Напоминание

"Кому и для чего нужна вода. Свойства воды"

Автор: Птушкина Ольга Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ лицей №22
Населённый пункт: город Орёл, Орловской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Кому и для чего нужна вода. Свойства воды"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ЛИЦЕЙ №22 ГОРОДА ОРЛА
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

в рамках семинара для слушателей курсов

«Организация образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО»

Орловского областного института усовершенствования учителей

«Кому и для чего нужна вода? Свойства воды»

2 класс
УМК: «Перспективная начальная школа» Урок подготовила и провела учитель высшей квалификационной категории Птушкина Ольга Викторовна

Цель деятельности учителя
создать условия для выяснения основных свойств воды, значения воды в природе
Тип урока
урок-исследование
Цели урока

Образовательные:
- создать условия для формирования понятия «свойства воды»; - создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы; - создать условия для формирования у детей представления о том, что чистая вода необходима для жизни, через исследование её свойств; - обобщить представление о применении воды в жизни человека
Развивающие:
- развивать интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создание проблемной ситуации; - развивать мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру; - воспитывать желание учиться и делать открытия; - воспитывать умение работать в парах, группах.
Формирование блоков УУД

Личностные:
- внутренняя позиция школьников; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - самоанализ и самоконтроль результата; - способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.
Познавательные:
- способность и умение обучающихся проводить простые логические действия (анализ, сравнение); - извлечение необходимой информации из увиденного; - осознание и самостоятельное построение речевого высказывания; - выдвижение предположений и их обоснование; - самостоятельное выдвижение способов решения проблемы.
Коммуникативные:
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - умение работать в парах и группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные:
- использование последовательных действий, контроль выполненной работы; - осознание уровня и качество усвоенного.
Ожидаемые результаты

Предметные:
ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.

Личностные:
- устойчивые учебные мотивов, интерес к изучению окружающего мира через практическую работу, доброжелательность, готовность к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Метапредметные

Познавательные:
- новые знания через информацию, представленную в разных формах; самостоятельные выводы; познавательный интерес к предмету через исследования.
Регулятивные:
- планирование учебной деятельности на уроке, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Коммуникативные:

-
умение работать в группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Формы и методы
- поисковый метод - интерактивные упражнения
Технологии:
- информационно-коммуникационные - технология деятельностного подхода.
Образовательные ресурсы (для

презентации)
terepec48okrmir_disk.htm youtube som.fsiosubject.asp?id=10000193 edu.rin
Оборудование
интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный

материал
- лотки с необходимыми инструментами и материалами для проведения опытов - презентация по теме урока
Основные понятия
Вода. Свойства воды.
Слайд

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

I. Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности.

Цель этапа:
включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне, - Наш урок я хотела бы начать высказыванием: «Каждый день добавляет нам частицу мудрости». Как вы его понимаете? - Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний) - Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания? (Отвечаем на вопрос «Что я не знаю?» Ставим перед собой цель. Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе Высказывают своё мнение.
Регулятивные:
волевая саморегуляция.
Личностные:
действия смыслообразования.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
психологический настрой учащихся на работу Стараемся узнать новое.) - Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.
II. Актуализация

знаний пробное

учебное действие.

Определение темы

урока.

Цель этапа:
повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. - Посмотрите на экран и попробуйте объяснить, следствие чего стали эти события. - Как вы думаете, какова будет тема урока? - А что вы знаете о значении воды? Рассмотрите иллюстрацию на странице 50 учебника и расскажите, как люди используют воду. - А кому и для чего ещё нужна вода? - Откройте тетрадь на странице 19 и выполните самостоятельно задание 28. - Ребята, уточнить знания о значении воды для природы и жизни человека поможет рассказ в хрестоматии «Похвальное слово о воде» на странице 31 Просматривают слайд Высказывают свои предположения Отвечают на вопросы учителя Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Чтение и обсуждение рассказа
Познавательные
: анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
: учет разных мнений и стремление в координации различных позиций в сотрудничестве.
Регулятивные
: внесение необходимых корректив, осуществление самоконтроля
Личностные:
развитие познавательных интересов и учебных мотивов
III.

