Напоминание

"Программа сохранения и восстановления эмоционально-энергетических и личностных ресурсов"

Автор: Ефремкина Анна Сергеевна
Должность: педагог-хореограф
Учебное заведение: МБОУ ДО "ИКАР"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Программа
Тема: "Программа сохранения и восстановления эмоционально-энергетических и личностных ресурсов"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Министерство Высшего образования ПВГУС

Зачётная работа по курсу:

«Профилактика профессионального выгорания учителя»

02.03.2015-13.03.2015

Тема: «Программа сохранения и восстановления эмоционально-

энергетических и личностных ресурсов»

Выполнила:

Ефремкина Анна Сергеевна

МБОУ ДОДДУМ «Икар»

Педагог до

Преподаватель:

Пучкова Г. В.

К.ПС.Н., доцент ТГУ

Тольятти 2015
1

Содержание
1.Анализ состояния выявленных симптомов эмоционального выгорания............3 2. Анализ факторов развития симптомов эмоционального выгорания; устранение причинно-следственных связей и симптомов………………... ............... 5 3 Программа профессионального выгорания...........................................................8 3.1.Устремление в личной и профессиональной сфере………………………..8 3.2 Гармонизация структуры времени.................................................................10 3.3.Интернальность и определение зоны ответственности..............................12 4.Позиции и роли в общении....................................................................................15 5.Способы восстановления после стресса.............................................................. 21 Список исползуемой литературы.............................................................................23 2

1. Анализ состояния выявленных симптомов эмоционального выгорания
Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность. В современных условиях деятельность учителя буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа учитель должен иметь внутренние ресурсы. Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания. Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы. Деперсонализация - тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций. 3
Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.
Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального

выгорания у учителя:

- на первой начальной стадии
у учителей наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.). Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий на фоне ощущения нервно-психической напряженности;
- на второй стадии
- наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать);
- третья стадия –
собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил. 4

2. Анализ факторов развития этих симптомов; устранение причинно-

следственных связей и симптомов
Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» учитель, как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления. Факторы, вызывающие выгорание группируются в три больших блока: личностный, ролевой и организационные факторы и индивидуальные характеристики самих профессионалов .
Личностный фактор
. Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства (А.Панс, 1982). Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он достаточно неуязвим по отношению к эмоциональному выгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствуют также неудовлетворенность человека своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.
Факторы:
1.Неудовлетворённость профессиональным ростом компетентности 2.Отрицание социальной значимости педагогической деятельности 3.Стремление к соперничеству с коллегами 4.Занятие профессиональной деятельностью в ущерб другим жизненным сферам 5.Отсутствие в способности к детенрации и эмпатии 5

Ролевой фактор
. Исследования показали, что на развитие «выгорания» существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность (Х.Кюйнарпуу), а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует объединение усилий, но при этом присутствует конкуренция (К.Кондо). А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.
Факторы:
1. Действие сотрудников и несогласование 2. В коллективе присутствует зависть и конкуренция 3. Члены администрации и коллектива дистанцированны 4. Отсутствие личного участия в управлении образовательного учреждения 5. Отсутствие дружеского и активно- личностного аспекта
Организационный фактор.
На развитие «сгорания» влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (т.н. не четко определены функциональные обязанности) либо работа не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при котором «шеф» не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы.
Факторы:
1.Моя работа не оценивается должным образом 2.Характер контроля деятельности не соответствует её содержанию. 3.Должностные инструкции недостаточно соблюдены 6
4.Отсутствуют социальные аспекты мотивации 5.Не определенны критерии материальной стимуляции
Рассмотрим качества, помогающие специалисту избежать

профессионального выгорания

В первую очередь,
это следующие индивидуально-личностные особенности:  хорошее здоровье;  сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (к примеру, занятия спортом и поддержка здорового образа жизни);  высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Во-вторых,
выгорания избегают люди,  имеющие, опыт успешного преодоления профессионального стресса;  способные конструктивно меняться в напряженных условиях  отличающиеся высокой подвижностью;  открытостью;  общительностью;  самостоятельностью;  стремлением опираться на собственные силы.
В-третьих
, важной отличительной чертой этих людей являются:  способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще. 7

