"Районный конкурс для юных корреспондентов "Пять шагов к успеху"

Автор: Черноусова Марина Алексеевна
Должность: старший методист
Учебное заведение: МБУ ДО Ремонтненский ЦДТ
Населённый пункт: село Ремонтное, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Районный конкурс для юных корреспондентов "Пять шагов к успеху"
Дата публикации: 06.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методическая разработка

проведения районного конкурса юных корреспондентов «Пять шагов к успеху»
В Ремонтненском районе Ростовской области движение юных корреспонденов активизировалось с сентября 2003 года. Юнкоры школ объединились в детскую редколлегию и 21 октября 2003 г. выпустили пилотный номер газеты школьников Ремонтненского района «Юниор-экспресс». С тех пор ежегодно в целях выявления и поддержки активно работающих юных журналистов проводятся районные конкурсы, обучающие занятия Школы юнкоров в каникулярное время, профильные летние смены. Районный конкурс юных корреспондентов «Пять шагов успеха» проводился в МБУ ДО Ремонтненском ЦДТ в рамках реализации муниципальной программы «Одаренные дети» в системе дополнительного образования в 2012 - 2013 году. Данная разработка включает Положение о районном конкурсе юных корреспондентов «Пять шагов к успеху», примерные вопросы викторины «Словарик юного корреспондента» и Сценарий заключительного этапа конкурса (ток-шоу «Юниор- экспресс»: говорим и показываем»). Методическая разработка рекомендуется методистам и педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам общеобразовательных учреждений для организации работы с юными корреспондентами на школьном и муниципальном уровне.
Положение о районном конкурсе юных корреспондентов «Пять шагов к успеху»

1.

Общие положения
Районный конкурс юных корреспондентов «Пять шагов к успеху» (далее – Конкурс) проводится в целях содействия развитию юнкоровского движения, повышения творческой и социальной активности учащихся образовательных учреждений. Задачи Конкурса: - выявление способных и перспективных юнкоров; - поддержка творческого потенциала учащихся в сфере информационной культуры; - обучение основам журналистского творчества юных корреспондентов; - формирование активной гражданской позиции подрастающего поколения. Сроки Конкурса: 1 октября – 15 февраля (текущего года).
2.

Участники конкурса
В Конкурсе принимают участие учащиеся ОУ и детских объединений юнкоров с 12 лет.

3.

Сроки, порядок и условия проведения Конкурса
3.1. Конкурс проводится поэтапно – «пять шагов»: - первый «шаг» - подготовительный (подача заявок на участие, написание конкурсантами эссе на тему «Моя малая родина: люди, природа, культура» - название темы не является заголовком творческой работы; объем – не более 2 страниц текста формата А4, шрифт Times New Roman, кегль – 14, междустрочный интервал – полтора, отступ – стандартный) – до 20 октября; - второй «шаг» - дистанционный (участие конкурсантов в онлайн викторине «Словарик юного корреспондента») – 22 октября; - третий «шаг» - обучающий (практические занятия в районной Школе юнкоров, получение творческих заданий) – 3 ноября; - четвертый «шаг» - творческий (выполнение конкурсантами заданий творческого характера) – ноябрь – январь; - пятый «шаг» - итоговый (общее подведение итогов Конкурса на заключительном этапе) – 12 февраля. 3.2. За участие в каждом промежуточном этапе Конкурса участники получают баллы.
4. Подведение итогов и награждение
4.1. Участники, получившие большее количество баллов, становятся победителями Конкурса и приглашаются на торжественную церемонию награждения. 4.2. Конкурсанты, принявшие участие во всех промежуточных этапах, но не ставшие победителями, получат благодарности за участие. 4.3. При подведении заключительных итогов Конкурса жюри вправе учреждать дополнительные номинации.
5. Жюри
Состав жюри формируется из числа ведущих специалистов дополнительного образования и редколлегии районной газеты.
Примерные вопросы викторины «Словарик юного корреспондента»
Викторина проводится в режиме онлайн: в планируемый день сообщается время начала викторины и время окончания приема ответов (не более одного часа отводится на выполнение). В данном случае вопросы викторины помещались на сайте МБУ ДО Ремонтненского ЦДТ. Общеобразовательные учреждения в 9.00. получили по электронной почте оповещение о начале викторины (14.00.) и времени окончания приема ответов (15.15). 1. Как называется короткая пресс-конференция? (Брифинг)
2. Короткое сообщение о событии, отвечающее как минимум на 3 вопроса: что, где, когда? (Информация, заметка). 3. Информация, поданная очевидцем события? (Репортаж) 4. Вопрос – ответ? (Интервью) 5. Главные черты информационных жанров? (Краткость, точность, ясность) 6. Одна страница газеты или журнала? (Полоса) 7. Авторский текст? (Оригинал) 8. Вымышленное имя? (Псевдоним) 9. «Черновик» будущего издания? (Макет) 10. «Нелюбимый» вид редакторской правки журналистов? (Сокращение). 11. Материалы, объединенные одной темой? (Рубрика) 12. Самый значимый элемент художественного образа газеты и журнала? (Логотип) 13. Назовите виды стенной газеты. (Листок-бегунок, газета - молния, бюллетень, тематическая газета, боевой листок, фотогазета) 14. Что относится к изобразительному материалу в газете? (Фотографии, иллюстрации) 15. Какой жанр помогает «рассказать» об интересном человеке? (Портретный очерк) 16. С помощью этого вида интервью можно узнать мнение других людей. (Анкета, опрос). 17. При помощи какого жанра можно изобразить собственные впечатления, ассоциации и раздумья? (Эссе) 18. Собрание редколлегии, на котором коллективно обсуждается номер газеты? (Летучка) 19. Нижняя часть страницы? (Подвал) 20. Маленькая колонка, в которую помещают наиболее привлекательные фрагменты статей, анонсы? (Шахта) 21. Верхняя часть страницы? (Чердак) 22. Как называется часть материала, не вмещающаяся на полосе? (Хвост) 23. Веселый остроумный материал? (Фельетон) 24. Текст, расположенный рядом с заголовком? (Шпигель) 25. Как называется вид правки – исправление орфографических ошибок? (Вычитка)
Сценарий

