"В русской горнице"

Автор: Таран Людмила Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №6 с.Садовое
Населённый пункт: Амурская область Тамбовский район с.Садовое
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "В русской горнице"
Дата публикации: 01.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект непосредственно образовательной

деятельности

«В русской горнице…»

(Вторая группа раннего возраста).
Подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Таран Людмила Геннадьевна МБДОУ д/с №6 с. Садовое
Программное содержание:
• Познакомить детей с русской избой: русская печь, детская люлька, столик, лавочки, атрибуты посуды (чугунок, крынка самовар, ухват), рушники, соломенные куклы, домотканные половики. • Воспитывать у детей эмоциональный отклик к устному народному творчеству через малые фольклорные формы: загадки, шутки- прибаутки, пословицы, потешки. • Развивать познавательный интерес к посещению русской избы. • Совершенствовать звуковую культуру речи, расширять активный словарь.
Планируемые результаты:
проявляет интерес к традиционно – бытовой культуре русского народа, к посещению «избы»; эмоционально откликается на устное народное творчество (загадки, шутки-прибаутки, пословицы, потешки); свободно вступает в контакт со взрослыми и сверстниками; владеет диалогической формой речи.
Интеграция образовательных областей:
"Познавательное развитие", "Речевое развитие" "Социально -коммуникативное" "Физическое развитие"
Материал к занятию:
Русская изба в избе (русская печь, берёзовые дрова, детская люлька, столик), атрибуты посуды (чугунок, крынка самовар, ухват, жёстовский поднос), рушники, тряпичные куклы, домотканные половики, широкая атласная лента – вожжи, иллюстрации к русским народным потешкам художника Ю.Васнецова, угощенье для гостей (пирожки), игрушка котик Васька, игрушка маленький Ивашечка , бабушка Нюра, дед Егор, одежда для детей в русском народном стиле,
Словарная работа:
изба, печь, люлька, лавка, чугунок.
Предварительная работа:
заучивание потешек, стихотворений,
чтение русских народных сказок, знакомство с предметами старины, организация и проведение с детьми русских народных игр; подготовка интерьера русской избы, изготовление кукол тряпичных бабушки Нюры, дедушки Егора, подготовка народных костюмов для детей, подготовка иллюстраций к потешкам Ю. Васнецова «Из – за леса, из- за гор…», «Мыши водят хоровод…», «Как у нашего кота…»
Ход нод:

Хозяйка:
Здравствуйте, здравствуйте, детушки- малолетушки! В гости ко мне пришли? Заходите, заходите в избушку, я в ней хозяюшка. Садитесь на лавочки, а я вас всех разгляжу, про каждого потешку скажу (ходит около детей, гладит их по головкам, кое-кого выводит на середину избы, а затем, сказав потешку, провожает на место): Наша Марьюшка в саду Что оладушек в меду,
Что оладушек в меду, Сладко яблочка в саду! У Платоши руки в бок, глазки в потолок. Пошел за порог – упал поперек… И не заплакал! Встал и пошел, вот как хорошо! Надя, Надя маленька, Наденька удаленька, Пойди, Надя , горенкой, Топни, Надя, ноженькой. Хлопни, Надя, в ладушки, Хороши оладушки, Горячи, румяны, С маслицем, сметаной. Баю-баю, баиньки, Купим Ване валенки, Наденем на ноженьки, Пустим по дороженьке. Будет Ванчка ходить, Новы валенки носить! А у Вареньки коса — Всему городу краса. Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса, Расти, коса, не путайся, Варя, маму слушайся!

Воспитатель
: Какой чудесный день светит солнышко наверно у него много друзей давайте споём песенку про друзей.
Песня " Есть у солнышка дружок"

Хозяйка
Всех я разглядела, на всех полюбовалась, теперь вы оглядитесь в моей избушке. Живу я тут не одна, а с бабушкой да с дедушкой. вместе с солнышком встаём разговор про всё ведём Бабушку Нюрой зовут. Она люлечку качает, а в ней спит маленький Ивашечка, белая рубашечка.

Бабушка Нюра:
Баю-бай, баю-бай, Ты, собаченька, не лай, Белолапа, не скули И Ванюшу не буди, Темна ноченька, не спится, Мой Ивашечка боится. Ты, собачка, не лай И Ванюшу не пугай!
Воспитатель
: Ребята, а мне бабушка сказала, что у неё в избушке есть красивые платочки давайте наши девочки возьмут платочки и с ними потанцуют.
Танец с платочками (исполняют девочки)

Хозяйка
: А ещё, ребята, дедушка сидит на печке, в тепленьком местечке. Как его зовут, сами догадайтесь. Слушайте, я вам подскажу. Из-за леса, из-за гор Едет дедушка… (дети или воспитатель подсказывают: «Егор!») Правильно! Дедушку нашего Егором зовут.
А мне дедушка Егор сказал, что у него есть деревянные ложки и шумелки и он хочет чтобы мальчики поиграли с ними. Давайте мальчики выходите
Шумовой оркестр исполняет "Ах вы сени"
Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор: Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках. Гоп! Гоп! Гоп! Гоп! (Хозяйка и дети идут друг за другом высоким шагом, «держа вожжи») (скачут, как лошадки).
Дедушка Егор
: Молодцы, ребята! Знаете как меня зовут. А как хорошо вы про меня рассказали и показали. Мне очень понравилось.

