"Формирование чувства целостности исполняемых песен и пьес"
Автор: Усанова Наталья Николаевна Должность: преподаватель по классу баяна, аккордеона
Учебное заведение: МКОУДО "Юрюзанская детская школа искусств"
Населённый пункт: город Юрюзань, Челябинская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Формирование чувства целостности исполняемых песен и пьес"
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Юрюзанская школа искусств Катав-Ивановского муниципального района»
Усанова Н.Н.
Индивидуальный урок
«Формирование чувства целостности исполняемых
песен и пьес»
С учащимся инструментального класса (баян)
Бикбаторовым Русланом 1 класс по 7 – летнему обучению.
г. Юрюзань
2015 год
Содержание.
Методическая разработка учебного занятия…………………….3
Технологическая карта занятия…………………………………...5
Список литературы………………………………………………...6
Самоанализ урока………………………………………………….7
Рецензия…………………………………………………………….8
2
Методическая разработка учебного занятия.
Преподаватель: Усанова Н.Н.
Дата проведения занятия: 19.11.2015 г.
Учебная дисциплина: инструментальный класс (баян)
Класс: I по 7 – летнему обучению
Тема занятия: Формирование чувства целостности исполняемых песен и
пьес.
Вид занятия: открытый урок
Мотивация темы и формы проведения занятия:
урок позволяет
продемонстрировать уровень знаний, умений, навыков, обретенных
учеником; тема занятия выбрана в соответствии с программными
требованиями и учетом индивидуальности обучающегося.
Объектом урока является несколько музыкальных произведений, на
которых ученик показывает свое умение целостно и грамотно исполнять
песенки и пьесы.
Продолжительность занятия : 45 минут
Место проведения: МОУ ДОД ДШИ г. Юрюзань, класс для проведения
индивидуальных занятий.
Цели занятия:
Обучающие:
1. Освоение основных приемов техники игры на баяне
2. Выработка двигательных ощущений
3. Развитие музыкальных представлений
4. Развитие музыкального слуха
Воспитательные:
1. Воспитание эстетического и художественного вкуса на лучших образцах
детского репертуара
2. Воспитание самоконтроля
3. Воспитание устойчивого интереса к музыке
Развивающие:
3
1. Развитие музыкально – исполнительских способностей и навыков
учащегося: воспитание музыкального слуха, представление о
выразительности, фразировке, целостности исполнения произведения.
2. Развитие самоконтроля и стремления мгновенно исправлять неточность
интонации и плохое звучание.
3. Контроль учащегося за свободными движениями рук, устранение
чрезмерного напряжения мышц, зажатости.
Междисциплинарные связи: С уроками сольфеджио (выработка чистого
интонирования, воспитание ладоинтонационного слуха). Знакомство с
разнообразными жанрами готовит детей к успешному освоению курса
музыкальной литературы в последующие годы.
Критерии и методы диагностики уровня готовности учащегося к
занятию: ученик должен владеть в определенной степени необходимой
музыкальной терминологией. Качественно и осмысленно выполнять все
песенки и пьески. Эмоционально откликаться на данное задание, быстро
реагировать на замечания.
Критерии и методы диагностики эффективности занятия
: занятие
должно продемонстрировать глубокое осмысление учащимися учебных
заданий, заинтересованность учебным материалом, радость совместного
творчества с педагогом (игра в ансамбле) и желание продолжения
совместных творческих проектов.
4
Технологическая карта занятия
Этап
занятия
Время
Содержание деятельности
преподавателя и
учащегося
Методы и приемы
обучения
1
10
Гамма C – dur
однооктавная разными
штрихами правой рукой.
Левой рукой - отдельно
одним штрихом.
Исполнение гаммы
правой рукой
освоенными штрихами:
non legato, legato
(«паучок ползет»),
staccato («курочка
клюет»). Упражнение в
левой руке: чередование
двух близлежащих
звуков («качельки»).
Работа над сменой меха
– перед каждой тоникой.
2
5
Исполнение пьесы О.
Шплатовой «Колокольчик»
Определение образного
содержания пьесы.
Поиск наиболее
удобного положения
кисти – игра во 2-ой
октаве. Работа над
динамическим
завершением
исполнения
произведения.
3
15
Разбор пьесы О.
Шплатовой «Лягушка»
Соотнесение
стихотворного текста с
музыкальным
материалом;
определение образного
содержания пьесы.
Ознакомление с новым
понятием – затакт.
Работа над смысловым
исполнением затакта.
4
5
Исполнение р. н. п.
«Не летай соловей»
Обозначение характера
исполнения партии
левой руки в контексте с
образным содержанием
песни.
