"Особенности преподавания в начальных классах при внедрении ФГОС и формирование УУД на уроках литературного чтения".

Автор: Шукурова Галиябану Камильбековна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Яксатовская СОШ"
Населённый пункт: Астраханская область Приволжский район село Яксатово улица Школьная 1
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "Особенности преподавания в начальных классах при внедрении ФГОС и формирование УУД на уроках литературного чтения".
Дата публикации: 13.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Управление образования молодёжной политики и спорта администрации муниципального образования «Приволжский район» ТЕМА: «Особенности преподавания в начальных классах при внедрении ФГОС и формирование УУД на уроках литературного чтения.» Автор опыта: Шукурова Г. К. 2015 год

ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Введение 2. Цель и задачи литературного чтения 3.Отличие традиционного урока от урока, соответствующего требованиям ФГОС 4.Формирование УУД 5.Задания, направленные на формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных УУД 6.Анализ литературного произведения (как обязательный этап работы с текстом) 7.Заключение 8.Список литературы Приложение №1 Приложение №2 2

Введение
Через сказку, фантазию, игру неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребенка. (В.А.Сухомлинский) Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А.Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: « Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга». Мои наблюдения за учащимися в течение многих лет педагогической деятельности показали, что дети, которые с трудом усваивали азбуку, очень медленно читали, впоследствии с трудом занимались в более старших классах, плохо усваивали такие важные предметы как история, география, биология, слабо решали задачи. У них возникали трудности и при обучении в других учебных заведениях. Главной своей целью, которую я поставила перед собой, была цель: научить ребенка читать грамотно, осознанно. «Чтение - творчество читателя, идущего вслед за писателем. В этом смысле чтение можно с полным основанием назвать школой жизни: учить читать - учить жить». Эти слова принадлежат известному писателю С.В.Михалкову, которые стали девизом моих уроков литературного чтения. Проблема как читать художественную литературу только кажется простой. «Литература - это судьба людей, это сложность человеческих взаимоотношений, это действительность с ее противоречиями, это тонкость и глубина психологии персонажей, это творчество писателя, требующее ответного творчества читателя». (А.М.Левидова) Творческое мышление школьника выражается в открытии нового, до того неизвестного. Там, где нет этого открытия, нет и творчества. Важную роль в развитии творческого мышления, творческих способностей младших школьников играют учебные задания, которые выступают в качестве мыслительной деятельности и определяют ее 3
характер: осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели, осуществлять контроль и оценку, планирование, нетривиальные способы анализа, сравнения, обобщения, формирование критериев оценок. Чтобы сформировать у учащихся указанные мыслительные процессы, необходимо включать в урок продуктивные задания, непосредственно направленные на развитие УУД. Литература активно и по- своему участвует во всех процессах сознания. Формирование личности под воздействием литературы осуществляется как самореализация творческих способностей, духовных возможностей человека в результате (и в процессе) его само включения в «чужую жизнь», через её открытие и освоение. Познавательная и воспитательная функции литературы неотделимы от эстетической. Истинное изучение литературы невозможно без одновременного воспитания чувства прекрасного, без наслаждения художественным произведением. Только на этой основе плодотворно приобщение к художественному творчеству. Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее знать и быть в курсе. Для этого есть телевизор, компьютер, интернет. Белинский писал: «Книги есть жизнь нашего времени, в них нуждаются и старые, и малые». Это высказывание, к сожалению, потеряло свою актуальность. Чтобы дети все-таки взяли книгу в руки, родители прибегают к взяточничеству, поощряя их, например, шоколадом или чем-то иным, или разрешают играть в компьютерные игры после того, как они прочитают несколько страниц. Проблема чтения становится государственной. На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. В Москве В.Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы (по данным социального опроса), растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома книг совсем! Ни одной! Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. 4

Цель и задачи для выработки техники чтения.