Ток – шоу «Юниор - экспресс: говорим и показываем»

(заключительный этап районного конкурса юнкоров «Пять шагов к успеху») Сценарий составлен на основе подготовленных конкурсантами творческих работ, оформленных в виде презентаций, видеоматериалов и т.д. . Фонограмма музыкальной заставки – «открытие». Слайд «Говорим и показываем» Ведущий: Добрый день, уважаемые участники заключительного этапа районного конкурса юных корреспондентов «Пять шагов к успеху». К сегодняшней встрече юнкоры – конкурсанты «шагали» долго, но вполне успешно. На начало конкурса было заявлено 18 участников, из которых сегодня присутствуют 12 - самые выдержанные и целеустремленные. Давайте поприветствуем их! (Аплодисменты. Звучит торжественная фонограмма. Представление участников). Мы надеемся, что вы проявите себя в различных формах: и как журналисты, и как дикторы, и. возможно, как креативные постановщики. Мы увидим вас и услышим. А поможет соединить ваше «ноу – хау» популярный в наше время телевизионный жанр – ток – шоу. И назовем его – «Юниор – экспресс: говорим и показываем». Что же лежит в основе ток – шоу? (обращается к участникам). Дословно ток – шоу означает «разговор – представление». В основе разговора всегда лежит актуальная проблема или интересная тема. Вот вы и будете предлагать интересные темы для обсуждения. А так как в ток – шоу участниками является и зал – публика, то вы не только будут играть роль соведущих, но и роль зрителей, надеюсь, активных. И как во многих ток – шоу у нас присутствуют эксперты. Им не только отведена роль оценивать ваше мастерство, но и комментировать происходящее в нашей «студии». (Представление экспертов) Итак, студия, готовимся к эфиру! Звукооператор, включаем слайд – заставку! Оператор, проверьте готовность камеры! Звукорежиссер, подготовьте фонограмму на начало. Осветители, свет! Пять, четыре, три, два, начали! Слайд
«Эмблема конкурса». Фонограмма – «заставка» Ведущий: В эфире ток – шоу «Юниор – экспресс»: говорим и показываем». Сегодня мы услышим и увидим то, что интересует современных подростков. Мы узнаем, о чем они думают. Как относятся к происходящему вокруг. Чтобы создать свободную атмосферу, предлагаю начать с коллективной разминки - создания «ленты новостей» или «бегущей строки». Все, конечно же, знают такую форму подачи информации. В чем ее особенность? (обращается к участникам; точность, краткость, оперативность). Итак, каждый из вас сейчас должен сообщить какую – либо новость или сделать объявление в течение 10 секунд. Фонограмма – «секундная отбивка». Эксперты комментируют выполненное задание, но не оценивают его. Слайд «Гореть, а не тлеть» Фонограмма – «заставка» Ведущий: Чем славится земля? Прежде всего, людьми. …Этим и объясняется особый интерес юнкоров к судьбе своих земляков. Я приглашаю первого участника нашего ток - шоу Алену Сикаренко из Кормовской школы. Алена, расскажи о своей героине (Интервью с учителем русского языка и литературы Сергиенко Людмилой Васильевной) Видео-интервью Алена, а можно ли «примерить» название твоей работы («Гореть, а не тлеть») к тебе самой? Я знаю, что ты ведешь активную общественную жизнь, участвуешь практически во всех конкурсах, в олимпиадах. Как ты все успеваешь? Твой совет тем, кто говорит, что не успевает совмещать учебу и общественную деятельность? Алена, есть интересная игра, с помощью которой можно не только развивать ассоциативное творческое мышление, необходимое для журналиста, но и познакомиться - «Одно из двух»: ум или чувство? Объясни свой выбор.
