"Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения".
Автор: Швайко Александр Анатольевич Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ "Хохольский лицей"
Населённый пункт: р.п. Хохольский, Хохольский район, Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения".
МКОУ «Хохольский лицей»
Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание
нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему
здоровью необходимо начинать с самого детства.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих
технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога,
работающего с детьми младшего школьного возраста.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, -
это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые
направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств,
способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье
как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Это шанс взрослых решать
проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учетом
особенности и специфики учебного заведения, региональных особенностей.
Здоровье школьников за период обучения в школе существенно ухудшается из-за
недостаточной двигательной активности. Учебная нагрузка школьников увеличилась.
Интернет, компьютерные игры забирают большое количество времени у них, существенно
сокращая двигательную активность, негативно влияя на психику ребенка.
Выход из сложившейся ситуации я вижу в формировании отношения к здоровому стилю
жизни. Физкультура и спорт являются мощным фактором воздействия на физическое
здоровье человека. Более половины всех уроков проводятся на свежем воздухе, в разные
времена года.
Уроки легкой атлетики проводятся на спортивной площадке, в парке во время листопада и
проявления первой зелени, солнечную и пасмурную погоду.
Уроки лыжной подготовки - на лыжной базе, скольжение по первому снегу, радующему
первозданной белизной и свежестью, спуски и подъемы, поднимая вихри искрящихся,
переливающихся снежинок, тающих на разогретых щеках, вызывают радость приходу
зимы.
Урок гимнастики - комплекс средств эстетического воздействия. Наблюдая грациозные,
плавные движения гимнастов, фигуристов, дети создают представления об идеальном
выполнении гимнастических упражнений. Представляют собой большие возможности для
формирования эстетики отношений в связках «учитель-ученик», « игрок-партнер»,
«игрок-соперник», определяющих морально-нравственную и эмоциональную атмосферу
на основе общечеловеческих ценностей.
В своей работе я использую метод проекта, в
основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение
самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического и творческого мышления.
В нашей школе уделяется этому большое значение, работают спортивные секции:
волейбол, баскетбол, туризм, легкая атлетика, лыжный спорт, общей физической
подготовки для учащихся начальной школы, шахматы и шашки. Факторы, сохраняющие
здоровье – это правильное составление расписания; традиционные и новые виды
физкультурных занятий:
- занятия тренировки;
-сюжетно – игровые;
-организация физкультурных пауз, минуток;
-физкультурные праздники;
-организованное правильное питание;
-средства массовой информации.
В течение учебного года, для детей я провожу различные спортивные праздники по
классам. При проведении этих мероприятий определяется уровень физической
подготовленности учащихся, проводя конкурсы, викторины дети показывают свои знания
в области спорта.
Таким образом, происходит включение учащихся в различные виды
двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями, создаются условия для творческого
самовыражения.
Каждый обучающийся получает за время учебы знания, которые будут востребованы им в
дальнейшей жизни. Достижение названной цели в школе может быть достигнуто с
помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как
совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без
ущерба для здоровья обучающихся и педагогов.
Для осуществления учебно-образовательного процесса в школе на основании
здоровьесберегающих технологий необходимо выделить закономерности педагогического
процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его
организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы.
В таких условиях деятельность учителя физкультуры базируется на трех
методологических принципах: сохранение, формирование и
укрепление здоровья.
Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят
общедидактические и специфические, выражающие закономерности педагогики
оздоровления.
Школьные уроки физкультуры восполняют дефицит двигательной активности. В
начальной школе вводятся дополнительные занятия спортивно-оздоровительного
направления в рамках внеурочной деятельности. Запас двигательной энергии ребенка,
особенно в младшем возрасте, настолько велик, что он самостоятельно реализует
потребность в движении естественным путем – в игре.
Игра как своеобразная форма обучения в начальных классах, обеспечивая активность
познания, выступает одним из эффективных средств организации учебного процесса, в
полной мере отвечая возрастным особенностям младших школьников и естественным
механизмам развития их психики. Подвижная игра также является наиболее эффективной
формой физического воспитания в младшем школьном возрасте, когда кроме развития
физических качеств, с ее помощью реально можно решить проблему интеллектуального
развития, повышая интерес детей к овладению умениями и навыками, способствуя более
интенсивному усвоению знаний.