Автор: Птушкина Ольга Викторовна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ лицей №22
Населённый пункт: город Орёл, Орловской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Кому и для чего нужна вода. Свойства воды"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ЛИЦЕЙ №22 ГОРОДА ОРЛА
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
в рамках семинара для слушателей курсов
«Организация образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО»
Орловского областного института усовершенствования учителей
«Кому и для чего нужна вода? Свойства воды»
2 класс
УМК: «Перспективная начальная школа»
Урок подготовила и провела
учитель высшей квалификационной категории
Птушкина Ольга Викторовна
Цель деятельности учителя
создать условия для выяснения основных свойств воды, значения воды в природе
Тип урока
урок-исследование
Цели урока
Образовательные:
- создать условия для формирования понятия «свойства воды»;
- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- создать условия для формирования у детей представления о том, что чистая вода необходима для жизни, через
исследование её свойств;
- обобщить представление о применении воды в жизни человека
Развивающие:
- развивать интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создание проблемной
ситуации;
- развивать мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
- воспитывать умение работать в парах, группах.
Формирование блоков УУД
Личностные:
- внутренняя позиция школьников;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.
Познавательные:
- способность и умение обучающихся проводить простые логические действия (анализ, сравнение);
- извлечение необходимой информации из увиденного;
- осознание и самостоятельное построение речевого высказывания;
- выдвижение предположений и их обоснование;
- самостоятельное выдвижение способов решения проблемы.
Коммуникативные:
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос,
аргументировать;
- умение работать в парах и группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить
сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные:
- использование последовательных действий, контроль выполненной работы;
- осознание уровня и качество усвоенного.
Ожидаемые результаты
Предметные: ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые
свойства воды.
Личностные:
- устойчивые учебные мотивов, интерес к изучению окружающего мира через практическую работу,
доброжелательность, готовность к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Метапредметные
Познавательные:
- новые знания через информацию, представленную в разных формах; самостоятельные выводы;
познавательный интерес к предмету через исследования.
Регулятивные:
- планирование учебной деятельности на уроке, в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации
Коммуникативные:
- умение работать в группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой,
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Формы и методы
- поисковый метод
- интерактивные упражнения
Технологии:
- информационно-коммуникационные
- технология деятельностного подхода.
Образовательные ресурсы (для
материал
- лотки с необходимыми инструментами и материалами для проведения опытов
- презентация по теме урока
Основные понятия
Вода. Свойства воды.
Слайд
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Формирование УУД
I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной
деятельности.
Цель этапа:
включение
учащихся в
деятельность на
личностно-
значимом уровне,
- Наш урок я хотела бы начать
высказыванием: «Каждый день добавляет
нам частицу мудрости». Как вы его
понимаете?
- Чему будет посвящен наш урок?
(Открытию новых знаний)
- Какие мы делаем шаги, когда открываем
новые знания? (Отвечаем на вопрос «Что
я не знаю?»
Ставим перед собой цель.
Слушают учителя,
настраиваются
на предстоящую
работу в классе
Высказывают
своё мнение.
Регулятивные: волевая
саморегуляция.
Личностные: действия
смыслообразования.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
психологический
настрой учащихся
на работу
Стараемся узнать новое.)
- Сегодня на уроке вас ждет множество
открытий.
II. Актуализация
знаний пробное
учебное действие.
Определение темы
урока.
Цель этапа:
повторение
изученного
материала,
необходимого для
«открытия нового
знания», и
выявление
затруднений в
индивидуальной
деятельности
каждого учащегося.
- Посмотрите на экран и попробуйте
объяснить, следствие чего стали эти
события.
- Как вы думаете, какова будет тема урока?
- А что вы знаете о значении воды?
Рассмотрите иллюстрацию на странице 50
учебника и расскажите, как люди
используют воду.
- А кому и для чего ещё нужна вода?
- Откройте тетрадь на странице 19 и
выполните самостоятельно задание 28.
- Ребята, уточнить знания о значении воды
для природы и жизни человека поможет
рассказ в хрестоматии «Похвальное слово о
воде» на странице 31
Просматривают
слайд
Высказывают
свои
предположения
Отвечают на
вопросы учителя
Самостоятельная
работа с
взаимопроверкой.
Чтение и
обсуждение
рассказа
Познавательные : анализ
объектов с целью выделения
признаков, установление
причинно-следственных связей.
Коммуникативные : учет
разных мнений и стремление в
координации различных
позиций в сотрудничестве.
Регулятивные : внесение
необходимых корректив,
осуществление самоконтроля
Личностные: развитие
познавательных интересов и
учебных мотивов
III.