3. Программа профессионального выгорания

3.1 Устремление в личной и профессиональной сфере
Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода трудовых будней - непременное условие успешной деятельности представителей любой профессии, не говоря уже о профессии педагогической. Здесь любой сбой, любой спад активности обязательно замечается участниками педагогического процесса, отрицательно сказывается на результатах педагогического труда. Для того чтобы перейти к анализу проблем профессионального самопознания и саморазвития социального педагога, необходимо хотя бы коротко остановиться на характеристике его личностных особенностей и профессиональной компетентности, специфике деятельности. В настоящее время в науке существуют самые разнообразные подходы к выделению структурных компонентов личности социального педагога, его деятельности и общения, разные взгляды на особенности и своеобразие его профессиональной компетентности. К наиболее значимым компонентам структуры личности социального педагога относятся:  профессионально-педагогическая направленность;  профессиональная активность;  профессиональные знания и умения;  профессиональные педагогические способности, память, мышление и воображение;  профессиональное самосознание. Педагогические способности характеризуют тот личностный потенциал, которым обладает каждый социальный педагог, но в разной мере. Именно 8
педагогические способности и обнаружение их у себя формируют соответствующие профессиональные намерения стать социальным педагогом, склонности заниматься педагогической деятельностью, эффективность педагогического труда. Знание своих способностей, использование наиболее выраженных из них, развитие их в ходе профессиональной деятельности являются основой для успешного выбора и базой для определения путей дальнейшего самосовершенствования.
Наиболее важные способности:

перцептивные
- проникать во внутренний мир детей, психологическая наблюдательность, связанная с пониманием личности ребенка и его состояний; 
коммуникативные
- продуктивное общение с детьми, умение найти к ним правильный подход, установить верные взаимоотношения; 
речевые
- четко, ясно и последовательно излагать свои мысли, насыщая их эмоциональной экспрессией, владение культурой речи; 
организаторские
- умение сплотить ученический коллектив, мобилизовать его на решение различных задач, а также способность организовывать собственную работу, правильно распределять время на выполнение тех или иных дел; 
авторитарные
- непосредственное эмоционально-волевое влияние на детей, умение на этой основе добиваться у них действительного авторитета; 
педагогическое воображение
- специальная группа способностей, выражающаяся в умении предвидеть результаты как своих действий, так и действий других, вносить уже на уровне сознания необходимые коррективы; 9
Перечисленные способности не раскрывают всей полноты знаний, умений и способностей педагога, но по крайней мере дают представление о них, определяя сферу возможного самопознания и саморазвития. Педагогическая память, мышление и воображение. Занятие педагогической деятельностью придает определенную направленность психическим процессам социального педагога (вне зависимости от его желания) и профессионализирует их, решает специфические задачи, которые отличны от задач врача, инженера, рабочего, где предъявляются свои требования к личности профессионала.
3.2 Гармонизация структуры времени

1)
Время провождение - пустая болтовня разговор не о чём.
2)
Профессиональная деятельность. Деятельность по функционалу.
3)
Досуг-отдых. Удовольствие от деяний.
4)
Быт. Дом, семья.
5)
Общение. Создание общего продукта, новое решение, идея.
6)
Творчество. Создание объективного или субъективного продукта.
Собственный анализ

Реальность:

Время

провождени

е

Профессиональна

я деятельность

Досуг

Быт

Общени

е

Творчество

5%

40%

10%

20%

10%

15%
Ожидаемый результат:
Время

провождени

Профессиональна

я деятельность

Досуг

Быт

Общени

е

Творчество
10

е

0%

25%

20%

10%

20%

25%
Гармонизация - это прямая работа с аурой человека, выполняющаяся как в личном присутствии (не применимо при коррекции отношений, так как те, кто уходят, вряд ли согласятся прийти), так и по фантомному образу ауры, получаемому с помощью фотографий. В ходе гармонизации устраняется накопленный негатив (сгустки в соответствующей энергии внутри ауры, ослабляющие ее, а также притягивающие негативные события и обстоятельства). Сей негатив может быть, как следствием ситуации, которую необходимо исправить (будь то конкретные отношения или же их отсутствие), так и являющимся причиной проблемной ситуации (негатив, накопленный ранее). Также в ходе гармонизации разряжаются энергетические блокировки (на поведенческом уровне – внутренние программы, которые вынуждают человека действовать неэффективно, разрушать, в том числе себя), которые препятствуют нормальному движению энергии внутри ауры и естественному энергообмену с Вселенной. Таким образом, в результате гармонизации не просто решается та или иная ситуация, но и человек, чья энергетика гармонизирована, начинает чувствовать себя лучше, ощущая прилив сил и энергии, что, безусловно, позитивно сказывается на жизни в целом Время - одно из основных понятий философии и физики, условная сравнительная мера движения материи, а также одна из координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел. В философии -это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении -из прошлого, через настоящее в будущее) [1], внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами. Тем не менее существуют теории с симметричным временем, например, теория Уилера -Фейнмана. В количественном (метрологическом) смысле понятие время имеет три 11
аспекта: координаты события на временной оси. На практике это текущее время: календарное, определяемое правилами календаря, и время суток, определяемое какой-либо системой счисления (шкалой) времени (примеры: местное время, всемирное координированное время) ; относительное время, временной интервал между двумя событиями; субъективный параметр при сравнении нескольких разночастотных процессов.
3.3 Интернальность и определение зоны ответственности