Цели
: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги , умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих
задач:
1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; 2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса; 3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; 4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями. Выработке чтения уделяю особое внимание. Предлагаю детям по несколько раз прочитывать один и тот же текст, при этом учу анализировать допущенные ошибки, скорость чтения, выразительность и добиваюсь нужных результатов. Почувствовав успех, ребёнок радуется и читает с большим желанием. Вопрос беглого, сознательного и выразительного чтения меня всегда волнует. С чем приходится часто встречаться в школе? Наблбдая за выполнением домашних заданий, нетрудно заметить, что многие младшие школьники делят задания на главные и второстепенные. Выполнение упражнений по математике и русскому языку они считают главными и выполняют в первую очередь ежедневно, а чтение – второстепенным. И теперь, когда достигнуты заметные успехи на протяжении многих лет, могу поделиться с коллегами и некоторым опытом своей работы. Структуру уроков чтения я строю так, что дети становятся очень активными, любят чтение, увлекаются им. 5

Чем же традиционный урок отличается

от урока, построенного в соответствии с требованиями ФГОС

и формированием УУД?
Цель: учим самостоятельно понимать текст. Средство: приемы освоения текста до чтения, во время чтения или после чтения.
Традиционный урок:
До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: «Сейчас узнаем о писателе и прочитаем…» Во время чтения: текст читает учитель или хорошо читающие дети, остальные слушают. После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом сводится к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к чтению.
Урок, построенный в соответствии с требованиями ФГОС и

формированием УУД.
До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению. 6
Во время чтения : читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация. После чтения: беседуем и уточняем позицию автора. Продуктивное чтение осваивается обучающимися уже на первых уроках обучения грамоте. По сути, Букварь – это уже мини-учебник литературного чтения. Технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. Приведу примеры заданий, направленных на достижение результатов каждого из действий.
Формирование УУД

Познавательные УУД:

1)
формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2)
формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3)
формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4)
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5)
формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6)
формируем умение ориентироваться на развороте учебника
7)
формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1)
формируем умение слушать и понимать других;
2)
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3)
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4)
формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД

1)
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2)
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3)
формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4)
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:

1)
формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2
) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3)
формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Задания, направленные на формирование

познавательных, коммуникативных,

регулятивных, личностных УУД.

-Познавательные УУД.
1. Букварь стр. 71 -Догадайся, какое это слово, если первая буква в нём не ё, а е. Выложи его из букв и фишек. (Дана картинка ежат.) 2. Развитие умения извлекать информацию из текстов обеспечивает технология продуктивного чтения, которая состоит из 3 этапов: 1. Работа с текстом до чтения 2. Работа с текстом во время чтения 3. Работа с текстом после чтения 1 класс учебник «Букварь, 2 часть.» Тема:Ребята и зверята. Скворец. Г. Снегирёв. 1 этап: Прочитайте заглавие! Понятно ли оно вам? Можно на иллюстрации найти скворца? Что еще видите на иллюстрации? Кого изобразил художник? (умение находить ответы на вопросы по иллюстрации) 2 этап: После первичного чтения про себя ,задаю вопросы: - Что вас удивило? Что было самым интересным? Повторное чтение вслух – учитель ведёт диалог с автором. Вопросы: Что девочка искала в лесу? Почему она плакала? (умение работать со словарями, справочниками, знакомим с литературоведческими понятиями) 3 этап: Задания выполняются в тетради по литературному чтению. Соедините заголовки с частями рассказа (умение представлять информацию в виде схемы) А вам приходилось в лесу сделать открытие? (умение на основе жизненного опыта сделать выводы) Домашнее задание творческое: нарисуйте лесных жителей, о которых говорится в рассказах или составьте рассказ о любом животном из рассказа (умение извлекать информацию из различных текстов).
Коммуникативные УУД:

