"Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду"
Автор: Дворная Светлана Николаевна Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ детский сад 131
Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре,Хабаровский край
Наименование материала: Материалы из опыта работы
Тема: "Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 131
Физкультурно-оздоровительная работа
в детском саду
(материалы из опыта работы инструктора по
физической культуре Дворной С.Н.)
г. Комсомольск-на-Амуре
2011 год.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 131
Физкультурно-оздоровительная работа
в детском саду
(материалы из опыта работы)
В современных условиях все ускоряющегося темпа жизни и возрастания
напряженности социальных отношений здоровье становится одним из основных условий
успешности любого человека. Здоровье и развитие тесно взаимосвязаны, именно поэтому
возрастает роль детского сада во всестороннем развитии детей. Физкультурно-
оздоровительную работу коллектив начал с попытки определить понятие
«здоровьесберегающие образовательные технологии». Если образовательные технологии
отвечают на вопрос "как учить?", то логическим оказывается ответ: так, чтобы не
наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса.
Постановку задачи здоровье сбережения в образовательном процессе коллектив ДОУ
рассматривал в двух вариантах – задачи-минимум и задачи-оптимум .
Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: "No
nocere" ("не навреди") и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания и
развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье субъектов
образовательного процесса.
Задача-оптимум : обеспечить выпускнику ДОУ высокий уровень реального здоровья,
сформировать культуру здоровья, тогда учеба в школе будет успешной и доставлять
ребенку радость.
Главные тезисы физического развития дошкольника:
Формирование представлений о здоровом образе жизни.
Внедрение здоровьесберегающих технологий.
Совершенствование двигательных навыков дошкольников.
Воспитание потребности в физическом самосовершенствовании.
Воспитание потребности в движении на основе «мышечной радости».
Формирование представления о своем теле.
Формирование умения адекватно реагировать на изменения окружающей среды,
оберегать здоровье, избегать опасности.
Использование разнообразных средств повышения двигательной активности детей
на занятиях по физической культуре и самостоятельной деятельности.
В пособии собраны материалы практической работы инструктора по физической
культуре Дворной С.Н. совместно с педагогическим коллективом в МДОУ д/с №131,
помогающие осуществлять физкультурно-оздоровительную работу с детьми 3-7 лет.
ЧАСТЬ 1
Комплексная система физкультурно-оздоровительной
работы
Блоки
физкультурно-
оздоровительной
работы
Содержание физкультурно-оздоровительной работы
Создание условий
для двигательной
активности
Гибкий режим;
занятия по подгруппам;
оснащение (спортинвентарем, оборудованием,
спортивных уголков в группах);
индивидуальный режим пробуждения после
дневного сна;
Система
двигательной
активности
Утренняя гимнастика;
прием детей на улице в теплое время года;
физкультурные занятия;
двигательная активность на прогулке;
физкультура на улице;
подвижные игры;
физкультминутки на занятиях;
гимнастика после дневного сна;
физкультурные досуги, забавы, игры;
музыкально-ритмические движения;
игры, хороводы, игровые упражнения;
оценка эмоционального состояния детей с
последующей коррекцией плана работы;
логоритмическая гимнастика
Система
закаливания
В повседневной
жизни
утренний прием на свежем воздухе в теплое
время года;
утренняя гимнастика (разные формы:
оздоровительный бег, ритмика, ОРУ, игры);
облегченная форма одежды;
сон с доступом воздуха (+19 °С ... +17 °С);
солнечные ванны (в летнее время);
стопотерапия;
обширное умывание
Специально
организованная
купание под душем (в теплое время года) или
обливание стоп
дорожка здоровья(в теплое время года)
Организация
рационального
питания
организация второго завтрака (соки, фрукты);
введение овощей и фруктов в обед и полдник;
питьевой режим
Диагностика
уровня
физического
развития
диагностика уровня физического развития;
диспансеризация детей детской поликлиникой;
обследование логопедом
Комплекс мероприятий по физкультурно-оздоровительной
работе
№п/п
Содержание
Группа
Периодичность
Ответствен.