Направленност

ь

Значение и принципы

1. Автономия
Принятие ответственности за своё бытиё в Мире. Принятие болевой ситуации, как принудительное очищение. Причина боли не в окружающем Мире, а в несовершенстве моей души.
2.Чувствознание
Развитие интуиции, пропускание мыли через сердце, прежде чем принять решение.
3.Самоактуализация и

самореализация
Самоактуализация - осознание собственных возможностей. Самореализация – воплощение себя в деяниях. Отдача энергии на уровне тела, души, и духа, обеспечивает приток божественной энергии.
4.Спонтанная воля
Выбор действия без оглядки на кого-то или что-то. Действие несущего блага человеку и Миру.
5.Терпимость и
Отказ, от каких либо гарантий. 12

неопределенность
Гибкость поведения. Отказ от контроля над людьми и событиями.
6.Радоваться жизни
Быть благодарным за малое. Отказ от удовольствий (еды, секса, общения и т. д.)
7.Учиться видеть причинно-

следственные связи собственных

событий
Понятия причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи и развития. П -> С, где П причина , С следствие.
8.Синхронизация жизни
1) Материальный смысл деяний 2) Через собственную работу. Реализацию себя в социуме. 3) «Работаю здесь, я выполняю волю творца».
9.Готовность к преображению
Разрушение человеческого «я», перестать защищать человеческое «я», так как оно связано с инстинктом самосохранения и продолжением рода. Смирение - отказ от человеческого «я» Под интернальностью понимается склонность личности видеть в качестве причин происходящих в ее жизни событий преимущественно себя собственные способности, усилия, свойства характера и тд. При этом в психологической науке и практике социальной жизни проводится ценностный подход к интернальности, считается, что именно она обеспечивает личностную зрелость и успешность в многочисленных жизненных ситуациях. Проблема интернальности под разным углом зрения представлена во многих философских, психологических и социологических концепциях В философии проблема личного контроля рассматривается в связи с вопросами судьбы и свободы воли, например, в теориях 13
волюнтаризма (А Шопенгауэр, ЭГартман и др), утверждающих независимость человеческой воли от окружающей действительности.. В психологии категория интернальности затрагивается в связи с исследованием разных аспектов индивидуального успешного поведения и эффективного коллективного поведения; при изучении социального влияния, в связи с вопросами нравственного поведения личности и социальных сообществ, в феноменологии интернальности и поиска личностных и ситуативных ее коррелятов, при разработке структурных компонентов и диагностики интернальности. Традиционно же данное понятие соотносится с именем Дж Ростера и его теорией локуса контроля, но по сути имеет многочисленные источники и аналоги. Понятие «Зона ответственности» часто встречается в литературе. Но, если Вы задумаетесь над конкретной формулировкой данного понятия, то выяснится, что, несмотря на массовое применение, точного определения обычно никто не дает. И это неудивительно. Понятие «зоны ответственности» обычно употребляется как в меру неопределенное, но указывающее на то, что именно конкретный сотрудник должен нести ответственность за события, имеющие отношение к определенной сфере деятельности организации. Зона ответственности — это область деятельности организации, за нормальное функционирование которой несет ответственность один или несколько сотрудников. Как известно, когда несколько сотрудников несет ответственность за одно и то же, это означает, что, фактически, никто. Поэтому в терминах данной формулировки это означает, что ответственность разделена между работниками в пространстве или во времени. Например, ответственность за работоспособность коммуникаций в первую, вторую и третью смену работы предприятия. 14

