"Элементарное музицирование с дошкольниками по системе Т. Э. Тютюнниковой"

Автор: Мингалеева Венера Розябовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №78
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Элементарное музицирование с дошкольниками по системе Т. Э. Тютюнниковой"
Дата публикации: 01.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Элементарное музицирование с дошкольниками

по системе Т. Э. Тютюнниковой

В.Р. Мингалеева,

МБДОУ "Детский сад №78", музыкальный руководитель
В ходе своей деятельности я занимаюсь поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Меня волнуют вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать. Особое внимание я обратила на программу Т.Тютюнниковой «Элементарное музицирование».
Элементарное музицирование –
форма коллективной синкретической устной музыкально- творческой деятельности, – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыт общения и переживания музыки, как радости и удовольствия. Мне очень импонирует принцип подхода Т.Э.Тютюнниковой к музыкальному обучению детей. Она утверждает – “Ребенок не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку
.
Двумя основными принципами обучения в ЭМ являются:
импровизационно-творческая

деятельность и игра.
Импровизация рассматривается как особый способ обучения и воспитания. В импровизационном обучении делается акцент на развитии воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении встающих проблем. Понятие «элементарное» должно пониматься не только в смысле простого и доступного всем способам музицирования, но в основном как музицирование простейшими ЭЛЕМЕНТАМИ музыкального языка, такими как: мотив, ритм, слово, движение. В элементарном музицировании ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом
творцом
,
создателем музыки.
Это не чистая музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как и просто играть. «Визитной карточкой» данного типа учебного процесса является игровой подход в его системном виде. Для детей дошкольного возраста игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в художественной деятельности.
Игровое обучение –
скрытое, недерективное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат. Меня привлекает в этой программе то, что она дает наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и, как следствие проявлению музыкальных и творческих возможностей детей. На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический подход.
Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты)
«Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.
Звучащие жесты (ЗЖ) –
это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов. 1
Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки..и т.д. Игра со звуками своего тела есть первая бессознательная импровизация ребёнка. Это непроизвольная, не контролируемая умом, спонтанная моторика тела. При своей простоте она даёт удивительную эмоционально – двигательную разрядку. Поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются
самым эффективным средством в

развитии ритмического чувства детей
, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека. Для каждого из звучащих жестов существуют варианты исполнения: Хлопки: звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, удары верхними частями кистей, удары одним или несколькими пальцами по нижней части ладони. Помимо этого для воспроизведения шелестящих звуков можно использовать потирание ладонями, верхними частями кистей, фалангами согнутых пальцев, ногтями. Притопы: всей стопой, пяткой, носком. Шлепки: по коленям, по груди, по боками, по надутым щёчкам. Щелчки: пальцами в воздухе, по коленям, по ладоням. Звучащие жесты являются самым эффективным средством работы с детьми. Объяснение такой эффективности простое: ритмические импульсы, проходящие через тело, запоминаются им навсегда. Мастер-класс.
«Игра с именами»
Прежде чем, начать свой мастер-класс, я бы хотела еще раз с вами поздороваться. Когда я была маленькой меня тоже не звали Венерой Розябовной. Меня звали Венера, а еще Венерочкой - бабушка звала, а когда я выходила во двор мои подружки звали меня Нэра. А у вас есть у кого- нибудь такое смешное имя? Вот я сейчас скажу про себя (прохлопаю), а вы скажите ласково (простучите). Ве-не-ра (я) – Ве-не-роч-ка (зал). А теперь вы прохлопайте свое имя, а мы ласково повторим, простучим. Теперь мы со всем залом разомнемся, настроим ушки, разогреем ладошки и сделаем музыкальную зарядку.
«Пиццикато» Л.Делиб
Изучив программу Т.Тютюнниковой, я стала чаще использовать в работе с детьми игры с речевой поддержкой и звучащими жестами, цель которых – развитие ритмического чувства детей. Музыкальные инструменты, конечно, тоже составляют главную строку в успехе ЭМ у детей. Игра на инструментах и звучащие жесты – это приемы позволяющие выучить все партии инструментов со всеми детьми без лишнего шума. Мы сейчас прохлопаем, обыграем «Польку» А. Жилинского. Стоит сказать, что обязательно проводится предварительное слушание и знакомство с произведением, его автором, характером и формой. Сейчас на примере «Польки» А. Жилинского мы разберем ритмически музыкальное произведение, используя звучащие жесты.
«Полька» А. Жилинского

1.

Разучивание со ЗЖ
А – «тук-тук» по плечу Б – «шик-шик» по ногам А – «тук-тук» по плечу Б – «бум-бум» по спине А – «тук-тук» по плечу 2

2.

Игра на инструментах.
А теперь, это же музыкальное произведение мы сыграем на инструментах. А – «тук-тук» по плечу (молоток) Б – «шик-шик» по ногам (трещотка) А – «тук-тук» по плечу (молоток) Б – «бум-бум» по спине (бубен) А – «тук-тук» по плечу (молоток) Элементарное музицирование способствует появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах, формирует эмоционально и приводит в равновесие психику и физиологию. Ребёнок не просто пассивно слушает музыку, но активно участвует в её создании. Это особенно актуально в наше время с его компьютеризацией, стрессами, быстрым темпом, избытком информации. Я, как и любой другой музыкальный руководитель, стараюсь создать на музыкальном занятии атмосферу радости, удовольствия и успеха. Ребёнок за первые пять лет должен освоить гигантский объём знаний и умений. А наиболее эффективно, согласно исследованиям психологов, человек учится в состоянии счастья и радости!
Библиографическое описание
Тютюникова Т.Э. Веселая шарманка. Шумовой оркестр для детей. – М., 2007. 3
Тютюникова Т.Э. Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей: вып.1: Игры звуками. – СПБ.: Музыкальная палитра, 2003. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. – М.:Едиториал УРСС, 2003. Тютюнникова Т.Э. Ассоциация Орф-педагогов России. – Режим доступа 4