"История развития транспорта. Особенности организации автобусных внутренних туров, походов"
Автор: Авдеев Дмитрий Иванович Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ТСиТ № 29
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Методическая разработка интегрированного урока
Тема: "История развития транспорта. Особенности организации автобусных внутренних туров, походов"
«История развития транспорта. Особенности организации автобусных
внутренних туров, походов»
по дисциплинам
ОП.02«Организация туристской индустрии» и
МДК. 02.01 «Технология и организация сопровождения туристов»
Цель:
1
Образовательная: сформировать у обучающихся понятие
транспортное обслуживание в туризме, роль транспортных услуг при
формировании турпакета.
2
Развивающая: расширение кругозора обучающихся и развитие
логического и абстрактного мышления через интеграцию уроков
3
Воспитательная: ответственно относится к выполнению требований по
технике безопасности
План:
1.
Организационный момент
2.
Объяснение нового материала
3.
Закрепление нового материала
4.
Решение ситуационных задач
5.
Домашнее задание
ТСО: Мультимедиапроектор, компьютер, интерактивная доска
Ход урока:
История развития транспорта
Почтовые кареты, изобретенные в Венгрии в XV в., стали
предшественниками автобусов. Первые автобусы были изобретены в Англии
в 1830 г. Они предназначались для перевозки небольших групп пассажиров,
приводились в движение паровым двигателем и назывались омнибусами.
Корни этого слова уходят в латинский язык, где оно означало "транспорт для
всех".В 1885 г. в Германии был сооружен восьмиместный автобус с
одноцилиндровым двигателем мощностью 6 лошадиных сил. К 1915 г.
автобус стал доступным общественным городским транспортом во многих
городах мира. В США первый автобус классической конструкции был
построен в 1922 г. В послевоенные годы автобусостроение стало активно
развиваться и превратилось в мощную самостоятельную индустрию. Для
автобусов стали использоваться дизельные и бензиновые двигатели
мощностью от 200 лошадиных сил и более. Автобусы изготавливались
большой вместимости - до 50 человек. В Англии была изобретена
конструкция двухэтажного автобуса. К 1980 г. в мире эксплуатировалось
более 3 млн автобусов. Появились автобусные фирмы-гиганты. Так, компания
"Greyhound" (США) владела более чем 12 тыс. однотипных комфортабельных
пассажирских и туристских автобусов.
Водный транспорт.
Начало морского туризма можно отнести к
середине XIX в. Первые сообщения о специально организованных рейсах
морских пассажирских судов с целью отдыха относятся к 1835 г., когда в
Англии были объявлены регулярные прогулочные рейсы между северными
островами Британии и Исландии. В 1837 г. была основана судовладельческая
компания "Р&О".Наряду с морскими путешествиями активно развивались и
речные маршруты. В 1843 г. Томас Кук организовал лодочные экскурсии по
Темзе; одновременно на другом континенте "Америкэн Экспресс" выполняла
экскурсии по Миссисипи. В 1907 г. на воду были спущены
трансатлантические лайнеры "Сириус", "Лузитания", "Мавритания"
водоизмещением по 30 тыс. тонн и скоростью 26 узлов в час; в 1912 г. -
"Титаник", 52 тыс. тонн; в 1914 г. - "Император" и "Фатерланд", по 50 тыс.
тонн, которые пересекали океан практически за неделю.
История советского морского туризма начинается с 1957 г., когда
Всесоюзное акционерное общество "Интурист" начало осуществлять на
арендуемых пассажирских судах "Победа" и "Грузия" морские путешествия
из Одессы в Ленинград, вокруг Европы, а на "Петре Великом" - по Черному
морю для туристов из соцстран. В 1960 г. был организован первый круиз с
советскими туристами на "Адмирале Нахимове" вдоль Крымско-Кавказского
побережья; в 1962 г. - на теплоходе "Григорий Орджоникидзе" вдоль
Дальневосточного побережья продолжительностью 20 суток. В этот же
период морской туризм начал развиваться на Балтике.
Железнодорожный транспорт.
Пионером и крупнейшей фирмой в
мире, имеющей более чем вековую историю и профессионально
занимающейся железнодорожным туризмом до сего времени, является
компания "International Company of Wagons-Lit", основанная братьями
Пульман в 1872 г. в США. В 1884 г. была основана компания "International
Company of Wagon Lit and Grand Express of Europe" для сообщения между
столицами европейских стран. С конца XIX и в начале XX в. эта компания
построила и ввела в эксплуатацию практически все классные именные
маршруты, значительная часть которых существует и в наше время: "Orient
Express" (1883 г.), "Trans-siberien" (1898 г.), "Train Bleu" (1922 г.), "Golden
Arrow" (1926 г.). Это был "золотой век" для "Вагон-Лит". Маршруты поездов
соединили Париж со Стамбулом, Москву с Владивостоком и т. д. В 1918 г.
