Напоминание

Рабочая программа по литературе 5 класс

Автор: Кабикова Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ с. Новая Порубежка Пугачевского района Саратовской области"
Населённый пункт: с. Новая Порубежка Пугачевский район Саратовской области
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по литературе 5 класс







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Новая Порубежка

Пугачевского района Саратовской области»

«Рассмотрено »
Руководитель МО _______/ Кабикова И.Н. Протокол № _____ от«____» ___________20____г.
«Согласовано»
Замдиректора по УВР _________/ Аюпова Р.М. «____» __________ 20___г.
«Утверждено»
Директор школы ________/ Долгополова О.Н. Приказ №______ от «____» ____________20___г.
Рабочая программа
по курсу литературы в 5 классе учителя первой квалификационной категории Кабиковой Ирины Николаевны Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от «__»__________20___ г. 2015-2016 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа Настоящая программа по литературе создана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с рекомендациями Примерной программы по литературе (Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 класс, - М.: «Просвещение», 2011) и Рабочей программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2011). Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта, включённого в Федеральный перечень: 1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Про- свещение, 2012. 2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литерату- ре: 5 класс. - М.: Просвещение, 2009. 3. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Про- свещение, 2009. 4. Н.В.Беляева. Литература. 5-9 классы. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 5 класса, обеспечивающие процесс обучения. Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компонен- ту), кроме этого, в неё включены для изучения дополнительные произведения: В.А. Жу- ковский «Спящая царевна»; А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»; П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; С. Чёрный «Кав- казский пленник», «Игорь-Робинзон». В рабочую программу включены все вышеперечислен- ные произведения. Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения. Место предмета «Литература» в базисном учебном плане
МОУ «СОШ с. Новая

Порубёжка».
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе базового уровня –
105 часов
, 3 часа в неделю. Общая характеристика учебного предмета Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цели изучения предмета «Литература»
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: -воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; - освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; - овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Результаты изучения предмета «Литература»
&
Личностными
результатами выпускников основной школы, формируемыми при изу- чении предмета «Литература», являются: - совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные
результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в: • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные
результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX— XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно- выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге. Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Формы контроля:
& устные сообщения, письменные работы, тестирование, исследовательская дея - тельность, сочинения разнообразных жанров, практикумы.
Виды контроля:
-
промежуточный
: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов; -
итоговый
: тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом образовательного учреждения в форме текущего, рубежного и итогового контроля.



Раздел II. Учебно-тематический план. Литература 5 класс.
№ Наименование раздела Количество часов
В том числе:
Развити е речи Контрольные работы 1 Введение.
1
2 Устное народное творчество
2
3 Русские народные сказки
8
1 4 Из древнерусской литературы
2
5 Из литературы XVIII века
2
6 Из литературы XIX века
45
4/4 2 7 Из литературы XX век
29
3/2 1 8 Из зарубежной литературы.
12
1/3 9 Уроки итогового контроля
2
1 10 Резерв
2
Итого
105
9/9 4

Раздел III. Календарно-тематический план. Литература 5 класс.



