Автор: Аюпова Раиса Маратовна Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОУ "СОШ с. Новая Порубежка"
Населённый пункт: с. Новая Порубежка, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рабочая программа по истории. 9 класс."
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа с.Новая Порубежка
Пугачевского района Саратовской области»
«
Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Замдиректора по УВР Директор школы
______ Кабикова И.Н. ________ Аюпова Р.М. _______ Долгополова О.Н.
Протокол № __1___ «___» _сентября20__ г. Приказ № ______
от «___» ________20__г. от «___» сентября20__г.
Рабочая программа
по истории в 9 классе
учителя
первой квалификационной категории
Аюповой Раисы Маратовны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _1_ от
«___» ______20__г.
20__ – 20__ учебный год
Пояснительная записка
Настоящая Рабочая программа по курсу «История России. XX – началоXXI в» и
«Всеобщая история.XX – началоXXI в» , составленная на основе Федерального компонента
государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы
основного общего образования по истории МО РФ 2004г., предназначена для изучения в 9
классах общеобразовательных школ и является продолжением авторской программы по
курсу отечественной и всеобщей истории с древнейших времен до конца XVI в. Для 6 класса.
Программа составлена на основе временных требований к Обязательному минимуму
содержания исторического образования в основной школе и в соответствии с объемом
времени, которое отводится на изучение истории по базисному учебному плану.
Программа ориентирована на учебники по истории для первого концентра, выходящие в
издательстве «Просвещение» и включенные в Федеральный перечень:
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11
классы.- М.:Просвещение,2008.
А.А.Данилов, Г.Г.Косулина, М.Ю.Брандт История России, XX-начало XXI в.: учеб.
Для 9 кл. общеобразоват. учреждений. –М.: Просвещение, 2010
А. А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XX-начало XXI века. 9 класс.
Рабочая тетрадь в 2 частях. – М.:Просвещение,2011
Рабочие программы. Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С.
Сороко-Цюпы. Юдовская А. Я., Ванюшкина Л.М. Раздел «Всеобщая история. История
нового времени» для 7-8 классов – М.: Просвещение,2011.
О.С.Сороко-Цюпа. Новейшая история зарубежных стран, XX – начало XXI века: учеб.
Для 9кл. общеобразов. Учреждений /О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа.-М.:
Программа скорректирована, адаптирована и составлена в соответствии с объемом
учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану
общеобразовательного учреждения. Она составлена из расчета 68 часов для изучения
интегрированного курса истории России и истории Новейшего времени при двухчасовой
недельной нагрузке. В общей сложности на изучение истории «Новейшего времени. XX –
началоXXI в» отводится 24 часа, на изучение «Истории России. XX – началоXXI в» 44
часа.
Ц е л и.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам
и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной
истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с
различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически
сложившимися культурными, религиозными, этнонациональнми традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах
социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного
отношения к представителям других народов и стран.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую
роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к
национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся
многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся
должны 2формироваться яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических
эпох, сложиться представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого,
понимание современных общественных процессов, ориентация в динамично развивающемся
информационном пространстве.
Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают
исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую
систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой
определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор
учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и
значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур,
исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного
общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и
опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического
прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При
этом изучение истории ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся,
использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования
их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего
образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное
взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать
целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности
современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую
социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения,
существующих в современном многокультурном, многонациональном,
многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей
курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях
пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и
картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и
предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный
потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить
стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков.
Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их
возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области
«Искусство».
В Программе предусмотрено 2 часа для повторения и обобщения содержательных
разделов «Международные отношения в 30-е годы» и «Россия и мир в XX – начале XXI». В
конце первого полугодия и в конце учебного года предусмотрены уроки контроля знаний,
умений и навыков учащихся в форме тестирования.
Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы
работы учащихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследователь -
скую, проектную деятельность. Предполагается проведение разных
типов уроков:
лекции,
семинары, конференции, уроки-исследования, уроки-презентации, зачеты, которые
способствуют лучшему усвоению учащимися определенной сум
мы знаний, развитию
личности познавательных и созидательных способностей.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом образовательного учре
ждения в
форме текущего, рубежного и итогового контроля.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО КУРСУ
«ИСТОРИЯ РОССИИ: XX-НАЧАЛО XXI ВЕКА» В 9 КЛАССЕ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО КУРСУ
«НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ» В 9 КЛАССЕ
№
Наименование раздела
Количество
часов
1
Россия в начале XX века.
