Напоминание

"Вкусные уроки"

Автор: Брагина Наталья Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г.Пермь
Населённый пункт: г.Пермь Пермский край
Наименование материала: Программа образовательного краткосрочного курса
Тема: "Вкусные уроки"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Программа образовательного

краткосрочного курса

«Вкусные уроки»
Автор-составитель: Н.Г.Брагина учитель начальных классов 2016г.

Пояснительная записка

Актуальность.
Одной из трудностей, возникающих перед выпускниками школы является, что они не умеют готовить самостоятельно, распределять имеющиеся средства для проживания, устраивать быт. Поэтому, организация курса по кулинарии, его работа поможет подготовить обучающихся к преодолению трудностей социализации. Образовательная программа курса «Вкусные истории» направлена на оказание дополнительной помощи обучающимся в производственном обучении и профессиональной подготовке. Она играет важную роль в воспитании детей, в развитии творческих способностей, повышает инициативу и предприимчивость детей. Программа позволяет развивать самостоятельность, проявлять индивидуальность, фантазию и получать результат своего творчества. Основной
целью
программы является получение обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков по кулинарии, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности и применения в быту.
Задачи
:  Ознакомление учащихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание кулинарных изделий и народных традиций;  Привитие навыков нравственного поведения, этики в ближайшем (семейном) окружении;  Пробудить интерес к кулинарному искусству у обучающихся;  Развить творческую активность через индивидуальное раскрытие кулинарных способностей каждого ребенка;  Развить эстетическое восприятие и творческое воображение.
Особенностью
данной программы является то, что у обучающихся появляется возможность широкого и разнообразного применения своих знаний, которые им могут быть полезны дома. Программа обучения представляет собой комплекс тематически объединенных, но относительно самостоятельных составляющих — блоков, которые в зависимости от условий и индивидуальных требований можно изменить. При изучении каждого блока программой предусмотрено, приготовление одного или нескольких блюд. Каждый блок программы предусматривает обязательное включение следующих вопросов:  историческая справка;  экологические и экономические вопросы;  техника безопасности
Программой не устанавливается строгий перечень объектов практической деятельности, что позволяет в зависимости от возможностей учителя и обучающихся, специфики работы использовать вариативность, при условии, что обучающиеся должны овладеть определенным объемом знаний и умений. Содержание блока «Введение» предусматривает ознакомление обучающихся с правилами техники безопасности при проведении кулинарных работ, физиологией питания, этикетом за столом, сервировкой стола, основными профессиями пищевой промышленности. Общими сведениями о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для кулинарных работ. Содержание блока «Холодные блюда и закуски» предусматривает ознакомление обучающихся с видами холодных блюд, способами их приготовления. Оформлением и подачи на стол. Видами бутербродов. Технологией приготовления. Требованием к качеству готовых блюд. Условиям и срокам хранения. Содержание блока «Первые блюда» предусматривает ознакомление обучающихся с приготовлением первых блюд. Знакомство с технологией приготовления супов. Подача готовых блюд. Требованием к качеству готовых блюд. Условиям и срокам хранения. Содержание блока «Овощные гарниры и изделия из круп» предусматривает ознакомление учащихся со способами хранения овощей и круп, определение доброкачественности по внешнему виду. Правила и особенности обработки овощей и круп. Технологией приготовления блюд из овощей и круп. Требованием к качеству и оформлению готовых блюд. Условиям и срокам хранения. Содержание блока «Изделия из яиц и творога» предусматривает ознакомление обучающихся со значением яиц и творога в питании человека. Использование в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами и творогом. Технологией приготовления блюд из яиц и творога. Требованием к качеству готовых блюд. Подача готовых блюд. Условиям и срокам хранения. Содержание блока «Изделия из теста» предусматривает ознакомление обучающихся с видами теста. Рецептурой и технологией приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Видами начинок и украшений для изделий из теста. Технологией приготовления. Требованием к качеству готовых блюд. Условиям и срокам хранения.

