"Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка"
Автор: Бирюкова Ольга Васильевна Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ Игнатовская СОШ
Населённый пункт: р.п. Игнатовка, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка"
Формирование коммуникативной компетенции на уроках
иностранного языка.
1.Методическое понятие «коммуникативная компетенция».
В современной методике под коммуникацией понимается не только
использование языковой системы, но, прежде всего как социальная
деятельность, выступающая на уровне с другими видами человеческой
деятельности.
Своеобразие коммуникативной деятельности состоит в том, что мысли
одного индивида становится коллективным достоянием, необходимым для
краткосрочного и долгосрочного планирования и организации любых видов
совместной деятельности.
Коммуникация – целенаправленный обмен мыслями и информацией в
рамках социальной деятельности человека.
Коммуникативный акт может достичь своей цели только в том случае,
если собеседники равны в плане обладания «фондом общих знаний», что
называется фоновым знанием.
Их обычно делят на несколько категорий:
1.Общечеловеческие знания – сведения о временах года, знания
простейших физических закономерностях и т.д.
2.Региональные сведения.
3.Знания, связанные с культурой страны, местности, народа.
Мы должны не просто обучать иностранному языку, а умению его
использовать в реальном общении, т.е. практическому владении языком
(прагматическая межкультурная компетенция).
Участие в процессе требует коммуникативной компетенции, т.е. знаний
коммуникативного поведения.
В современной методике и лингвистике под
коммуникативной
компетенцией понимается владение лингвистической компетенцией, т.е.
определенной суммой сведений языкового материала, умение соотносить
языковые средства с задачами и условиями общения, а также способность
организовать речевое общение с учетом социальных норм поведения и
коммуникативной целесообразности высказывания.
Коммуникативный подход направлен на развитие у учащихся умения
практически пользоваться реальным, живым языком, осознанно соотносить
языковые средства с их коммуникативными функциями.
2. Компонентный состав коммуникативной компетенции.
Существует несколько подходов к тому, что включать в
коммуникативную компетенцию. Д.Хаймз объединил этим понятием
грамматическую (правила языка), социально-лингвистическую (правила
диалектной речи), дискурсивную (правила построения смысла высказанного)
и стратегическую (правила поддержания контакта с собеседником)
компетенцию.
Наиболее подробное описание коммуникативной компетенции
принадлежит Л.Ф. Бахману. Он относит сюда
языковую, дискурсивную ,
разговорную грамматическую (практическую),
социально-лингвистическую,
стратегическую и мыслительную компетенцию.
Рассмотрим подробнее компоненты коммуникативной компетенции.
Важным компонентом является
лингвистическая компетенция,
представляющая собой готовность использовать иностранный язык как
орудие речемыслительной деятельности.
Современные научные данные доказывают необходимость как
«теоретических» так и «деятельностных» знаний в овладении языком. Для
решения задач коммуникативно-ориентированного обучения иностранному
языку первостепенное значение приобретают деятельностные знания языка,
активно применяемые пусть с некоторым нарушением языковых правил.
Языковые правила бывают непроизвольно усвоенные и выученные.
Выучивание материала осуществляется с концентрацией внимания на
языковой форме. Усвоение языка возможно в условиях концентрации
внимания на содержании высказываний. В соответствие с научными данными
осуществления высказываний на иностранном языке возможно только на
основе усвоенных знаний. Сознательно выученные языковые формы, как
показывают исследования, не приобретают свойств непроизвольно
усвоенных способов выражения, хотя и создают предпосылки для овладения
языком. Эти указания могут выполнять функцию «монитора», т.е.
«контролера ошибок».
Одним из наиболее значимых компонентов коммуникативной
компетенции считается
дискурсивная компетенция , которая, по мнению
большинства авторов, представляет собой «знание различных типов
дискурсов и правил их построения, а также умение их создавать и понимать с
учетом ситуации общения» .
Таким образом, дискурсивная компетенция подразумевает владение
набором определенных дискурсов.
