"Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения".

Автор: Швайко Александр Анатольевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ "Хохольский лицей"
Населённый пункт: р.п. Хохольский, Хохольский район, Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения".
Дата публикации: 01.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Швайко А.А., учитель физической культуры ВКК

МКОУ «Хохольский лицей»
Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учетом особенности и специфики учебного заведения, региональных особенностей. Здоровье школьников за период обучения в школе существенно ухудшается из-за недостаточной двигательной активности. Учебная нагрузка школьников увеличилась. Интернет, компьютерные игры забирают большое количество времени у них, существенно сокращая двигательную активность, негативно влияя на психику ребенка. Выход из сложившейся ситуации я вижу в формировании отношения к здоровому стилю жизни. Физкультура и спорт являются мощным фактором воздействия на физическое здоровье человека. Более половины всех уроков проводятся на свежем воздухе, в разные времена года. Уроки легкой атлетики проводятся на спортивной площадке, в парке во время листопада и проявления первой зелени, солнечную и пасмурную погоду. Уроки лыжной подготовки - на лыжной базе, скольжение по первому снегу, радующему первозданной белизной и свежестью, спуски и подъемы, поднимая вихри искрящихся, переливающихся снежинок, тающих на разогретых щеках, вызывают радость приходу зимы. Урок гимнастики - комплекс средств эстетического воздействия. Наблюдая грациозные, плавные движения гимнастов, фигуристов, дети создают представления об идеальном выполнении гимнастических упражнений. Представляют собой большие возможности для формирования эстетики отношений в связках «учитель-ученик», « игрок-партнер», «игрок-соперник», определяющих морально-нравственную и эмоциональную атмосферу на основе общечеловеческих ценностей. В своей работе я использую метод проекта, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В нашей школе уделяется этому большое значение, работают спортивные секции: волейбол, баскетбол, туризм, легкая атлетика, лыжный спорт, общей физической подготовки для учащихся начальной школы, шахматы и шашки. Факторы, сохраняющие
здоровье – это правильное составление расписания; традиционные и новые виды физкультурных занятий: - занятия тренировки; -сюжетно – игровые; -организация физкультурных пауз, минуток; -физкультурные праздники; -организованное правильное питание; -средства массовой информации. В течение учебного года, для детей я провожу различные спортивные праздники по классам. При проведении этих мероприятий определяется уровень физической подготовленности учащихся, проводя конкурсы, викторины дети показывают свои знания в области спорта. Таким образом, происходит включение учащихся в различные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создаются условия для творческого самовыражения. Каждый обучающийся получает за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья обучающихся и педагогов. Для осуществления учебно-образовательного процесса в школе на основании здоровьесберегающих технологий необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы. В таких условиях деятельность учителя физкультуры базируется на трех методологических принципах: сохранение, формирование и укрепление здоровья. Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общедидактические и специфические, выражающие закономерности педагогики оздоровления. Школьные уроки физкультуры восполняют дефицит двигательной активности. В начальной школе вводятся дополнительные занятия спортивно-оздоровительного направления в рамках внеурочной деятельности. Запас двигательной энергии ребенка, особенно в младшем возрасте, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем – в игре. Игра как своеобразная форма обучения в начальных классах, обеспечивая активность познания, выступает одним из эффективных средств организации учебного процесса, в полной мере отвечая возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам развития их психики. Подвижная игра также является наиболее эффективной формой физического воспитания в младшем школьном возрасте, когда кроме развития физических качеств, с ее помощью реально можно решить проблему интеллектуального развития, повышая интерес детей к овладению умениями и навыками, способствуя более интенсивному усвоению знаний.