. В физиологическом плане суть этого метода развития силовых способностей состоит в том, что степень мышечных напряжений по мере утомления приближается к максимальному (к концу такой деятельности увеличиваются интенсивность, частота и сумма нервно-эффекторных импульсов, в работу вовлекается все большее число двигательных единиц, нарастает синхронизация их напряжений). Серийные повторения такой работы с непредельными отягощениями содействуют сильной активизации обменно- трофических процессов в мышечной и других системах организма, способствуют повышению общего уровня функциональных возможностей организма. Метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнение при этом выполняется с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений. «Ударный» метод предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 45— 75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину). После предварительного быстрого растягивания наблюдается более мощное сокращение мышц. Величина их сопротивления задается массой собственного тела и высотой падения.
Экспериментальным путем определен оптимальный диапазон высоты спрыгивания 0,75—1,15 м. Однако практика показывает, что в некоторых случаях у недостаточно подготовленных спортсменов целесообразно применение более низких высот — 0,25—0,5 м. Метод статических (изометрических) усилий . В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. В том случае, когда стоит задача развить максимальную силу мышц, применяют изометрические напряжения в 80— 90% от максимума продолжительностью 4—6 сив 100% — 1—2 с. Если же стоит задача развития общей силы, используют изометрические напряжения в 60—80% от максимума продолжительностью 10—12 с в каждом повторении. Обычно на тренировке выполняется 3—4 упражнения по 5—6 повторений каждого, отдых между упражнениями 2 мин. При воспитании максимальной силы изометрические напряжения следует развивать постепенно. После выполнения изометрических упражнений необходимо выполнить упражнения на расслабление. Тренировка проводится в течение 10—15 мин. Изометрические упражнения следует включать в занятия как дополнительное средство для развития силы. Недостаток изометрических упражнений состоит в том, что сила проявляется в большей мере при тех суставных углах, при которых выполнялись упражнения, а уровень силы удерживается меньшее время, чем после динамических упражнений. Статодинамический метод. Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц — изометрического и динамического. Для воспитания силовых способностей применяют 2—6- секундные изометрические упражнения с усилием в 80—90% от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отягощения (2—3 повторения в подходе, 2—3 серии, отдых 2—4
мин между сериями). Применение этого метода целесообразно, если необходимо воспитывать специальные силовые способности именно при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях. Метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся. Комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений повторяют 1—3 раза по кругу. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять не менее 2—3 мин, во время которого выполняются упражнения на расслабление. Игровой метод предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма. К таким играм относятся игры, требующие удержания внешних объектов (например, партнера в игре «Всадники»), игры с преодолением внешнего сопротивления (например, «Перетягивание каната», игры с чередованием режимов напряжения различных мышечных групп (например, различные эстафеты с переноской грузов различного веса). Благоприятность условий для роста силовых способностей пловца зависит от оптимальных интервалов отдыха между однонаправленными силовыми тренировками. Так, полное восстановление после тренировки на развитие максимальной силы наступает через 36-48 часов. Обычно такие тренировки проводятся через 1-2 дня, хотя возможны занятия на фоне неполного восстановления. После тренировки на развитие силовой выносливости восстановление протекает значительно быстрее (за 10-16
часов, в зависимости от объема работы), и в недельном микроцикле занятий такие тренировки могут проводиться несколько дней подряд. Выбор средств и методов силовой тренировки и последовательность применения этих средств зависит от периода подготовки. В начале востановительно-втягивающего мезоцикла каждого макроцикла подготовка как правило, проводится с использованием общеразвивающих силовых упражнений, круговой тренировки и специальных силовых упражнений с малыми и средними отягощениями. Задача силовой подготовки на данном этапе состоит в укреплении мышц, связок, суставных сумок. К концу восстановительно-втягивающего мезоцикла переходят к развитию максимальных силовых способностей. В общеподготовительном и специально-подготовительном мезоциклах задачи силовой подготовки заключаются в развитии силовой выносливости и скоростно-силовых способностей, а также в поддержании уровня максимальной силы. Во второй половине специально-подготовительного мезоцикла увеличивается объем упражнений, выполняемых в воде с целью сопряженного совершенствования скоростно-силовых способностей, силовой выносливости и техники плавания. Максимальный объем силовой работы в часах приходится на середину специально-подготовительного мезоцикла, после чего начинает постепенно снижаться. Силовые тренировки обычно прекращаются за 7-12 дней перед главными соревнованиями. Однако, как показывают экспериментальные исследования, даже такого короткого периода оказывается достаточно для снижения уровня силовых способностей на 10-15 процентов. Поэтому в последние годы многие известные тренеры и спортсмены стали включать ограниченные объемы силовых упражнений в подготовку в предсоревновательном и соревновательном мезоциклах, полностью прекращая их выполнение за 3-4 дня до старта. Рост силовых нагрузок в процессе подготовки на уровне макроциклов на первых порах обеспечивается увеличением количества подходов и темпа движений при постоянных отягощениях. По мере роста максимальной силы
увеличиваются отягощения. И так несколько раз на протяжении годичной подготовки (в зависимости от числа макроциклов). Методика развития силовых способностей предусматривает определенный порядок применения средств силовой тренировки, последовательное или параллельное введение блоков силовой работы той или иной направленности, что, естественно, отражается на динамике показателей силовых способностей на уровне средних и больших циклов подготовки. Тренеру и спортсменам необходимо периодически получать информацию о динамике максимальной силы, скоростно-силовых способностей, силовой выносливости и взрывной силы. Выбор конкретных методик тестирования зависит от периода подготовки и уровня обеспечения учебно-тренировочного процесса.