Вопрос залу: ваше отношение к проблеме времени? Слайд «Династия семьи Козкиных» Фонограмма – «заставка» Ведущий: Мы познакомились с педагогом, Людмилой Васильевной Сергиенко, которая сама в детстве была ребенком учителя. И, несомненно, ее мама – Раиса Федоровна Слюсарева – действительно хороший педагог, что смогла привить своей дочери любовь к школе, к ученикам. А ведь бывают такие учительские семьи, в которых дело родителей продолжают их дети, внуки. И это уже династия. Я приглашаю Карину Шубаеву, учащуюся Ремонтненской гимназии № 1. Карина, почему ты решила избрать своими героями именно семью Козкиных? Мы слушаем твою историю. Презентация о династии Козкиных Карина, перед тобой тоже скоро встанет выбор профессии. Продолжится ли учительская династия Козкиных? Одно из двух: власть или слава. Вопрос залу: готовы ли вы продолжить дело своих родителей? Слайд «Профессиональное хобби» Фонограмма – «заставка» Ведущий: Люди, которые увлечены прекрасным, всегда вызывают интерес и восхищение. Приглашаю Ангелину Дубовую из объединения «Журналистика» Большеремонтненской школы. Ангелина, расскажи вкратце о героине своего видео – интервью, почему она тебя заинтересовала? Внимание на экран! Сейчас мы с вами познакомимся с героиней Ангелины. Видео – интервью с педагогом по ДПИ
Ангелина, ты занимаешься в объединении «Журналистика в школе». Чем именно? Общаясь с тобой в социальных сетях, я обратила внимание, что ты создала несколько групп. А есть ли у тебя своя рубрика в школьной газете? Одно из двух: желтое или зеленое? Вопрос залу: есть ли в ваших селах мастера – умельцы, увлеченные любимым делом люди? Слайд «Окно в Европу» Фонограмма – «заставка» Ведущий: Конечно, мы живем далеко не в райском месте. Зной, пыль, ветер – летом. Опять – таки, ветер – зимой. У кого получается, старается каникулы или отпуск провести там, где есть море, горы, озера, леса. Но возвращаемся мы всегда сюда, домой. Героиня следующей странички путешествует много, но живет и работает на ремонтненской земле. Я приглашаю Шматько Настю из Подгорненской школы вместе со своей героиней. Интервью с Гасымовой Е.И., слайды - фото Настя, а ты сама путешествуешь? Что тебя, как юнкора, привлекает в путешествиях? Не пробовала писать путевые заметки или очерки? Одно из двух: лодка или корабль. Вопрос залу: где бы хотели жить вы? Слайд «Визитная карточка села». Фонограмма – «заставка». Ведущий: Каждое государство, город или село имеет свою «визитную карточку» - местные достопримечательности. Об одной из таких достопримечательностей расскажет Ангелина Герусова из Большеремонтненской школы. Презентация «Новая визитная карточка Дона» Ангелина, а есть ли у тебя еще любимые места в родном селе?
Одно из двух: корни или крылья? Вопрос залу: назовите достопримечательности вашего села, которые могли бы стать «визиткой». Слайд «2013 – год окружающей среды» Фонограмма – «заставка» Ведущий: 2013 год объявлен президентом России годом экологической безопасности, годом окружающей среды. Не случайно наш следующий участник выбрал эту тему. Послушаем его. Алексей Сенников из Первомайской школы! (Диалог) Алексей, если не секрет, куда собираешься поступать после окончания школы? Собираешься возвращаться в родные места? Одно из двух: книга или газета? Вопрос залу: кто ходит в библиотеку? За какой литературой? Слайд «Читать престижно!» Фонограмма – «заставка» Ведущий: Да, наверное, когда–нибудь будет объявлен Год книги. И тогда все обратят внимание на чтение. Анастасия Гулан из Богородской школы уже обратила внимание на то, как к чтению относятся в ее школе. Видеоролик Настя, а ты сама читаешь? Например? Как у вас проходят уроки литературы? Одно из двух: приключение или путешествие? Вопрос залу: можно ли связать между собой чтение и общение? Слайд «Роскошь человеческого общения»