п/п

Наименование раздела

программы, темы урока

Кол-во

уроков

Тип урока

Формирование УУД

Примерная дата

Использование

ИКТ и ЭОР

план

факт
1 Роль книги в духовной жизни человека и общества 1 Рефлексия Познавательные: уметь искать и находить необходимую информацию, Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. 05.09.
Устное народное творчество 2 ч.
2 Фольклор – коллективное устное народное творчество. 1 Рефлексия Познавательные: планировать необходимые действия в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Регулятивные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач 06.09. ВШ. Уроки литературы 5-6 кл. 3 Малые жанры фольклора. 1 Познавательные: уметь ориентироваться в разнообразии решения задач. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь осуществлять совместную деятельность в парах с учётом познавательных задач 08.09.
Русские народные сказки-8 ч.
4 Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. 1 Рефлексия Познавательные: Планировать необходимые действия в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Регулятивные: понимать информацию, представленную в 12.09.
изобразительной, схематичной, модельной форме. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач 5 Поэтика волшебной сказки «Царевна-лягушка». 1 Рефлексия Познавательные: уметь ориентироваться в разнообразии решения задач. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь осуществлять совместную деятельность в парах с учётом познавательных задач 13.09. Фонохрестоматия 6. Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты- волшебницы. 1 Рефлексия Познавательные: уметь ориентироваться в разнообразии решения задач. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь осуществлять совместную деятельность в парах с учётом познавательных задач 15.09. 7. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Помощники и противники. 1 Рефлексия Познавательные: планировать необходимые действия в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Регулятивные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач 19.09. 8 «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. 1 Рефлексия Познавательные: уметь ориентироваться в разнообразии решения задач. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь осуществлять совместную деятельность в парах с учётом 20.09.
познавательных задач 9 Тема мирного труда и защиты родной земли. Нравственное превосходство главного героя. 1 Рефлексия Познавательные: планировать необходимые действия в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Регулятивные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач 22.09. 11
Классное сочинение
: «Мой любимый герой русской народной сказки». 1 Развивающ ий контроль Познавательные:, уметь правильно формулировать мысли Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации 26.09. 12 Проект «Сказки для самых маленьких» 1 Развивающ ий контроль Познавательные:, уметь правильно формулировать мысли Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации 27.09.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2ч
13 Возникновение древнерусской литературы. 1 Открытия нового знания Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания 29.09. 14 «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои 1 Рефлексия Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и 3.10.
летописного сказания. формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения познавательных задач.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 2ч
15 М. В. Ломоносов – «первый русский университет». 1 Открытия нового знания Познавательные: планировать совместно с учителем и выполнять учебно- познавательные действия. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания 4.10. Фонохрестоматия 16 М. В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…»: научные истины в поэтической форме 1 Рефлексия Познавательные: планировать совместно с учителем и выполнять учебно- познавательные действия.Регулятивные: извлекать нужную информацию. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. 6.10. ВШ. Уроки литературы 5-6 кл.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 45 ч.
17 Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра 1 Открытия нового знания Познавательные: осознавать познавательную задачу. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное; 10.10. 18 И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягнёнок». 1 Открытия нового знания Познавательные: выполнять учебно- познавательные действия. Регулятивные: уметь применять метод информационного поиска. Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике. 11.10. ВШ. Уроки литературы 5-6 кл. 19 И.А.Крылов «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков. 1 Открытия нового знания Познавательные: осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст, применять метод информационного 13.10.
поиска. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное; 20 И.А.Крылов.«Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. 1 Открытия нового знания Познавательные: Выполнять учебно- познавательные действия. Регулятивные: уметь применять метод информационного поиска. Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике. 17.10. Фонохрестоматия 21 Басенный мир Ивана Андреевича Крылова Рефлексия Познавательные: осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст, применять метод информационного поиска. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное 18.10. 22 В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». 1 Открытия нового знания Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: строить монологические высказывания 20.10. Фонохрестоматия 23 «Спящая царевна». Сюжет, герои, поэтика сказки Жуковского. Открытия нового знания Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме Регулятивные: извлекать нужную информацию. Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность 24.10. 24 Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Нравственные проблемы в балладе. 1 Открытия нового знания Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: строить монологические высказывания 25.10. 25 А.С. Пушкин. Детские и 1 Открытия Познавательные: понимать информацию, 27.10. ВШ. Уроки
