Напоминание

"Планирование".

Автор: Казимова Елена Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2
Населённый пункт: Кинельский район, п.г.т. Усть - Кинельский
Наименование материала: программа
Тема: "Планирование".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Программа обучения и воспитания детей

с общим недоразвитием речи

составила учитель – логопед ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть – Кинельский

Казимова Елена Николаевна
Данная программа СП ГБОУ СОШ 2 детского сада компенсирующего вида «Буратино» п.г.т. Усть-Кинельский разработана на основе» Программы воспитания и обучения в детском саду « под редакцией Васильевой М.А, Гербовой В.В., Комаровой Т.С., Нищевой Н.В.,»Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 2 до 7 лет).Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.Б.Чиркиной «Программы логопедической работы по преодолению ОНР у детей» В последние годы выросло количество детей с логопедическим заключением Общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи -различные сложные расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы ,относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи может сочетаться с такими сложными формами детской речевой патологии как алалия, дизартрия, ринолалия , афазия. Данная программа рассчитана на детей с логопедическим заключением ОНР 2 уровня, ОНР 3 уровня, ОНР 4 уровня.
Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи 2 уровня.
Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы: «Да пить моко» — дай пить молоко; «баска атать нйка» — бабушка читает книжку; «дадай гать» — давать играть; «во изй асаня мясик» — вот лежит большой мячик. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и управления, так их и нарушать: «ти ёза» — три ежа, «мога каф» — много кукол, «синя када-сы» — синие карандаши, «лёт бадйка» — льет водичку, «тасин петакбк» — красный петушок и т. д. В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты («тидйт а туе» — сидит на стуле, «щит а той» — лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют. Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица («Валя папа» — Валин папа, «алйл» — налил, полил, вылил, «ги-бы суп» — грибной суп, «дайка хвот» — заячий хвост и т, п.). Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой] функции и т. д. («муха» — муравей, жук, паук; «тшбфи» — туфли, тапочки, сапоги, кеды, кроссовки). Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транс-: порт, детенышей животных и т. п. («юка» — рука, локоть, плечо, пальцы, «стуй» — стул, сиденье, спинка; «мис- ка» — тарелка, блюдце, блюдо, ваза; «лиска» — лисенок, «мйнъка вбйк» — волченок и т. д.). Заметны трудности в; понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал. 1
Связная речь характеризуется недостаточной передачей; некоторых смысловых отношений и может сводиться к; простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно- следственных связей. Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости: «Дандйс» — карандаш, «аквая» — аквариум, «виписёд» — велосипед, «мисанёй» — милиционер, «хадйка» — холодильник.
Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи 3 уровня
Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики;, Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов, например: «бейка мотлит и не узнана» — белка смотрит и не узнала (зайца); «из тубы дым тойбы, потамутш хбйдна» — из трубы дым валит столбом, потому что холодно. В высказываниях детей появляются слова, состоящие; из трех-пяти слогов («акваиюм» — аквариум, «татал-лист» — тракторист, «вадапавод» — водопровод, «зади-гайка» — зажигалка). Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах («взяла с ясика» — взяла из ящика, «тли ведёлы» — три ведра, «коёбка лезйт под стула» — коробка лежит под стулом, «нет колйчная палка» — нет коричневой палки, «пйсит ламастел, касит лучком» — пишет фломастером, красит ручкой, «лбжит от тдя» — взяла со стола и т. п.). Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавер- шенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления. Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост — хвостик, нос — носик, учит — учитель, играет в хоккей — хоккеист, суп из курицы — куриный и т. п.»). В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов («выключатель» — «ключит свет» «виноградник» — «он садит», «печник» — «пё-чка» и т. п.)- Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки», вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.) или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» — «который едет велисипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»). В случаях, когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей основы («строит дома — домник», «палки для лыж — палныеъ), пропуски и 2
замены словообразовательных аффиксов («тракторйл — тракторист, чйтик — читатель, абрикбснын — абрикосовый» и т. п.), грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова («свинцовый — свитенбй, свицой»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса («гороховый — горохвый, «меховой — мёхный» и т. п.). Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал. Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» — «палътш, «кофнички» — кофточки, «мебель» — «разные стблы», «посуда» — «миски»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых (носорог — «корова», жираф — «большая лошадь», дятел, соловей — «птичка», щука, сом — «рыба», паук — «муха», гусеница — «червяк»)и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексикческим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. («посуда» — «миска», «нора» — «дыра») «кастрюля» — «миска», «нырнул» — «купался»). Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно- следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями. В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации («неневйк» — снеговик, «хихийст» — хоккеист), антиципации («астббус» — автобус), добавление лишних звуков («мендвёдь» — медведь), усечение слогов («мисанёл» — милиционер, «вапра-вдт» — водопровод), перестановка слогов («вбкрик» — коврик, «восблики» — волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной («корабылъ» — корабль, «ты-раёа» — трава). Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют. 3