Выявление

места и причины

затруднения.

Постановка

проблемы
. - Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река. Вы тоже много уже знаете о воде. Нет вещества более удивительного и загадочного, чем вода. В ней ещё много тайн. Например, её свойства. - А кто из вас знает, какими свойствами обладает вода? - Поставьте цель урока. Отвечают на вопросы учителя Оценивают свои знания Ставят цель урока: узнать
Познавательные:
поиск разнообразных способов решения поставленных задач.
Коммуникативные
: формулирование собственного мнения; использование речи для регуляции своего действия.
Регулятивные
: принятие и сохранение учебной задачи.
Личностные:
формирование границ собственного знания и
свойства воды. незнания.
IV.

Целеполагание

и построение

проекта выхода из

затруднения.

Цель этапа:
сформулировать цели деятельности; выбор способов и средств их реализации - Как же достичь поставленной цели? (Провести исследование). - А это значит пришло время открыть второе заседание клуба «Мы и окружающий мир». Давайте вспомним состав рабочих групп этого клуба. - Что мы будем исследовать? - Чтобы начать исследование, нужно вспомнить правила поведения при проведении опытов. - Я прошу лаборантов получить план исследования воды и таблицу результатов исследования воды. Отвечают на вопросы учителя Определяется состав групп. Повторяют правила техники безопасности. Изучают план проведения исследования
V.

Реализация

построенного

проекта.

Цель этапа:
организация коммуникативного взаимодействия для выведения свойств
-
Итак, переходим к исследованию. ОПЫТ №1. - Лаборанты получите необходимое оборудование. - Исследователи ознакомьте группу с описанием первого опыта. Получают необходимое оборудование. Изучают описание первого опыта.
Познавательные:
поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера
воды - Что вы замечаете? (Вода растеклась) - Сделайте вывод: обладает ли вода текучестью? - Эксперты зафиксируйте результат в таблице. ОПЫТ №2. - Лаборанты получите необходимое оборудование. - Исследователи ознакомьте группу с описанием второго опыта. - Что вы наблюдаете? Изменил ли форму шарик? А вода? - Сделайте вывод: имеет ли вода постоянную форму? - Эксперты зафиксируйте результат в таблице. ОПЫТ №3. - Лаборанты получите необходимое оборудование. - Исследователи ознакомьте группу с описанием третьего опыта. - Что вы наблюдаете? - Сделайте вывод: вода прозрачная? - Эксперты зафиксируйте результат в таблице. ОПЫТ №4. Исследователи демонстрируют опыт. Приклеивают капельку помощницу в соответствующую ячейку таблицы. Дети работают в группах по пoиску нужной информации организуют демонстрацию опытов, результаты фиксируют
Коммуникативные
: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений
Регулятивные
: принятие и сохранение учебной задачи.
Личностные:
формирование границ собственного знания и незнания.
- Исследователи ознакомьте группу с описанием четвёртого опыта. - Сделайте вывод: а вода цвет имеет? - Эксперты зафиксируйте результат в таблице. ОПЫТ №5. - Прежде, чем мы будем выявлять наличие следующего свойства воды, вы должны узнать ещё об одном правиле техники безопасности: никогда не подноси к носу сосуд, если не знаешь, что в нём содержится. В сосуде может быть ядовитая или опасная для здоровья жидкость. Делай так! - Соблюдая технику безопасности, определите, имеет ли запах сок. - А вода? - Сделайте вывод: имеет ли вода запах? - Эксперты зафиксируйте результат в таблице. ОПЫТ №6. - Лаборанты получите необходимое оборудование. - Исследователи ознакомьте группу с описанием шестого опыта. - Сделайте вывод: может ли вода растворять другие вещества? - А как люди научились очищать воду? - Эксперты зафиксируйте результат в таблице. ОПЫТ №7. Знакомство с новыми правилами техники безопасности. Демонстрируется процесс очищения воды через фильтр.
- Прежде, чем мы приступим к следующему опыту, хочу познакомить вас ещё с двумя правилами техники безопасности: если не знаешь точно, что находится в сосуде, пробовать его содержимое на вкус нельзя; если ты не знаешь, чист ли источник, пить из него воду нельзя! Но поскольку я точно знаю, что в этих стаканах, то разрешаю вам оценить её вкус. - Сделайте вывод: имеет ли вода вкус. - Эксперты зафиксируйте результат в таблице. ОПЫТ №8. - Исследователи ознакомьте группу с описанием восьмого опыта. - Выполните инструкцию. - Пока у нас есть 1 – 2 минуты, давайте посмотрим, что же произошло с водой, которая очищалась. Что вы замечаете? - А куда же делась вода с доски? (Испарилась) - Сделайте вывод, обладает ли вода восьмым свойством? - Эксперты зафиксируйте результат в таблице. Исследователь смачивают часть доски.
VI. Первичное

