Напоминание

"Развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования".

Автор: Тонкоева Наталья Юрьевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МАОУ"СОШ№109"
Населённый пункт: горд Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методические рекомендации по теме:
«Развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования». Выполнила: педагог изобразительного искусства МАОУ «СОШ № 109» Тонкоева Наталья Юрьевна
Нетрадиционные техники рисования -
это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.
Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё

больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности,

инициативы, проявлению индивидуальности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего

мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью

разнообразных материалов в реальные формы.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем

психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный

продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе,

в своих способностях, самоидентификация в творческой работе,

целенаправленность деятельности.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:  мелкой моторики рук ;  тактильного восприятия;  пространственной ориентировки на листе бумаги;  глазомера;  зрительного восприятия;  усидчивости;  внимания;  эстетического восприятия;  эмоциональной отзывчивости;  формируются навыки контроля и самоконтроля.  развитие наглядно- образного, и словесно- логического мышления,  активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей
.


Занятие 1. «Сырым по сырому», или «Рисунки на мокрой бумаге»
Эта техника живописи подразумевает нанесение краски не на сухую поверхность, а на увлажненную. Материал: акварель, альбомный лист, стаканчик с водой («непроливайка»), палитра, кисточки разной толщины, губка и вода, для предварительного нанесения на лист. Техника выполнения: Нанести воду или слой еще невысохшей краски можно губкой или кисточкой, или просто намочить лист под краном. Дерево Этапы работы: - Смочите лист мокрой губкой. Это дети с удовольствием делают сами. «Лужи» на бумаге оставаться не должны, следите, чтобы весь лист был намочен равномерно. - Рисуйте акварельными красками, хорошо смочив кисточку: сначала дерево, с листвой, потом небо и траву. Этот метод хорош для изображения природы: тумана, дождя, леса и воды, ночного неба, космоса, ночного города...
Занятие 2. «Рисуем губкой»
Материал: Обыкновенная губка для мытья посуды. Подготовьте столько губок, сколько цветов будет использовано на вашей картине. Гуашь, альбомный лист, миска для воды, палитра Можно сделать губки разных геометрических форм и размеров и, если прикрепить их к палочке или карандашу, то получится поролоновая кисточка. Техника выполнения: Работать с губкой надо, держа вертикально, методом штамповки, точно так же как в методе «тычка». След, оставляемый губкой, может имитировать шерсть и колючки, крону деревьев, снег, песок. Покажите ребенку, как рисовать губкой, — для начала без темы, просто закрашивая лист. Потом попробуйте вместе сделать тематический рисунок. Дерево Материал: гуашь, альбомный лист, миска для воды, палитра, губка, фломастер. Техника выполнения: - Приготовьте на палитре цвета. Зеленые, если дерево летнее. Желтый и оранжевый, если осень. Синий — цвет неба. - Ребенок сам или с помощью взрослого рисует ствол и ветки фломастером. - Потом ребенок дорисовывает губкой с краской листву и небо. Ёжик Материал: гуашь, альбомный лист, миска для воды, палитра, губка, карандаш кисточка. Техника выполнения: -Нарисуйте карандашом контур цыпленка. -Приготовьте на палитре цвета. -Ребенок закрашивает контур, слегка выходя за него. Красками и кисточкой нарисуйте носик, ножки и глазки.
В этой технике интересно работать с трафаретом. Техника выполнения: - Вырежьте посередине картона какое-либо изображение, например, дом с трубой. Приложите трафарет на альбомный лист и предложите малышу закрасить при помощи губки ту часть альбомного листа, который виден в отверстие трафарета. - Когда рисунок высохнет, нарисуйте окошко, дым из трубы. Если ребенок захочет, можно нарисовать дерево, кота и т. д. - Можно сделать и наоборот. Положите вырезанные фигурки на альбомный лист, частично закрывая его. Закрасьте с помощью губки все вокруг прикрытого места, и если ребенок попадет на трафарет краской, то под ним лист все равно останется чистым.
Занятие 3. Штампы
Дети обожают ставить штампы, особенно если они сделаны из необычного материала. «Рисование с помощью листьев» Материал: листья разной формы и размера, альбомный лист, гуашь, кисточка, палитра (на этот раз лучше взять одноразовые пластиковые тарелочки), емкость с водой, салфетка. Техника выполнения: -Найдите на улице красивые по форме листья деревьев. - Обмакните одну сторону листочка в разведенную краску. - Аккуратно прикладывайте его окрашенной стороной к альбомному листу, слегка прижимая к бумаге салфеткой, разгладьте рукой. - Уберите листики и рассмотрите вместе отпечатки. - Дорисуйте их так, как подсказывает вам воображение. Штампы из моркови «Цветок» Материал: морковь (из нее легко можно сделать штампы разной формы), альбомный лист, гуашь, кисточка, палитра или одноразовые пластмассовые тарелочки, емкость с водой, салфетки. Техника выполнения: - Сделайте два-три штампа: круг, овал, а для лепестков — круговой сектор (для этого нужно обрезать только две стороны треугольника, а одну оставить закругленной). - Разведите краску с водой на палитре, окунайте штамп и ставьте отпечатки. Некоторым детям нравится смазывать штамп краской с помощью кисточки. Штампы из картофеля Техника выполнения: - Разрежьте картофелину пополам, нанесите на сторону разреза рисунок и аккуратно по контору уберите лишнее. - Вырезать можно что угодно, вернее то, что позволяет вам ваше умение — от домика до прекрасного цветка. Этапы работы со штампами из картофеля такие же, как со штампами из моркови. Штампы из перьев Если взять перо, им можно рисовать деревья и траву. Техника выполнения:
Для этого перо слегка обмакните в краску и поставьте отпечатки на листе бумаги легкими прикосновениями. Дорабатывайте композицию, как подсказывает ваше воображение.
Занятие 4. Рисуем с помощью ватных палочек
Мимоза Материал: гуашь, палитра, емкость с водой, ватные палочки, зеленый фломастер. Техника выполнения: - Проведите линии-веточки фломастером. - Гроздья цветов делайте палочками. Используя ватные палочки, можно рисовать солнце, капли дождя, снегопад, листья на деревьях, цветочки, ягодки и т. д.
Занятие 5. Рисуем свечкой
Материал: свеча, краски, толстая кисточка, стаканчик с водой («непроливайка»), альбомный лист. Техника выполнения: - На альбомном листе свечой нарисуйте бабочку, так чтобы ребенок не видел. - Загадайте ребенку загадку. Не птичка, а летает. Не цветок, а красивый. - Предложите ребенку закрасить весь лист красками и узнать ответ. Там, где вы провели свечой, краска не останется — она стечет, и рисунок станет виден. Фотокопия – рисование свечой Материал: Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок. Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки. «Морозный узор» Техника выполнения: -Придумать эскиз будущего узора. -При помощи свечи или белого воскового мелка выполнить рисунок на листе. -Равномерно покрыть рисунок акварелью голубого или фиолетового цвета.
Занятие 6. Рисуем восковыми мелками
Материал: восковые мелки, краски, толстая кисточка, стаканчик с водой, альбомный лист. Техника выполнения: -Ребенок восковыми мелками рисует любую композицию на тему: ночной город, море, космос. -Потом наносит темные тона красок, для ночного города или космоса подойдет темно-синий или черный цвет.