Характеристика речи детей 4 уровня Общего недоразвития речи.
На этом уровне речевого развития наблюдаются и нарушения лексики, и нарушения словообразования, и нарушения связной речи. Нарушения словообразования проявляются в трудностях дифференциации родственных слов, в непонимании значения словообразующих морфем, в невозможности выполнения заданий на словообразование. Звуковая сторона речи детей, находящихся на этом уровне речевого развития, существенно улучшается по сравнению с третьим уровнем. Исчезает смазаность, дифузность произношения артикуляторно простых звуков. Остаются лишь нарушения произношения некоторых артикуляторно сложных звуков. Слоговая структура слова воспроизводится правильно, однако еще остаются искажения звуковой структуры многосложных слов со стечением согласных (колбаса - «кобалса», сковорода - «соквоешка»). Искажения звукослоговой структуры слова проявляются в Дети с ОНР отличаются особенностями психических процессов.для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления.Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью ,повышенной истощаемостью. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Теоретической основой программы являются положение Выготского Л.В. о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка, учение Р.Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психоло-педагогическом подходе в системе специального обучения. Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР в возрасте от 5 до 7 лет, предусматривает взаимодействие всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психо-физического развития детей и обеспечивает их всестороннее развитие. Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, дает возможность сформировать у детей такие личностные качества как любознательность, инициативность, самостоятельность. Задачами данной программы являются Основной задачей данной программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью, навыками речевого общения. Задачами данной программы являются 1.Развитие номинативного, глагольного словаря, словаря признаков. 2.Формирование (развитие) грамматического строя речи. 3.Развитие слоговой структуры слова. 4.Формирование навыков словоизменения, словообразования. 5.Развитие связной речи. Принципы реализации программы. 1.Этиопатогенетический принцип предполагает учет особенностей речевого дефекта, причины его возникновения. 2.Принцип раннего начала коррекционной работы. 3.Принцип максимального использования игровых методов. 4.Принцип систематичности. Заключается в регулярности и непрерывности процесса. 5.Принцип последовательности Задания даются последовательно от простого к сложному. 4
6.Принцип индивидуального подхода. Предполагает учет возраста и структуры речевого дефекта. 7.Принцип взаимосвязи учебного материала. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесному взаимодействию работы учителя-логопеда и психолога, учителя-логопеда и воспитателя, тесной взаимосвязи с неврологом, в отдельных случаях с отоларингологом. Все специалисты дошкольного учреждения планируют свои занятия в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. Педагог-психолог руководит работой по развитию высших психических функций. Воспитатели проводят работу по ознакомлению с окружающим ,по развитию временных ,пространственных ,элементарных математических представлений. Целостность программы обеспечивается установлением связей между разными сферами деятельности ребенка ,взаимосвязью между специалистами, участвующими в педагогическом процессе и родителями дошкольника. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные логопедом. Все специалисты под руководством логопеда принимают участие в коррекционной работе, участвуют в исправлении речевого нарушения. Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, ежедневное многократное повторение. Лексический материал отбирается с учетом индивидуальных, речевых, психических возможностей детей. Основные направления коррекционной работы 1.Развитие номинативного, глагольного, словаря признаков. 2.Формирование и развитие грамматического строя речи. 3.Развитие слоговой структуры речи. 4.Развитие навыков языкового анализа. 5.Формирование просодической стороны речи. 6.Развитие связной речи и речевого общения. 7.Развитие общей и мелкой моторики. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми 1 уровня. Учитывая структуру речевого и неречевого дефекта детей данной категории, занятия проводятся индивидуально. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, не в полном объеме усваивают инструкции, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Занятия проводятся в форме игры с привлечением любимых персонажей. Содержание каждого занятия включает в себя следующие направления работы 1. Развитие понимания речи 2. Развитие активной подражательной речевой деятельности. 3. Развитие высших психических функций, мелкой моторики. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми 2 уровня общего недоразвития речи. Содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР 2 уровня планируется с учетом результатов их логопедического обследования. Логопедические занятия с данной группой детей проводятся в форме индивидуальных. На индивидуальных занятиях проводится работа по Активизации и выработке дифференциации движений органов артикуляционного аппарата. 5
Подготовка артикуляционной базы для усвоения отсутствующего звука. Постановка отсутствующих звуков, их различию на слух и этапу автоматизации на уровне слога, слова ,словосочетания, предложения. Содержание логопедической работы Развитие понимания речи Активизация речевой деятельности. Развитие лексико-грамматических средств языка. Развитие произносительной стороны речи. Формирование самостоятельной фразовой речи.
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми 3-4 уровня