Формирование обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях. 1. Подготовьте устный рассказ о герое, о личных впечатлениях по прочитанному (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами). 2. Поиграем в театр, чтение по ролям; обсуждение творческих работ обучающихся по вопросам: - оцени свое сочинение, как ты считаешь, что тебе особенно удалось? - согласны ли с тобой товарищи? (умение формировать свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать других). 3. Ведение диалога, монолога, планирование совместной деятельности, распределение ролей, корректировке ошибок (умение работать в паре, группе).
Регулятивные УУД:
1. Букварь стр. 118. Рассмотрите страницу и спланируйте свою сегодняшнюю деятельность на уроке. Будем открывать новые знания или повторять изученное? - познакомимся с новыми звуками <з>, <з*>, буквой
З
. - будем читать слоги, слова, предложения, тексты с изученной буквой. - научимся писать строчную букву
з

.
- сделаем звукобуквенный анализ. - Что мы сейчас делали? (умение прогнозировать предстоящую деятельность) 2. Работа с текстом. Прочитайте заголовок, подумайте о ком или о чем будем читать? Это сказка, рассказ, стихотворение? Проверим свои предположения, прочитаем текст (умение высказывать предложения на основе работы с учебником, умение работать с информацией). 3.Задание на редактирование текста (исправь ошибки, проконтролируй чтение товарища). Умение отличать верное выполненное задание от неверного. 4.Вопросы после чтения: - Нашли ли ответы на поставленные ранее вопросы? - О чем расскажешь родителям? (умение осуществлять личностную и познавательную рефлексию)
5.Вопросы на формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей: - Что тебе надо было сделать? - Удалось выполнить работу? - Ты сам справился или с чьей – то помощью? Что мы сейчас сделали? (учились оценивать свою работу – оцените работу с помощью различных знаковых .
Личностные УУД:
1.Уже раздел Букваря «Учим буквы – учимся читать» нацеливает на положительную мотивацию к чтению. Для чего нужно хорошо научиться читать? 2.Задание на интерпретацию текста (раскрытие смысла, содержания), высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией, анализ характеров и поступков героев (умение высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции). 3.Учебник литературного чтения состоит из уроков вежливости, где Петя и его друзья познают себя и окружающий мир, учатся себя вести (как надо здороваться, как надо дарить подарки, правила гигиены). Вопросы: как бы вы Пете это объяснили: - Для чего писатель рассказал эту историю? - В чем мудрость сказки? - Помогите малышу разобраться. (умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией) 4.Много текстов о любви к Родине, о нравственных качествах человека, о взаимоотношениях родителей и детей, о взаимовыручке.
Анализ литературного произведения

(как обязательный этап работы с текстом)
Структура урока
I

Этап
– Работа с текстом до чтения 1) Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения);
Самостоятельное по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрации, с опорой на читательный опыт, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев. 2) Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II Этап
– Работа с текстом во время чтения 1) Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение в соответствии с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, смежных видов искусств – на выбор учителя). 2) Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3) Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
III Этап
– Работа с текстом после чтения 1) Концептуальная (смысловая) беседа по тексту . Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2) Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3) Работа с заглавием, иллюстрациями . Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4) Творческие задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы. Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны бать однообразны по своей структуре и организации. Готовые конспекты уроков литературного чтения по данной технологии представлены в приложении.