лицейские года поэта. «Няня» нового знания представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания. литературы 5-6 кл. 26
Контрольная работа №1
по теме: «Творчество русских писателей И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина» 1 Развивающ ий контроль Познавательные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики; Регулятивные: Уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, строить логические рассуждения. 31.10. 27 Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. 1 Открытия нового знания Познавательные: уметь создавать обобщения. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, уметь делать анализ текста, строить логические рассуждения. 10.11. Фонохрестоматия 28 Анализ глав поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» 1 Открытия нового знания Познавательные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики; уметь создавать обобщения. Регулятивные: извлекать нужную информацию. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач 14.11. 29 А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. 1 Открытия нового знания Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания. 15.11. Фонохрестоматия 30 Система образов. Борьба добрых и злых сил в 1 Открытия нового Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления 17.11.
«Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» знания ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста 31 Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». 1 Открытия нового знания Познавательные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики; уметь создавать обобщения. Регулятивные: извлекать нужную информацию. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач 21.11. 32
Сочинение «
Мои любимые сказки А.С.Пушкина». 1 Развивающ ий контроль Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста 22.11. 33 А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» 1 Открытия нового знания Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками. 24.11. Фонохрестоматия 34 Причудливый сюжет и нравоучительное содержание сказки А. Погорельского. 1 Открытия нового знания Познавательные: Использовать знаково- символические средства для решения различных учебных задач. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками. 28.11. 35 В. М. Гаршин. Сказка 1 Открытия Познавательные: уметь устанавливать 29.11.
«Attalea Prinseps»: героическое и обыденное в сказке нового знания аналогии. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. 36 М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино» Патриотический пафос стихотворения. 1 Открытия нового знания Познавательные: выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме, Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения 01.12. ВШ. Уроки литературы 5-6 кл. 37 Выразительные средства языка в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». 1 Открытия нового знания Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения 05.12. Фонохрестоматия 38 Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни в повести. 1 Открытия нового знания Познавательные: выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач. 06.12. ВШ. Уроки литературы 5-6 кл. 39 Реальность и фантастика в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место». 1 Открытия нового знания Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы Регулятивные: извлекать нужную информацию. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания 08.12. Фонохрестоматия 40 Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1 Открытия нового Познавательные: выполнять учебно- познавательные действия в 12.12.
знания материализованной и умственной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания 41 Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. 1 Открытия нового знания Познавательные: осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия.Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания 13.12. ВШ. Уроки литературы 5-6 кл. 42 Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - поэтический образ русской женщины. 1 Открытия нового знания Познавательные: выполнять учебно- познавательные действия Регулятивные: осознавать возникающие трудности, выполнять поиск причин и пути их преодоления Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. 15.12. Фонохрестоматия 43 Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» 1 Открытия нового знания Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. Регулятивные: уметь работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач. 19.12. Фонохрестоматия 44 И.С.Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». Основной сюжет и герои. 1 Открытия нового знания Познавательные: осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других 20.12. ВШ. Уроки литературы 5-6 кл.
45 И.С.Тургенев. Нравственный облик Герасима. 1 Рефлексия Познавательные: извлекать нужную информацию, выполнять учебно- познавательные действия. Регулятивные: осознавать возникающие трудности, выполнять поиск причин и пути их преодоления. Коммуникативные: уметь ставить вопросы 22.12. Фонохрестоматия 46 История отношений Герасима и Татьяны. 1 Открытия нового знания Познавательные: уметь искать и извлекать нужную информацию. Регулятивные: уметь работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное 26.12. 47 Духовное богатство и нравственное превосходство Герасима 1 Рефлексия Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: уметь анализировать текст. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других 27.12. 48 Тургенев – мастер портрета и пейзажа. 1 Рефлексия Познавательные: осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию. Регулятивные: осознавать возникающие трудности, выполнять поиск причин и пути их преодоления Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других 49
Сочинение
по творчеству И.С.Тургенева «Судьба Герасима» 1 Развивающ ий контроль Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста 50
Контрольная работа №2