Россией было национализировано более 160 классных вагонов,
принадлежавших компании. В 1913 г. общая эксплуатационная длина
железных дорог России составляла 71,7 тыс. км и по протяженности
занимала второе место в мире, после США. Первая значительная железная
дорога Петербург -Москва вступила в эксплуатацию в 1851 г., до нее в 1837 г.
была открыта железная дорога Петербург - Павловск (27 км). В 1864 г.
открылась железная дорога Москва - Нижний Новгород. Основные железные
дороги строились в центральных и южных районах Европейской части
России. На рубеже XIX-XX вв. была проложена Транссибирская магистраль
(от Челябинска до Владивостока).
Автомобильный транспорт. Начало XX в. связано с возникновением и
развитием принципиально нового вида транспорта - автомобильного. Так, в
1904 г. в Англии было всего 8465 автомашин, а в 1914 г. их число достигло
132 315. Автомобили взошли на туристскую сцену США, когда в 1908 г.
Генри Форд представил свою известную модель "Т". Этот относительно
дешевый автомобиль революционизировал путешествия в стране, создал
спрос на хорошие дороги. В 1920 г. сеть дорог стала доступной, что привело
к доминированию ходовых автомобилей в туристской индустрии. Сегодня
автомобиль используется в 84 % всех международных поездок. Автотуристы
стали причиной появления первых туристских площадок (1920-е годы),
которые впоследствии превратились в мотели.
Авиационный транспорт.
Создание гражданской авиации России
началось после Октябрьской революции. В 1921 г. был подписан декрет "О
воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией
РСФСР и ее территориальными водами". Начали развиваться первые
транспортные перелеты, международные авиационные связи. Скорость,
комфорт и относительная безопасность сделали авиапутешествия
лидирующим видом транспорта в туристских перевозках.
Особенности организации автобусных внутренних туров, походов
Согласно «Положению об обеспечении безопасности перевозок
пассажиров автобусами», автобус представляет собой автотранспортное
средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом
мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8. Автобусы
предназначены для перевозки пассажиров по установленному маршруту с
посадкой и высадкой на предусмотренных остановках или по маршрутам,
определяемым заказчиком — юридическим или физическим лицом.
По территориальному признаку
автобусные перевозки разделяются
на городские, пригородные, междугородные и международные. К
городским
перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в пределах черты города
(одного населенного пункта); к
пригородным — перевозки, осуществляемые
за пределы черты города на расстояние до 50 км включительно; к
междугородным — перевозки, осуществляемые за пределы черты города
более чем на 50 км; к
международным — перевозки, осуществляемые за
пределы или из-за пределов Российской Федерации. В связи с этим автобусы
бывают городские, пригородные, междугородные и международные.
В зависимости от назначения перевозки автобусы делятся на автобусы
общего пользования, туристско-экскурсионные
и специальные (школьные;
вахтовые; для доставки работников на производственные объекты, удаленные
от общих линий городского пассажирского транспорта, и т.п.). Эти автобусы
различаются по вместимости, уровню комфорта, внутреннему оборудованию
салонов, внешнему виду.
Основной привлекательной чертой
автобуса по
сравнению с другими видами транспорта долгое время остается более низкая
стоимость проезда.
Определением качества и комфорта туристических автобусов занимается
организация IRU – Международный союз автомобильного транспорта,
который имеет классификационные комитеты в 18 странах. Совместно с
организациями-членами IRU практикует сертификаты, присваивающие
автобусу от одной до четырех звезд в зависимости от уровня комфорта.
Сертификаты ежегодно обновляются после проверки качества оборудования
и комфорта туристических автобусов.
Класс определяется количеством звезд (от одной до пяти), нанесенных
на кузов автобуса у входной двери, служащих показателями уровня комфорта
(аналогично гостиничной звездочной системе).