4.Позиции и роли в общении

Зарубежные психологи выделяют три основные позиции в общении -

Ребенка, Родителя, Взрослого
, которые могут неоднократно сменять одна другую даже на протяжении дня, или одна из них может преобладать в поведении человека (трансактный анализ Э. Верна).
С позиции Ребенка
человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детском возрасте, нередко наблюдается и у взрослых. При общении с коллегами, оба супруга обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки. Тем не менее, если кто-то из коллег настоятельно будет придерживаться по отношению к ним позиции Родителя или Ребенка, они в свою очередь вынуждены будут занять противоположную позицию.
С позиции Родителя
"играются", например, роли строгого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего: "Зайдите завтра!". С позиции Ребенка - роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста - любимца публики, зятя, берущего в долг у тещи не хватающие для покупки машины деньги.
С позиции Взрослого
- роли соседа, встретившего знакомого, случайного попутчика, сослуживца, подчиненного, знающего себе цену, и др. В позиции "Родителя" могут быть две разновидности:
1)
"карающий Родитель" - указывает, приказывает, карает за непослушание и ошибки;
2)
"опекающий Родитель" - советует в мягкой форме, защищает, помогает, 15
поддерживает, сочувствует, жалеет, опекает, заботится, прощает ошибки.
В позиции "Ребенка"
выделяют разновидности: "послушный Ребенок" и "бунтующий Ребенок" (ведет себя "Не хочу, не буду!") Динамика общения определяется тем, в какой позиции находится собеседник. Два собеседника в позиции Родителя могут успешно общаться, если их общение ведется по поводу кого-то третьего, кого они критикуют, но общение, направленное друг на друга чревато конфликтами. Успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, могут друг друга понять и два Ребенка. Общение Родителя и Взрослого динамично, либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка. Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично, либо Взрослый сумеет побудить Ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти к позиции Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя. Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный ("послушный"), так и конфликтный характер ("бунтующий Ребенок"). Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения не совпадает, Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный уровень общения двух Взрослых, а фактически диалог продавца ("Вещь хорошая, но дорогая") и покупателя ("Именно это я и возьму") был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель). 16
Трансактный анализ общения (Э. Берн) позволяет выявлять позиции общающихся на внешнем и психологическом уровне, анализировать манипулятивные игры, в которые играют люди, общаясь друг с другом, маскируя истинные цели и позиции.
Выделяют так же позиции общения:
1) "доминирование или общение сверху" - "на равных" - "подчинение или позиция снизу" 2) "доброжелательная позиция принятия партнера" - нейтральная позиция - "враждебная позиция неприятия партнера". Из сопоставления этих двух факторов-векторов выявляют 8 индивидуальных стилей общения. Выделяют
"закрытую - открытую позицию в общении".
Открытость общения - возможность выразить свою точку зрения на предмет и готовность учесть позиции других. "Закрытая позиция" - нежелание или неумение человека выразить свои интересы, мнения, изоляция или уход в "оборону" от собеседника, игнорирование его интересов.
"Односторонннее выспрашивание
" - полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции.
"Истерическое предъявление проблемы"
- человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек "войти в чужие обстоятельства", слушать "излияния". Стратегия общения может быть не только "открытая - закрытая", но и "ролевое - личностное общение". Ролевое общение исходит из выполняемой социальной роли, а личностное общение - общение "по душам". 17
Выполняемая та или иная социальная роль обуславливает определенный стиль общения, хотя и преобладающий стиль общения данной личности может накладывать свой специфичный отпечаток на многие исполняемые социальные роли. С ролями не следует путать маски (вежливости, скромности, строгости, участливости и т. п.), под которыми подразумевается набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющий скрыть свои истинные эмоции, отношение к собеседнику.
Стили педагогического общения

1.

Доверительно - диалогический стиль (20-25%)
 Высокая контактность  Педагогический оптимизм  Опора на позитивный потенциал  Доброжелательная требовательность  Открытость и искренность  Индивидуальный подход к пед . ситуации  Высокая импровизационность  Готовность к новизне  Высокая адекватная самооценка  Чувство юмора
2.

Альтруистический стиль (15-20%)
 Подчинение себя профессии  Полная самоотдача ученикам в ущерб личной жизни  Желание поставить учащихся в зависимость от себя (контроль)  Потребность в эмоциональной близости  Жертвенность  Низкая рефлексия собственного поведения
3.

Камфорный (13-15%)
 Пассивность на изменение ситуации  Бесконфликтное общение 18
 Не критическое согласие  Формальная доброжелательность  Повышенная тревожность  Стремление соответствовать стандарту  Недостаток инициативы  Лабильная и низкая самооценка
4.

Рефлексивно - манипулятивный(10-15%)
 Хорошие психологи  Эгоцентрическая направленность  Высокая потребность в успехе  Подчёркнутая требовательность  Скрытая манипуляция  Хорошее знание психология школьников  Закрытость  Неискренность  Высокая самооценка и самоконтроль
5.

Пассивно - индифферентный (9-10%)
 Холодная отстраненноть  Немногословность, сдержанность  Дистанцированность  Ролевое общение  Замкнутость и безразличие  Эмоциональная глухота  Высокая самооценка
6.

Авторитарно – монологический (5-7%)
 Ориентация на принуждение  Эгоцентризм  Игнорирование другой точки зрения  Нетерпимость к возражениям и ошибкам  Недостаток педагогического такта  Субъективизм в оценке  Низкая чувствительность  Высокая самооценка
7.

Конфликтный (2%)
19
 Непринятие профессиональной роли  Пессимизм , раздражительность, импульсивность  Тотальное недоверие  Крайний экстернал (перекладывает ответственность на других)  Низкая самооценка и слабый самоконтроль
5. Способы восстановления после стресса

Восстановление после стресса -
это важный процесс, и если его правильно организовать, то негативные последствия стресса исчезнут. Стресс может быть причиной заболеваний, плохого состояния кожи, волос, ногтей, может привести к разрушению зубов, бессоннице и другим негативным последствиям. Чтобы этого избежать, нужно научиться своевременно восстанавливаться после стресса. Сделать это можно разными способами.
Этапы восстановления после стресса
Восстановление после стресса происходит в несколько этапов. Необходимо в течение 2-3 месяцев после пережитой проблемы провести ряд мероприятий, которые также станут и профилактикой возникновения новых проблем.  Поменяйте обстановку. Если есть возможность, отправляйтесь в отпуск. Это может быть поездка в жаркую страну, в деревню или на дачу. Проводите больше времени среди друзей, новых знакомых. Не замыкайтесь, больше общайтесь.  Пейте витаминные комплексы и правильно питайтесь. Обычно восстановление после стресса требует насыщения организма питательными веществами, которые неправильно усваивались в стрессовой ситуации. 20
 Спите достаточное количество времени. Взрослому человеку нужно около 7-8 часов в сутки, чтобы отдохнуть.  Придумайте способы расслабления. Медитация
,
хорошая музыка, общение с приятными людьми, прогулки способствуют улучшению состояния.  Улыбайтесь. Многие психологи уверены, что именно радость способна ускорить восстановление после стресса. Смотрите комедии, ходите в театр.
Профилактика стресса
Чтобы не было необходимости в восстановлении после стресса, нужно научиться его избегать. И хотя первоначально кажется, что это не всегда возможно, все-таки существуют способы предотвращения стресса. Часто человек прекрасно знает, что может вызвать стресс в будущем. Например, кризис отношений можно почувствовать задолго до его возникновения, то же касается запланированных событий, например сессии. Если вы знаете, что вскоре вам предстоит нервничать по какому-то поводу, начните принимать успокоительные препараты. Это необязательно должны быть лекарства, можно заварить чай с мятой, календулой, валерианой. Если проблемы наваливаются сразу, старайтесь переключать свое внимание. Не нужно постоянно думать о том, что вас заставляет волноваться и беспокоиться. Придумайте что-то, о чем вам приятно думать, что поможет отвлечься. Это могут быть хобби, общение с друзьями, детьми или любое другое занятие. 21

Список использованной литературы
1. Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов. - Вып. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Изд. Учитель 2009 2. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения .Изд. Учитель 2009 3. Сост. Л.В.Свешникова Рефлексивные техники эмоционального состояния детей. Волгоград. Учитель 2011 4. Сост. А.В.Ненашева, Г.Н.Осинина, И.Н.Тараканова Коммуникативная компетентность педагога ДОУ Волгоград, Учитель, 2011 5. Г.Б.Монина, Е.К. Лютова-Робертс Коммуникативный тренинг педагоги, психологи, родители. С.-Петербург Речь 205 6. И.В. Стишенок Тренинг уверенности в себе. С-П Речь 2008 7. Бачков, И. В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе / И. В. Вачков, С. Д. Дерябо. - СПб.: Речь, 2004. 8. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие / И. В. Вачков. - М.: Ось-89, 2003. 9. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2005. 10.Грегор, О. Как противостоять стрессу. Стресс жизни. Понять и управлять им / О. Грегор. - СПб., 1994. 11.Рогинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Рогинская // Психологический журнал. - 2002. 12.Семенова, Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учебное пособие / Е. М. Семенова. - М.: Изд-во Инта психотерапии, 2002. 22
23