Занятие 7. Способ «примакивание»
Материал: кисти разных размеров и разной формы; гуашь, стаканчик с водой, палитра, альбомный лист. Техника выполнения: -Прикладывая кисточку, смоченную в краске, к бумаге — получается отпечаток. Если кисточки разной толщины, то и отпечатки остаются разные. Таким образом, совмещая в одном рисунке кисточки разных номеров, можно легко получить птичку, цветок, листья дерева, снежинку, рыбку, краба и т. д. «Ласточка» Материал: кисточки № 1, 3, 6, гуашь, стаканчик с водой, палитра, альбомный лист. Техника выполнения: -Самой толстой кистью (№ 6) поставьте отпечаток для туловища. -Кистью поменьше (№ 3) — крылья. - Кистью № 1 способом примакивания нарисуйте двойной хвостик. - Остается дорисовать обычным способом лапки и голову. Ласточка готова.
Занятие 8. Рисунок с рельефом
Материал: лист картона, гуашь, мука. Техника выполнения: -Краску нужно слегка загустить, для этого добавьте в нее муку. -Закрасьте гуашью лист картона. - Рисовать нужно палочкой, прочерчивая узоры вдоль и поперек по листу. - Чтобы узоры получались забавнее, прочертите рисунок вилкой.
Задание 9. Рисуем на объемных поверхностях
Рисовать можно не только на плоских листах, но и на коробочках и баночках и т. д. Веселая ваза Материал: стеклянная банка, гуашь, баночка с водой и разные кисточки. Техника выполнения: можно использовать любые методы рисования. Во время выполнения занятия не оставляйте ребенка одного, так как ребенок работает со стеклом. Сказочные камушки Дети любят собирать на улице разные камушки. Не спешите их выбрасывать, а хорошо помойте и высушите. В дальнейшем их можно использовать для раскрашивания на занятиях с ребенком. Рисовать можно и на крышечках, пробочках, катушках и разных ракушках и шишечках.
Занятие 10. Рисунки на ткани
Роспись по соли «Зимние узоры, или Узоры на окне»
Материал: хлопчатобумажная ткань белого цвета, чистая и проглаженная (батист, маркизет, ситец, бязь), соль, пяльцы, кисть, емкость с водой, гуашь (синего и белого цвета). Техника выполнения: -Натяните ткань на пяльцы. -Растворите две столовые ложки соли в стакане воды. -Этим раствором с помощью кисточки намочите ткань. Соль не даст краске растекаться по ткани и сделает цвет ярче. -Не давая ткани высохнуть, сделайте вместе с ребенком цветной фон, на котором вы будете рисовать узоры. -Предложите ребенку белой краской самостоятельно нарисовать узоры. Холодный батик «Солнышко» Материал: хлопчатобумажная ткань белого Цвета, пяльцы, кисть, емкость с водой, гуашь, клей ПВА. Техника выполнения: - Нарисуйте контур на хлопчатобумажной ткани для будущего солнышка, не забудьте глазки, ротик и носик. - Натяните ткань на пяльцы. - Нанесите по контору рисунка клей ПВА, он не будет пропускать краску, и она не растечется. Дайте клею высохнуть. - Помогите ребенку раскрасить рисунок. Подскажите ему, что начинать раскрашивать нужно с мелких деталей: глаз солнышка, носика и ротика. Темы для рисунка могут быть разные, например: цветок для девочки, а самолет для мальчика и т. д.
Занятие 11. Печать листьев (эстамп)
Материал: Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске; лист бумаги, гуашь, кисть А4, вода, салфетка. Техника выполнения: -Возьмите любой понравившейся листик. И на отдельном листе бумаге хорошо прокрасьте его гуашью при помощи кисточки. Старайтесь не оставлять пустых мест и не прокрашенных краев. -Положите листик окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги. Расположите листок черенком вниз и плотно прижмите к бумаге, стараясь его не двигать, иначе изображение получится смазанным. -Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа. -Следующие листочки можно покрасить в другие цвета, а можно один листик сделать двухцветным. Отпечатайте из в других местах композиции. Можно взять уже использованный листик и покрасить его в другой цвет, тогда при смешении разных красок может получиться необычный оттенок. -Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листиков будут напоминать веточки в цветной кроне.