Заключение
Уроки литературного чтения с учетом формирования УУД требуют от учителя большой любви самого учителя к литературе и чтению. Урок, построенный в соответствии с требованиями ФГОС и формированием УУД способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания. Так, по итогам анкетирования во 2»Б» классе «Какой предмет для тебя любимый?» 19 человек из 24 (79%), ответили : «Литературное чтение». Обучающиеся стабильно показывают высокое качество знаний по литературе, начиная со 2 класса от 82 % до 100 %. Бондаренко Снежанна, выпускница 4а класса 2010-2011 учебного года стала победителем Областного литературного конкурса «Хрустальная роза»- «Мир не обойдётся без тебя».Гизатулина Ралина стала дипломантом Областного конкурса авторского стихотворения «Родная Астрахань моя» (в рамках празднования 450- летия города). Все годы сотрудничаем со школьной и сельской библиотеками. библиотекой им. Свои результаты учащиеся фиксируют в портфолио, куда вкладывают творческие работы, отзывы родителей, классного руководителя и руководителей кружков, отслеживаем результаты освоения программы по литературному чтению, обще учебные умения и способы учебной деятельности. Часто на родительских собраниях практикую анкетирование. Родители отвечают на вопросы: где берёт книги ребёнок, какую книгу он сейчас читает, читает ли он ежедневно вслух и сколько времени, как они помогают ребёнку любить книгу. С помощью родителей в классе создан уголок чтения, работают библиотекари, сделана картотека книг. Самые активные ребята ведут дневники чтения, «творят» книжки – самоделки.
На родительских собраниях и во время индивидуальных бесед стараюсь убедить каждого родителя в том, что громкое чтение, как и «чтение про себя», должно войти в ежедневную привычку ребёнка. При этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой, ярко выраженный интерес к содержанию (пусть даже маленького по объёму) рассказа, отрывка. Очень важно быть во время таких чтений предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребёнку. Для того, чтобы родители могли оказать правильную помощь своим детям, провожу для них открытые уроки, практические занятия, что способствует формированию техники чтения не только на уроке, но и в домашних условиях. Многие родители благодарны таким практическим занятиям и нередко признаются в своём неверном подходе, неправильных требованиях к чтению ребёнка. Совместная работа учителя и родителей- залог овладения учащимися беглым, сознательным, выразительным чтением и творческим подходом к художественным произведениям. Таким образом, никакие провалы истории и глухие пространства времен не в состоянии уничтожить человеческую мысль, закрепленную в сотнях, тысячах, миллионах книг. Чтение один из источников мышления и умственного развития. Ритм нашей жизни изменился и изменил формы общения. Вместо личной беседы – телефонный звонок, вместо письма- телеграмма, при встрече- 2-3 реплики на ходу. С появление новых общения снизилась его теплота, доверительность, содержательность. Общаясь, люди влияют друг на друга. Поэтому в разные времена философы и поэты, учёные и художники пропагандировали законы общения в человеческом обществе: - думать больше о других и меньше о себе; -никогда не показывать дурного настроения и не заражать им других; -уметь слушать собеседника; -общение людей должно доставлять радость. Для учителя важно, каким ребёнок является учеником, как себя ведёт, каков статус его в семье и в коллективе сверстников. Для ученика важно, интересуется ли учитель жизнью ребёнка, часто ли ругает, хвалит. Всё это говорит о том, как важно учитывать особенности младшего школьника, его стремление к тесному контакту с учителем, возможность общаться так же, как с близкими родственниками.

Список литературы


1.
А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010
2.
С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева «Как учить работать с книгой», М.,1995
3.
С.А. Дыбленко, О.В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгяд психолога и взгляд учителя», 2002, №8
4.
О.В. Соболева «Беседы о чтении», цикл статей (2007, №8-12; 2008, №1,3,4,6,9)
5.
Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010
6.
Д. Фельдштейн Образовательная система «Школа 2100»
Приложение №1

1 класс

Урок литературного чтения по программе

«Начальная школа ХХI века». 2 класс.

Шукурова Г. К., МОУ «Яксатовская СОШ»

Тема урока: Семья и я. Татарская народная сказка. Три сестры.

Цели урока: формирование навыка сознательного выразительного

чтения целыми словами, развитие речи, мышления;

содействовать воспитанию творческого воображения, любви к

матери, трудолюбия;

умению правильно выражать свои мысли.

