"С.Я.Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор"

Автор: Шпильчина Оксана Ярославовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ лицей №21
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "С.Я.Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор"
Дата публикации: 05.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок-проект. «С.Я.Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор»
Тема: «С.Я.Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор»

Цели:
• формировать представления об особенностях детской литературы 20-х годов; • раскрыть стороны профессиональной деятельности С.Я.Маршака; • учить обобщать и делать выводы; • развивать умения работать со словарём; • расширять кругозор детей; • прививать интерес к чтению; • развивать умения работать в группе;
Оборудование:
• презентация «С.Я.Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор»; • видео « К 120-летию со дня рождения С.Я.Маршака» • книги (Д.Родари, Л.Кэролла, англ. песенки и др.) в переводе Маршака; • учебник Р.Н.Бунеев «В океане света» ч.2.
Опережающие задания для групп:
Группа №1 Подготовить подробный пересказ статьи С.Я. Маршака «Сила жизни», «Воспитание словом» по учебнику Бунеевых «В океане света» на стр 97. Группа №2 Подготовить викторину по стихотворениям С.Я. Маршака, выучить наизусть понравившееся. Группа №3 Оформить выставку книг переводов Маршака и к ним подготовить аннотации Группа №4 Собрать материал и подготовить презентацию «Маршак- редактор» Для всех групп единое задание: найти в словарях значение слов: поэт, критик, переводчик, редактор.
Критерии оценки работы групп:
- полнота раскрытия темы; - грамотность и логичность изложения; - умение использовать наглядный материал; - эмоциональность выступления; - активность членов группы; - отметка за работу группе
Тип урока: урок-проект.

Ход урока

1. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Повторение изученного
Вступительное слово учителя Сегодня мы продолжаем путешествие и наше время - начало XX века. Время развития детской литературы и появления новых писателей. - Последние уроки мы посвящали творчеству С.Я.Маршака – человека, который сыграл важную роль в развитии детской литературы. Давайте вспомним некоторые факты из его биографии. (Устные ответы детей по запомнившимся фактам биографии. Годы жизни, состав семьи, кем стали в будущем дети, становление его как поэта, роль М.Горького в судьбе Маршака…) - Каким человеком в жизни был С.Я.Маршак?
(Добрый, отзывчивый, внимательный, любознательный…)
3. Изучение нового материала
1) Сообщение темы и цели урока: Тема нашего урока С.Я.Маршак - критик, поэт, переводчик, редактор. Сегодня мы должны раскрыть все стороны его профессиональной деятельности, а также пополнить словарный запас новыми литературными понятиями. 2) Выступления учащихся по группам по заранее подготовленным материалам
Группа №1 «Критики»
- Кто такой критик? (Специалист, занимающийся критикой) - Важной стороной деятельности Маршака была его литературная критика. В 1961 году выходит сборник статей о литературном мастерстве, заметок и воспоминаний «Сила жизни», где автор даёт оценку творчества отдельных писателей и оценку некоторых произведений. - Послушаем несколько отрывков из этой книги. (Подробный пересказ отрывков из критической статьи Маршака «Сила жизни») - Вы прослушали отрывки из критической статьи. Как вы поняли, что такое критическая статья? (Это особый жанр, в ней даётся анализ всего творчества писателя или отдельных произведений) - О ком идёт речь в этом отрывке? (О М.Пришвине) - Что нового мы узнаём из этой статьи о Пришвине? - Как вы считаете, о чём пишет Маршак о творчестве или об отдельном произведении? Почему? (О творчестве писателя. Маршак пишет об особом стиле писателя.) - Слушаем следующий отрывок из статьи Маршака «Воспитание словом». - О чём мы узнаём из этой статьи? (Маршак даёт оценку сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане...») - Массивный письменный стол поэта всегда был завален рукописями своих и чужих произведений. Все, кто встречался с Маршаком, знали, как горячо он умел радоваться каждой литературной удаче, и какую пользу приносило молодым авторам вовремя сказанное им слово одобрения или порицания. Поэт однажды Маршаку Он стал сердитым Маршаком. Принёс неточную строку. Он даже стукнул кулаком. -Ну как же так ?! – - Позор! – сказал он строго… сказал Маршак. Когда плоха твоя строка, Он перестал быть добряком. Поэт, побойся Маршака, Коль не боишься Бога. Эти шуточные стихи были написаны известной детской поэтессой Агнией Барто. Она была лично знакома с Маршаком и знала, что Самуил Яковлевич не жалел тех, кто до конца не продумал, не взвесил, не измерил своё произведение. «В каждой даже небольшой вещи, должна быть точка кипения, а иначе ваши читатели пьют некипячёный чай!» - писал Маршак одному молодому автору. - Зачем писать критические статьи? (Узнавать о творчестве писателя, уметь разбираться в произведении, анализировать..) Обобщение по вопросам учителя -Какие черты характера были у Маршака-критика? (Ответственность, профессионализм, объективность...)