Занятие 12. Кляксография.
Материал: краски, лист бумаги, кисти разных размеров. Техника выполнения: -Сложить пополам альбомный лист, тщательно прогладить линию сгиба. Раскрыть лист. -Набрать побольше краски на кисточку и капнуть на одну половину листа. -Сложить лист пополам и хорошенько разгладить. -Раскрыть лист и посмотреть, что получилось -Проделать ту же самую операцию с краской другого цвета, каждый раз капая на чистое место и только на одну из половинок листа. -Посмотреть, что получилось и при необходимости дорисовать детали.
Занятие13. Монотипия.
Материал: краски, лист бумаги, кисти разных размеров. Техника выполнения: Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Эта техника схожа с кляксографией: лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема.
Занятие14. Проступающий рисунок.
Материал: краски, лист бумаги, кисти разных размеров, восковые мелки. Это смешанная техника рисования различными материалами. Техника выполнения: Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.
Занятие15. Техника выполнения витражей – клеевые картинки
Материал: контур будущего рисунка делается клеем ПВА из флакона с дозированным носиком, простой карандаш, ластик,краски. Техника выполнения: -Простым карандашом без нажима разделить лист пересекающимися линиями в разных направлениях , обязательно от края до края (конструкция снежинки). -Провести линии от концов получившейся снежинки к середине каждого луча, чтобы получились окошечки – «кусочки стеклышек». -Обвести контур клеем ПВА и дать высохнуть. -Раскрасить пространство между клеевыми границами яркими красками.
Занятие16. Ожившие предметы.