9
2
Россия в годы революции и Гражданской войны.
5
3
СССР в 20-е годы
5
4
СССР в 30-е годы
5
5
СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг.
6
6
Советский Союз в послевоенный период. 1945–1953 гг.
2
7
СССР в 1953–1964 гг.
2
8
СССР в 1960-е – начале 1980-х гг.
2
9
Советское общество в 1985–1991 гг.
3
10
Российская Федерация на рубеже ХХ–XXI вв.
4
11
Повторение. Обобщение.
1
Итого
44
№
Наименование раздела
Количество
часов
1
Мир в первой половине XX века
11
2
Повторение и обобщение. Международные отношения в
30-е годы.
1
3
Контроль знаний за первое полугодие «Россия и мир в
первой трети ХХ в.»
1
4
Мир во второй половине XX - начале XXІ в.
10
5
Итоговое контрольное тестирование по теме: «Россия
и мир в XX –начале XXІв.»
1
Итого
24
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№
урока
Наименование
раздела
История России
Тема урока
Наименование
раздела
Новейшая
история
Тема урока
Кол-во
уроков
Тип
урока
Примерная
дата
Использование
ИКТ, ЭОР
план
факт
1
Мир в первой
половине XX века.
13 часов.
Мир в начале XX века.
1
Урок-
лекция
Интерактивные
карты по истории
2
Мир в начале XX века.
1
Урок-
лекция
Новейшая история
зарубежных стран.
3
Россия
в начале
XX века. 8
часов.
Российская империя на
рубеже веков и ее место
в мире. Экономическое
развитие России в
начале XX в.
1
Изечение
нового
материала
Интерактивные карты
по истории
4
Общественно-
политическое развитие
России в 1894-1904гг.
Социальная структура:
тенденции и
противоречия.
1
кобиниро
ванный
1С «История России.
Часть 4»
«История России в
лицах»
5
Внешняя политика.
Русско-японская война
1904-1905гг.
1
кобиниро
ванный
6
Первая российская
революция. Реформы
политической системы.
Политическая жизнь в
1907-1914гг.
1
кобиниро
ванный
1С «История России.
Часть 4»
7
Экономические
реформы.
1
кобиниро
ванный
8
Духовная жизнь
серебряного века.
Защита проекта
«Серебряный век»
1
кобиниро
ванный
9
Первая мировая
война.
1
кобиниро
ванный
Интерактивные
карты по истории
10
Россия в Первой
мировой войне.
1
Урок-
практикум
11
Версальско-
Вашингтонская
система.
1
кобиниро
ванный
12
Страны Европы и
США в 20-е годы.
Защита проекта
«Особенности
экономического
восстановления в 20-е
годы. Страны
Европы»
1
кобиниро
ванный
Новейшая история
зарубежных стран. 9
класс
13
Свержение монархии.
1
кобиниро
ванный
«История России в
лицах»
14
Россия в годы
революции и
Гражданской
войны.
5 часов.
Россия революционная.
1
Урок-
лекция
1С «История России.
Часть 4»
15
Формирование
советской
государственности.
1
кобиниро
ванный
16
Гражданская война:
основные события,
организаторы действий.
1
Урок-
практикум
«Практическое
пособие по истории .
Россия 9 – 19 век»
17
Экономическая
политика белых и
красных.
1
кобиниро
ванный
18
Экономический и
политический кризис
начала 20-х годов.
1
кобиниро
ванный
19
СССР в 20-е
годы. 5 часов.
Переход к нэпу.
1
Изечение
нового
материала
20
Образование СССР.
Внешняя политика
СССР.
1
кобиниро
ванный
21
Политическое развитие
в 20-е гг.
1
кобиниро
ванный
«История России в
лицах»
22
Духовная жизнь в 20-е
гг.
1
Урок-
практикум
1С «История России.
Часть 4»
23
Мировой
экономический кризис
1929-1933 г.г.
1
кобиниро
ванный
24
Пути выхода из
кризиса США и
демократических
стран Европы.
1
кобиниро
ванный
25
Индустриализация в
СССР. Коллективизация
сельского хозяйства.
1
кобиниро
ванный
26
СССР в 30-е
годы.
4 часа.
Политическая система
СССР в 30-е гг.
1
Изечение
нового
материала
27
Духовная жизнь в 30-е
гг.