УУД: личностные: воспитание знанию моральных норм, умения

соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,

умение выделять нравственный аспект поведения;

регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка,

саморегуляция;

познавательные: постановка и решение проблемы;


коммуникативные: умение слушать и вступать в диалоги,

участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Организация класса.
Каждый вдумчивый читатель при знакомстве с произведением открывает для себя что-то новое, знакомится с интересным, с окружающей действительностью. -Какие задачи мы поставим перед собой на уроке, чтобы стать вдумчивыми читателями? (делиться своими впечатлениями, работать с текстом, учиться правильно строить ответ на поставленный вопрос, понять замысел автора).
Сообщение темы.
-А как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Что такое семья? Какие отношения должны быть в семье? А кто должен в семье заниматься домашним хозяйством?
3. Слайды.
(Семья.)
4. Сочинение о семье.
Вступительная беседа к восприятию сказки. -Какие бывают сказки? -На какие разделы они делятся? -А сейчас послушайте татарскую сказку «Три сестры». -Вы должны ответить, почему люди любили младшую сестру.
5. Слушание сказки.


6. Физкультминутка.
Музыка из мультфильма «Мамонтёнок».
7. Работа с композиционным треугольником.
(Слайд) -Посмотрите на композиционный треугольник. -Какие части в нём присутствуют?
8. Работа с памятками.
-О чём это произведение? -Почему оно так называется? -Какие вопросы возникли у тебя при слушании сказки? -Где и когда происходят события? -С чего всё началось? -Как развивались действия? -Какое событие самое главное? -Какой эпизод при чтении вас больше всего взволновал? -Кто действует в произведении? Опишите героев. -Как относится к ним автор? -Кто вам понравился, и кто не понравился? Почему? -Какое настроение вызвало у вас прочитанное? В каком предложении заключается главное? -Какое желание у вас возникло?
9. Составление кадров к диафильму.
-Женщина день и ночь работает, чтобы накормить детей. -Девочки вышли замуж, мама осталась одна.
-Прошло много лет, заболела старушка мать. Посылает белочку к своим дочерям. -Дом хороший, везде чистота, старшая дочь чистит 2 таза, тазы вскочили и накрыли дочь. -Другой дом, средняя дочь ткёт холст, вдруг превратилась в паука. -Третья дочь месит тесто, побежала к матери. -Лес, цветы, пчёлка собирает мёд.
10. Чтение по ролям.
-Давайте попробуем эту сказку прочитать по ролям. Автор. Белочка. Мать. Старшая сестра. Средняя сестра. Младшая сестра. Пчёлка.
11.Рабочие тетради.

12. Пословицы.
-Нет милее дружка, чем родная матушка. -При солнышке тепло, при матери добро. -Кто скоро помог, тот дважды помог. -Всякий человек в деле познаётся.
-Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
13. Итог урока.
-Как вы думаете, для чего народ сочинил эту сказку? -Чему учит нас эта сказка? -Как вы думаете, достигли ли мы с вами целей урока? -Чему учились на уроке?
14. Выставление оценок.

-Как вы поработали на уроке? Какую оценку вы поставили бы

себе?

15. Домашнее задание.
Пересказать сказку от лица белочки.
16.Стихотворение « Посидим в тишине». А. Барто.
Мама спит, она устала, Ну и я играть не стала. Я волчка не завожу, А уселась и сижу. Не шумят мои игрушки, Тихо в комнате пустой, А по маминой подушке луч крадётся золотой. И сказала я лучу: -Я тоже двигаться хочу! Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать, Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать. Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и молчу! Луч метнулся по стене, А потом скользнул по мне. -Ничего, - шепнул он будто,- Посидим и в тишине. Конспект урока литературного чтения в 1 классе по УМК «Начальная школа 21 века» (под ред. Н. Ф. Виноградовой).
Тема урока:

Ребята и зверята.

Ю. Дмитриев «Медвежата».