Общего недоразвития речи.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию: 1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка; 2) произносительной стороны речи; 3) самостоятельной развернутой фразовой речи; 4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются не только отставание в развитии речи, но и трудности концентрации внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому целесообразно для проведения фронтальных логопедических, а также частично и воспитательных занятий делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития. Предусматриваются следующие виды занятий по формированию: # связной речи; # словарного запаса, грамматического строя; # произношения. Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения.
ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 уровня ОНР.
I ПЕРИОД (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Обследование детей (первая половина сентября)
1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций. 2. Сбор анамнестических данных. 3. Заполнение речевых карт на каждого ребенка. Развитие общей и мелкой моторики, высших психических функций осуществляется во всех видах деятельности с детьми. 6

Развитие словаря
1. Расширение, уточнение и активизация словаря на осно ве систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем. 2. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами. 3. Обогащение экспрессивной речи сложными словами , неизменяемыми слова ми, словами-антонимами и словами-синонимами. 4. Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением. 5. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прила гательными. 6. Дальнейшее овладение приставочными глаголами. 7. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами из- за, из-под. 8. Обогащение экспрессивной речи за счет имен числи тельных, местоименных форм, наречий, причастий.
Практическое употребление
: а) слов с ласкательными и увеличительными оттенками (яб лочко, горошек, ботиночки, половничек, блюдечко,- воробышек, ли сичка; волчище, медведище, ножища, сапожище, ручища и т. д.); б) глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, под шивать, кроить, перекраивать, выкраивать и т. д.); в)прилагательных со значениями соотнесенности с продуктами питания (клюквенный морс, кисель), материалом (бархатный кос тюм, фарфоровая чашка), растениями (сосновый лес, дубовая роща); г)сложных слов (хлебороб, садовод, листопад), употребление слов с эмоционально- оттеночным значением (хитрая лиса, масля ная головушка, шелковая бородушка, мягкие лапки). Объяснение переносного значения слов: осень золотая, золотой ковер, золотые листья.
Совершенствование грамматического строя речи
1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного чис ла в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам. 2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам. 3. Совершенствование умения образовывать и использо вать имена существительные и имена прилагательные с умень шительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам. 4. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности. 5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным. 6. Закрепление умения образовывать и использовать воз вратные глаголы, глаголы в разных временных формах. 7. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами. 8. Совершенствование навыков составления и использова ния сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени. 9. Закрепление навыков анализа простых распространен ных предложений без 7
предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее).
Закрепление правильного употребления грамматических категорий
 Употребление в речи глаголов в разных временных формах, отвечающих на вопросы: что делать? что делает? что сделал? что будет делать? (копать картофель, печь пироги, жарить блины); практическое использование в речи. существительных и глаголов в единственном и множественном числе: улетает (—ют), собирает (— ют), накрывает (—ют) на стол, птица (—ы), колхозник (—и), дежурный (ые) и т. д.  Согласование в речи прилагательных, обозначающих, цвет (оттенки), форму, размер, вкус (кислое ябло ко, длинное платье, голубое блюдце, треугольная крыша).  Подбор однородных прилагательных к существительному, практическое употребление притяжательных прилагательных (медвежья берло га, лисья нора, беличье дупло.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового

анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи
1. Продолжение работы по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности. Фор мирование умения соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса. 2. Формирование умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, ше потом. 3. Развитие тембровой окраски голоса, совершенствование умения изменять высоту тона в игровых упражнениях и сво бодной речевой деятельности. 3. Формирование умения говорить в спокойном темпе. 4. Продолжение работы над четкостью дикции, интонаци онной выразительностью речи.
Коррекция произносительной стороны речи
1. Дальнейшая работа по активизации и совершенствова нию движений речевого аппарата. 2. Формирование правильных укладов звуков, дальнейшая автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах — в игровой и свободной речевой деятельности. 3. Уточнение произношения звука в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, свободной игровой и рече вой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
1. Закрепление навыка произношения и использования в активной речи трехсложных слов со стечением согласных и одним-двумя закрытым слогами (листопад, апельсин). 2. Совершенствование умения правильно произносить и использовать в активной речи односложные слова со стечени ем согласных (сноп, лист). 3. Формирование умения правильно произносить и ис пользовать в активной речи двусложные слова с двумя стече ниями согласных (грядка, брюшко). 4. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.
Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и

синтеза
1. Закрепление знания признаков гласных и согласных зву ков, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук. 2. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глу хости-звонкости согласных и умения дифференцировать со гласные звуки по этим признакам, а так же по акустическим признакам и месту образования. 8
3. Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ и синтез слов типа мак, осы, лис. 4. Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слов типа лужа, клык, бобр, липа, лист, клин.
Развитие связной речи и речевого общения
1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познаватель ного интереса, но и познавательного общения. 2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко. 3. Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, гри бах, одежде, обуви, головных уборах, диких и домашних жи вотных по заданному плану. 4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или кол лективно составленному плану. Обучение пересказу с измене нием времени действия и лица рассказчика. 5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану. II ПЕРИОД (декабрь, январь, февраль)
Развитие словаря
1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем. 2. Обогащение экспрессивной речи сложными словами , многозначными словами , словами в переносном значении, однокоренными словами. 3. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, отно сительными и притяжательными прилагательными ; прилагательными, обозначающими мораль ные качества людей; прилагательными с противоположным значением. 4. Пополнение словаря однородными определениями. 5. Продолжение работы по дальнейшему овладению при ставочными глаголами. 6. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми про стыми и некоторыми сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).
Расширение словарного запаса. Воспитание навыка слово образования.
а)Закрепление знаний детей о различных свойствах предме тов. Образование сравнительной степени прилагательных. Усвоение простых случаев переносного значения слов (вьюга, злится, ветер бушует, воет, лес уснул). Многозначность слов: снег идет,человек идет, поезд идёт, часы идут. б)Образование сложных слов (снегопад), родственных (снег, снеговик, снежника, снежок). в)Подбор однородных определений (зима снежная, холодная, суровая; весна ранняя,.теплая, дождливая); сказуемых (снег пада ет, ложится, идет; снежинки летят, кружатся, вьются; дождь мо росит, шумит, шелестит, стучит по крыше); усвоение слов с противоположным значением (дом высокий, низкий; улица длинная, короткая). Образование прилагательных тина: одно-, двухэтажный, много этажный. Введение в речь слов, обозначающих моральные каче ства людей, оценку их поступков, оттенки значений (смелый, храб рый, трусливый, боязливый, добрый, умный, жадный, капризный, хитрый, смекалистый). 9