Важнейшим отличием туристических видов автобусов от других классов
являются оборудование и комфорт салона. Главным показателем уровня
комфортности салона являются кресла для пассажиров. Основными
параметрами выступают: расстояние между сиденьями, высота спинки
сиденья, обязательное наличие, начиная с третьего класса, двух
подлокотников у каждого кресла, а также биотуалета, холодильника и мини-
кухни. В четвертом и пятом классе комфорта обязательно наличие в автобусе
кондиционера, гардероба и других средств обеспечения комфортного
путешествия. Туристические автобусы отличаются друг от друга не только
особым уровнем комфорта и оборудованием (например, аудио– и
видеосистемами с мониторами, микрофоном для гида, персональными
информационными панелями и т. д.), но и компоновкой. Туристические
автобусы, как правило, полутора– и двухэтажные. Связано это не только с
обязательным предоставлением по 0,5 м
2
пространства для багажа каждого
туриста, но и улучшением обзора для пассажиров.
Для привлечения большего числа пассажиров многие автобусные
компании предлагают пакеты туров и службу проката автобуса:
— Чартерные туры. Обычно используются клубами, организациями для
обслуживания школьных вечеров или другими сформированными группами.
В чартерной поездке группу обычно никто не сопровождает;
— Сопровождаемые туры. Многие компании также предлагают
сопровождаемые туры в Европу. Сопровождаемые туры, которые могут
длиться от 5 дней до 4 недель, включают в себя размещение в отелях, и в
большинстве случаев питание. В течение всего путешествия группу
сопровождает руководитель;
— Независимо сформированные группы. В туры входит посещение
нескольких городов или интересных мест на автобусах, ходящих по
расписанию. Включены экскурсии и размещение в отелях;
— Гибкие туры. Направление в индустрии автобусных туров,
отличающееся переплетением с другими видами транспорта.
Обеспечение безопасности пассажиров при перевозках автобусами
Основными требованиями, предъявляемыми к водителям,
являются:
наличие соответствующей квалификации и стажа; организация стажировки и
занятий по повышению их профессионального мастерства; проведение в
установленные сроки предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров
водителей; соблюдение ими режима труда и отдыха; обеспечение водителей
необходимой информацией об условиях движения и работы на маршруте:
организация контроля за соблюдением ими требований без опасности
автобусных перевозок. С целью получения разрешения на регулярную
перевозку перевозчик обязан подать в Департамент автомобильного
транспорта Министерства транспорта РФ заявление с просьбой разрешить
ему работать на регулярной автобусной линии на международных рейсах.
Одним из важных требований, предъявляемых к водителям международных
автобусов (и индивидуальных транспортных средств), является наличие у них
страхового полиса,
подтверждающего факт страхования ответственности
владельца автотранспортного средства за ущерб, нанесенный третьим лицам.
За рубежом такой международный полис называется «Зеленая карта* (
Green
Card). Он дает право водителю машины въезжать на территорию любой
страны, признающей систему «Green Card».
Страховой сертификат может быть оформлен на срок от 15 дней до 1
года. Сертификат заполняется латинскими буквами и содержит следующую
информацию:
-срок действия страхования (начало и конец);
-регистрационный номер и марка автотранспортного средства;
-тип транспортного средства («С» — тягач, «
F» — прицеп, «Е» —
автобус);
-наименование и адрес страхователя или лица, использующего
транспортное средство;
-дата выдачи страхового полиса.
Данный международный сертификат можно купить на границе
или
приобрести заранее в страховых компаниях, в том числе в страховом отделе
АСМАП (Ассоциации международных автомобильных перевозчиков).
Каждое
автотранспортное средство должно иметь свидетельство о
регистрации, которое выдается соответствующими органами государства (в
РФ — органами государственной инспекции
безопасности
дорожного
движения - ГИБДД). В свидетельстве
содержится следующая
информация:
регистрационный
(порядковый номер марка
транспортного средства; год
выпуска (или дата
регистрации); порядковый номер шасси (заводской или
серийный номер завода-изготовителя); владелец и адрес вла
дельца;
наименование организации, выдавшей свидетельство.
3. Закрепление нового материала
Ответьте на следующие вопросы :
1.Какой закон регулирует
отношения, возникающие между потребителями и
изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров
(выполнении работ, оказании услуг)?
Ответ : ЗАКОН РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года
N 2300-1
2.Какие права имеет потребитель при обнаружении недостатков оказанной
услуги?
Ответ : Потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе
по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала
такого же качества или повторного выполнения работы. При этом
потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков
оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении
недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном оказании услуги
не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за
нарушение срока окончания оказания услуги.
Недостатки услуги должны быть устранены исполнителем в разумный срок,
назначенный потребителем. Назначенный потребителем срок устранения
недостатков указывается в договоре или в ином документе, подписываемом
сторонами.
