"Информационно-коммуникативные технологии как форма организации внеурочной деятельности".
Автор: Татаринцев Алексей Иванович Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МКОУ "Хохольский лицей"
Населённый пункт: р.п. Хохольский, Хохольский район, Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Информационно-коммуникативные технологии как форма организации внеурочной деятельности".
Информационно-коммуникативные технологии как форма организации
внеурочной деятельности
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в
нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного
ребёнка. Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании,
появился термин «новая информационная технология обучения.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а
необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
П роблема использования технических средств обучения уже на протяжении
многих лет поднимается и решается в сфере образования.
Информационно коммуникационные технологии или ИКТ
—
технологии, связанные с созданием, сохранением, передачей, обработкой и
управлением информацией
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится
новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Одной из основных частей информатизации образования является
использование информационно-коммуникативных технологий в
образовательных дисциплинах. Следовательно, возникает значимость
информационной компетентности учащихся и учителей школ, а она является
одной из ключевых компетенций. Использование в учебно-воспитательном
процессе средств
ИКТ направлено на интенсификацию процесса обучения,
реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и
методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от
механического усвоения учащимися знаний к овладению ими умениями
самостоятельно приобретать новые знания.
Развитие личности – важнейшая задача современного образования.
Общество требует проявления у человека таких социально значимых качеств,
как готовность к творческой деятельности, самостоятельность,
ответственность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях.
Психологическая готовность к жизни в информационном обществе,
начальная компьютерная грамотность, культура использования
персонального компьютера сейчас необходимы каждому человеку
независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые
требования к общему образованию, цель которого – заложить потенциал
обогащенного развития личности.
Сегодня невозможно представить
внеурочную деятельность без использования ИКТ.
Совершенно очевидно,
что реализация внеурочной деятельности в практике школы, отвечает
требованиям современной жизни.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий не только
обогатило учебно-воспитательный процесс, оно сыграло и неоценимую роль
в том, что ученики стали смотреть на компьютер не как на дорогую игрушку,
они увидели в нем друга, который помогает им учиться, познавать мир,
мыслить и творить.
Организация внеурочнойной работы по любому учебному предмету
занимает важное место в образовательном процессе современной школы и
направлена на решение таких задач, как расширение и углубление знаний
учеников по учебным дисциплинам, привитие интереса к изучаемым наукам,
развитие творческих способностей учащихся.
К внеклассным мероприятиям, как правило, относят следующие виды
занятий: спецкурсы и элективные курсы, кружковая работа, декады,
экскурсии, викторины, выставки, олимпиады, конкурсы, конференции,
марафоны, КВНы, защиты проектов, проведение исследований и т.д.
Разнообразие форм проведения внеурочных мероприятий по школьным
предметам представляет простор для проявления творчества как школьников,
так и учителей.
Использование современных информационно-коммуникационных
технологий при проведении внеклассных мероприятий по предмету
усиливает их образовательный эффект: возможность в период участия во
внеурочном мероприятии содержательно общаться и соревноваться с
ровесниками из школ других городов России способствует развитию у
школьников информационной, коммуникативной культуры, а также развитию
предметных компетентностей.
Внеурочная работа в школе проводится в различных формах, среди
которых важное место занимают факультативные занятия и кружки,
призванные углублять информационные знания школьников, уже
определивших основной круг своих учебных интересов. Учитывая, что
потребность в специалистах-информатиках сейчас очень велика, необходимо
формировать соответствующий интерес еще в школе Строгие рамки урока и
насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие,
интересующие детей вопросы. И тогда на помощь приходят внеклассные
занятия. А если в них внедрить новые информационные технологии, то они в
силу своей наглядности, красочности и простоты, принесут наибольший
эффект и будут иметь еще большее значение в развитии и воспитании детей.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее
реализации в качестве базовой рассматривается следующая организационная
модель внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность может
осуществляться через:
- учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть,
формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные
образовательные модули, спецкурсы, учебные научные исследования,
практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного
учреждения;
- инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке,
апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе,
учитывающих региональные особенности.
Связующим звеном между урочной и внеурочной деятельностью
учащихся выступают различные факультативы, учебные спецкурсы и
элективные курсы , участие обучающихся в конкурсах, фестивалях, научных
конференциях.
Значительную роль в информационной поддержке реализации
внеурочной деятельности играет Интернет-сайт образовательного
учреждения, не только обеспечивающий взаимодействие с социальными
партнерами и открытость государственно-общественного управления, но и
расширяющий многообразие форм поощрений, усиливающий публичное
признание достижений всех участников образовательного процесса.
Важно понимать, что именно информационно-коммуникационные
технологии дают сегодня возможность, несмотря на территориальную
удаленность, участвовать всем субъектам образовательного процесса не
только в региональных или всероссийских, но и в международных конкурсах,
расширяя тем самым пространство для их творческой самореализации, в том
числе и во внеурочной деятельности.
Основные плюсы и положительные стороны использования ИКТ в
работе: наглядность, доступность, научность, эстетичность и др.
Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую
творческую деятельность учащегося в информационной среде,
положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха.
Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с
учащимися, делать их творческими.
Изучение компьютерных технологий во внеурочное время позволяет
развивать у учащихся желание самоутвердиться, получить конечный
положительный результат.