Дети оценивают работу группы.
Группа №2 «Поэты»
Кто такой поэт? (писатель- автор стихотворных и поэтических произведений) - За свою жизнь Маршак написал столько стихотворений и пьес что поместятся в несколько толстых томов книг. Ребята, чтобы раскрыть эту сторону деятельности Маршака, составили «Маршак-азбуку». Где на каждую букву алфавита нашлось даже не одно, а несколько названий произведений, и все они вам хорошо известны. - Ребята предлагают вашему вниманию «Маршак-викторину». Вы вспомните полюбившиеся когда-то строчки. Дети проводят викторину. РАССКАЗ О НЕИЗВЕСТНОМ ГЕРОЕ Ищут пожарные, Но не могут найти Ищет милиция Парня какого-то Ищут фотографы Лет двадцати Ищут давно, В нашей столице МЯЧ Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Желтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой! УСАТЫЙ-ПОЛОСАТЫЙ Жила-была девочка. Как ее звали? Кто звал, Тот и знал. А вы не знаете. Сколько ей было лет? Сколько зим, Столько лет, -СорокА еще нет. А всего четыре года. И был у нее... Кто у нее был? Серый, Усатый, Весь полосатый. Кто это такой? ГДЕ ОБЕДАЛ, ВОРОБЕЙ? - Где обедал, воробей? - В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва За решеткою у льва. Подкрепился у лисицы. У моржа попил водицы. СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ Пела ночью мышка в норке: - Спи, мышонок, замолчи! Дам тебе я хлебной корки И огарочек свечи. Отвечает ей мышонок: - Голосок твой слишком тонок Лучше, мама, не пищи, Ты мне няньку поищи! ТИХАЯ СКАЗКА Эту сказку ты прочтешь Тихо, тихо, тихо... Жили-были серый еж И его ежиха. БАГАЖ Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку И маленькую собачонку ПОЖАР На площади базарной, На каланче пожарной Круглые сутки Дозорный у будки Поглядывал вокруг -На север На юг, На запад, На восток, - Не виден ли дымо ПОЧТА
Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке В синей форменной фуражке? ВОТ КАКОЙ РАССЕЯННЫЙ Жил человек рассеянный Сел он утром на кровать, На улице Бассейной. Стал рубашку надевать, ПЕСНЯ О ЕЛКЕ Что растет на елке? Разноцветные шары Шишки да иголки. Не растут на елке. ХОРОШИЙ ДЕНЬ Вот портфель, Пальто и шляпа. Не ушел сегодня папа День у паны выходной. Значит, будет он со мной ЗЕЛЕНАЯ СТРАНИЦА Эта страница зеленого цвета, Если бы здесь уместиться я мог, Значит, на ней постоянное лето. Я бы на этой странице прилег. БЕЛАЯ СТРАНИЦА Это - снежная страница. Тут вприпрыжку по странице Вот прошла по ней лисица, В ясный день гуляли птицы, Заметая след хвостом. Оставляя след крестом. ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ Вот один иль единица, А вот это цифра два. Очень тонкая, как спица, Полюбуйся, какова: ДЕТИ НАШЕГО ДВОРА Дети нашего двора, На дворе идет игра Вы - его хозяева, В конницу Чапаева. ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ Ежели вы И к совести Вежливы Не глухи, УРОК ВЕЖЛИВОСТИ Медведя лет пяти-шести - В гостях, медведь, Учили как себя вести Нельзя реветь, КНИЖКА ПРО КНИЖКИ У Скворцова Грязные, Гришки Лохматые, Жили-были Рваные, Книжки - Горбатые, ПРАЗДНИК ЛЕСА Что мы сажаем, Мачты и реи - Сажая леса? Держать паруса,
Чтение стихотворения Маршака «Великан» О чём говорит нам автор? (О мечтах…) Обобщение по вопросам учителя Кто такой поэт? Какими чертами характера обладал Маршак-поэт? (Широкое видение мира, чувство юмора, любовь к детям..) Дети оценивают работу группы.