Совершенствование грамматического строя речи
1. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами. 2. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности. 3. Формирование умения образовывать и использовать име на прилагательные в сравнительной степени. 4. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже , подбирать однородные определения к существитель ным. 5. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени. 6. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами. 7. Совершенствование навыков составления сложносочи ненных и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины. 8. Закрепление навыков анализа простых распространен ных предложений без предлогов и с простыми предлогами.
Закрепление правильного употребления грамматических категорий.
Закрепление навыка употребления в речи предложений с одно родными членами. Правильность их согласования. Составление рассказа о любой игрушке с использованием описательных прие мов в самостоятельной речи. Практическое употребление в речи глаголов с изменяющейся основой (иду — пошел). Употребление в речи глаголов в форме будущего простого н сложного времени с частицей — ся- и без нее (буду кататься—по катаюсь; буду купаться — искупаюсь; буду учиться — поучусь). Самостоятельное использование предлогов для обозначения совместности действия, пространственного расположения предметов. Употребление сложных предлогов из-за, из- под.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и

синтеза

Развитие просодической стороны речи
1. Дальнейшее совершенствование и развитие речевого ды хания. 2. Совершенствование умения произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса. 3. Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе. 4. Продолжение работы над четкостью дикции, интонаци онной выразительностью речи в игровой и свободной речевой деятельности.
Коррекция произносительной стороны речи
1. Дальнейшая активизация и совершенствование работы органов речевого аппарата. 2. Дальнейшее продолжение работы по автоматизации пра вильного произношения всех поставленных ранее звуков. 3. Уточнение произношения звуков в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, свободной игровой и речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
1. Формирование умения правильно произносить четырех сложные слова из открытых слогов и использовать их в активной речи. 10
2. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков

звукового анализа и синтеза
1. Совершенствование умения подбирать слова на задан ный звук. 2. Совершенствование умения дифференцировать соглас ные звуки по твердости — мягкости, звонкости — глухости, по акустическим признакам и месту образования. 3. Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из четырех звуков (при условии, что написание слов не рас ходится с произношением): лужа, кран, болт, лиса, винт, крик. 4. Ознакомление с новыми звуками. Форми рование умения выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.
Развитие связной речи и речевого общения
1.Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обу чение использованию принятых норм вежливого речевого об щения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно). 2. Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану. 3. Формирование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным. 4. Дальнейшее совершенствование навыка пересказа рас сказов и знакомых сказок по коллек тивно составленному плану. Совершенствование навыка пересказа с изменением времени действия и лица рассказ чика. Развитие самостоятельной связной речи.  Введение в самостоятельную речь названий профессий и дейст вий, связанных с ними/ Формирование самостоятельных .высказы ваний в виде небольших рассказов о людях разных профессий. Употребление в речи простых и сложных предложений со зна чением противопоставления (а,но), разделения (или). Например: зимой деревья голые, а весной появляются листочки; наша семья большая, а.Танина — маленькая; физкультурники выйдут на пло щадь или на улицу.  Употребление в речи целевых, временных, причинных конструк ций в соответствии с вопросами когда? почему? зачем? III ПЕРИОД (март, апрель, май)
Развитие словаря
1. Расширение, уточнение и активизация словаря на осно ве систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем. 2. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами , много значными словами, словами в переносном значении, однокоренными словами. 3. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи словами-синонимами и сло вами-антонимами. 4. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи прилага тельными с уменьшительными суффиксами , относительными; при лагательными с противоположным значением. 11
5. Обогащение словаря однородными определениями, до полнениями, сказуемыми. 6. Пополнение словаря отглагольными существительными. 7. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи простыми и сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле). 8. Закрепление понятия слово и умения оперировать им.
Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования.
а)Подбор однородных определений, дополнений, сказуемых(дом строят, красят, разрушают; красят—крышу, стену, забор, по толок, двери). Самостоятельная постановка вопросов (весна ка кая? дом какой? солнышко какое?); закрепление слов- антонимов: улица чистая (грязная), широкая (узкая), знакомая (не знакомая) » т. д. б) Образование сравнительной степени прилагательных (шире, , уже, грязнее, светлее, чище). в) Образование существительных от глаголов: учить (учитель, ученик), воспитывать-(воспитатель), убирать (уборщица), регу лировать (регулировщик), строить (строитель) и т. д.
Совершенствование грамматического строя речи
1. Дальнейшее совершенствование употребления сформи рованных ранее грамматических категорий. 2. Совершенствование умения образовывать и использо вать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности. 3. Совершенствование умения образовывать и использо вать имена прилагательные в сравнительной степени. 4. Закрепление умения подбирать определения к сущест вительным. 5. Совершенствование умения образовывать и использо вать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени. 6. Дальнейшее совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными и числи тельных с существительными. 7. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений и распространения их однородными членами, составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. 8. Совершенствование навыков анализа простых рас пространенных предложений без предлогов и с простыми пред логами и навыка составления графических схем предложений.
Закрепление правильного .употребления грамматических категорий.
Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за,- из- под, выражающих пространственное расположение предметов. Практическое усвоение согласования числительных с существи тельными (3 куклы—5 кукол; 2 медведя—б медведей); прилага тельных и числительных с существительными (5 белых медведей, много ловких обезьян).
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового

анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи
1. Дальнейшее развитие и совершенствование речевого дыхания. 2. Совершенствование звучности и подвижности голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру). 3. Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе. 4. Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в свободной речевой деятельности.
Коррекция произносительной стороны речи
12
1. Продолжение работы по совершенствованию и активи зации движений речевого аппарата. 2. Завершение работы по автоматизации правильного про изношения звуков всех групп.
Работа над слоговой структурой слова
1. Формирование умения правильно произносить четырех сложные и пятисложные слова сложной звукослоговой струк туры (погремушка, колокольчик, велосипедист, регулировщик). 2. Дальнейшее совершенствование умения выполнять сло говой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.
Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и

синтеза
1. Совершенствование умения подбирать слова на задан ный звук. 2. Развитие навыков дифференциации согласных звуков по твердости — мягкости, звонкости — глухости, по акустиче ским признакам и месту образования. 3. Дальнейшее совершенствование умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоя щих из пяти звуков (при условии, что написание слов не расхо дится с произношением): трава, слива, маска, миска, калина. 4. Ознакомление со звуками. Формирова ние умения выделять эти звуки из слов, подбирать слова с этими звуком.
Развитие самостоятельной связной речи и речевого общения
1. Повышение речевой коммуникативной культуры и раз витие речевых коммуникативных навыков. Закрепление уме ния соблюдать нормы вежливого речевого общения. 2. Использование диалога, выразительной передачи в лицах интонации разных героев. Умение самостоятельно придумывать события, дополнительные эпизоды при составлении рассказа по картинке. Особое внимание уделяется логике разви тия сюжета, эмоциональной передаче переживаний действующих лиц. 3. Дальнейшее совершенствование умения составлять опи сательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по кар тине и серии картин по данному или коллективно составленному плану. 4. Совершенствование умения составлять рассказы из лич ного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным. 5. Развитие индивидуальных способностей в творческой ре чевой деятельности. Формирование умения составлять рассказы по картине с описанием предыдущих и последующих событий. Развитие умения отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, включая в повество вание описания природы, окружающей действительности, ис пользуя вербальные и невербальные средства. 6. Дальнейшее совершенствование умений отвечать на во просы по тексту литературного произведения и задавать их. Упражнение в придумывании и составлении загадок путем использования приема сравнения. 13
7. Совершенствование навыка пересказа небольших рас сказов по кол лективно составленному плану. Закрепление навыка пересказа с изменением лица рассказчика и времени действия. 14