Г. Снегирёв «Медвежата».
Цель:  Познакомить с произведениями о медвежатах;  Продолжить работу по формированию навыка осознанного, правильного, плавного чтения; развивать речь и обогащать словарный запас; расширять читательский кругозор; развивать положительную мотивацию к учебно-познавательному процессу; развивать интерес к чтению;  Воспитывать правила поведения на уроке и умение слушать; прививать бережное отношение к братьям нашим меньшим. УУД: личностные: обеспечение успешности в учёбе за счёт организации ориентировки ученика в учебном содержании и усвоения материала; регулятивные: планирование, прогнозирование, оценка своей деятельности;
познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения, установление причинно- следственных связей, доказательство; коммуникативные: постановка вопросов, управление поведением партнёра. Оборудование: Для учителя: - учебник «Букварь» (часть вторая), авторы Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова, изд-во «Вентана-Граф», Москва, 2008 год; - ноутбук и проектор; - мяч; - картинки с изображением медведя. Для учащихся: - учебник «Букварь» (часть вторая), авторы Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова, изд-во «Вентана-Граф», Москва, 2008 год; - индивидуальный раздаточный материал (для задания на внимательность); - тестовое задание; - тексты о медведях. Ход урока. 1. Организационный момент. Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем.
2. Речевая разминка (со звуком «ж»). Жа-жа-жа, жа-жа-жа. Тут ежата у ежа. Жу-жу-жу, жу-жу-жу. Как-то уж пришёл к ежу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи. Мне ежаток покажи. Жу-жу-жу, жу-жу-жу. Я с ужами не дружу. Жа-жа-жа, жа-жа-жа. Уж уходит от ежа. 3. Звуковая разминка. Гласные: а, о, у, ы, и, е. Сочетания: а-у, а-о, ы-и, э- ы, и-о, аоуиы, аиуоэ. 4. Игра. Кто быстрее? На столе листочки с текстом. Найти заданное предложение. 5. Чтение. Буксир. Учитель читает текст, дети читают тот же текст про себя, стараясь поспеть за учителем. 6. Гимнастика для глаз. Слайд 1-6 7. Рев медведя. Как вы думаете, почему я включила вам эту запись? Какая тема нашего урока? 8. Знакомство с произведением Ю. Дмитриева «Медвежата». . Слайд 7 – автор и название. Как называется тема нашего урока? О ком мы будем с вами говорить? Какое произведение мы сегодня с вами будем читать?  Беседа о медведях: «Ребята, что вы знаете о медведях? Чем они питаются? Где живут? Какого цвета бывают? Спят ли они зимой? Почему?» Слайд 8 – фото медведя. Чтение произведения учителем.  - Можно ли увидеть маленьких медвежат?
 - В какое время года можно увидеть медвежат?  - Когда родятся медвежата?  - Какое время они проводят в берлоге?  Слайд – медведица с новорожденными медвежатами.  - А жалко вам медвежат? А сколько весят медвежата? А сколько это?  Словарная работа: на слайде 9. Берлога Медведь – медведица – медвежата Кроха – крошечные Грамм – килограмм – полкилограмма Полкилограмма – сколько это? Показ гири.  Чтение текста хорошо читающими детьми цепочкой.  - Что вы нового узнали из этого рассказа?  - Почему автор нам рассказал о медвежатах?  - Какой жанр этого произведения?  - Кем автор является в этом произведении?  - Почему вы так считаете?  Найти вопросительное предложение.  Ответить на вопрос № 2.  Найти в тексте самое длинное слово (полкилограмма). Физкультминутка. Слайд 10 Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку) Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой) Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения) А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл) А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки) Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку) Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову) 9. Игра « Назови ребёнка». Слайд 11 Учитель называет взрослого животного