Если раньше дискурс понимался как связная последовательность
предложений или речевых актов, т.е. коррелирован с понятием «текст», то в
настоящее время дискурс определяется как сложное коммуникативное
явление, включающее кроме текста еще и экстралингвистические факторы
(знания о мире, мнения, установки, цели адресата), необходимые для
понимания текста.
Существенным компонентом коммуникативной компетенции является
прагматическая компетенция, представляющая собой готовность передавать
коммуникативное содержание (message) в ситуации общения. Данная
способность во многом зависит от того, насколько учащиеся владеют
коммуникативной стратегией высказывания.
Коммуникативная стратегия — это адаптация речемыслительных
процессов к условиям конкретной речевой ситуации. Коммуникативная
стратегия включает следующие моменты:
1.Удерживание внимания собеседника длительный контакт и др.;
2.Обеспечение полного понимания себя собеседником за счет сигналов
типа «Все понятно?»;
3.Обеспечение полного понимания собеседника за счет сигналов типа
«Я правильно понял?»;
4.Решение проблемы нехватки слов за счет перефразирования,
объяснения, приблизительной замены, буквального перевода родного языка,
использования слова иного языка, обращения за помощью (What do you call
it?) мимики;
5.Решение проблемы недостаточной грамматики за счет упрощения или
замены конструкции, копирования грамматики родного языка, игнорирования
ошибки;
6.Самоисправление в случае оговорок (When? Did I say seven? Eight!);
7.Поддержание разговора за счет изменения темы общения.
Необходимым компонентом коммуникативной компетенции является
когнитивная компетенция, предоставляющая собой готовность к
коммуникативно-мыслительной деятельности.
Язык в коммуникативных целях может быть усвоен только как
инструмент мысли, поскольку коммуникативное содержание в процессе
общения не только передается, но и создается в результате речемыслительной
деятельности.
На уроках иностранного языка речемышление учащихся стимулируется
в следующих основных случаях:
-в работе с текстом (infering from the text)
-в работе с проблемой (role-play and problem-solving);
-в работе с игровой задачей (game challenge).
В любой ситуации, требующей речемышления, взаимодействуют, как
правило, три компонента: решаемая пробле
ма, имеющиеся знания,
исследовательские действия. В учебном процессе речемыслительная
деятельность может начинать
ся с текста, в котором обнаруживается
проблема. Она решается в ходе исследовательских действий с применением
имеющихся индивидуальных знаний. Такой способ стимулирования
речемышления называется «снизу вверх» (bottom up). Речемыслительная
деятельность может начинаться с того, что в имеющихся у обучаемых
знаниях обна
руживается некоторый пробел. Его мож
но восполнить,
обратившись к тексту и исследуя его содержание. Этот способ организации
речемышления называется «сверху вниз» (top down).
Р.П. Мильруд и И.Р. Максеулова выделяют еще один значительный
компонент коммуникативной компетенции –
информативную компетенцию ,
т.е владение содержательным предметом общения. [13]
Формируя информативную компетен
цию учащихся, мы тем самым
формируем у них:
�
информационные «фреймы» (
frames), т. е. набор необходимых
понятий, описывающих ту или иную ситуацию;
сложившиеся знания (schemata), т. е. информацию из прошлого опыта
в виде знаний и структур поведения;
языковую картину мира (
language representation of the world) в ее
иноязычной форме, т. е. знание окружающей действительности, способность
описать ее и отношение к ней в иноязычной форме;
фоновые знания ( baskground knowledge), т. е. информацию, важную
для понимания конкретной ситуации общения;
общий кругозор (general knowledge), т. е. знание имен и названий, дат
и событий, наличие биографических, исторических, политических и других
специальных знаний.
Данная информация является важным условием включения в общение.
Молчание ученика на уроке нередко объяс
няется тем, что он не владеет
предметом разговора, не имеет личного отно шения к обсуждаемой проблеме,
не зна ком с возможными способами поведения, хотя и выучил лексику с
грамматикой.
