Напоминание

"Рабочая программа по истории. 9 класс."

Автор: Аюпова Раиса Маратовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОУ "СОШ с. Новая Порубежка"
Населённый пункт: с. Новая Порубежка, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рабочая программа по истории. 9 класс."







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Новая Порубежка Пугачевского района Саратовской области» « Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель МО Замдиректора по УВР Директор школы ______ Кабикова И.Н. ________ Аюпова Р.М. _______ Долгополова О.Н. Протокол № __1___ «___» _сентября20__ г. Приказ № ______ от «___» ________20__г. от «___» сентября20__г. Рабочая программа по истории в 9 классе учителя первой квалификационной категории Аюповой Раисы Маратовны Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № _1_ от «___» ______20__г. 20__ – 20__ учебный год

Пояснительная записка
Настоящая Рабочая программа по курсу «История России. XX – началоXXI в» и «Всеобщая история.XX – началоXXI в» , составленная на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004г., предназначена для изучения в 9 классах общеобразовательных школ и является продолжением авторской программы по курсу отечественной и всеобщей истории с древнейших времен до конца XVI в. Для 6 класса. Программа составлена на основе временных требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение истории по базисному учебному плану. Программа ориентирована на учебники по истории для первого концентра, выходящие в издательстве «Просвещение» и включенные в Федеральный перечень:  А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 классы.- М.:Просвещение,2008.  А.А.Данилов, Г.Г.Косулина, М.Ю.Брандт История России, XX-начало XXI в.: учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений. –М.: Просвещение, 2010  А. А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XX-начало XXI века. 9 класс. Рабочая тетрадь в 2 частях. – М.:Просвещение,2011  Рабочие программы. Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. Юдовская А. Я., Ванюшкина Л.М. Раздел «Всеобщая история. История нового времени» для 7-8 классов – М.: Просвещение,2011.  О.С.Сороко-Цюпа. Новейшая история зарубежных стран, XX – начало XXI века: учеб. Для 9кл. общеобразов. Учреждений /О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа.-М.: Программа скорректирована, адаптирована и составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану общеобразовательного учреждения. Она составлена из расчета 68 часов для изучения интегрированного курса истории России и истории Новейшего времени при двухчасовой недельной нагрузке. В общей сложности на изучение истории «Новейшего времени. XX – началоXXI в» отводится 24 часа, на изучение «Истории России. XX – началоXXI в» 44 часа.
Ц е л и.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: 
воспитание
патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; 
освоение
знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности; 
овладение
элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; 
формирование
ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональнми традициями; 
применение
знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся должны 2формироваться яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, сложиться представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого,
понимание современных общественных процессов, ориентация в динамично развивающемся информационном пространстве. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом изучение истории ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство». В Программе предусмотрено 2 часа для повторения и обобщения содержательных разделов «Международные отношения в 30-е годы» и «Россия и мир в XX – начале XXI». В конце первого полугодия и в конце учебного года предусмотрены уроки контроля знаний, умений и навыков учащихся в форме тестирования. Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы учащихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследователь - скую, проектную деятельность. Предполагается проведение разных типов уроков: лекции, семинары, конференции, уроки-исследования, уроки-презентации, зачеты, которые способствуют лучшему усвоению учащимися определенной сум мы знаний, развитию личности познавательных и созидательных способностей. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом образовательного учре ждения в форме текущего, рубежного и итогового контроля.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ РОССИИ: XX-НАЧАЛО XXI ВЕКА» В 9 КЛАССЕ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО КУРСУ

«НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ» В 9 КЛАССЕ



Наименование раздела

Количество

часов
1 Россия в начале XX века. 9 2 Россия в годы революции и Гражданской войны. 5 3 СССР в 20-е годы 5 4 СССР в 30-е годы 5 5 СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. 6 6 Советский Союз в послевоенный период. 1945–1953 гг. 2 7 СССР в 1953–1964 гг. 2 8 СССР в 1960-е – начале 1980-х гг. 2 9 Советское общество в 1985–1991 гг. 3 10 Российская Федерация на рубеже ХХ–XXI вв. 4 11 Повторение. Обобщение. 1
Итого

44




Наименование раздела

Количество

часов
1 Мир в первой половине XX века 11 2 Повторение и обобщение. Международные отношения в 30-е годы. 1 3 Контроль знаний за первое полугодие «Россия и мир в первой трети ХХ в.» 1 4 Мир во второй половине XX - начале XXІ в. 10 5 Итоговое контрольное тестирование по теме: «Россия и мир в XX –начале XXІв.» 1
Итого

24


Календарно-тематическое планирование 9 класс



урока

Наименование

раздела

История России

Тема урока

Наименование

раздела

Новейшая

история

Тема урока

Кол-во

уроков

Тип

урока

Примерная

дата

Использование

ИКТ, ЭОР
план факт 1
Мир в первой

половине XX века.

13 часов.
Мир в начале XX века. 1 Урок- лекция Интерактивные карты по истории 2 Мир в начале XX века. 1 Урок- лекция Новейшая история зарубежных стран. 3
Россия

в начале

XX века. 8

часов.
Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Экономическое развитие России в начале XX в. 1 Изечение нового материала Интерактивные карты по истории 4 Общественно- политическое развитие России в 1894-1904гг. Социальная структура: тенденции и противоречия. 1 кобиниро ванный 1С «История России. Часть 4» «История России в лицах» 5 Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905гг. 1 кобиниро ванный 6 Первая российская революция. Реформы политической системы. Политическая жизнь в 1907-1914гг. 1 кобиниро ванный 1С «История России. Часть 4» 7 Экономические реформы. 1 кобиниро ванный 8 Духовная жизнь серебряного века. Защита проекта «Серебряный век» 1 кобиниро ванный
9 Первая мировая война. 1 кобиниро ванный Интерактивные карты по истории 10 Россия в Первой мировой войне. 1 Урок- практикум 11 Версальско- Вашингтонская система. 1 кобиниро ванный 12 Страны Европы и США в 20-е годы. Защита проекта «Особенности экономического восстановления в 20-е годы. Страны Европы» 1 кобиниро ванный Новейшая история зарубежных стран. 9 класс 13 Свержение монархии. 1 кобиниро ванный «История России в лицах» 14
Россия в годы

революции и

Гражданской

войны.

5 часов.
Россия революционная. 1 Урок- лекция 1С «История России. Часть 4» 15 Формирование советской государственности. 1 кобиниро ванный 16 Гражданская война: основные события, организаторы действий. 1 Урок- практикум «Практическое пособие по истории . Россия 9 – 19 век» 17 Экономическая политика белых и красных. 1 кобиниро ванный 18 Экономический и политический кризис начала 20-х годов. 1 кобиниро ванный 19
СССР в 20-е

годы. 5 часов.
Переход к нэпу. 1 Изечение нового материала
20 Образование СССР. Внешняя политика СССР. 1 кобиниро ванный 21 Политическое развитие в 20-е гг. 1 кобиниро ванный «История России в лицах» 22 Духовная жизнь в 20-е гг. 1 Урок- практикум 1С «История России. Часть 4» 23 Мировой экономический кризис 1929-1933 г.г. 1 кобиниро ванный 24 Пути выхода из кризиса США и демократических стран Европы. 1 кобиниро ванный 25 Индустриализация в СССР. Коллективизация сельского хозяйства. 1 кобиниро ванный 26
СССР в 30-е

годы.

4 часа.
Политическая система СССР в 30-е гг. 1 Изечение нового материала 27 Духовная жизнь в 30-е гг. 1 кобиниро ванный 28 Внешняя политика СССР в 30-е гг. 1 кобиниро ванный 29 Тоталитарные режимы Европы в 30-е годы. 1 кобиниро ванный Новейшая история зарубежных стран. 9 класс 30 Восток и Латинская Америка в первой половине 20-го века. 1 кобиниро ванный 31 Повторение и обобщение. Международные отношения в 30-е годы. 1 кобиниро ванный
32 Контроль знаний за первое полугодие «Россия и мир в первой трети ХХ в.» 1 Контроль знаний 33 Вторая мировая война. 1 Урок- практикум Интерактивные карты по истории 34 Вторая мировая война. 1 кобиниро ванный Новейшая история зарубежных стран. 9 класс 35 СССР накануне Великой Отечественной войны. 1 кобиниро ванный «История России в лицах» 36
СССР в годы

Великой

Отечественной

войны 1941-45

гг.

5 часов.
Начало Великой Отечественной войны. 1 Урок- лекция Интерактивные карты по истории 37 Боевые действия зимой- летом 1942г. 1 кобиниро ванный Познавательная коллекция. От Кремля до рейхстага. 38 Советский тыл в годы войны. 1 кобиниро ванный 39 Коренной перелом в ходе войны. 1 Урок- практикум 40 На пути к победе. Итоги Великой Отечественной войны. Защита проекта «Итоги Великой Отечественной войны» 1 кобиниро ванный 1С «История России. Часть 4» 41
Советский

Союз в

послевоенный

период. 1945–

1953 гг.

3 часа.
Послевоенное восстановление экономики СССР. 1 Изечение нового материала «Практическое пособие по истории . Россия 9 – 19 век» 42 Идеологические кампании конца 1940-х – начала 1950-х гг. 1 кобиниро ванный 43
Мир во второй

половине XX -

начале XXІ в. 10

часов.
Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война» 1 Изечение нового материала Новейшая история зарубежных стран. 9 класс
44 Внешняя политика. 1 кобиниро ванный 45
СССР в 1953–

1964 гг. 3 часа.
Изменения политической системы. 1 Изечение нового материала 46 Экономика СССР в 1953-1964 гг. 1 кобиниро ванный 47 Политика мирного сосуществования. 1 кобиниро ванный 48 Послевоенное экономическое развитие. 1 кобиниро ванный 49 Послевоенное политическое развитие. 1 кобиниро ванный 50
СССР в 1960-е

– начале 1980-

х гг.

3 часа.
Консервация политического режима. Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. 1 Изечение нового материала «Практическое пособие по истории . Россия 9 – 19 век» 51 Экономика «развитого социализма». 1 кобиниро ванный 52 Политика разрядки: надежды и результаты. 1 кобиниро ванный «История России в лицах» 53
Советское

общество в

1985–1991 гг. 3

часа.
Реформа политической системы. Экономические реформы 1985-1991гг.. 1 Изечение нового материала 1С «История России. Часть 4» 54 Политика гласности: достижения и издержки. 1 кобиниро ванный 55 Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. 1 Урок- практикум 56 США во второй половине 20-го в. 1 кобиниро ванный 57 Великобритания и Франция во второй половине 20-го в. 1 кобиниро ванный Новейшая история зарубежных стран. 9 класс
58 Италия и Германия во второй половине 20-го в. 1 кобиниро ванный 59 Страны Восточной Европы и Латинской Америки во второй половине 20-го в. 1 кобиниро ванный 60 Страны Азии и Африки,Япония,Китай и Индия в современном мире. 1 кобиниро ванный 61
Российская

Федерация на

рубеже ХХ–

XXI вв.

4 часа.
Российская экономика на пути к рынку. 1 Урок- лекция 1С «Познавательная коллекция. Россия на рубеже третьего тысячелетия» «История России в лицах» 62 Политическая и духовная жизнь России в 1992-1999гг. 1 кобиниро ванный 63 Культура XX – го века. 1 кобиниро ванный 64 Строительство обновленной Федерации. Россия в мировом сообществе. 1 кобиниро ванный Интерактивные карты по истории 65 Россия в начале XXI в. Защита проекта «Россия на пороге нового XXI века» 1 кобиниро ванный 66
Повторение.

Обобщение.

1 час.
Повторительно- обобщающий урок по теме «Россия и мир в XX – начале XXI в» 1 Урок повторения и обощения 1С «Познавательная коллекция. Россия на рубеже третьего тысячелетия» 67 Международные отношения. 1 Урок- практикум 68
Итоговое

контрольное
Контрольное тестирование по теме: «Россия и мир в XX 1 Урок

тестирование по

теме: «Мир в XX –

начале XXІв.».

1 час.
–начале XXІв.» контроля знаний

Содержание и структура «Новейшая история: XX – началоXXI в»
Понятие «Новейшая и современная история».
Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны.
Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны. Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914–1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны.
Развитие культуры в XIX – начале ХХ в. (1ч)
Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX–ХХ вв. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи. Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX–ХХ вв. Декаданс.
Мир в 1920–1930-е гг.
Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918–1919 гг. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал. «Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф.-Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920–1930-х гг. Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии. Пацифизм и милитаризм в 1920–1930-е гг. Панъевропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.
Вторая мировая война.
Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, в Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И. В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.
Мировое развитие во второй половине ХХ в.
Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва. «План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».
Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960 – начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества. Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европы: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980-х – начала 1990-х гг. Распад Югославии. Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.
Мир на рубеже ХХ–XXI вв.
Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз. Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.
Культурное наследие ХХ в.
Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм. Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества
Содержание и структура «История России. XX – началоXXI в»

Россия в начале ХХ в.
Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX–XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С. Ю. Витте. Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы. Русско- японская война 1904–1905 гг., ее влияние на российское общество. Революция 1905–1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движения. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы. Политическая программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг. Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914–1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.
Российская культура на рубеже XIX–XX вв.

Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д. И. Менделеев. И. М. Сеченов. И. И. Мечников. И. П. Павлов. С. М. Соловьев. «Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К. С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX–XX вв.
Россия в годы революции и Гражданской войны.
Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы. Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А. Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л. Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности. Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества. Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия . Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства. Гражданская война и военная интервенция : причины, основные этапы. «Военный коммунизм». Создание Красной Армии. С. С. Каменев. М. В. Фрунзе. С. М. Буденный. Белое движение. А. В. Колчак. А. И. Деникин. П. Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н. И. Махно. Война с Польшей. Итоги Гражданской войны.
СССР в 1920-е гг.
Социально-экономический и политический кризис 1920–1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод 1921 г. Х съезд РКП(б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И. В. Сталин. Л. Д. Троцкий. Г. Е. Зиновьев. Н. И. Бухарин. Свертывание НЭПа. Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна. Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.
СССР в 1930-е гг.
Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И. В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г. СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939–1941 гг. Расширение территории СССР.
Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.
Великая Отечественная война 1941–1945 гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г. К. Жуков. А. М. Василевский. И. С. Конев. К. К. Рокоссовский. Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне. СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне.
Советский Союз в послевоенный период. 1945–1953 гг.
Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны. Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войне. Идеологические кампании конца 40-х – начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.
СССР в 1953–1964 гг.
Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Г. М. Маленков. Л. П. Берия. Н. С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И. В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины. Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия. Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И. В. Курчатов. С. П. Королев. Ю. А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.
СССР в 1960-е – начале 1980-х гг.
Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н. С. Хрущева от власти. Л. И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса.
Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации. Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю. В. Андропов. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А. Д. Сахаров. А. И. Солженицын. Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война. Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.
Советское общество в 1985–1991 гг.
Переход к политике перестройки. М. С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ. Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста Президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий. «Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».
Российская Федерация на рубеже ХХ–XXI вв.
Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б. Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992–1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ. События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны. В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ–XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз. Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно- информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.
Повторение, обобщение, контроль знаний.
«Россия и мир в первой трети ХХ в.»
,
«Россия и мир в XX –начале XXІв.»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать

 основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;  важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;  изученные виды исторических источников;
уметь
 соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;  использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;  показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;  рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;  соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;  объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:
 понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;  высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;  объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;  использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. История России: XX-начало XXI века. Учебник.9 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. М. Просвещение.2006. 2. Поурочные разработки к учебнику «История России: XX-начало XXI века»
Данилов А.А., Косулина Л.Г. М. Просвещение.2006. 3. Новейшая история зарубежных стран: XX – начало XXI века. Учебник. 9кл. О.С.Сороко- Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа.М. Просвещение. 2008. 4. Универсальные поурочные разработки к учебнику по новейшей история зарубежных стран: XX – начало XXI века.9 класс.К.А. Соловьев.М. Вако.2006 5. История государства Российского. Н.М.Карамзин. М. Эксмо.2007. 6. История Руси Великой. Н.И. Костомаров.М. Мир книги.2004. 7. Всемирная история. Энциклопедия. М. ОЛМА – ПРЕСС Образование. 2006. 8. Настольная книга учителя истории. М. Астрель. 2003. 9. Современный урок истории. Н.И. Дорожкина. М. Вако.2009 10. Карты обучаемого периода. 11. Электронные средства обучения: 12. «История России» 9-11 классы «Учитель» 13. «История России в лицах» ДискОСтудия 14. «Рефераты и сочинения. История зарубежных стран» Золотая коллекция -2007
Список электронных образовательных ресурсов


Применение информационно-коммуникационных технологий



п/п

Информационно-коммуникационная технология
1 Технология использования электронных образовательных ресурсов УВП 2 Мультимедийные технологии. 3 Технология использования интерактивной доски. 4 Технология тестовой системы оценки знаний.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся



урока

Название проекта

Дата

защиты

проекта
8 «Серебряный век» 12 «Особенности экономического восстановления в 20-е годы. Страны Европы» 40 «Итоги Великой Отечественной войны» 65 «Россия на пороге нового XXI века»
№ Наименование ресурса
1 Интерактивные карты по истории 2 1С «История России. Часть 4» 3 «Практическое пособие по истории . Россия 9 – 19 век» 4 «История России 9-11 классы. Полный школьный курс. Словарь терминов» 5 «История России в лицах» 6 Ожившая история. Видеохрестоматия по истории России XIX века 7 Познавательная коллекция. От Кремля до рейхстага. 8 Уроки отечественной истории Кир и Мефод 19-20 в. 9 История России ХХ век . 10 Всеобщая история. 11 Новейшая история зарубежных стран. 9 класс 12 «История зарубежных стран. Рефераты и сочинения» 13 1С «Внеклассная работа в школе. История. 5-11 классы» 14 1С «Познавательная коллекция. Россия на рубеже третьего тысячелетия» 15 «Большая детская энциклопедия. История» 16 Наглядные пособия. Демонстрационные таблицы. История 6-11 классы

Список литературы
1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Программы общеобразовательных учреждений. История. 6- 11 классы.- М.:Просвещение,2008. 2. А.А.Данилов, Г.Г.Косулина, М.Ю.Брандт История России, XX-начало XXI в.: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. –М.: Просвещение, 2010 3. А. А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XX-начало XXI века. 9 класс. Рабочая тетрадь в 2 частях. - М.:Просвещение,2011 4. Рабочие программы. Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. Юдовская А. Я., Ванюшкина Л.М. Раздел «Всеобщая история. История нового времени» для 7-8 классов – М.: Просвещение,2011. 5. О.С.Сороко-Цюпа. Новейшая история зарубежных стран, XX - начало XXI века: учеб. для 9кл. общеобразов. Учреждений /О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа.-М.: