"С книгой дружить, жизнь с умом прожить"

Автор: Мезяк Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ № 3 "Светлячок"
Населённый пункт: город Лангепас, ХМАО-Югра
Наименование материала: проект
Тема: "С книгой дружить, жизнь с умом прожить"
Дата публикации: 18.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 3«Светлячок»»
Проект

«С книгой дружить, жизнь с

умом прожить»
(средняя группа)

Составители: Мезяк С.А г. Лангепас, 2015- 2016гг
Актуальность проекта

Одной из ведущей особенностей развития образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую научно – техническую информацию, но и гуманитарные, личностно – развивающие знания и умения, систему нравственно – эстетических понятий. Именно поэтому приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования. Чтение художественной литературы рассматривается сегодня, как важнейший элемент культуры, средства повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества. Между тем в последнее время исследователи отмечают ряд негативных тенденций в области детской литературы и детского чтения. Специалисты говорят об активном внедрении в жизнь ребенка компьютерно – информационных технологий, снижающий статус литературы, о резком сокращении доли чтения в структуре детского свободного времени детей, их замедленном вхождении в книжную культуру и замещением ее культурой визуальной. Дошкольное детство – очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они развивают мышление, воображение, восприятие художественного слова, обогащают его эмоции, помогают овладеть речью. С. М. Маршак считал основной задачей взрослых открывать в ребенке «талант читателя». Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги дошкольных учреждений. Библиотека и школа – последующий этап формирования читателя. В решении проблем детского чтения существенную роль играет деятельность дошкольного образовательного учреждения по приобщению детей к литературе, поскольку процесс формирования читателя в ребенке начинается в дошкольном детстве. Для повышения интереса к книге, к чтению, к художественному творчеству был разработан этот проект.
Паспорт проекта:
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта: дети средней группы, педагоги группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников, сотрудники библиотеки. Срок проекта: долгосрочный (октябрь 2015 г. по апрель 2016 г.)
Цель проекта
: - развитие у дошкольников устойчивого интереса к детской литературе, к книге, создание условий для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности, воспитание грамотного читателя.
Задачи проекта
: - активизировать познавательный интерес, приобщать детей к книге, к чтению, обогащать литературный опыт; - знакомить с разными жанровыми особенностями художественных произведений (сказки, стихи, рассказы); - формировать способность понимать причинно – следственные связи в прочитанном тексте; - расширять словарь, формировать грамматически правильную связную речь; -формировать социально приемлемые формы поведения у детей; - развивать детское восприятие, память, мышление, внимание, творческие способности; - воспитывать положительные качества личности детей; потребность в общении с книгой, бережное отношение к ней; - способствовать развитию традиций семейного чтения; - повышать педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольника к литературе, к чтению; - формировать интерес к посещению библиотеки; - повышать эффективность работы по приобщению детей к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей, сотрудников библиотеки.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие (чтение художественной литературы), познавательное развитие (формирование целостной картины мира), художественно- эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предполагаемые результаты проекта:

для детей:
- повышение интереса к художественной литературе, к чтению, к книге; - обогащение читательского опыта; - активизация словаря, творческих проявлений в разных видах деятельности; - приобретение опыта социальных отношений во взаимодействии с окружающими взрослыми.
для родителей:
- возрождение домашнего чтения;
- повышение компетентности родителей в вопросах воспитания грамотного читателя; - активное участие родителей в мероприятиях ДОУ, по приобщению детей к художественной литературе. - обобщение и распространение опыта семейного воспитания
для педагогов:
- разработка системы образовательной работы по приобщению детей и родителей к книге, к чтению, к литературе; - установление взаимодействия и сотрудничества между социальными партнерами: в вопросах воспитания интереса к книге и чтению: родителями детей, библиотекой.
Этапы проекта

I этап – информационно – технологический
1.Изучение методической литературы 2. Постановка цели, задач. 3. Выбор форм работы с родителями. 4. Выбор основных мероприятий. 5. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта. 6. Составление перспективного плана работы с детьми, по взаимодействию и сотрудничеству с родителями воспитанников, библиотекой. 7. Определение и формулировка ожидаемых результатов. 8. Разработка беседы – опроса с детьми «Любишь ли ты книги?»
II этап – подготовительный.
1. Подбор пособий для работы с детьми. 2. Подбор художественной литературы, наглядного материала. 3. Создание пространственной предметно - развивающей среды. 4. Изготовление атрибутов, элементов костюмов к инсценировкам, играм - драматизациям.
III этап – практический.


Основные формы реализации проекта:

Совместная деятельность с детьми:
беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, сюжетно – ролевые, дидактические, настольно – печатные игры, занятия изобразительной, продуктивной и конструктивной деятельностью, инсценирование и драматизация по сюжетам литературных произведений, развлечения, выставки, оформление альбомов, коллажей, презентации.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
анкетирование, консультации, устный журнал, стенгазеты, участие в выставках совместного творчества с детьми, в развлечениях.
Взаимодействие с социумом:
тематические экскурсии в библиотеку, встречи, выставки, детские интерактивные программы.
Оснащение пространственной предметно – развивающей среды:
мультимедийное оборудование, детская художественная литература, книжный уголок, дидактические и развивающие пособия, детская библиотека.
IV этап - заключительный
Определение результата практической деятельности с детьми: 1.Выставка детских рисунков «Что за прелесть эти сказки». 2. Изготовление родителями совместно с детьми книжек – малышек. 3. Итоговая диагностика