Таким образом, термин «коммуникативная компетенция» включает в
себя несколько понятий – лингвистическую, прагматическую, когнитивную и
информативную компетенции.
3 . Средства формирования коммуникативной компетенции.
Что, прежде всего, необходимо для формирования коммуникативной
компетенции учащихся? Любая познавательная деятельность наряду с
операционными компонентами (знания, умения и навыки) включает и
мотивационные (мотив, интерес, отношение).
Именно мотивационные компоненты определяют для учащегося
значимость того, что им познается и усваивается, его отношение к учебной
деятельности, ее содержанию, способам выполнения и результатам
деятельности.
Именно мотивация - главный источник активности и источник
направленности личности, в результате чего и возникает активность. Для
достижения поставленной цели желания и влечения недостаточно, как
отмечает психолог Л.И. Леонтьев, необходим еще и объект, который, отвечая
потребности, явился бы побудителем деятельности, придал бы ей
определенную направленность, т.е. необходим мотив. Иначе говоря, мотив
–«опредмеченная потребность», но предметы потребности могут быть
разными. Например, при изучении иностранного языка, у одного ученика в
качестве предмета потребности выступают иноязычные знания, а у другого -
обещанная за хорошие оценки награда. В первом случае мотив - внутренний,
во втором же по отношению к личности - внутренний, а по отношению к
деятельности - внешний.
В настоящее время формирование мотивации необходимо ещё и с точки
зрения того факта, что подавляющее большинство школьников начинает
изучение иностранного языка с интересом и желанием. Однако у многих из
них это желание постепенно пропадает.
В процессе обучения школьников иностранному языку у них возникает
ряд психологических барьеров в области мотивации: отсутствие веры в
успех, наличие повышенной тревоги, напряжённости перед выполнением
непосильных задач, низкая самооценка способностей, неясность целей
использования иностранного языка в будущей профессиональной и личной
жизни.
Итак, первоочередным условием формирования коммуникативной
компетенции и повышения интереса к предмету «иностранный язык»
является формирование мотивации – мотивации коммуникативной. Какими
средствами этого можно достигнуть?
Как показала практика, наиболее действенным средством стало
включение деятельности по овладению иностранным языком в деятельность,
являющуюся ведущей на данном этапе, т.е. использование ролевых,
интеллектуальных игр, игр соревновательного характера, которые оказывают
огромное влияние на психическое развитие учащихся.
Игра представляет большую роль в формировании коммуникативной
мотивации, ведь в основе любого общения лежит решение той или иной
проблемы, которая обсуждается в жизненной ситуации. Ситуация - основа
общения, а весь процесс коммуникации - это фактически непрерывный,
динамический ряд сменяющих друг друга ситуаций. И для этого, на мой
взгляд, целесообразно использовать ситуативно-ролевые игры.
Ролевая игра в первую очередь является мотивирующим фактором,
вызывает интерес учащихся, стимулирует речемыслительную деятельность
учащихся, способствует расширению предметного содержания общения,
давая школьником возможность выходить за рамки своего контекста
деятельности за счет разнообразных социальных и межличностных ролей.
Ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению
иностранного языка. Хорошим собеседником является не тот, кто лучше
пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко интерпретировать
ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая
уже известна, и выбрать те лингвистические средства, которые будут
наиболее эффективны для общения.
Литература
1.Мильруд Р.П., Гончаров А.А. Теоретические и практические проблемы
обучения пониманию коммуникативного смысла иноязычного текста. //
Иностранные языки в школе. – 2003, №1
2.Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка // Иностранные языки в
школе. – 2004 №7
3.Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке // Иностранные языки в
школе. – 2001 №3
4.Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы
коммуникативного обучения иностранным языкам // - Иностранные языки в
школе. – 2000, №4, №5
5.Орехова И.А. Формирование лингвокультурологической компетенции в
процессе обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. –
2004 №5