Время
1
Оптимизация режима
1.1
Организация жизни детей
в адаптационный период и
создание комфортного
режима
1-4
Ежедневно
Ст.воспитатель,
воспитатели
В течение
года
1.2
Определение
оптимальной нагрузки на
ребенка с учетом
возрастных и
индивидуальных
особенностей
(Карты индивидуальных
нагрузок по возрастам)
1-4
Однократно
Ст.медсестра,
воспитатели
В начале
года
2
Организация
двигательного режима
2.1
Физкультурные занятия
1-4
2 раза в неделю
Воспитатели
В течение
года
2.2
Гимнастика пробуждения
1-4
Ежедневно
Воспитатели
В течение
года
2.3
Спортпрогулки с
включением подвижных
игровых упражнений
1-4
3 раза в неделю
Воспитатели
В течение
года
2.4
Музыкально-ритмические
занятия
(по плану
муз.руководителя)
1-4
2 раза в неделю
Муз.работник,
воспитатели
В течение
года
2.5
Спортивный досуг
1-4
1 раз в квартал
Воспитатели
В течение
года
2.6
Оздоровительный бег
3-4
Ежедневно во
время прогулок
Воспитатели,
ст. медсестра
С апреля
по ноябрь
2.7
Пальчиковая гимнастика
1-4
3-4 раза в день
Воспитатели,
логопед
В течение
года
2.8
Физкультминутки
1-4
Ежедневно во
время
статичных
занятий
Воспитатели
В течение
года
3
Профилактика
заболеваемости
3.1
Дыхательная гимнастика в
игровой форме
1-4
3 раза в день: на
зарядке, на
прогулке, после
сна
Воспитатели
В течение
года
3.2
Прием витаминов «Ревит»
1-4
По 1 таб. в день
в течение 10
дней (10 дней
Ст. медсестра
Октябрь-
апрель
перерыв)
3.3
Чесночно-луковые
закуски
1-4
Ежедневно в
обед
Ст.медсестра,
воспитатели
Октябрь-
апрель
4
Закаливание с учетом
состояния здоровья
ребенка
4.1
Воздушные ванны
(облегченная одежда в
группе, одежда
соответствует сезону и
погоде на прогулке)
1-4
Ежедневно
Воспитатели
В течение
года
4.2
Прогулки на воздухе
1-4
Ежедневно
Воспитатели,
ст.медсестра,
ст.воспитатель
В течение
года
4.3
Хождение босиком по
«дорожке здоровья», игры
с водой
1-4
Ежедневно
Воспитатели
Июнь-
август
4.4
Умывание прохладной
водой
1-4
Ежедневно
Воспитатели
В течение
года
4.5
Водный душ
1-4
Ежедневно
перед обедом
Воспитатели
Июнь-
август
Система закаливающих мероприятий
Содержание
Возрастные
группы
2-я младшая
средняя
старша
я
подгот
овител
ьная
1.Элементы
повседневного
закаливания
Воздушно –
температурный
режим:
В холодное время
года допускаются
колебания
температуры
воздуха в
присутствии детей
От +21
0
до +19
0
С
От
+20
0
до
+18
0
С
От
+20
0
до
+18
0
С
От
+20
0
д
о
+18
0
С
Обеспечивается
рациональное
сочетание
температуры
воздуха и одежды
детей
Одностороннее
проветривание
(в присутствии
В холодное время
года –
кратковременно –
детей)
5-10мин
Допускается
снижение
температуры до 1-
2
0
С
Сквозное
проветривание
(в отсутствии
детей)
В холодное время
года –
кратковременно –
5-10мин
Критерием
прекращения
проветривания
помещения
является
температура,
сниженная на 2-3
0
С
Утром перед
приходом детей
К моменту прихода
детей температура
воздуха
восстанавливается
до нормальной.
Перед
возвращением
детей с дневной
прогулки
В теплое время
года проводится в
течение всего
периода отсутствия
детей в помещении
+21
0
С
+20
0
С
+20
0
С
+20
0
С
Во время
дневного сна
+19
0
С
+19
0
С
+19
0
С
+19
0
С
2. Воздушные
ванны
Прием детей на
воздухе
Не ниже 0
о
С
Не
ниже
0
о
С
Не ниже
0
о
С
Не
ниже
0
о
С
Утренняя
гимнастика
В холодное время
года проводится
ежедневно в
группе, одежда
облегченная -
+18
0
С
В теплое время
года - на участке
детского сада
Физкультурные
занятия
+18
0
С
+18
+18
0
С
+18
0
С
Одно занятие в
группе. Форма
спортивная.
Одно занятие на
воздухе. Одежда
облегченная.
Прогулка
Одежда и обувь
соответствует
метеорологически
м условиям в
холодное время
года
-5
0
С
-5
0
С
-10
0
С
-
10
0
С
Хождение
босиком
Ежедневно в
теплое время года
при температуре
воздуха от +20
0
С и
выше
В холодное время
года в помещении
на физкультурном
занятии при
соблюдении
нормативных
температур, но не
менее +18
0
С
Дневной сон
Обеспечивается
состояние
теплового
комфорта,
соответствие
одежды;
Температура
воздуха в
помещении не
менее +18
0
С
После дневного
сна
В помещении
группы
температура на 1-
2
0
С ниже нормы
Гигиенические
процедуры
Умывание, мытье
рук до локтя водой
комнатной
температуры
Умыван
ие,
обтиран
ие шеи,
мытье
рук до
локтя
водой
комнатн
ой
темпера
туры
3.Специальны
е
закаливающие
воздействия
Закаливание
проводится на
фоне теплового
комфорта для
организма ребенка,
что достигается
рациональным
сочетанием
метеорологических
факторов среды,
теплозащитных
свойств одежды
детей и уровня их
двигательной
активности.
Учитываются
индивидуальные
особенности
состояния ребенка
и его
эмоциональный
настрой.
Водный душ
Ежедневно перед
обедом в летне-
оздоровительный
период
Игры с водой
Во время прогулки
в летне-
оздоровительный
период
Во
время
прогулк
и в
летне-
оздоров
ительны
й период
Дыхательная
гимнастика в
игровой форме
3 раза в день: на
зарядке, на
прогулке, после сна
3 раза в
день: на
зарядке,
на
прогулке
, после
сна