3.Что является основной формой предоставления гарантий по возмещению
расходов при несчастных случаях на дороге?
Ответ : страховой полис
4.Какой из видов транспорта появился в сфере туристских перевозок позже
всех?
Ответ : Авиационный
5.К какой категории в зависимости от назначения перевозки относится
вахтовый автобус?
Ответ: специальной категории
6.Какое количество пассажирских мест считается минимальным для того,
чтобы транспортное средство относилось к категории автобусов?
Ответ : восемь
7.Чем отличаются чартерные туры от сопровождаемых туров?
Ответ : чартерные туры никто не сопровождает.
Методические указания по решению ситуационных задач.
Занятия по решению ситуационных задач проводятся с использованием
активных и интерактивных образовательных технологий: решение задач в
малых группах, дискуссий и творческих заданий. Решение ситуационных
задач может происходить в 5 этапов:
Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями.
Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем),
выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.
Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового
штурма».
Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного
решения.
Пятый этап-предложение одного или нескольких вариантов
(последовательности действий), указание на возможное возникновение
проблем, механизмы их предотвращения и решения.
4. Решение ситуационных задач (работа в группах):
Задача 1
Туристский автобус, принадлежащий костромской фирме «Интур»,
следуя по маршруту «Ярославль – Москва», сделал вынужденную остановку
в районе города Сергиев Посад. Причиной остановки явилась серьезная
поломка двигателя автобуса. В это время у одного из туристов начался
острый приступ аппендицита. Расстояние до ближайшей больницы
превышало 15 км. В то же время, мимо проезжал автобус с туристской
группой, принадлежащий ярославской фирме «Вояж», следующий из города
Переславль-Залесский в город Сергиев Посад. Водитель неисправного
автобуса попросил другого водителя о помощи, на что получил отказ. Прав
ли водитель исправного автобуса? Как он должен был поступить в
сложившейся ситуации? Как бы вы разрешили эту ситуацию?
Задача 2
Во время следования туристского автобуса вологодской фирмы
«Пилигрим» по маршруту «Новгород – Псков» подростки, бросаясь камнями,
случайно попали камнем в стекло автобуса, причинив одному из пассажиров
серьезные увечья, приведшие его к инвалидизации (2 группа). Пассажир
автобуса потребовал от туристской компании возмещения причиненного
ущерба (инвалидности), на что получил решительный отказ от руководства
фирмы. Правильны ли действия руководства фирмы? Как бы вы поступили в
сложившейся ситуации на месте пассажира, руководителя турфирмы,
водителя автобуса?
Задача 3
Автобус с группой туристов следовал в ночное время по разбитой
дороге. Внезапно колесо автобуса попало в глубокую выбоину, вызвав резкий
рывок автобуса, в результате которого один из находившихся в салоне
пассажиров ударился о спинку сиденья, получив сильное сотрясение мозга и
перелом переносицы. Каковы в этом случае действия водителя, руководителя
туристской группы, пассажира, получившего увечья? Имеет ли право
пассажир подать иск на туристскую компанию? Каковым будет, по вашему
мнению, результат? Как бы вы поступили в этой ситуации?
Задача 4
Двигаясь по пересеченной местности, водитель автобуса, во избежание
аварии, снизил скорость движения до 35 км/ч. Скоро на пути образовалось
значительное препятствие – размыв дороги, который мог привести к
аварийной ситуации и поломке автобуса. Водитель (не поставив в
известность руководителя туристской группы) сменил маршрут движения
автобуса, не повлекший к серьезным сбоям в обслуживании туристов и
отклонениям от принятой экскурсионной программы. Прав ли водитель
автобуса в данной ситуации? Каковы при этом должны быть действия
руководителя? Как бы вы поступили в данной ситуации?
Задача 5
Следуя по маршруту «Самара – Ульяновск – Казань», туристский
автобус с группой туристов прибыл в пункт назначения (Казань) раньше
положенного срока на 2 часа. Руководитель группы незамедлительно
потребовал от водителя доработать положенное время (2 часа) и обещал
сообщить о нарушениях правил со стороны водителя в АТП и туристскую
организацию. Виноват ли водитель автобуса? Прав ли в этой ситуации
руководитель тургруппы? А как бы вы разрешили это спор?
5.Домашнее задание (по выбору)
а) Провести анализ современного состояния внутреннего автобусного
туризма в России (в виде отчета).
б) Составить паспорт автобусного туристского маршрута.