"Составление 3-словных предложений".

Автор: Трифонова Людмила Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №896"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: конспект фронтального занятия
Тема: "Составление 3-словных предложений".
Дата публикации: 07.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Автор: Трифонова Людмила Николаевна, учитель-логопед ГБОУ «Школа № 896» г.Москвы
«Конспект фронтального логопедического занятия «Составление

3-словных предложений»».

Цели:
Учить детей составлять 3-словные предложения, заменяя дополнение без наглядной опоры. Учить строить фразу по опорной схеме. Активизировать словарь детей.
Ход занятия:



Организационный момент.
Логопед предлагает сесть на свое место тому из детей, кто заметит ошибку в словосочетаниях: синее яблоко, красный помидор, квадратный баклажан, желтый банан, синий абрикос, желтая морковь, синяя груша, круглый огурец, красный лимон, прямоугольное яблоко и т.п. 1. Логопед выставляет на доску картинку с изображением девочки, которая ест суп. Рядом с картинкой на доску логопед выкладывает схему предложения, где каждое слово обозначается прямоугольником синего цвета. Затем несколько детей произносят предложение и соотносят каждое слово со схематическим изображением (прямоугольником). Логопед спрашивает детей: -Что еще может ест девочка? Дети подбирают слова: кашу, мороженое, яблоко, булочку, сыр, грушу, конфету и т.д. Логопед заменяет в схеме последний синий прямоугольник на красный прямоугольник и объясняет детям, что если первые два слова оставить без изменения, а последнее заменить, то получится много разных предложений. Например: «Девочка ест кашу», «Девочка ест мороженое», «Девочка ест яблоко», «Девочка ест булочку», «Девочка ест сыр», «Девочка ест грушу», «Девочка ест конфету». Затем дети сами придумывают по заданной схеме предложения. 2. Логопед показывает другую картинку, на которой мальчик несет стул. Детям предлагается составить предложения по аналогии с предыдущим заданием. Составляются примерно такие предложения: «Мальчик несет сумку», «Мальчик несет рюкзак», «Мальчик несет мяч», «Мальчик несет коньки» и т.д. Дети пользуются той же схемой в качестве зрительной опоры.
3. Логопед выставляет другую картинку, на которой мама моет окно, и спрашивает ребят: -Что еще может мама мыть? Дети составляют предложения: «Мама моет посуду», «Мама моет пол», «Мама моет зеркало» и т.д.
4. Динамическая пауза.
Логопед просит детей изобразить, как девочка подметает пол, как мальчик гладит щенка, как папа забивает гвоздь, как бабушка вяжет шарф, как мама поливает цветы, как мальчик несет рюкзак, как мальчик ест яблоко.
5. Игра «Что перепутал Незнайка?».
Логопед говорит: -Ребята, к нам пришел Незнайка. Он составил предложения и просит вас исправить ошибки: «Чашка разбила мальчика», «Заяц догоняет лису», «Ваза лепит девочку», «Дом рисует мальчика», «Картошка чистит Таню», «Книга читает бабушку», «Письмо пишет маму», «Гусеница склевала птицу», «Сок пьет папу», «Белье стирает маму», «Газета читает дедушку», «Снеговик лепит мальчика».
6. Рисование по инструкции.
У детей на столах – по два листа белой бумаги и набору цветных карандашей. Логопед предупреждает, что задание необходимо внимательно слушать и запоминать. 1-ое задание: нарисовать справа один синий квадрат, а слева – два зеленых кружка. 2-ое задание: нарисовать справа – три зеленых палочки, а слева – два синих овала. Если есть ошибки, то их лучше проанализировать и исправить после занятия, чтобы его не затягивать. 7. Логопед раздает детям картинки, по которым они составляют 3-словные предложения, например: «Мама пьет чай», «Девочка поливает огурцы», «Мальчик рисует машинку», «Девочка лепит собачку», «Папа чистит рыбу», «Бабушка вяжет шапку», «Девочка надевает куртку», «Мама вышивает снежинку», «Мальчик моет чашку», «Девочка ест торт», «Мальчик лепит слона», «Бабушка читает журнал». Далее дети составляют схему предложения. Логопед просит изменить последнее слово в предложении и составить три новых предложения с опорой на схему. Получаются примерно такие предложения: «Мама пьет кофе», «Девочка поливает цветы», «Мальчик рисует мяч», «Девочка лепит кошечку», «Папа чистит картошку», «Бабушка вяжет кофту», «Девочка надевает пальто», «Мама вышивает ромашку», «Мальчик моет тарелку»,
«Девочка ест пирожок», «Мальчик лепит самолет», «Бабушка читает газету» и т.д. Логопед опрашивает всех детей.
8. Игра «Закончи предложение».
Логопед выставляет на доску картину, на которой изображена семья, убирающая урожай в огороде, и объясняет, что надо составить по этой сюжетной картине предложения из трех слов (показ схемы). Он просит детей закончить каждое предложение: Осенью поспел...(урожай). Мама срезает... (капусту). Папа копает... (картошку). Костя срывает... (помидоры). Оля снимает... (огурцы).
9. Итог занятия, оценка деятельности детей.