Концепция программы
В основе программы лежит идея сочетания теории и практики. Решение педагогических задач в программе «Вкусные уроки» осуществляется в соответствии со следующими принципами: Принцип непрерывного дополнительного образования как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом; Принцип гражданственности ориентирует образовательный процесс на изучение истории, обычаи, традиции народов, их блюд; Принцип творчества помогает развивать фантазию, эстетический вкус, мыслить и действовать; Принцип коллективной деятельности реализуется на создании совместных рецептов, фантазий; Принцип индивидуального подхода ориентирует педагога на учет индивидуальных и возрастных возможностей и способностей воспитанников. Принцип самореализации предполагает создание творческой среды.
Формы и методы организации деятельности
 индивидуальная (даются самостоятельные задания с учетом возможностей обучающегося);  фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или при отработке определенного технологического приема);  групповая (разделение на мини группы для выполнение определенной работы); Освоить различные приёмы можно только практическим путём, поэтому на занятиях широко применяются:
объяснительно - иллюстративные
пособия, что позволяет стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде с помощью бесед, сюжетно-ролевых занятий или деловых игр, докладов обучающихся, конкурсов и др.
практические методы
– способствуют развитию мышления через формирование интеллектуальных умений: обобщение, анализ, синтез, сравнение, моделирование, а также позволяет вовлечь обучающихся в практическую деятельность с целью приобретения навыков приготовления блюд разного уровня сложности: самостоятельная работа, работа с дополнительной литературой. Приобретенные на занятиях знания и навыки очень помогают обучающимся в повседневной жизни. Формы и методы работы ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

Ожидаемые результаты
По окончании обучения обучающиеся смогут не только закрепить свои знания в области кулинарии, сервировки стола и оформления готовых блюд, но и смогут приготовить вполне конкурентоспособную продукцию, что, несомненно, явится стимулом к самоусовершенствованию и дальнейшим поискам новых кулинарных и творческих решений. Наиболее важным результатом занятий курса должно стать осознание себя каждым кружковцем как уникальной личности, имеющей право на свободный выбор, на ошибку, на уважение и понимание его творческих наклонностей, его устремлений, а также наличие при коллективном сотворчестве благоприятной среды для самоутверждения, самовыражения, самоактуализации и самосовершенствования. Занятие конкретным делом, творчеством поможет обучающимся чувствовать себя увереннее в жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся
По завершении обучения, обучающиеся должны знать: - правила гигиены и безопасности труда; - основы рационального питания; - правила поведения за столом; - способы нарезки овощей; - названия круп; - технологию приготовления первых и вторых блюд; - виды теста; -технологию приготовления изделий из теста; - изделия из яиц и творога; -технологию приготовления изделий из яиц и творога; Должны уметь: -с кухонными инструментами и приспособлениями; - сервировать стол к завтраку, обеду, ужину; - готовить супы, каши; - заваривать чай; -готовить напитки; - готовить некоторые виды салатов; - готовить песочное и дрожжевое тесто и изделия из них.

Программа занятий курса
Информационная карта к программе Название программы:
«Вкусные уроки».
Количество часов за год:
10 часов
Место проведения:
кабинет технологии для девочек
Временные затраты:
1 занятие по 45 минут
Возрастной диапазон участников кружка:
12-14 лет.
Тип программы -
обучающее-развивающий
. Вид программы по целевой установке:
познавательный.
Вид программы по форме организации и содержания и процесса педагогической деятельности:
практико - ориентированные учебные

занятия, творческие мастерские.

Оборудование:
столы, стулья, доска школьная, плита электрическая с жарочным шкафом, набор столовой мебели (столы кухонные); шкафы для посуды; доски деревянные разделочные; сушилка для тарелок; посуда: кастрюли, сковороды, тарелки, ложки, набор чайной посуды, чайники заварные, набор ножей, столовый сервиз, чайник; косынки, фартуки; моющие средства.
Учебно-тематический план.

дата

№ п/п

Наименование темы

Общее

кол-во часов

1

Введение

3
1.1 Вводное занятие. Правила техники безопасности и санитарной гигиены в кабинете. История возникновения кулинарии (чай) 1 1.2 Основы здорового образа жизни. Основы рационального питания (винегрет) 1 1.3 Соль и сахар. Заготовка продуктов (компот из яблок). 1
2

Холодные блюда и закуски

2
2.1 Бутерброды на скорую руку 1 2.2 Тёртая морковь с яблоками 1
3

Первые блюда

1
3.1 Вегетарианский борщ 1
4

Овощные гарниры и изделия из круп

2

4.1 Овощное рагу 1 4.2 Гречневая каша (рассыпчатая) 1
5

Изделия из яиц и творога

1
5.1 Творожное печенье «Поцелуйчики» 1
6

Изделия из теста

1
6.1 Уральский хворост 1
Итого:

10


Используемая литература
1. Головков А. Кухня без секретов, Москва, 1991. 2. Из истории русской кулинарной культуры. –М.: Центрполиграф, 1996. 3. Национальные кухни наших народов.-М.:Центрполиграф,1997. 4. Новоженов Ю.М., Титюнник А.И. Кулинарная характеристика блюд: Обществ. питание. 5. Турыгин В.В. «Уральская кухня». Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1980. 4. Интернет - ресурсы