Группа №3 «Переводчики»
- Кто такой переводчик? (Человек, который переводит текст с одного языка на другой) Лондонский университет сыграл огромную роль в становлении Маршака как переводчика. Во время каникул он отправлялся путешествовать по Англии, чтобы изучить историю страны, её обычаи и нравы. В течении всей жизни Маршак уделяет много времени изучению английского и др. языков. - Послушаем ребят, которые приготовили выставку книг в переводе Маршака. (Дети знакомят с книгами Дж.Родари, Л Кэрролла, англ. и латышскими песенками…) Обобщение по вопросам учителя - Какими языками владел Маршак? (Английский, шведский, латышский, немецкий..) - Как называют человека, который знает несколько языков? (Полиглот) - Зачем Маршак занимался переводами? (Люди могли узнать новые имена, которые хорошо известны в мировой литературе, узнать о быте, обычаях других народов..) Каким был Маршак-переводчик? (Знал языки, традиции и обычаи народа, наблюдательным, терпеливым…) Дети оценивают работу группы.
Группа №4 «Редакторы»
Кто такой редактор? (Человек, который руководит изданием, устанавливает его содержание) Презентация «Маршак – редактор» - Осенью 1923 года в редакции лит. журнала «Петроград» возник разговор о том, что хорошо было бы организовать в Петрограде детский журнал. Для этого имелась типография и бумага. Решили дать ему название простой птички «Воробей». На роль главного редактора был приглашён Маршак, который в то время работал в ТЮЗе и писал стихи и пьесы для детей. Маршак с радостью согласился. За год было издано 7 выпусков. - Рассказ детей по слайдам. В основе рассказа статья из учебника «В океане света» ч.2 статья С.Сивоконь «Везите всё как есть, почитаем!» Обобщение по вопросам учителя - Кто такой редактор? - Каким был Маршак-редактор? (Ответственный, организатор…)
4. Домашнее задание:
выучить наизусть одно из произведений С.Я.Маршака.
5. Итог урока
- Сегодня мы раскрыли стороны профессиональной деятельности Маршака, познакомились с новыми понятиями. -Чем занимался он в течение всей жизни? (Сочинял стихи, переводил, писал критические
статьи, был редакторам) -Одинаков ли Маршак? (Каждый раз он раскрывает разные черты своего характера). - Какие это черты? Самое главное, что они умело, сочетаются в одном человеке. Как можно сказать про такого человека? (Талант, профессионал, мастер своего дела) - Маршак всю свою жизнь посвятил детям, он любил их и очень дорожил их дружбой. Одно из его стихотворений так и называется «Пожелание друзьям» прослушайте его в исполнении самого С.Я.Маршака. (Демонстрация видеофрагмента из архива семьи С.Я.Маршака) - Как вы понимаете последние строки стихотворения «..а всё хорошее, друзья, даётся нам не дёшево.» (Надо много трудиться..) - Ваш главный труд – учёба! Учитесь, читайте, трудитесь, чтобы в жизни быть такой же яркой личностью, как С.Я.Маршак.