5
5
Исполнение р. н. п.
«Частушка»
Закрепление выученной
песенки в соответствии с
5
целостностью
исполнения:
фразировки, динамики,
штрихов, темпа.
6
5
Игра в ансамбле с
педагогом Г. Подэльский
«Петушиная полька»
Работа над репетициями
в пьесе, целостностью
исполнения при
переходе в
параллельную
тональность.
Домашнее задание:
Закрепить пройденный на уроке материал; отрабатывать технически
сложные места; проучивать нотный текст, повторять выученные пьески в
соответствии с целостностью исполнения песен и пьес.
Литература:
Учебная:
1.
Баян. 1-3 классы ДМШ. /Сост. Д. Самойлов. – Москва, «Кифара»,
2007
2.
Стативкин Г. Начальное обучение на выборно- готовом баяне.-
Москва, «Музыка», 1989
3.
Шплатова О. Первая ступенька. – Ростов - на – Дону, «Феникс», 2008
Методическая:
1.
Акимов Ю., Гвоздев Б., «Прогрессивная школа игры на баяне» ч1-
Москва, «Музыка» 1975г.
2.
Баренбойм Л., «Путь к музицированию» - Москва, «Советский
композитор» 1973г.
3.
Липс Ф. Искусство игры на баяне. – М.: Музыка, 1985г.
6
Самоанализ урока
Открытый урок на тему «Формирование чувства целостности
исполняемых песен и пьес» позволил продемонстрировать уровень знаний,
умений, навыков, обретенных учащимся. Он успешно справился с
исполнением пьесы О. Шплатовой «Колокольчик», р. н. п. «Частушка», в
которых прослеживалась целостность, осмысленность исполнения. На
следующем этапе работы над пьесой «Лягушка» О. Шплатовой можно
говорить об эффективности предложенных преподавателем рекомендаций
по исполнению затакта.
Урок прошел в хорошем темпе, ярко, эмоционально. Все
запланированные формы работы были выполнены успешно.
Члены комиссии: директор МОУ ДОД Юрюзанская ДШИ Колач Е.В.,
преподаватель по классу баяна Самойлова Н. В., заведующая народным
отделом по учебно-воспитательной работе Бухмастова Н.Н., преподаватель
народного отдела Кузнецова Т.В.
7
Рецензия
на открытый урок «Формирование чувства целостности исполняемых песен и
пьес», разработанный и проведенный преподавателем ДШИ Усановой Н.Н. г.
Юрюзань, 19 ноября 2015 г.
Преподаватель основательно подготовила ход урока: он хорошо
продуман, скомпонован, логически выстроен. Тема занятия выбрана в
соответствии программными требованиями и учетом индивидуальных
особенностей учащегося.
Была исполнена однооктавная гамма
C – dur разными штрихами правой
рукой, отдельно левой рукой – одним штрихом. В работе над пьесой О.
Шплатовой «Лягушка» и р. н. п. «Не летай соловей» учащийся
эмоционально откликался на все данные задания, быстро реагировал на
замечания.
На примере пьесы О. Шплатовой «Колокольчик» и р. н. п. «Частушка»
ученик продемонстрировал уровень знаний, умений и навыков, обретенных
за время обучения в классе. Ребенок чувствует окончание фразы, делает
diminuendo, смену меха, использует легкий штрих
staccato для передачи
звучания колокольчика. Исполняет песенки от начала до конца без
остановок, выстраивает динамику исполняемых пьесок, играет в едином
темпе. Ярко показывает характер исполняемых песен.
Видна заинтересованность ученика учебным музыкальным материалом,
радость совместного творчества с педагогом (игра в ансамбле) и желание
продолжения совместных творческих проектов.
В течение всего урока, в работе над каждым произведением,
преподаватель формирует чувство целостности исполняемых песен и пьес:
ощущение фразировочных построений, меховедение, штриховое
разнообразие, динамическое выстраивание, определение темпа
исполняемых произведений.
8
Преподавателю рекомендуется уделить внимание развитию
самостоятельности ученика, развитию слуха посредством подбора на слух.
Тем не менее, похвально видеть, что Наталья Николаевна стремится к
повышению своего педагогического мастерства, к самосовершенствованию.
Директор МОУ ДОД
Юрюзанская ДШИ
Колач Е.В.
Преподаватель по классу
баяна, аккордеона Самойлова Н.В.
Зав. народным отделом
по учебно-воспитательной работе Бухмастова Н.Н.
Преподаватель по классу Кузнецова Т.В.
баяна, аккордеона
9