"Формирование чувства целостности исполняемых песен и пьес"

Автор: Усанова Наталья Николаевна
Должность: преподаватель по классу баяна, аккордеона
Учебное заведение: МКОУДО "Юрюзанская детская школа искусств"
Населённый пункт: город Юрюзань, Челябинская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Формирование чувства целостности исполняемых песен и пьес"
Дата публикации: 09.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Юрюзанская школа искусств Катав-Ивановского муниципального района»
Усанова Н.Н. Индивидуальный урок «Формирование чувства целостности исполняемых песен и пьес» С учащимся инструментального класса (баян) Бикбаторовым Русланом 1 класс по 7 – летнему обучению. г. Юрюзань 2015 год
Содержание. Методическая разработка учебного занятия…………………….3 Технологическая карта занятия…………………………………...5 Список литературы………………………………………………...6 Самоанализ урока………………………………………………….7 Рецензия…………………………………………………………….8 2

Методическая разработка учебного занятия.

Преподаватель:
Усанова Н.Н.
Дата проведения занятия:
19.11.2015 г.
Учебная дисциплина:
инструментальный класс (баян)
Класс:
I по 7 – летнему обучению
Тема занятия:
Формирование чувства целостности исполняемых песен и пьес.
Вид занятия:
открытый урок
Мотивация темы и формы проведения занятия:
урок позволяет продемонстрировать уровень знаний, умений, навыков, обретенных учеником; тема занятия выбрана в соответствии с программными требованиями и учетом индивидуальности обучающегося.
Объектом урока
является несколько музыкальных произведений, на которых ученик показывает свое умение целостно и грамотно исполнять песенки и пьесы.
Продолжительность занятия
: 45 минут
Место проведения:
МОУ ДОД ДШИ г. Юрюзань, класс для проведения индивидуальных занятий.
Цели занятия:

Обучающие:
1. Освоение основных приемов техники игры на баяне 2. Выработка двигательных ощущений 3. Развитие музыкальных представлений 4. Развитие музыкального слуха
Воспитательные:
1. Воспитание эстетического и художественного вкуса на лучших образцах детского репертуара 2. Воспитание самоконтроля 3. Воспитание устойчивого интереса к музыке
Развивающие:
3
1. Развитие музыкально – исполнительских способностей и навыков учащегося: воспитание музыкального слуха, представление о выразительности, фразировке, целостности исполнения произведения. 2. Развитие самоконтроля и стремления мгновенно исправлять неточность интонации и плохое звучание. 3. Контроль учащегося за свободными движениями рук, устранение чрезмерного напряжения мышц, зажатости.
Междисциплинарные связи:
С уроками сольфеджио (выработка чистого интонирования, воспитание ладоинтонационного слуха). Знакомство с разнообразными жанрами готовит детей к успешному освоению курса музыкальной литературы в последующие годы.
Критерии и методы диагностики уровня готовности учащегося к

занятию:
ученик должен владеть в определенной степени необходимой музыкальной терминологией. Качественно и осмысленно выполнять все песенки и пьески. Эмоционально откликаться на данное задание, быстро реагировать на замечания.
Критерии и методы диагностики эффективности занятия

:
занятие должно продемонстрировать глубокое осмысление учащимися учебных заданий, заинтересованность учебным материалом, радость совместного творчества с педагогом (игра в ансамбле) и желание продолжения совместных творческих проектов. 4

