Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"

Автор: Лугинина Ольга Рудольфовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 3 г. Инта Коми
Населённый пункт: г. Инта, РК
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"
Дата публикации: 05.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"
«Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание» Лесгафт
Цель
: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.
Задачи:
• расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми; • выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся; • выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.
Форма проведения:
круглый стол. Готовясь к проведению круглого стола, попросим ребят и родителей ответить на следующие вопросы:  Легко ли быть учеником?  Чтобы учение было успешным ...  Что обеспечивает успех урока?  Почему мы хотим, чтобы ребенок хорошо учился?  Что способствует повышению успеваемости дома? Заранее проводится анкетирование родителей: 1. Поддерживаете ли вы своего ребёнка в учебной деятельности? 2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам? 3. Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребёнка учебные предметы. 4. Часто ли вы обсуждаете с ребёнком их учёбу? 5. Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа (жены)? 6. Назовите, что в течение последней недели читали вы и ваш муж (жена)? 7. Назовите, что читал в течение последней недели ваш ребёнок? 8. Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, телепередачи? 9. Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учёбе? 10. Любит ли ваш ребёнок учиться?
Вступительное слово:
Подводятся результаты анкетирования.(слайд 4,5) В детстве большинству кажется, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие – материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут
возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей учащегося. Обучение идет очень трудно. Дети начинают переживать из-за оценок. Кто-то пропускает учебные занятия, объясняя это тем, что как бы он ни старался, не может усвоить в полном объёме учебный материал, кто-то сидит целыми вечерами, заучивая домашнее задание. Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак – оценка – увы, часто не радует. Кроме того, по оценкам родители получают некоторое представление о том, как их ребенок учится, ведь учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности. (слайд 6) Но прежде мы хотим, чтобы вы улыбнулись, “вошли в проблему”, для этого мы сейчас с помощью наших детей покажем вам шуточную сценку. (-Когда ты собираешься делать уроки? - После кино. - После кино поздно! - Учиться никогда не поздно! - Почему ты дома не открываешь учебник? - Ну ты же сама говорила, что учебники надо беречь!) Вопрос к родителям: - Почему мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился? (ответы родителей на поставленный вопрос)(слайд 7) Стандартные ответы – чтобы был не хуже, других, чтобы поступил в институт, сделал карьеру и т.п. Но это для - нас. А как отвечали на вопросы дети? (слайд 8) Вопрос к учителям:
-
Что же, по вашему мнению, обеспечивает успех урока? Приглашенные учителя дают необходимую информацию о том, что нужно сделать учащимся, чтобы урок прошел не зря. Исходя из выше сказанного следует: Для того чтобы повысить свою успеваемость необходимо относиться к учебе ответственно! Никогда не оправдывайте свою неуспеваемость причинами, от вас не зависящими: слишком трудные были задания на контрольной, придирчив учитель и т.п.
Давайте спросим сегодня тех, кто к учебе относится добросовестно, в чем секрет их успеха? (2 учащихся делятся опытом). Давайте выработаем программу по стимулированию познавательной деятельности учащихся. Примите советы, которые помогут повысить свою успеваемость. (слайд 9)  Серьезно относитесь к выполнению домашних заданий.  Составьте план изучения предметов.  Не забывайте устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если задание большое.  Домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета.
Советы родителям
: (слайд10)  Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.  Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.  Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.  Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.  Не ругайте, а учите!  А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе “докопаться” до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности. Обмен мнениями по вопросу “Почему у наших детей снижается интерес к учению?”
Подведение итогов собрания.
Мы сегодня убедились, что причин “неуспешной” учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при поддержке педагогов и вас родителей. Каждый ребенок уникален. В заключении хочется, чтобы вы, ребята, не теряли времени даром и старались изо всех сил хорошо учиться. Тогда ваши старания увенчаются успехом в учебе, что принесет, в свою очередь, каждому ученику и его родителям много радости и большое удовлетворение, Я подготовила для вас буклеты “Психотерапия неуспеваемости” и с удовольствием предлагаю их вам, завершая сегодняшний разговор (раздаю рекомендации родителям).
Советы родителям “психотерапия неуспеваемости”

(по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)

Правило первое: не бей лежачего.
“Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минутку.
Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным. 
Правило третье: за двумя зайцами погонишься...
Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие. 
Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать -

исполнение.
Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. 
Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи

ребенка с его собственными вчерашними неудачами.
Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам. 
Правило шестое: не скупитесь на похвалу .
Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!” 
Правило седьмое: техника оценочной безопасности

.
Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”. 
Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные

цели.
Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.
Разрешим школьные ситуации:

1.
У ребёнка конфликт на почве учёбы в школе, по этой причине он не хочет выполнять домашнее задание, да и вообще идти в школу.

2.
Ребёнок не любит какой-то предмет или не выполняет его вообще, или откладывает на последнюю очередь и делает кое-как.
3.
Ребёнок не умеет и не любит писать короткие тексты, изложения, сочинения.