в средней группе детей с нарушениями зрения
Тема недели: « Тело человека »
Тема: « Для чего нужны глаза?»
Цель: Дать представление о глазе, как об одном из основных органов чувств
человека.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-
эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи :
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- привести детей к пониманию, что зрение необходимо беречь;
- расширять пассивный и активный словари дошкольников словами: «глаза»,
«очки», «слепой человек», «зрение», «ресницы», «зрачок», «радужная
оболочка»;
- продолжать формировать у детей умение рассуждать, высказывать своё
мнение по теме, проявлять речевую инициативу;
- формировать умение обозначать в речи направления своего движения;
- упражнять в понимании и словесном обозначении пространственного
положения предметов, расположенных в малом пространстве;
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей с ОВЗ;
- формировать представления о здоровом образе жизни;
- развивать мелкую моторику;
-развивать зрительное восприятие через ориентировку в пространстве;
-развивать пространственную ориентировку с привлечением слуха;
- воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им
помощь;
- формировать элементарные общепринятые нормы и правила
взаимоотношения со сверстниками;
- формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности;
- формировать у детей желание и умение заботиться о своём зрении;
- формировать целостную картину мира в сфере музыкального искусства;
- продолжать развивать интерес и любовь к музыке;
- поддерживать психоэмоциональный климат посредством музыкального
произведения.
Методы и приёмы :
Практические (дидактическая игра, сюрпризный момент, коррекционные игры).
Наглядные (рассматривание иллюстраций, пособий).
Словесные (объяснение, ситуативный разговор, речевая ситуация).
Материалы и оборудование:
- иллюстрации: изображения глаз с разной радужной оболочкой; -
карточки для игры «Раскрась, как я скажу»;
- карточки для игры «Хорошо – плохо»;
- колокольчик;
- ноутбук с записью зрительной гимнастики;
- доктор Айболит;
- зеркала;
- повязка на глаза;
- разнообразные материалы для художественного творчества (цветные
карандаши, фломастеры).
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность
Формы и методы организации
совместной деятельности
Двигательная
Подвижная дидактическая игра,
игровое упражнение, закрепление
упражнений для глаз
Игровая
Рассматривание иллюстраций,
коррекционные игры, игровое
упражнение на умение пользоваться
сохранными анализаторами
Продуктивная
Дорисовывание рисунков
Познавательно -
исследовательская
Наблюдение, экспериментирование,
решение проблемной ситуации
Коммуникативная
Беседа, ситуативный разговор,
отгадывание загадок
Музыкально – художественная
Слушание музыкального произведения
Логика образовательной деятельности
Деятельность педагога
Деятельность
воспитанников
Ожидаемые
результаты
Включение детей в
образовательную
деятельность:
- Сюрпризный момент –
приход доктора Айболита.
- Загадывание доктором
Айболитом загадки о глазах.
Учитель-дефектолог проводит
беседу о главных помощниках
человека. Задает вопросы:
- Как вы думаете, почему
глаза являются главными
помощниками?
- Что можно увидеть глазами?
- Трудно живется слепому
человеку?
- Почему?
- Ребята, если мы увидим
слепого человека на улице,
как мы ему можем помочь.
Дидактическая игра «Иди на
голос».
Учитель-дефектолог
предлагает надеть темные
повязки и идти на звук
колокольчика, при этом
сначала объяснить
направление движения.
Дидактическая игра «Опиши
свои глаза».
Дети обращают
внимание на приход
доктора Айболита.
Дети внимательно
слушают и
предлагают варианты
ответов, а затем
вместе с учителем-
дефектологом
обсуждают их.
Дети надевают
темные повязки и
выполняют действия
в соответствии с
заданием, четко и
правильно называя
направления
движения. ( часть
детей без повязок)
Дети рассматривают
предложенные
Дети включаются в
образовательную
деятельность.
Закрепить с детьми
значение зрения в
жизни человека.
Воспитывать в детях
чувство сопереживания
и оказания помощи
всем нуждающимся.
Закрепить с детьми
пространственную
ориентировку с
использованием слуха,
оречевляя свои
действия.
Игра позволяет
каждому ребенку
понять, как трудно в
этом мире жить, не
видя ничего.
Упражнение в
понимании и
Учитель-дефектолог
предлагает рассмотреть
цветные иллюстрации с
изображением глаз, разных
цветов. Уточняет с помощью
вопросов:
- Что на глазах сверху, снизу,
посередине?
-Какого цвета ресницы,
радужная оболочка?
Предлагает рассмотреть в
зеркало свои глаза,
определить их цвет.
Найти на мольберте похожие,
на глаза ребенка изображения,
рассказать, где они
расположены.
Учитель-дефектолог
предлагает поупражнять
глаза, выполнив задание
«Раскрась, как я скажу»:
Раскрасить правое облачко и
капли, которые упадут из
него, голубым цветом, синим
– капли, которые упадут на
землю между мальчиком и
девочкой. Отметить красным
цветом капли, которые
первыми упадут на землю.
Педагог включает спокойную
музыку.
Учитель-дефектолог
предлагает подойти к
ноутбуку для выполнения
гимнастики для глаз.
Напоминает правила
выполнения.
Учитель –дефектолог
предлагает еще раз
иллюстрации,
определяют цвет глаз,
место их
расположения.
Отвечают на
поставленные
вопросы.
Рассматривают в
зеркало свои глаза и
находят похожие по
цвету.
Дети раскрашивают
на карточках
предметы, которые
необходимы в
соответствии с
заданием. Давая
объяснение своему
выбору. ( у части
детей капельки
обведены в нужные
цвета)
Дети не должны
поворачивать головы,
а следить за
движением только
глазами.
Дети внимательно
слушают задания,
словесном обозначении
пространственного
положения предметов.
Умение находить
схожее. Закрепить с
дошкольниками
значение ресниц в
жизни человека.
Умение отвечать
правильно на
поставленный вопрос.
Закрепить с детьми
умение в понимании и
словесном
обозначении
пространственного
расположения
предметов,
расположенных на
листе бумаги.
Укреплять глазные
мышцы,
активизировать зрение,
формировать
первоначальные
навыки по гигиене
зрения.
Продолжать
вспомнить, что могут глаза и
выполнить упражнение
«Плохое – хорошее зрение».
Работа с карточками.
Выкладывание по смыслу
Итог: Доктор Айболит с
учителем-дефектологом
читает стихотворение.
рассматривают
картинки, повторяют
задание и выполняют
в соответствии с
заданием. ( у части
детей на
перфокартах
нужные картинки
соединены линией)
формировать умение у
детей рассуждать,
высказывать своё
мнение по
выполнению задания,
проявлять речевую
инициативу.
У детей сформировано
представление о глазе,
как об
одном из
основных органов
чувств человека, о том
что о глазах нужно
заботиться и беречь их.