по
теме: «Творчество русских писателей 1 Развивающ его Познавательные: уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь
XIXвека» контроля планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. 51 А.А.Фет. Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. 1 Открытия нового знания Познавательные: выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания Фонохрестоматия 52 Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. 1 Открытия нового знания Познавательные: выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания задавать вопросы Фонохрестоматия 53 Жилин и Костылин – два разных характера в рассказе «Кавказский пленник». 1 Открытия нового знания Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы .Регулятивные планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности Коммуникативные: уметь слушать и отвечать на вопросы других 54 Странная дружба Жилина и Дины – протест против национальной вражды. 1 Открытия нового знания Познавательные: выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы .Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы ВШ. Уроки литературы 5-6 кл.
других 55 Подготовка к
сочинению
«Две судьбы» 1 Развивающ его контроля Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста 56 А.П.Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Законы юмористического рассказа 1 Открытия нового знания Познавательные: осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания 57 Юмор и сатира в творчестве А. П. Чехова 1 Открытия нового знания Познавательные: извлекать нужную информацию, выполнять учебно- познавательные действия Регулятивные: планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение 58 Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И.Тютчева. 1 Открытия нового знания Познавательные: извлекать нужную информацию, выполнять учебно- познавательные действия Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания ВШ. Уроки литературы 5-6 кл. 59 Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. 1 Рефлексия Познавательные: осознавать познавательную задачу. Регулятивные: Адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. Фонохрестоматия 60
Проект.
Электронный 1 Развивающ Познавательные: уметь самостоятельно Фонохрестоматия
альбом «Стихи о Родине, родной природе в иллюстрациях» его контроля делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX века. (29 часов)
61 И.Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе. 1 Открытия нового знания Познавательные: осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других ВШ. Уроки литературы 5-6 кл. 62 В.Г.Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». 1 Открытия нового знания Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Фонохрестоматия 63 Жизнь детей в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». 1 Открытия нового знания Познавательные: осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других Фонохрестоматия 64 Изображение города и его обитателей в повести В.Г.Короленко. 1 Открытия нового знания Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания 65
Сочинение
«Путь Васи к 1 Развивающ Познавательные: уметь синтезировать
правде и добру». его контроля. полученную информацию для составления ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста 66 С.А.Есенин. Рассказ о поэте. Своеобразие языка есенинской лирики. 1 Открытия нового знания Познавательные: уметь создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь обращаться за помощью к учебной литературе Презентация 67 С Есенин «Я покинул родимый дом» Творческая работа «Картинки из моего детства» 1 Открытия нового знания Познавательные: выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания Фонохрестоматия 68 П.П.Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера. 1 Открытия нового знания Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия .Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других Фонохрестоматия 69 Образ Хозяйки Медной горы. Реальность и фантастика в сказке «Медной горы Хозяйка» 1 Открытия нового знания Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию 70 «Малахитовая шкатулка». Сказы П. П. Бажова 1 Открытия нового знания Познавательные: выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме.
Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания 71 К.Г.Паустовский. Жизнь и творчество. «Теплый хлеб». Народная мудрость и народная мораль в сказке писателя. 1 Открытия нового знания Познавательные: осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Регулятивные: извлекать нужную информацию Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. Презентация 72 Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». 1 Открытия нового знания Познавательные: выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания ВШ. Уроки литературы 5-6 кл. 73 К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Человек и природа. 1 Открытия нового знания Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия .Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других 74 С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. 1 Открытия нового знания Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Фонохрестоматия 75 Художественные особенности пьесы-сказки 1 Открытия нового Познавательные: уметь создавать обобщения. Регулятивные: выбирать
С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». знания действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь обращаться за помощью к учебной литературе 76 Разные герои пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» Открытия нового знания Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия .Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других 77 А.П.Платонов. Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. 1 Открытия нового знания Познавательные: выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания ВШ. Уроки литературы 5-6 кл. 78 Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Открытия нового знания Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию 79
Контрольная работа № 3
по теме: «Творчество русских писателей Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, П.П.Бажова, К.Г.Паустовского» 1 Урок развивающ его контроля. Познавательные: уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. 80 В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в 1 Открытия нового знания Познавательные: выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме ВШ. Уроки литературы 5-6 кл.
лесу. Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания 81 В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». «Открытие» Васюткой нового озера. 1 Открытия нового знания Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию 82 В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» 1 Открытия нового знания Познавательные: выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания 83
Сочинение
«Трудный путь к спасению» 1 Развивающ его контроля. Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста 84 Дети и война. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». 1 Открытия нового знания Познавательные: уметь создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь обращаться за помощью к учебной литературе Фонохрестоматия 85 Подвиг бойцов крепости- героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». 1 Открытия нового знания Познавательные: выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания 86 Русские поэты XX века о 1 Рефлексия Познавательные: осуществлять для Фонохрестоматия
Родине и родной природе решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Регулятивные: извлекать нужную информацию Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. 87 Русские поэты XX века о Родине и родной природе: Образ Родины в стихах о природе. 1 Открытия нового знания Познавательные: уметь создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь обращаться за помощью к учебной литературе ВШ. Уроки литературы 5-6 кл. 88
Проект
«Аленушка в поэзии и живописи» 1 Развивающ его контроля Познавательные: уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. 89. Саша Черный. «Кавказский пленник». Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». 1 Открытия нового знания Познавательные: выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы Регулятивные: Адекватно оценивать свои достижения Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-12 ч.
90 Р.Л.Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение 1 Открытия нового знания Познавательные: выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме Фонохрестоматия
к традициям предков. Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания 91 Д.Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо» – произведение о силе человеческого духа. 1 Открытия нового знания Познавательные: уметь создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь обращаться за помощью к учебной литературе Фонохрестоматия 92 Необычайные приключения и проявление характера героя в повести Д.Дефо. 1 Открытия нового знания Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию 93. Х. К.Андерсен. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. 1 Открытия нового знания Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия .Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других 94 В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. 1 Открытия нового знания Познавательные: выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания Фонохрестоматия 95
Классное сочинение
по сказкам Х.К. Андерсена: «Добро и зло в сказках Андерсена» 1 Развивающ его контроля Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ
текста 96 Ж. Санд. Рассказ о писательнице. Сказка «О чём говорят цветы». Дети и природа. 1 Открытия нового знания Познавательные: уметь создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь обращаться за помощью к учебной литературе 97 М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». 1 Открытия нового знания Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Фонохрестоматия 98 Том Сойер и его друзья в повести М.Твена. 1 Открытия нового знания Познавательные: выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания 99 Д. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. 1 Открытия нового знания Познавательные: уметь создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь обращаться за помощью к учебной литературе 100 Внеклассное чтение по рассказам Д.Лондона. 1 Открытия нового знания Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия .Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других 101
Контрольная работа №4
1 Открытия Познавательные: уметь самостоятельно
по произведениям зарубежных писателей. нового знания делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.
Уроки итогового контроля -2 ч.
102 Итоговая контрольная работа за курс 5 класса «Путешествие по стране «Литературия» 1 Развивающ его контроля Познавательные: уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. 103
Проект.
«Электронная презентация «Памятники литературным героям» 1 Развивающ его контроля Познавательные: уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: строить монологическое высказывание в письменной форме 104 Резерв 1 105 Резерв 1