1
кобиниро
ванный
28
Внешняя политика СССР
в 30-е гг.
1
кобиниро
ванный
29
Тоталитарные режимы
Европы в 30-е годы.
1
кобиниро
ванный
Новейшая история
зарубежных стран. 9
класс
30
Восток и Латинская
Америка в первой
половине 20-го века.
1
кобиниро
ванный
31
Повторение и
обобщение.
Международные
отношения в 30-е годы.
1
кобиниро
ванный
32
Контроль знаний за
первое полугодие
«Россия и мир в
первой трети ХХ в.»
1
Контроль
знаний
33
Вторая мировая война.
1
Урок-
практикум
Интерактивные
карты по истории
34
Вторая мировая война.
1
кобиниро
ванный
Новейшая история
зарубежных стран. 9
класс
35
СССР накануне
Великой Отечественной
войны.
1
кобиниро
ванный
«История России в
лицах»
36
СССР в годы
Великой
Отечественной
войны 1941-45
гг.
5 часов.
Начало Великой
Отечественной войны.
1
Урок-
лекция
Интерактивные карты
по истории
37
Боевые действия зимой-
летом 1942г.
1
кобиниро
ванный
Познавательная
коллекция.
От Кремля до
рейхстага.
38
Советский тыл в годы
войны.
1
кобиниро
ванный
39
Коренной перелом в
ходе войны.
1
Урок-
практикум
40
На пути к победе. Итоги
Великой Отечественной
войны. Защита проекта
«Итоги Великой
Отечественной войны»
1
кобиниро
ванный
1С «История
России. Часть 4»
41
Советский
Союз в
послевоенный
период. 1945–
1953 гг.
3 часа.
Послевоенное
восстановление
экономики СССР.
1
Изечение
нового
материала
«Практическое
пособие по истории .
Россия 9 – 19 век»
42
Идеологические
кампании конца 1940-х
– начала 1950-х гг.
1
кобиниро
ванный
43
Мир во второй
половине XX -
начале XXІ в. 10
часов.
Послевоенное мирное
урегулирование.
«Холодная война»
1
Изечение
нового
материала
Новейшая история
зарубежных стран. 9
класс
44
Внешняя политика.
1
кобиниро
ванный
45
СССР в 1953–
1964 гг. 3 часа.
Изменения
политической системы.
1
Изечение
нового
материала
46
Экономика СССР в
1953-1964 гг.
1
кобиниро
ванный
47
Политика мирного
сосуществования.
1
кобиниро
ванный
48
Послевоенное экономическое
развитие.
1
кобиниро
ванный
49
Послевоенное политическое
развитие.
1
кобиниро
ванный
50
СССР в 1960-е
– начале 1980-
х гг.
3 часа.
Консервация
политического режима.
Общественная жизнь в
середине 60-х –
середине 80-х гг.
1
Изечение
нового
материала
«Практическое
пособие по истории .
Россия 9 – 19 век»
51
Экономика «развитого
социализма».
1
кобиниро
ванный
52
Политика разрядки:
надежды и результаты.
1
кобиниро
ванный
«История России в
лицах»
53
Советское
общество в
1985–1991 гг. 3
часа.
Реформа политической
системы.
Экономические
реформы 1985-1991гг..
1
Изечение
нового
материала
1С «История России.
Часть 4»
54
Политика гласности:
достижения и издержки.
1
кобиниро
ванный
55
Внешняя политика
СССР в 1985-1991 гг.
1
Урок-
практикум
56
США во второй
половине
20-го в.
1
кобиниро
ванный
57
Великобритания и
Франция во второй
половине 20-го в.
1
кобиниро
ванный
Новейшая история
зарубежных стран. 9
класс
58
Италия и Германия во
второй половине 20-го
в.
1
кобиниро
ванный
59
Страны Восточной
Европы и Латинской
Америки во второй
половине 20-го в.
1
кобиниро
ванный
60
Страны Азии и
Африки,Япония,Китай
и Индия в
современном мире.
1
кобиниро
ванный
61
Российская
Федерация на
рубеже ХХ–
XXI вв.
4 часа.
Российская экономика
на пути
к рынку.
1
Урок-
лекция
1С «Познавательная
коллекция. Россия на
рубеже третьего
тысячелетия»
«История России в
лицах»
62
Политическая и
духовная жизнь России
в 1992-1999гг.
1
кобиниро
ванный
63
Культура XX – го века.