Выявление
места и причины
затруднения.
Постановка
проблемы
.
- Многим кажется, что они хорошо знают
воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют
воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как
течёт река. Вы тоже много уже знаете о воде.
Нет вещества более удивительного и
загадочного, чем вода. В ней ещё много
тайн. Например, её свойства.
- А кто из вас знает, какими свойствами
обладает вода?
- Поставьте цель урока.
Отвечают на
вопросы учителя
Оценивают свои
знания
Ставят цель
урока: узнать
Познавательные:
поиск разнообразных способов
решения поставленных задач.
Коммуникативные :
формулирование собственного
мнения; использование речи
для регуляции своего действия.
Регулятивные : принятие и
сохранение учебной задачи.
Личностные: формирование
границ собственного знания и
свойства воды.
незнания.
IV.
Целеполагание
и построение
проекта выхода из
затруднения.
Цель этапа:
сформулировать
цели деятельности;
выбор способов и
средств их
реализации
- Как же достичь поставленной цели?
(Провести исследование).
- А это значит пришло время открыть
второе заседание клуба «Мы и окружающий
мир». Давайте вспомним состав рабочих
групп этого клуба.
- Что мы будем исследовать?
- Чтобы начать исследование, нужно
вспомнить правила поведения при
проведении опытов.
- Я прошу лаборантов получить план
исследования воды и таблицу результатов
исследования воды.
Отвечают на
вопросы учителя
Определяется
состав групп.
Повторяют
правила техники
безопасности.
Изучают план
проведения
исследования
V.
Реализация
построенного
проекта.
Цель этапа:
организация
коммуникативного
взаимодействия для
выведения свойств
- Итак, переходим к исследованию.
ОПЫТ №1.
- Лаборанты получите необходимое
оборудование.
- Исследователи ознакомьте
группу с описанием первого опыта.
Получают
необходимое
оборудование.
Изучают
описание первого
опыта.
Познавательные: поиск и
выделение информации; синтез
как составление целого из
частей; выдвижение гипотез и
их обоснование;
самостоятельное создание
способа решения проблемы
поискового характера
воды
- Что вы замечаете? (Вода растеклась)
- Сделайте вывод: обладает ли вода
текучестью?
- Эксперты зафиксируйте результат в
таблице.
ОПЫТ №2.
- Лаборанты получите необходимое
оборудование.
- Исследователи ознакомьте
группу с описанием второго опыта.
- Что вы наблюдаете? Изменил ли форму
шарик? А вода?
- Сделайте вывод: имеет ли вода
постоянную форму?
- Эксперты зафиксируйте результат в
таблице.
ОПЫТ №3.
- Лаборанты получите необходимое
оборудование.
- Исследователи ознакомьте
группу с описанием третьего опыта.
- Что вы наблюдаете?
- Сделайте вывод: вода прозрачная?
- Эксперты зафиксируйте результат в
таблице.
ОПЫТ №4.
Исследователи
демонстрируют
опыт.
Приклеивают
капельку
помощницу в
соответствующую
ячейку таблицы.
Дети работают в
группах по
пoиску нужной
информации
организуют
демонстрацию
опытов,
результаты
фиксируют
Коммуникативные :
аргументация своего мнения и
позиции в коммуникации; учёт
разных мнений
Регулятивные : принятие и
сохранение учебной задачи.
Личностные: формирование
границ собственного знания и
незнания.
- Исследователи ознакомьте
группу с описанием четвёртого опыта.
- Сделайте вывод: а вода цвет имеет?
- Эксперты зафиксируйте результат в
таблице.
ОПЫТ №5.
- Прежде, чем мы будем выявлять наличие
следующего свойства воды, вы должны
узнать ещё об одном правиле техники
безопасности: никогда не подноси к носу
сосуд, если не знаешь, что в нём содержится.
В сосуде может быть ядовитая или опасная
для здоровья жидкость. Делай так!
- Соблюдая технику безопасности,
определите, имеет ли запах сок.
- А вода?
- Сделайте вывод: имеет ли вода запах?
- Эксперты зафиксируйте результат в
таблице.
ОПЫТ №6.
- Лаборанты получите необходимое
оборудование.
- Исследователи ознакомьте
группу с описанием шестого опыта.
- Сделайте вывод: может ли вода растворять
другие вещества?
- А как люди научились очищать воду?
- Эксперты зафиксируйте результат в
таблице.
ОПЫТ №7.
Знакомство с
новыми
правилами
техники
безопасности.
Демонстрируется
процесс очищения
воды через
фильтр.
- Прежде, чем мы приступим к следующему
опыту, хочу познакомить вас ещё с двумя
правилами техники безопасности: если не
знаешь точно, что находится в сосуде,
пробовать его содержимое на вкус нельзя;
если ты не знаешь, чист ли источник, пить
из него воду нельзя! Но поскольку я точно
знаю, что в этих стаканах, то разрешаю вам
оценить её вкус.
- Сделайте вывод: имеет ли вода вкус.
- Эксперты зафиксируйте результат в
таблице.
ОПЫТ №8.
- Исследователи ознакомьте
группу с описанием восьмого опыта.
- Выполните инструкцию.
- Пока у нас есть 1 – 2 минуты, давайте
посмотрим, что же произошло с водой,
которая очищалась. Что вы замечаете?
- А куда же делась вода с доски?
(Испарилась)
- Сделайте вывод, обладает ли вода
восьмым свойством?
- Эксперты зафиксируйте результат в
таблице.
Исследователь
смачивают часть
доски.
VI. Первичное
закрепление с
проговариванием
во внешней речи
Цель этапа:
зафиксировать
новое содержание
урока;
Уточнить и
Подведение результатов.
Слово экспертам.
- А зачем нам надо знать свойства воды. Где
эти знания нам пригодятся?
Сравнивают свои
выводы с
эталоном с
помощью
презентации.
Личностные : оценивание
усваиваемого содержания
Регулятивные : контроль,
коррекция, оценка
расширить знания
учащихся
VII. Диагностика
качества усвоения
темы.
Цель этапа:
установить степень
усвоения темы:
«Вода и её
свойства»
- Предлагаю вам игру «Вода и её свойства».
Я буду называть свойства. Если вода
обладает названным свойством – хлопаете в
ладоши, если нет – топаете»
Личностные : оценивание
усваиваемого содержания
Регулятивные : контроль,
коррекция, оценка
VIII. Включение в
систему знаний и
повторение.
Цель этапа:
уточнить и
расширить знания
учащихся о
значении воды в
природе.
Зафиксировать
способ определения
количества воды в
организме человека
с определённой
массой тела
- Вы сегодня на уроке проводили опыты,
делали выводы, делились знаниями об
использовании воды. Я тоже хочу
поделиться с вами своими знаниями о воде.
– Посмотрите на вид нашей Земли из
космоса. Очень много на нем голубого
цвета. Вода занимает большую часть
поверхности земного шара.
Вода повсюду. В воздухе (пар, облака, тучи).
В земле (родники). В скоплениях льда на
Южном и Северном полюсах.
Вода входит в состав любого живого
организма: в листья растений, в сок плодов и
даже в сухих семенах. Тело животных более
половины состоит из воды. Даже тело
человека на 2/3 состоит из воды.
Отвечают на
вопрос,
высказывают свои
мнения и
предположения
Уточняют и
расширяют свои
знания о воде.
Познавательные:
классифицировать объекты.
Познавательные:
преобразовывать модели в
соответствии с содержанием
учебного материала и
поставленной учебной целью.
Коммуникативные:
оформлять мысли в устной
форме
Регулятивные:
планировать решение учебной
задачи: выстраивать алгоритм
действий, выбирать действия в
соответствии с поставленной
задачей.
Вода – это одно из главных богатств на
Земле.
Трудно представить, что стало бы с нами,
если исчезла пресная вода. А такая угроза
существует. Вода находится в опасности,
потому что человек ее загрязняет.
- И об этом мы с вами поговорим на
следующем уроке.
ΙX. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке (итог урока).
Цель этапа :
осознание уч-ся
своей учебной
деятельности,
- Давайте вспомним фразу начала урока. Что
этот урок добавил к вашему багажу знаний?
- Какова была тема урока?
- А цель?
- Достигли ли мы её?
Дают ответы на
вопросы
Познавательные: рефлексия
способов и условий действия;
контроль и оценка процесса и
результатов деятельности
Личностные : самооценка;
адекватное понимания причин
успеха или неуспеха в УД;
следование в поведении
самооценка
результатов
деятельности своей
и всего класса
- Оцените свою работу на уроке (приём
рефлексии «Незаконченное предложение»)
- Домашнее задание:
Подготовить групповую творческую работу
(рисунок, аппликация, коллаж) «Как человек
использует свойства воды»
Записывают
домашнее задание
Анализируют
работу на уроке
через самооценку
моральным нормам и
этическим требованиям
Коммуникативные : выражение
своих мыслей полно и точно;
формулирование и
аргументация своего мнения,
учёт разных мнений