Технологическая карта занятия

Этап

занятия

Время

Содержание деятельности

преподавателя и

учащегося

Методы и приемы

обучения
1 10 Гамма C – dur однооктавная разными штрихами правой рукой. Левой рукой - отдельно одним штрихом. Исполнение гаммы правой рукой освоенными штрихами: non legato, legato («паучок ползет»), staccato («курочка клюет»). Упражнение в левой руке: чередование двух близлежащих звуков («качельки»). Работа над сменой меха – перед каждой тоникой. 2 5 Исполнение пьесы О. Шплатовой «Колокольчик» Определение образного содержания пьесы. Поиск наиболее удобного положения кисти – игра во 2-ой октаве. Работа над динамическим завершением исполнения произведения. 3 15 Разбор пьесы О. Шплатовой «Лягушка» Соотнесение стихотворного текста с музыкальным материалом; определение образного содержания пьесы. Ознакомление с новым понятием – затакт. Работа над смысловым исполнением затакта. 4 5 Исполнение р. н. п. «Не летай соловей» Обозначение характера исполнения партии левой руки в контексте с образным содержанием песни. 5 5 Исполнение р. н. п. «Частушка» Закрепление выученной песенки в соответствии с 5
целостностью исполнения: фразировки, динамики, штрихов, темпа. 6 5 Игра в ансамбле с педагогом Г. Подэльский «Петушиная полька» Работа над репетициями в пьесе, целостностью исполнения при переходе в параллельную тональность.
Домашнее задание:
Закрепить пройденный на уроке материал; отрабатывать технически сложные места; проучивать нотный текст, повторять выученные пьески в соответствии с целостностью исполнения песен и пьес. Литература: Учебная: 1. Баян. 1-3 классы ДМШ. /Сост. Д. Самойлов. – Москва, «Кифара», 2007 2. Стативкин Г. Начальное обучение на выборно- готовом баяне.- Москва, «Музыка», 1989 3. Шплатова О. Первая ступенька. – Ростов - на – Дону, «Феникс», 2008 Методическая: 1. Акимов Ю., Гвоздев Б., «Прогрессивная школа игры на баяне» ч1- Москва, «Музыка» 1975г. 2. Баренбойм Л., «Путь к музицированию» - Москва, «Советский композитор» 1973г. 3. Липс Ф. Искусство игры на баяне. – М.: Музыка, 1985г. 6

Самоанализ урока
Открытый урок на тему «Формирование чувства целостности исполняемых песен и пьес» позволил продемонстрировать уровень знаний, умений, навыков, обретенных учащимся. Он успешно справился с исполнением пьесы О. Шплатовой «Колокольчик», р. н. п. «Частушка», в которых прослеживалась целостность, осмысленность исполнения. На следующем этапе работы над пьесой «Лягушка» О. Шплатовой можно говорить об эффективности предложенных преподавателем рекомендаций по исполнению затакта. Урок прошел в хорошем темпе, ярко, эмоционально. Все запланированные формы работы были выполнены успешно. Члены комиссии: директор МОУ ДОД Юрюзанская ДШИ Колач Е.В., преподаватель по классу баяна Самойлова Н. В., заведующая народным отделом по учебно-воспитательной работе Бухмастова Н.Н., преподаватель народного отдела Кузнецова Т.В.

7

Рецензия

на открытый урок «Формирование чувства целостности исполняемых песен и

пьес», разработанный и проведенный преподавателем ДШИ Усановой Н.Н. г.

Юрюзань, 19 ноября 2015 г.
Преподаватель основательно подготовила ход урока: он хорошо продуман, скомпонован, логически выстроен. Тема занятия выбрана в соответствии программными требованиями и учетом индивидуальных особенностей учащегося. Была исполнена однооктавная гамма C – dur разными штрихами правой рукой, отдельно левой рукой – одним штрихом. В работе над пьесой О. Шплатовой «Лягушка» и р. н. п. «Не летай соловей» учащийся эмоционально откликался на все данные задания, быстро реагировал на замечания. На примере пьесы О. Шплатовой «Колокольчик» и р. н. п. «Частушка» ученик продемонстрировал уровень знаний, умений и навыков, обретенных за время обучения в классе. Ребенок чувствует окончание фразы, делает diminuendo, смену меха, использует легкий штрих staccato для передачи звучания колокольчика. Исполняет песенки от начала до конца без остановок, выстраивает динамику исполняемых пьесок, играет в едином темпе. Ярко показывает характер исполняемых песен. Видна заинтересованность ученика учебным музыкальным материалом, радость совместного творчества с педагогом (игра в ансамбле) и желание продолжения совместных творческих проектов. В течение всего урока, в работе над каждым произведением, преподаватель формирует чувство целостности исполняемых песен и пьес: ощущение фразировочных построений, меховедение, штриховое разнообразие, динамическое выстраивание, определение темпа исполняемых произведений. 8
Преподавателю рекомендуется уделить внимание развитию самостоятельности ученика, развитию слуха посредством подбора на слух. Тем не менее, похвально видеть, что Наталья Николаевна стремится к повышению своего педагогического мастерства, к самосовершенствованию. Директор МОУ ДОД Юрюзанская ДШИ Колач Е.В. Преподаватель по классу баяна, аккордеона Самойлова Н.В. Зав. народным отделом по учебно-воспитательной работе Бухмастова Н.Н. Преподаватель по классу Кузнецова Т.В. баяна, аккордеона 9