1
кобиниро
ванный
64
Строительство
обновленной
Федерации. Россия в
мировом сообществе.
1
кобиниро
ванный
Интерактивные
карты по истории
65
Россия в начале XXI в.
Защита проекта «Россия
на пороге нового XXI
века»
1
кобиниро
ванный
66
Повторение.
Обобщение.
1 час.
Повторительно-
обобщающий урок по
теме «Россия и мир в
XX – начале XXI в»
1
Урок
повторения
и обощения
1С «Познавательная
коллекция. Россия на
рубеже третьего
тысячелетия»
67
Международные отношения.
1
Урок-
практикум
68
Итоговое
контрольное
Контрольное тестирование
по теме: «Россия и мир в XX
1
Урок
тестирование по
теме: «Мир в XX –
начале XXІв.».
1 час.
–начале XXІв.»
контроля
знаний
Содержание и структура «Новейшая история: XX – началоXXI в»
Понятие «Новейшая и современная история».
Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны.
Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков.
Антанта и Центральные державы. Балканские войны. Первая мировая война, причины,
участники. Кампании 1914–1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США.
Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах.
Итоги Первой мировой войны.
Развитие культуры в XIX – начале ХХ в. (1ч)
Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество
на рубеже XIX–ХХ вв. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство.
Развитие транспорта и средств связи.
Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм,
реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа.
Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX–ХХ вв. Декаданс.
Мир в 1920–1930-е гг.
Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.
Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых
государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918–1919 гг. в
Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и
Социалистический Рабочий Интернационал.
«Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис
1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф.-Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм.
Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и
тоталитарных режимов в странах Европы в 1920–1930-х гг.
Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития,
социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение
народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.
Пацифизм и милитаризм в 1920–1930-е гг. Панъевропейское движение. А. Бриан.
Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании.
Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.
Вторая мировая война.
Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и
«странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах,
в Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на
Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И. В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз.
«Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост.
Движение Сопротивления.
Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе.
Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом.
Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.
Мировое развитие во второй половине ХХ в.
Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский
кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение
неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва.
«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе.
Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство.
«Общество потребления».
Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия.
«Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К.
Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960 – начале
1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.
Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европы: поиск путей
и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца
1980-х – начала 1990-х гг. Распад Югославии.
Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах.
Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э.
Че Гевара. Чилийская модель развития.
Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и
Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй
половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.
Мир на рубеже ХХ–XXI вв.
Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление
современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом.
Интеграционные процессы. Европейский Союз.
Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое
пространство. Антиглобалистское движение.
Культурное наследие ХХ в.
Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор.
Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие
человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.
Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм).
Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях
информационного общества
Содержание и структура «История России. XX – началоXXI в»
Россия в начале ХХ в.
Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX–XX вв.
Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий.
Иностранный капитал в России. С. Ю. Витте.
Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной
модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация
нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы. Русско-
японская война 1904–1905 гг., ее влияние на российское общество.
Революция 1905–1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье».
Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка.
Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной
Думы. Избирательный закон 1907 г.
Новые политические течения и партии. Оформление
либеральных партий. Монархическое и черносотенное движения. Тактика революционных
партий в условиях формирования парламентской системы.
Политическая программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая
политика. Промышленный подъем 1910-х гг.
Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис
1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных
действий на восточном фронте в 1914–1917 гг. Нарастание социально-экономических и
политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.
Российская культура на рубеже XIX–XX вв.
Демократизация культуры.
Создание бессословной народной школы. Открытие
новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать.
Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных.
Д. И. Менделеев. И. М.
Сеченов. И. И. Мечников. И. П. Павлов. С. М. Соловьев.
«Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре.
Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда.
Театр и драматургия.
К. С. Станиславский.
Усиление взаимосвязи российской и мировой
культуры на рубеже XIX–XX вв.
Россия в годы революции и Гражданской войны.
Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г.
Падение монархии. Временное правительство и Советы.
Внешняя и внутренняя политика Временного правительства.
А. Ф. Керенский. Кризис
власти. Разложение армии. Выступление генерала Л. Г. Корнилова.
Положение на
национальных окраинах. Начало распада российской государственности.
Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и
его декреты. Становление советской системы управления.
Учредительное собрание и его
роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.
Выход России из Первой мировой войны.
Брестский мир
и его последствия
.
Установление однопартийной диктатуры.
Конституция 1918 г.
Образование РСФСР.