Хозяйка:
Замерзли, пока ехали? Ничего, сейчас согреемся, у меня в избушке печка есть. Я в нее дрова бросаю (показывает), бересту я зажигаю и огонь в печи разжигаю (имитирует), скоро она нагреется и в избушке еще теплее станет. «Дом без печки – нежилой дом» – говорили в народе. «Кормилицей», «матушкой» называли ласково печь, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку. От жарко протопленной печи в избе становилось тепло и уютно даже в самую зимнюю стужу.
Тепло все любят: и детки, и взрослые, и мой котик Васенька.
А вот и он пришел с вами познакомиться. Иди, иди сюда, Васенька, не бойся, детки тебя не обидят. Ребятки, позовите котика ласково, а то он боится. Кто котика ласково позовет, к тому он в гости придет. (Дети зовут котика. Воспитатель подносит к ним котика-игрушку.)
Погладьте котика, вон какая у него шубка! Как у нашего кота шубка очень хороша! Давайте, вместе похвалим его шубку! (Повторяет с детьми прибаутку.) Как у котика усы удивительной красы! Длинные усы, красивые… Котику хочется чтобы вы и усы его похвалили (повторяется вторая строка прибаутки). Глазки смелые, зубки белые! А петь котик умеет? Как он это делает? («Мурр, мурр!») Какие у котика замечательные лапки… Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки! (Показывает, а дети повторяют, изображая мягкие и напряженные
руки – лапки и царапки.) Смотрите, котик по лесенке на печку взобрался и прямо к дедушке. Наверное, хочет, чтобы и дедушка его приласкал.
Воспитатель
: Ребята давайте мы для кошечки споём песенку
Песня "Серенькая кошечка"

Хозяйка
: Пора котика кормить. Кто знает, что он любит? (Следуют ответы.) Вот тебе молоко.
(Котик «лакает», затем «умывается».) Попил котик молоко, умылся лапкой. Теперь, Васенька, поиграй с нами. Котик часто на лежанке греется, дремлет. Пока он дремлет, давайте притворимся мышками и поиграем в подвижную игру:
"Мыши водят хоровод
" Мыши водят хоровод, На лежанке дремлет кот. (идут по кругу, взявшись за руки) Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. (стоя на месте, грозят пальцем) Вот проснется Васька-кот, (хлопают в ладоши) Разобьет весь хоровод! (Разбегаются, котик «ловит».) Весело поиграли! А как бегали быстро! Котик, как ни старался, никого не поймал, мяукнул «мяу!» – и на печку спать отправился. Спи, мой котик, бархатный животик.
Хозяйка:
Ребята, как мы с вами хорошо и душевно побеседовали. Но, пришло время прощаться мне с вами. Вам понравилось у меня в избушке? (Ответы детей). Пора мне вас и угостить. Раньше говорили: «Каков гость, таково ему и угощение». А у меня в горнице собралось очень много хороших гостей. А про какое угощение говорится в загадке? Он бывает с толокном, С рисом, мясом и пшеном, С вишней сладкою бывает, В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят!
По немножку все съедят. (Ответ: пирог). А какие пирожки вы любите больше всего? (Ответы на вопрос дают представление о том, какие бывают пирожки). Ребята, а вы хотите попробовать настоящих пирожков из нашей печки? (Ответы детей). (Дети вместе с воспитателем – хозяйкой подходят к печке и достают пирожки на подносе).
Хозяйка:
Ребята, приходите ко мне в гости ещё! До свидания! Буду вас ждать! Литература 1. Ботякова О.А. Российский этнографический музей – детям: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений – СПб, 2001. 2. Зеленова Н.Г. Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – М, 2010. 3. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Вторая младшая группа.- М,2007. 4. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей./ Составитель В.В Гербова и др. – М, 2011. 5. Князева О.Л Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- СПб, 2010. 6. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ В.Н. Косарева.- Волгоград. 2014. 7. Тихонова М.В. Красна изба…: знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада. – СПб, 2004. 8. Чубарова Н.Б. Мини – музей «Русская изба»./ Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - №4,2013. 9. Энциклопедия детского фольклора для чтения взрослым и детям. – М, 2008.