Раздел IV. Содержание тем учебного курса.

ВВЕДЕНИЕ -1 ч.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО-2 ч.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ -8 ч.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка».
Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные- помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»
. Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» -
народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-2 ч.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет»
как литературный памятник.
«Подвиг отрока-

киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА-2 ч.

Михаил Васильевич Ломоносов.
Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…»
- научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА -45 ч.

Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов.
Краткий рассказ о баснописце.
«Ворона и Лисица», «Волк


и Ягненок», «Свинья под дубом».
Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.
«Волк на псарне»
- отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский.
Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна».
Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок».
Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин.
Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение
«Няне»
- поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…».
Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
- её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Антоний Погорельский.

«Черная курица, или Подземные жители».
Сказочно- условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Павлович Ершов.

«Конек-Горбунок».
(Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».
Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Краткий рассказ о поэте.
«Бородино»
- отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь.
Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место»
- повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством».
(Для внеклассного чтения). Поэтические картины
народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил. Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов.
Краткий рассказ о поэте.
«На Волге».
Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).
«Есть женщины в русских селеньях…».
Поэтический образ русской женщины. Стихотворение
«Крестьянские дети».
Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев.
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму»
- повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет.
Краткий рассказ о поэте. Стихотворение
«Весенний

дождь»
- радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой.
Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник».
Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов.
Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия»
- осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.
ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в

осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в

деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима»
. Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся). Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА-29 ч.

Иван Алексеевич Бунин.
Краткий рассказ о писателе.
«Косцы».
Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Рассказ «Подснежник».
(Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко
. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе».
Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления
героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин.
Рассказ о поэте. Стихотворение
«Я покинул

родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
- поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (
обзор
)

Павел Петрович Бажов.
Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка».
Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский
. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы».
Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак.
Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев»
- пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса- сказка.
Андрей Платонович Платонов
. Краткий рассказ о писателе.
«Никита».
Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев.
Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро».
Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К.М.Симонов

«Майор привез мальчишку на лафете»
;
А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»
. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

Саша Черный.

«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».
Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-12 ч.