Материал: лист бумаги, простой карандаш, ластик, фломастеры цветные карандаши. Техника выполнения:
-
Предложите ребенку нарисовать разные вещи из любой предметной группы (овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т. д.), которые вдруг ожили. - При рисовании нужно сохранить форму рисуемых объектов и придать им человеческий облик, нарисовав глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды.
Занятие17. Тиснение
Материал: фольга, палочка пластмассовая Техника выполнения: - Ребенок на фольге рисует предмет (сюжет). Получается чеканка. - Можно разнообразить работу: поверх фольги накладывается копирка и рисунок. - Ребенок обводит его по контуру палочкой. На фольге отпечатывается его изображение.
Занятие18. Ниткография
Материал: Картон, нитка длиной около 30 см., гуашь. Техника выполнения: -Картон складывается пополам. - Нитку окрашиваем гуашью. - Затем она выкладывается на половинке картона в произвольном порядке. -Зажимается между половинками картона и осторожно вытягивается. Получается удивительное изображение, которое можно дорисовать до какого-то образа или сюжета. Нужно только включить свое воображение.
Занятие19.Рисование манной крупой
Материал: манка, клей. Техника выполнения: -Нанести на картон слой клея. -Сверху равномерным слоем насыпать манную крупу. - Дать просохнуть. -Высохший лист легко встряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались. Так рисуется, например, снег. -Чтобы получить какое-то предметное изображение, необходимо сделать предварительный набросок этого предмета, после чего его посыпают манкой и раскрашивают. - Возможно предварительное окрашивание манной крупы (использованными фломастерами или пищевыми красителями на спиртовой основе).
Занятие20. Рисование пластилином.
Материал: пластилин, картон, стека Техника выполнения:
-Нанести на картон рисунок-эскиз будущего изображения. -Заполнять части рисунка пластилином, равномерно размазывая его. - Фон тоже заполняется пластилином. Работа должна быть выполнена аккуратно, пластилин наносится равномерным, одинаковым по толщине слоем.
Занятие21. Пуантилизм.
Материал: ватные палочки, гуашь. Техника выполнения: -На лист бумаги наносится эскиз рисунка простым карандашом. - Затем на ватные палочки набирается краска определенного цвета и заполняется пространство рисунка одинаковыми по размеру цветными точками (как мозаика). - Техника похожа на технику рисования коротким мазком.
Занятие22. Коллаж.
Материал: различные художественные материалы. Бросовый материал, полиэтиленовая пленка. Техника выполнения: -Ребёнок ставит гуашевыми красками на листе бумаги цветовые пятна . -Затем накрывает лист клеенкой, приглаживает руками. - Поднимает клеенку, рассматривает получившийся рисунок и доделывает работу, используя вырезки из журналов.
Занятие23. Тестопластика.
Материал: соленое тесто, различные бросовые и природные материалы. Техника выполнения: -приготовление соленого теста. -рисование эскиза -лепка предметов, сушка, раскрашивание (лепка предметов из заранее окрашенного соленого теста, сушка). -оформление работы в раму.
Занятие24. Гратаж.
Материал: картон, тушь, острая палочка,свеча или восковые мелки. Техника выполнения: -плотную бумагу покрывают толстым слоем воска или парафина, можно нанести разноцветный слой цветными масляными карандашами. - широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши в которую добавлено несколько капель жидкого мыла, -когда тушь высохнет, острым предметом процарапывают рисунок, состоящий из тонких линий и штрихов. выводы: 1. Младший школьный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно
традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов. 2. Показатели уровня развития творческих способностей детей после проведения фронтальных занятий по обучению нетрадиционным техникам рисования изменились качественно и количественно. 3. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности. 4. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно. В результате исследования было выявлено что, нетрадиционные техники рисования действительно оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, мелкой моторики, формирование психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление. Важнейший девиз в процессе работы с нетрадиционными техниками рисования являются:  для детей – Найди необыкновенное в необыкновенном!  для взрослых - Не навреди! Список используемой литературы 1. Альтшуллер, Г. С. Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности [Текст]/Г. С. Альтшуллер// Работа с дошкольниками.- 2007.-№6 2. Глазкова Н.Н. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей [Текст]/ Н.Н. Глазкова // Работа с дошкольниками.- 2009.-№2
3. Ильина, А. Рисование нетрадиционными способами [Текст]/ А. Ильина // Дошкольное воспитание.- 2004.-№2 4. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. [Текст]/ Р.Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова. – М.: Сфера, 2006. – 114 с. 5. Никольская, О.А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей. [Текст]/ О. А. Никольская. – М.:АСТ – ПРЕСС, 1997. – 96 с.