У лисы - … лисёнок. У лося - … лосёнок. У галки - … галчонок. У собаки - … щенок. У коровы - … телёнок. У рыси - … котёнок. У лошади - … жеребёнок. У курицы - … цыплёнок. У козы - … козлёнок. У овцы -… ягнёнок. 10. Знакомство с произведением Г. Снегирёва «Медвежата». Чтение учителем текста. Слайд 12. Работа с текстом. Чтение самостоятельное. .  Перечислите, чем питаются медвежата (из текста).  Выборочное чтение: прочитать предложение, в котором говорится о ягодах. Слайд 13, о пчёлах Слайд 14, о муравьях Слайд 15.  - А можно ли произведение Г. Снегирёва считать продолжением произведения Ю. Дмитриева?  - Почему?  Когда медведи выходят из берлоги?  Нравственное воспитание.  - Кто кормит медвежат?  - Можно ли их назвать семьёй? Докажите.  - Для чего авторы написали эти рассказы?  - Что они хотели вам показать?  - Медведи живут семьёй, а вы как живёте?  - Что такое семья?  - Как вы живёте? Кто о вас заботится?  - А кому тяжелее живётся?  - А слушаются ли медвежата свою маму? 11. Дополнительная информация. У детей листки с разным текстом о медведях. Они читают самостоятельно и рассказывают всему классу. 1 вариант (для хорошо читающих детей): Иногда медведица оставляет при себе медвежонка из прошлогоднего выводка, который становится её помощником в воспитании малышей. Его называют пестун. Он служит подрастающим медвежатам примером для подражания. У него они учатся лазить по дуплам за мёдом диких пчёл, разгребать муравьиные кучи.
2 вариант (для детей, которые ещё плохо читают): Врагов в природе у медведей немного, иногда это волки. Живут бурые медведи 35 – 50 лет. В последнее время из-за вырубки леса, распашки полей и охоты на медведей их численность сократилась. Охотятся из-за вкусного мяса, полезного жира и тёплой, хотя и очень тяжёлой шкуры. Поэтому охрана медведей стала необходима. 12. Тестовое задание. Слайд 16 с заданием. Найдите среди всех слов те, которые встречались в произведении и подчеркните их. Медвежата Детёныш Медведь Муравейник Волк Земляника Молоко Грибы Апрель Зима Проверьте себя. Слайд с ответами. Медвежата Детёныш Медведь Муравейник Волк Земляника Молоко Грибы Апрель Зима 13.Итог. Слайд. Ответим на вопросы, которые поставили в начале урока. Узнали ли вы новое? Для чего авторы поместили эти произведения к нам в учебник? А как вы работали на уроке? Как ваша пара работала на уроке? Если вам понравился урок, то вы хлопаете, а если не понравился, то поднимите руки. А чтобы больше узнать о медведе, что мы должны делать? Спасибо за хорошую работу на уроке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Личностные универсальные учебные действия. (ПРАКТИКА). Для того, чтобы правильно строить свою работу по сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации кучения, провожу следующие типовые задания. 1. Методика. Беседа о школе. Цель: выявление действий, направленных на определение своего отношения к поступлению в школу, школьной действительности, действий, устанавливающих смысл учения. Метод оценивания: индивидуальная беседа. - Тебе нравится в школе? - Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое главное? -Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе ещё ничего не знает, он тебя спрашивает, кто такой хороший ученик? Что ты ему ответишь? -Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься? - Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание- там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться? - Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались и он тебя спрашивает(…). Подумай, о чём он может тебя спросить? - Представь, что ты очень хорошо работал на уроке, учительница тебе говорит: «…ты сегодня хорошо поработал на уроке и я хочу тебя наградить за хорошую учёбу. Выбери сам, что ты хочешь- шоколадку, игрушку или пятёрку в дневник? ПРОБА НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ИНИЦИАТИВУ. НЕЗАВЕРШЁННАЯ СКАЗКА.
Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника. Оцениваемые УУД. -Действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребёнка. -Коммуникативное действие- умение задавать вопросы. Метод оценивания: чтение незавершённой сказки в индивидуальном обследовании. Описание. Ребёнку читают незнакомую сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Выдерживается пауза. Если ребёнок молчит- не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, задаётся вопрос ребёнку: «Ты хочешь у меня что-то спросить?» Критерии оценивания. 1. Интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы взрослый продолжал чтение сказки. 2. Адекватность высказывания, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки. Уровни оценивания. Низкий уровень: ребёнок не проявляет интерес к чтению сказки, не задаёт вопросов. Средний уровень: ребёнок проявляет интерес к сказке, но инициатива в продолжении чтения отсутствует, после дополнительного вопроса спрашивает, чем закончилась сказка, с интересом выслушивает развязку. Высокий уровень: ребёнок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задаёт вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый прочитал сказку до конца.