Автор: Мезяк Светлана Александровна Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ № 3 "Светлячок"
Населённый пункт: город Лангепас, ХМАО-Югра
Наименование материала: проект
Тема: "С книгой дружить, жизнь с умом прожить"
Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 3«Светлячок»»
Проект
«С книгой дружить, жизнь с
умом прожить»
(средняя группа)
Составители: Мезяк С.А
г. Лангепас, 2015- 2016гг
Актуальность проекта
Одной из ведущей особенностей развития образования на современном этапе
является стремление обеспечить условия качественного обновления его
содержания. Последнее должно включать не только новейшую научно –
техническую информацию, но и гуманитарные, личностно – развивающие
знания и умения, систему нравственно – эстетических понятий. Именно
поэтому приобщение подрастающего поколения к литературе является одним
из приоритетных направлений современного образования. Чтение
художественной литературы рассматривается сегодня, как важнейший
элемент культуры, средства повышения интеллектуального потенциала
нации, творческой и социальной активности российского общества.
Между тем в последнее время исследователи отмечают ряд негативных
тенденций в области детской литературы и детского чтения. Специалисты
говорят об активном внедрении в жизнь ребенка компьютерно –
информационных технологий, снижающий статус литературы, о резком
сокращении доли чтения в структуре детского свободного времени детей, их
замедленном вхождении в книжную культуру и замещением ее культурой
визуальной.
Дошкольное детство – очень важный этап воспитания внимательного,
чуткого читателя, любящего книгу, которая открывает и объясняет ребенку
жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Они развивают мышление, воображение, восприятие художественного слова,
обогащают его эмоции, помогают овладеть речью.
С. М. Маршак считал основной задачей взрослых открывать в ребенке
«талант читателя». Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим
занимаются родители и педагоги дошкольных учреждений. Библиотека и
школа – последующий этап формирования читателя.
В решении проблем детского чтения существенную роль играет
деятельность дошкольного образовательного учреждения по приобщению
детей к литературе, поскольку процесс формирования читателя в ребенке
начинается в дошкольном детстве.
Для повышения интереса к книге, к чтению, к художественному творчеству
был разработан этот проект.
Паспорт проекта:
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта: дети средней группы, педагоги группы, музыкальный
руководитель, родители воспитанников, сотрудники библиотеки.
Срок проекта: долгосрочный (октябрь 2015 г. по апрель 2016 г.)
Цель проекта :
- развитие у дошкольников устойчивого интереса к детской литературе, к
книге, создание условий для активного использования литературного опыта
детей в их творческой деятельности, воспитание грамотного читателя.
Задачи проекта :
- активизировать познавательный интерес, приобщать детей к книге, к
чтению, обогащать литературный опыт;
- знакомить с разными жанровыми особенностями художественных
произведений (сказки, стихи, рассказы);
- формировать способность понимать причинно – следственные связи в
прочитанном тексте;
- расширять словарь, формировать грамматически правильную связную речь;
-формировать социально приемлемые формы поведения у детей;
- развивать детское восприятие, память, мышление, внимание, творческие
способности;
- воспитывать положительные качества личности детей; потребность в
общении с книгой, бережное отношение к ней;
- способствовать развитию традиций семейного чтения;
- повышать педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения
дошкольника к литературе, к чтению;
- формировать интерес к посещению библиотеки;
- повышать эффективность работы по приобщению детей к книге через
взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов,
детей, родителей, сотрудников библиотеки.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие (чтение художественной литературы), познавательное
развитие (формирование целостной картины мира), художественно-
эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное
развитие.
Предполагаемые результаты проекта:
для детей:
- повышение интереса к художественной литературе, к чтению, к книге;
- обогащение читательского опыта;
- активизация словаря, творческих проявлений в разных видах деятельности;
- приобретение опыта социальных отношений во взаимодействии с
окружающими взрослыми.
для родителей:
- возрождение домашнего чтения;
- повышение компетентности родителей в вопросах воспитания грамотного
читателя;
- активное участие родителей в мероприятиях ДОУ, по приобщению детей к
художественной литературе.
- обобщение и распространение опыта семейного воспитания
для педагогов:
- разработка системы образовательной работы по приобщению детей и
родителей к книге, к чтению, к литературе;
- установление взаимодействия и сотрудничества между социальными
партнерами: в вопросах воспитания интереса к книге и чтению: родителями
детей, библиотекой.
Этапы проекта
I этап – информационно – технологический
1.Изучение методической литературы
2. Постановка цели, задач.
3. Выбор форм работы с родителями.
4. Выбор основных мероприятий.
5. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
6. Составление перспективного плана работы с детьми, по
взаимодействию и сотрудничеству с родителями воспитанников,
библиотекой.
7. Определение и формулировка ожидаемых результатов.
8. Разработка беседы – опроса с детьми «Любишь ли ты книги?»
II этап – подготовительный.
1. Подбор пособий для работы с детьми.
2. Подбор художественной литературы, наглядного материала.
3. Создание пространственной предметно - развивающей среды.
4. Изготовление атрибутов, элементов костюмов к инсценировкам, играм
- драматизациям.
III этап – практический.
Основные формы реализации проекта:
Совместная деятельность с детьми: беседы, экскурсии, чтение
художественной литературы, сюжетно – ролевые, дидактические, настольно –
печатные игры, занятия изобразительной, продуктивной и конструктивной
деятельностью, инсценирование и драматизация по сюжетам литературных
произведений, развлечения, выставки, оформление альбомов, коллажей,
презентации.
Взаимодействие с родителями воспитанников: анкетирование,
консультации, устный журнал, стенгазеты, участие в выставках совместного
творчества с детьми, в развлечениях.
Взаимодействие с социумом: тематические экскурсии в библиотеку,
встречи, выставки, детские интерактивные программы.
Оснащение пространственной предметно – развивающей среды:
мультимедийное оборудование, детская художественная литература,
книжный уголок, дидактические и развивающие пособия, детская
библиотека.
IV этап - заключительный
Определение результата практической деятельности с детьми:
1.Выставка детских рисунков «Что за прелесть эти сказки».
2. Изготовление родителями совместно с детьми книжек – малышек.
3. Итоговая диагностика