Социально-экономическая политика советского государства.
Гражданская война
и военная интервенция : причины, основные этапы. «Военный
коммунизм». Создание Красной Армии. С. С. Каменев. М. В. Фрунзе. С. М. Буденный.
Белое
движение. А. В. Колчак. А. И. Деникин. П. Н. Врангель.
«Белый» и «красный» террор.
Крестьянство в годы гражданской войны.
Н. И. Махно.
Война с Польшей.
Итоги
Гражданской войны.
СССР в 1920-е гг.
Социально-экономический и политический кризис 1920–1921 гг.
Крестьянские
выступления. Восстание в Кронштадте. Голод 1921 г.
Х съезд РКП(б). Переход к политике
НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области
национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924
г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях
построения социализма.
И. В. Сталин. Л.
Д. Троцкий. Г.
Е. Зиновьев. Н.
И. Бухарин.
Свертывание НЭПа.
Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе.
Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР.
Поддержка СССР
революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.
Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.
СССР в 1930-е гг.
Советская модель модернизации.
Индустриализация. Интенсивный рост
промышленного потенциала страны.
Создание оборонной промышленности.
Социалистическое соревнование.
Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы,
результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой.
Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И. В. Сталина.
Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны
к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.
СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу
наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе.
Мюнхенский
договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР
в 1939–1941 гг. Расширение территории СССР.
Коренные изменения в духовной жизни общества.
Ликвидация неграмотности в
СССР.
Развитие системы образования.
Достижения науки и техники в годы первых
пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение
марксистско-ленинской идеологии в обществе.
Великая Отечественная война 1941–1945 гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укреплению
обороноспособности страны.
Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал
плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе
войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе
войны. Освобождение советской территории от захватчиков.
Вклад Советского Союза в
освобождение Европы.
Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против
Японии.
Советские полководцы.
Г.
К. Жуков.
А. М. Василевский. И.
С. Конев. К.
К.
Рокоссовский.
Советский тыл в годы войны.
Эвакуация промышленности. Создание промышленной
базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское
движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны.
Великий подвиг народа в Отечественной войне.
СССР в антигитлеровской коалиции.
Ленд-лиз. Проблема второго фронта.
Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной
войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне.
Советский Союз в послевоенный период. 1945–1953 гг.
Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Образование «социалистического
лагеря». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений.
Создание ядерного
оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны.
Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной
войне.
Идеологические кампании конца 40-х – начала 50-х гг. Новая волна массовых
репрессий.
СССР в 1953–1964 гг.
Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Г. М. Маленков.
Л. П. Берия.
Н. С.
Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы.
Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС.
Разоблачение «культа личности» И. В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс
на построение коммунизма в СССР».
Курс на ускорение научно-технического развития.
Реорганизация системы управления экономикой.
Трудности в снабжении населения
продовольствием. Освоение целины.
Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г.
Советский
Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости.
Карибский кризис 1962 г. и
его международные последствия.
Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика.
Отечественная космонавтика. И. В. Курчатов. С. П. Королев. Ю. А. Гагарин. Духовная жизнь
периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в
общественной жизни.
СССР в 1960-е – начале 1980-х гг.
Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного
производства. Отстранение Н. С. Хрущева от власти.
Л. И. Брежнев.
Экономические
реформы середины 1960-х гг.
Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса.
«Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса.
Ухудшение положения в сельском хозяйстве.
«Теневая экономика» и коррупция. Обострение
демографической ситуации.
Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого
социализма». Конституция 1977 г.
Кризис советской системы и попытки повышения ее
эффективности.
Ю. В. Андропов. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие
диссидентского и правозащитного движения. А. Д. Сахаров. А. И. Солженицын.
Советское руководство и «пражская весна» 1968 г.
Обострение советско-китайских
отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее
срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война.
Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.
Советское общество в 1985–1991 гг.
Переход к политике перестройки. М. С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей
реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение.
Провал
антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.
Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы
страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР.
Введение поста Президента СССР.
Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений.
Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества.
Обострение межнациональных
противоречий.
«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии.
Вывод войск
из Афганистана.
Политика разоружения.
Роспуск СЭВ и ОВД.
Завершение «холодной
войны».
Российская Федерация на рубеже ХХ–XXI вв.
Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета
Российской Федерации. Б. Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические
реформы 1992–1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях
реформ.
События октября 1993 г.
Ликвидация системы Советов.
Принятие Конституции
Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного
самоуправления.
Политические партии и движения. Современные межнациональные
отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь
страны.
В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и
социальную стабильность.
Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации
на рубеже ХХ–XXI веков.
Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и
Европейский Союз.
Культурная жизнь современной России.
Интеграция России в мировое культурно-
информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной
молодежной культуры.
Повторение, обобщение, контроль знаний. «Россия и мир в первой трети ХХ в.» , «Россия
и мир в XX –начале XXІв.»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших
дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении
различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы
государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание
необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников
культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов
исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих
работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять
существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать
исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных
исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых
исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и
следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории
России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений
современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и
мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в
общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Перечень учебно-методического обеспечения
1.
История России: XX-начало XXI века. Учебник.9 класс. Данилов А.А.,
Косулина Л.Г. М. Просвещение.2006.
2.
Поурочные разработки к учебнику «История России: XX-начало XXI века»
Данилов А.А., Косулина Л.Г. М. Просвещение.2006.
3.
Новейшая история зарубежных стран: XX – начало XXI века. Учебник. 9кл. О.С.Сороко-
Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа.М. Просвещение. 2008.
4.
Универсальные поурочные разработки к учебнику по новейшей история зарубежных
стран: XX – начало XXI века.9 класс.К.А. Соловьев.М. Вако.2006
5.
История государства Российского. Н.М.Карамзин. М. Эксмо.2007.
6.
История Руси Великой. Н.И. Костомаров.М. Мир книги.2004.
7.
Всемирная история. Энциклопедия. М. ОЛМА – ПРЕСС Образование. 2006.
8.
Настольная книга учителя истории. М. Астрель. 2003.
9.
Современный урок истории. Н.И. Дорожкина. М. Вако.2009
10. Карты обучаемого периода.
11. Электронные средства обучения:
12. «История России» 9-11 классы «Учитель»
13. «История России в лицах» ДискОСтудия
14. «Рефераты и сочинения. История зарубежных стран» Золотая коллекция -2007
Список электронных образовательных ресурсов
Применение информационно-коммуникационных технологий
№
п/п
Информационно-коммуникационная технология
1
Технология использования электронных образовательных ресурсов УВП
2
Мультимедийные технологии.
3
Технология использования интерактивной доски.
4
Технология тестовой системы оценки знаний.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся
№
урока
Название проекта
Дата
защиты
проекта
8
«Серебряный век»
12
«Особенности экономического восстановления в 20-е годы.
Страны Европы»
40
«Итоги Великой Отечественной войны»
65
«Россия на пороге нового XXI века»
№ Наименование ресурса
1
Интерактивные карты по истории
2
1С «История России. Часть 4»
3
«Практическое пособие по истории . Россия 9 – 19 век»
4
«История России 9-11 классы. Полный школьный курс. Словарь терминов»
5
«История России в лицах»
6
Ожившая история. Видеохрестоматия по истории России XIX века
7
Познавательная коллекция. От Кремля до рейхстага.
8
Уроки отечественной истории Кир и Мефод 19-20 в.
9
История России ХХ век .
10
Всеобщая история.
11
Новейшая история зарубежных стран. 9 класс
12
«История зарубежных стран. Рефераты и сочинения»
13
1С «Внеклассная работа в школе. История. 5-11 классы»
14
1С «Познавательная коллекция. Россия на рубеже третьего тысячелетия»
15
«Большая детская энциклопедия. История»
16
Наглядные пособия. Демонстрационные таблицы. История 6-11 классы
Список литературы
1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-
11 классы.- М.:Просвещение,2008.
2. А.А.Данилов, Г.Г.Косулина, М.Ю.Брандт История России, XX-начало XXI в.: учеб. для 9
кл. общеобразоват. учреждений. –М.: Просвещение, 2010
3. А. А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XX-начало XXI века. 9 класс.
Рабочая тетрадь в 2 частях. - М.:Просвещение,2011
4. Рабочие программы. Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А. Вигасина –
О.С. Сороко-Цюпы. Юдовская А. Я., Ванюшкина Л.М. Раздел «Всеобщая история. История
нового времени» для 7-8 классов – М.: Просвещение,2011.
5. О.С.Сороко-Цюпа. Новейшая история зарубежных стран, XX - начало XXI века: учеб. для
9кл. общеобразов. Учреждений /О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа.-М.: