Напоминание

"Лишайники"

Автор: Лукиных Елена Васильевна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: МОУ "Железнодорожная Сош №2"
Населённый пункт: п. Железнодорожный, Усть-Илимский р-н
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Лишайники"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема урока «Лишайники»
(Программа В.В. Пасечника)
Класс: 5

Учитель :
Лукиных Елена Васильевна
Цели:
 познакомить обучающихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека.  вырабатывать навыки самостоятельной работы с учебником, дополнительным материалом, находить в тексте сведения для заполнения схем, расширять кругозор,  развивать познавательный интерес к предмету, воспитывать бережное отношение к природе.
Учебные УУД
Знать общую характеристику лишайников, особенности внешнего и внутреннего строения. Уметь характеризовать значение лишайников в природе и для человека.
Метапредметные УУД
Ставить учебную задачу под руководством учителя. Составлять план выполнения учебной задачи.
Личностные УУД
Осознание ценности живых объектов; формирование основ экологической культуры.
Коммуникативные УУД
Взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Оборудование:
проектор, компьютер, гербарный материал, справочная литература, учебник, рабочие листы, карточки-задания. ЭПИГРАФ: ЧЕМ БОЛЬШЕ МЫ ПОЗНАЁМ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ, ТЕМ ВСЁ БОЛЕЕ НЕВЕРОЯТНЫМИ СТАНОВЯТСЯ ДЛЯ НАС ЧУДЕСА. ЧАРЛЗ ДАРВИН
ХОД УРОКА I.
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята, садитесь. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. Отработка понятий: “грибница”, “симбиоз”, “паразитизм”, питание грибов и водорослей. ИГРА “ПОЙМИ МЕНЯ”
(слайд №1)
УЧИТЕЛЬ. На слайде вы видите биологические термины. Я буду читать их объяснение. Вы должны понять, о чем идет речь, и указать правильную цифру в таблице рабочего листа. 1. Одноклеточные или многоклеточные организмы, использующие для питания готовое органическое вещество…. 6. 2. Тело гриба, состоящее из тонких белых нитей, называется…2. 3. Низшие одноклеточные или многоклеточные растения это …7. 4. Тесная связь, полезная как одному, так и другому организму называется…1. 5. Организмы, которые питаются органическими веществами живых организмов, называют …5. 1. СИМБИОЗ 2. ГРИБНИЦА 3. ОРГАНИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО 4. САПРОФИТЫ 5. ПАРАЗИТЫ 6. ГРИБЫ 7. ВОДОРОСЛИ
Самопроверка (слайд№2)

1 2 3 4 5 6 2 7 1 5
Учитель.
Чтобы начать наш урок был интересным, я предлагаю вам мысленно вернуться в прошлое на много лет назад и заглянуть в гости к древнегреческому ученому Теофрасту (
слайд №3 ).
В коллекции «отца ботаники» мы обнаружим два интересных биологических объекта –Уснею и Кладонию.
(слайд №4).
Посмотрите на слайд. Как вы думаете, к какой группе можно отнести эти организмы?
Учащиеся.
Мхи, водоросли, растения, грибы.
Учитель.
Вы отчасти правы, так как во времена Теофраста их действительно называли то мхами, то водорослями, а иногда именовали «хаосом природы» и «убогой нищетой растительности». И только в 1860 году эти организмы русский ученый А.Н.Бекетов предложил называть лишайниками. Сегодня нам предстоит познакомиться с ними поближе. Вы уже догадались, как будет звучать тема сегодняшнего урока?
Учащиеся.
Лишайники.
Учитель.
Правильно, давайте запишем тему урока «Лишайниками»
(слайд №5 ).

II. Изучение нового материала.
– А что вы знаете про эту группу организмов? (дописываем то, что известно по теме) нет корней, листьев, цветов, очень разнообразные по внешнему виду, цвету – А сможете ли вы мне помочь в решении вот такого вопроса:
(слайд №6)

«Почему лишайники встречаются во всех природных зонах?»
Ответы учащихся. – Достаточно ли у вас знаний, чтобы дать обоснованный ответ на данный вопрос?
– Как вы думаете, а что необходимо узнать о лишайниках, чтобы ответить на поставленный вопрос? (дописываем план изучения темы, при необходимости учитель дополняет ответ) Должна появиться запись на доске: Размножение Питание Строение Значение  На сегодняшнем уроке я предлагаю вам выступить в качестве ученых, и в конце урока мы с вами станем специалистами в такой науке, которая называется лихенология
(слайд №7)
– В настоящее время изучено около 20 тыс. видов лишайников и с каждым годом этот список пополняется. Для более эффективного изучения отдела лишайники мы будем работать парами и группами. В процессе работы вы заполняете свой рабочий лист. Следующий вид деятельности учащихся направлен на то, чтобы учащиеся знали, что существуют лишайники с различным типом слоевища. Для этого учитель говорит, что тело лишайника называется слоевищем и задаѐт вопрос. - Вспомните, тело каких организмов тоже называется слоевищем.
Перед учащимися ставится проблемный вопрос: « На какие типы

делятся лишайники в зависимости от типа слоевища?»

Работа в парах:
Используя текст учебника на стр.103 и дополнительный материал, заполняем таблицу
(слайд №8)

Формы лишайников
Тип лишайников Особенности строения Примеры Проверяем выполненную работу.(
слайды№,9,10,11
) Итак, по форме слоевища,лишайники делятся на три группы. У вас на столах лежит гербарный материал. Попробуйте определить тип слоевища. Ученики выходят к доске с образцами разных типов слоевища.
А теперь получают задания группы:
1 группа изучает строение лишайников

2 группа изучает питание лишайников

3 группа – размножение;

Слово предоставляется 1группе
Во время ответа
(слайд №12)
остальные учащиеся делают записи в рабочих листах
Слово предоставляется 2группе (слайды №13)
Гриб предоставляет воду и минеральные вещества, растворенные в ней, а водоросль – органические вещества.
Учитель
. Ребята, вы уже знакомы с понятие симбиоз. Напомните мне, пожалуйста, что это за тип взаимоотношений организмов.
Учащиеся.
Симбиоз – это взаимовыгодное взаимодействие двух или более организмов.
Учитель.
Исходя из того, что мы уже узнали о лишайниках, скажите, можно ли считать их симбиотическими организмами. Поясните свой ответ.
Учащиеся. Да, можно, потому что грибы получают от водорослей

органические вещества, а водоросли в свою очередь получают от грибов

воду, минеральные вещества, защиту.

Слово предоставляется 3 группе
. Ответ учащегося
(слайд №14)
Лишайники размножаются ___бесполое________ __________________
А теперь выясним,где встречаются лишайники
-чтение вслух дополнительного материала. (Учитель) Где можно встретить лишайник? Ответ учащихся (Учитель) А у нас в поселке встречаются лишайники? Ответы учащихся: В нашем селе лишайники встречаются повсеместно (на заборах, домах, сараях, деревьях и т.д.), чем ближе к дорогам, тем их
количество уменьшается. накипные и (Учитель) Ребята, в научной литературе отмечено что:
(слайд №15)
При
слабом загрязнении
исчезают кустистые лишайники. При
среднем загрязнении
исчезают листовые лишайники. При
сильном загрязнении
исчезают накипные лишайники Сделайте вывод о чистоте воздуха в нашем поселке Подведем итог нашей работы, а для этого я прошу вернуться к нашему проблемному вопросу:
(слайд №16)
Почему лишайники существуют во всех природных зонах? Теперь у вас достаточно знаний, чтобы ответить на этот вопрос? (
Обусловлено способностью противостоять неблагоприятным условиям,

легкостью вегетативного размножения, дальностью и высокой скорость

переноса отдельных частей слоевища
) (Делаются записи под вопросом)
А теперь снова работаем в парах. Мы должны выяснить, какое

значение имеют лишайники.
Заполняем таблицу:
(слайд№17)
Значение лишайников в природе Значение лишайников в жизни человека
III. Закрепление материала
– А теперь я вам предложу выполнить проверочную работу и оценить себя. Рядом с суждением вы должны поставить «+» или «–». Верно ли суждение?
(слайд №18)
1. Лишайник имеет стебель с листьями. 2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями. 3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза. 4. Лишайники могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела. 5. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений.
6. Лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты. Прошу вас проверить свои работы и поставить оценку.
(слайд №19)
1) – 2) + 3) + 4) + 5) + 6) + Поставьте себе оценку за выполненную работу: если все задания выполнены верно – «5»; если 1 ошибка – «4»; если 2 ошибки – «3»; если 3 и более ошибки – необходимо еще раз изучить материал. Объявление своих результатов учащимися.
А теперь немножко поиграем
Игра «Загадочные термины». Необходимо расшифровать эти слова и составить рассказ
(слайд№20)
-килашний (лишайник)
-
изомбис (симбиоз); –бигр (гриб);

соловродь (водоросль);
-
тывилсоета (листоватые)

канипыне (накипные)

сетускиты (кустистые)
Загадка:
почему лишайники называют растени
е- сфинкс (Слайд№21)

Интересное о лишайниках:(слайд№22)
Ребята, вы часто слышали выражение «Что ты ждешь успехов, как «манны небесной»!». Оказывается это выражение напрямую связано с нашей темой. Послушайте строки из Библии:
«И сказал Господь Моисею: - Вот, Я пошлю

вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько

нужно на день»
. В давние времена евреи жили пленниками в Древнем Египте. Пророк Моисей решил вывести свой народ, но многолетнее странствие оказалось суровым: пища закончилась. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок.
«Подождите до утра» – просил их Моисей.
На следующий день, как только рассвело, поднявшийся ветер погнал по песку какие-то комочки. Ветер, будто играя, поднимал их, то вверх, то вниз. Всем казалось, что они падают с неба:

«Манна! – кричали они радостно – Манна небесная!».
Комочков оказалось много: их ели сухими, варили кашу, делали лепешки.

Какое же растение спасло народ от голодной смерти в пустыне? В 1772 году русский ученый П. С. Паллас доказал, что это был съедобный лишайник, который разносится ветром над огромными просторами Африки и Малой Азии.
IV. Рефлексия
– Ребята я Вас попрошу оценить каким был для вас наш урок – Хочу закончить наш урок такими словами
(слайд №23):
Помните, природа в отличие от человека, ничего не создает зря. Берегите ее!
(слайд №24)

Домашнее задание:
параграф 19 – Спасибо за урок!
(слайд №25)