Фонограмма – «заставка» Ведущий: Раз мы коснулись темы общения, продолжим ее вместе с Попенко Кристиной из Богородской школы. Видеофильм Кристина, а как ты предпочитаещь общаться? Сможешь ли быть раскованной в общении с малознакомыми людьми? Одно из двух: ночь или день? Вопрос залу: как вы объясните высказывание Антуана де Сент – Экзюпери: «Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения»? Слайд «Современная школа глазами ученика» Фонограмма – «заставка» Ведущий: Не будем уходить от школьной тематики. У нас сегодня присутствует из Первомайской школы Алексей Гаврильченко, который решил нам «раскрыть глаза» на современную школу. Ну что ж, Алексей, в конце концов ты имеешь на это полное право: одиннадцатилетний опыт в качестве ученика объясняет твой выбор. (Диалог) Алексей, твой жизненный выбор определен? А какие жизненные ценности ты ставишь на первое место? Вопрос залу: назовите ценности, на которые вы ориентируетесь? Слайд «Мы выбираем здоровый образ жизни» Фонограмма – «заставка» Ведущий:
Следующий видеоматериал раскрывает интерес учащихся к здоровому образу жизни. И приятно, когда этот интерес поддерживается со стороны педагогов и родителей. Свою работу представляет Анастасия Куденко, Киевская школа. Видеозарисовка Настя, мы увидели, что у вас в школе прекрасной спортивное оборудование и благодаря тому, что численность в классах небольшая, каждый может заниматься на тренажере. А вообще, какие виды спорта пользуются интересом у вашей молодежи? Одно из двух: велосипед или обруч? Вопрос залу: какими видами спорта вы занимаетесь и интересуетесь, как болельщики? Слайд «Игры, которые мы заслужили» Фонограмма – «заставка» Ведущий: Продолжаем разговор о спорте. Всем известно, что наша страна готовится к важному событию – Олимпиаде в Сочи. К этому событию люди относятся по–разному. Вот Маша Шипулина решила выразить свою позицию. Презентация «Игры, которые мы заслужили» Маша, чем объясняется такой повышенный интерес к олимпиаде? Ты сама занимаешься спортом? Скилеф говорил, что все великие события начинаются с общения. С кем бы ты пообщалась на Олимпиаде? Одно из двух: вопросительный или восклицательный знак? Вопрос залу: а какие события нового века вы бы отнесли к важным? Слайд «Помнить и гордиться» Фонограмма – «заставка»
Ведущий: Каждое событие считается важным, пока мы о нем помним. И каждый человек живет, пока о нем помнят. Об одном таком человеке хочет рассказать Вадим Немашкалов из Большеремонтненской школы. Презентация «Я помню! Я горжусь!» Вадим, а ты хотел бы, чтобы тобой гордились твои потомки? Что для этого надо сделать? Одно из двух: небо или земля? Вопрос залу: о ком бы из земляков, родственников вы сейчас хотели бы вспомнить? Слайд «Говорим и показываем» Фонограмма – «заставка». Ведущий: Пришло время подводить итоги нашего ток – шоу. И помогут нам в этом эксперты. Но им тоже нужно время для обсуждения. (Эксперты уходят подводить итоги. Объявляется перерыв на 15 минут) Фонограмма на перерыв В течение перерыва юнкоры проводят блиц – опрос у участников (учащихся, педагогов): какие темы заинтересовали во время ток – шоу; какие надо было поднять; кто из конкурсантов понравился. Подведение итогов. Награждение. Заключительное слово экспертов. Ведущий: Ребята, заканчивая нашу встречу, я хочу пожелать вам смелости, упорства, настойчивости. Добивайтесь цели. Не останавливайтесь на достигнутом. Лучше узнавайте себя - и это поможет вам узнать весь мир.