"Самостоятельное составление задач на сложение и вычитание".

Автор: Турицына Ксения Павловна
Должность: студент
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 2 ""
Населённый пункт: город Оханск
Наименование материала: Конспект НОД по развитию математических представлений
Тема: "Самостоятельное составление задач на сложение и вычитание".
Дата публикации: 18.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) по развитию математических

представлений

Тема:
«Самостоятельное составление задач на сложение и вычитание».
Возрастная группа детей:
Подготовительная.
Цель:
Развивать навыки составления и решения арифметических задач.
Обучающие задачи:
1. Закрепить умение анализировать условия задачи, выделяя существенные и несущественные признаки; 2. учить самостоятельному составлению и решению арифметических задач; 3. закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10.
Развивающие задачи:
1. Развивать навыки счёта до 10 в прямом и обратном направлении; развивать память и внимание; 2. способствовать развитию навыков самостоятельной и коллективной работы.
Воспитательные задачи:
1. Вызвать положительные эмоции (радость, интерес к математическим занятиям); 2. создать условия для сотрудничества детей в условиях совместной деятельности; создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.
Образовательная область:
«Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности:
Игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная.
Демонстрационный
м
атериал и оборудование:
Магнитная доска, набор карточек с цифрами до 10, модель часов, фонограмма с записью музыки Л. Палий «Счет».
Раздаточный материал:
Рабочие тетради, карандаши, набор карточек с цифрами до 10, набор кругов из цветной бумаги.
Образовательные программы:
Основная образовательная программа ДОО; Примерная комплексная общеобразовательная программа «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 304 с.
Литература:

Помораева, И.А., Позина, В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – М: Мозаика-Синтез, 2014. – 176 с. Новикова, В. П. Математика в детском саду: подготовительная группа: конспекты занятий с детьми 6-7 лет; учебно-методическое пособие/ В. П. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика- Синтез, 2010. – 184 с.
Этапы НОД
1. Вводная часть 5 минут
-
Организационный момент.
-
Дидактическое упражнение, создающее мотивацию к познавательной деятельности.
-
Игровое упражнение. 2. Основная часть 15 минут
-
Игровое упражнение.
-
Составление условий и вопроса к задаче.
-
Физкультминутка.
-
Рассказывание стихотворения.
-
Рисование. 3. Заключительная часть 5 минут
-
Подведение итогов.
-
Рефлексия.
-
Оценивание результатов.
Ход непосредственно образовательной деятельности (НОД)
Содержание деятельности Примечания
Вводная часть
Социально-коммуникативное развитие Воспитатель: Прежде чем начать работу, создадим себе хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу. Воспитатель: Ребята, скажите мне, какой сегодня день недели, какое число, какой месяц? А какой день недели будет завтра? А какой был вчера? Дети сидят на рабочих местах за столами. Дети отвечают, называя по порядку день недели, число, месяц.
Познавательное развитие Воспитатель: Правильно, молодцы! Сегодня в гости к нам пришел Знайка и пригласил нас в математическую сказку. Попасть в волшебную сказку не так-то просто, надо выполнить задание и открыть в нее дверь. Положите перед собой листы в клетку, возьмите карандаши и от указанной рабочей точки проведите: 3 клетки вправо, 2 клетки вниз, 8 клеток вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 2 клетки влево, 1 клетку вверх, 5 клеток влево, 2 клетки вниз, 3 клетки влево, 5 клеток вверх. Воспитатель: Что получилось? Дети: Ключик. Воспитатель: Молодцы! Дверь открылась волшебным ключиком, и мы попали в сказку! Ребята, все знают, что в Математической сказке должен быть во всем порядок, потому, что Королева Математика любит порядок во всем. Но, что это? Знайка говорит мне, что по вине сказочного героя Незнайки на днях случилась сказочная неразбериха: он перепутал все загадки с задачами. Знайка просит вас, ребята, помочь ему навести порядок и отделить задачи от загадок. Вы согласны помочь? Дети: Да! Согласны! Формирование мотивации к познавательной деятельности Дети выполняют графический диктант. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации. Создание благоприятных условий для сотрудничества детей.
Основная часть
Познавательное развитие Воспитатель: Послушайте меня внимательно и скажите, загадка это или задача: -Проживают в умной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают все на свете! Дети: Это загадка про цифры! Воспитатель: Правильно, это загадка. Послушайте дальше: - Пять воробьев на заборе сидели, Один улетел, а четыре запели. И пели, пока не сморила усталость. Один улетел – и их трое осталось. Повторение пройденного материала. Воспитатель поощряет активность детей. Воспитатель акцентирует внимание детей на словах – числительных.
Ребята, а это – задача? Дети: Нет, это стишок. Воспитатель: Правильно! Послушайте дальше: - В корзинке есть грибы, Посчитать их помоги. Мухомор красный – гриб опасный, Лисичка – рыжая косичка, Волнушка – розовое ушко, Сморчок – бородатый старичок, Ну, а это – белый, ешь его смело. Сколько всего грибов? Дети: Всего в корзинке 5 грибов. Это – задача! Повторение пройденного материала. Воспитатель интонацией выделяет названия грибов для привлечения детей к счетной деятельности. Воспитатель: Правильно. А чем отличается задача от загадки? Дети: Чтобы получить ответ, в загадке надо догадаться, а в задаче - выполнить действие. Воспитатель: Хорошо. А из каких частей состоит задача? Дети: Задача состоит из четырех частей: условия, вопроса, решения и ответа. Воспитатель: Ребята, скажите, при помощи каких арифметических действий мы научились решать задачи? Дети: При помощи сложения и вычитания. Повторение пройденного материала. Ввести в речь детей такие слова, как «задача, условие задачи, вопрос, ответ». Воспитатель: Правильно, молодцы! Знайка благодарит вас, и хочет с вами потанцевать. Сейчас тихо встанем, задвинем стульчики, и выполним движения под музыку. Физическое развитие Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка На четыре – руки шире Музыкальная физкультурная минутка «Счет» на музыку Л. Палий. Дети исполняют песню и выполняют движения по тексту.
Пять – руками помахать, Ну и дальше продолжать! Шесть – пониже нам присесть, Семь – плечами потрясти, Ну, а восемь – потянись, Скажем девять – покружись, Ну, а десять поклонись! Познавательное развитие Воспитатель: Наш волшебный гость Знайка умеет хорошо решать задачи, но не умеет их составлять. Ребята, давайте составим задачу на вычитание. Перед вами лежат карточки с цифрами и знаки сложения, вычитания, равенства, с помощью которых можно составить условие задачи. Придумайте условие задачи на вычитание, при котором, после знака равенства мы смогли бы получить число пять. Также, не забудьте про вопрос к задаче. Воспитатель: Ребята, кто составил задачу, на вычитание поднимает руку. Какое условие задачи? Какой вопрос задачи? Воспитатель: Дети, нарисуйте решение задачи с помощью круга и точек внутри него. Проверим решение задачи с помощью пересчитывания точек. Сколько было? Сколько убрали? Сколько осталось? Физическое развитие Воспитатель: А сейчас проведем пальчиковую гимнастику «Карандаш»: Карандаш в руках катаю Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу. Воспитатель: Молодцы ребята! Следующую задачу нам нужно составить на сложение. Игровое упражнение «Составим задачу». Воспитатель выслушивает задачи и вместе с детьми выбирает одну из них для решения. Вызванный ребенок выкладывает решение на магнитной доске, а остальные дети выполняют рисунки на своих местах. Дети выполняют упражнение на развитие пальцевой моторики. Познавательное развитие Воспитатель: Ребята, кто составил задачу на сложение, поднимает Воспитатель выслушивает задачи и вместе с детьми
руку. Какое условие задачи? Какой вопрос задачи? Давайте проверим решение. Ребята, перед вами лежат круги из цветной бумаги. С помощью кругов покажите мне решение ваших задач. Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо поработали! Знайка вами доволен, он улыбается вам. Знайка хотел бы с вами еще играть, петь и танцевать, но ему пора уходить. Он обещал жителям Математической сказки вернуться ровно в полдень. Знайка не хочет опаздывать и спрашивает нас, как узнать «полдень» по часам? Давайте разберемся. Дети сколько стрелок на часах? выбирает одну из них для решения. Вызванный ребенок выкладывает решение на магнитной доске, а остальные дети выкладывают круги на своих столах. Дети: Две стрелки. Воспитатель: Правильно. Чем они отличаются? Дети: Одна – длинная, а другая – короткая. Воспитатель: Что показывает длинная стрелка? Что показывает короткая стрелка? Дети: Короткая стрелка показывает часы, а длинная – минуты. Воспитатель: Сейчас я вам расскажу стихотворение про полдень, а вы, слушая его, поставьте правильно стрелки на часах: -По часам две стрелки ходят, Вдруг осталась лишь одна. Это полдень! Это полдень! На двенадцати она! Так запомните ж, ребятки, И часы играют в прятки! Воспитатель: Время полдень, и Знайка благодарит вас всех за помощь. Давайте, проводим Знайку домой в математическую сказку. Дети: До свидания, Знайка! Приходи к нам еще! Воспитатель показывает модель часов и сопровождает свой рассказ демонстрацией движения часовой стрелки и минутной стрелки на часах. Дети самостоятельно ставят указанное воспитателем время - двенадцать часов.
Заключительная часть
Социально-коммуникативное развитие Оценивание
Воспитатель: Молодцы, ребята, что выполнили все задания нашего гостя Знайки. Скажите мне, что нового вы сегодня узнали? Дети: Что с помощью цифр, действий вычитания и сложения можно составлять и решать задачи. Воспитатель: Какое задание для вас было самым трудным? Какое задание вы хотели бы повторить на будущих занятиях? Вам понравилось занятие? А мне понравилось, как вы сегодня занимались, что были активными и внимательными, молодцы! результатов. Ответы детей. Рефлексия. Рассуждения детей.