Роберт Льюис Стивенсон
. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед».
Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо.
Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо».
Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
ХансКристиан Андерсен.
Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева».
Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд «О чем говорят цветы».
Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен.
Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера».
Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон
. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише»
- сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Уроки итогового контроля (2 ч).
Выразительное чтение стихотворений, выученных наизусть. Устные и письменные пересказы произведений. Сообщения о произведениях и литературных героях. Толкование изученных литературоведческих терминов и их иллюстрирование примерами. Тестирование.
Произведения для заучивания наизусть.
Пословицы и поговорки. В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок). И.А. Крылов. Басни. А.С. Пушкин. «У лукоморья..» Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…») Ф. И. Тютчев. «Весенние воды» А.А. Фет. «Весенний дождь». М.Ю. Лермонтов. «Бородино». По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения. По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Список литературы для самостоятельного чтения.
Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...». А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ. М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).
А. В. Кольцов. Осень. Урожай. Н. В. Гоголь. Страшная месть. Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника. Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы. В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе. А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др. И. С. Никитин. Утро. Пахарь. Я. П. Полонский. Утро. А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат....... Ф. И. Тютчев. Утро в горах. Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний. Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор). А. Н. Островский. Снегурочка. А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор. Из русской литературы XX века М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии». А. И. Куприн. Чудесный доктор. И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревен ский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...». А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...». С. А. Есенин. Песнь о собаке. Дон Аминадо. Колыбельная. И. С. Соколов-Микитов. Зима. П. П. Бажов. Каменный цветок. М. М. Пришвин. Моя родина. С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев. А. Т. Твардовский. Лес осенью. Е. И. Носов. Варька. В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка. Из зарубежной литературы Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор). Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо. М. Твен. Приключения Тома Сойера.

Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.

Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится: - Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа. - Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё. - Оценивать свои и чужие поступки. - Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Ученик получит возможность научиться: - Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. - Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится: - Планированию пути достижения цели. - Установлению целевых приоритетов. - Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Ученик получит возможность научиться: - Учитывать условия выполнения учебной задачи. - Выделять альтернативные способы достижения цели. - Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится: - Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения. - Аргументировать свою точку зрения. - Задавать вопросы. - Осуществлять контроль. - Составлять план текста. Ученик получит возможность научиться: - Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. - Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится: - пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме; - находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Ученик получит возможность научиться: - выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; - обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится: - видеть черты русского национального характера в героях русских былин; - учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; - выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; - пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы; - осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; - анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному; - создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; - сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; Ученик получит возможность научиться: - рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор; - сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии; - сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; - выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; - устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). - выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их; - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения по литературе 5 класс.
1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007. 2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2012. 3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2009. 4. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012. 5. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995. 6. Уроки литературы в 5-6 классах. Издательство Кирилла и Мефодия.
Раздел VII. Список литературы.

Основная:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2.Концепция модернизации Российского образования. 3.Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 класс, - М.: «Просвещение», 2011. 4.Программа развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. 6.Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) /Под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011. 7. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд- во «Экзамен», 2012. 8. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2012. 9. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.



Приложение 1

Сводная таблица по видам контроля
.
Виды контроля

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

Год

Итого
Сочинения классное 1 1 2 2 6 Сочинение домашнее - - 2 2 Контрольная работа 1 - 2 1 1 4
Примерные темы проектов.
1. «Моя сказка» 2. «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях». 3. Презентация «Иллюстрации к сказке А.Погорельского». 4. Конкурс на лучшее чтение стихотворения. 5. Электронный альбом «Мои ровесники в повести В.Г.Короленко» 6. Конкурс иллюстраций к стихам С.Есенина. 7. Презентация «Сказы П.Бажова в иллюстрациях художников Палеха». 8. Постановка картин из пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» 9. Сборник стихотворений «Родная природа в русской поэзии» 10. Проект «Аленушка в поэзии и живописи»: В.М.Васнецов «Аленушка», А.А.Проко- фьев «Аленушка», Д.Б.Кедрин «Аленушка» 11. «Электронная презентация «Памятники литературным героям»

12
.
Электронный альбом «Стихи о Родине, родной природе в иллюстрациях»