закрепление с

проговариванием

во внешней речи

Цель этапа:
зафиксировать новое содержание урока; Уточнить и Подведение результатов. Слово экспертам. - А зачем нам надо знать свойства воды. Где эти знания нам пригодятся? Сравнивают свои выводы с эталоном с помощью презентации.
Личностные
: оценивание усваиваемого содержания
Регулятивные
: контроль, коррекция, оценка
расширить знания учащихся
VII. Диагностика

качества усвоения

темы.

Цель этапа:
установить степень усвоения темы: «Вода и её свойства» - Предлагаю вам игру «Вода и её свойства». Я буду называть свойства. Если вода обладает названным свойством – хлопаете в ладоши, если нет – топаете»
Личностные
: оценивание усваиваемого содержания
Регулятивные
: контроль, коррекция, оценка
VIII. Включение в

систему знаний и

повторение.

Цель этапа:
уточнить и расширить знания учащихся о значении воды в природе. Зафиксировать способ определения количества воды в организме человека с определённой массой тела - Вы сегодня на уроке проводили опыты, делали выводы, делились знаниями об использовании воды. Я тоже хочу поделиться с вами своими знаниями о воде. – Посмотрите на вид нашей Земли из космоса. Очень много на нем голубого цвета. Вода занимает большую часть поверхности земного шара. Вода повсюду. В воздухе (пар, облака, тучи). В земле (родники). В скоплениях льда на Южном и Северном полюсах. Вода входит в состав любого живого организма: в листья растений, в сок плодов и даже в сухих семенах. Тело животных более половины состоит из воды. Даже тело человека на 2/3 состоит из воды. Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения Уточняют и расширяют свои знания о воде.
Познавательные:
классифицировать объекты.
Познавательные:
преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
Коммуникативные:
оформлять мысли в устной форме
Регулятивные:
планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Вода – это одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нами, если исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Вода находится в опасности, потому что человек ее загрязняет. - И об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.
ΙX. Рефлексия

учебной

деятельности на

уроке (итог урока).

Цель этапа
: осознание уч-ся своей учебной деятельности, - Давайте вспомним фразу начала урока. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний? - Какова была тема урока? - А цель? - Достигли ли мы её? Дают ответы на вопросы
Познавательные:
рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные
: самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении
самооценка результатов деятельности своей и всего класса - Оцените свою работу на уроке (приём рефлексии «Незаконченное предложение») -
Домашнее задание:
Подготовить групповую творческую работу (рисунок, аппликация, коллаж) «Как человек использует свойства воды» Записывают домашнее задание Анализируют работу на уроке через самооценку моральным нормам и этическим требованиям
Коммуникативные
: выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений