"Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы"

Автор: Русяева Нина Григорьевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Государственное Автономное Профессиональное Образовательное учреждение Пензенской области Пензенский многопрофильный колледж Отделение строительства
Населённый пункт: г. Пенза, Пензенская область
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: "Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы"
Дата публикации: 25.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ «ПЕНЗЕНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» ОТДЕЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА Исследовательская работа на тему:
«Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы»
Подготовила: преподаватель Русяева Н.Г. 2016 г.

Межпредметные связи на уроках литературы
и русского языка способствуют общему развитию личности, формированию её мировоззренческой культуры, расширению кругозора, развитию творческих способностей индивидуума. Литература как вид искусства связана с живописью, музыкой, театральным искусством, кинематографией, радио и телевидением. Литературоведение как наука связана с другими науками и научными дисциплинами, что свидетельствует о невозможности существования отдельно взятого вида искусства или научной дисциплины без взаимодействия с другими. Литература развивалась, изменялась, отражая историю общества. Литература существовала и сейчас существует параллельно с другими видами искусства; литературоведение взаимосвязано с другими науками. Целью данной работы является показать возможные пути реализации межпредметных связей на уроках мировой литературы и русского языка. Творчество выдающихся деятелей того или иного вида искусства является важнейшим этапом развития мировой и национальной культуры. Преподавание литературы как одного из видов искусства, как искусства слова - одна из основных тенденций методики. Именно такое преподавание обеспечивает достижение цели её изучения - приобретение выпускниками среднего литературного образования, воспитание грамотного, квалифицированного читателя, способного ориентироваться в произведениях разных видов искусства. Использование произведений живописи на уроках литературы позволяет реализовать общедидактический принцип соединения обучения с воспитанием, содействует мировоззренческому, нравственному и эмоционально-эстетическому восприятию студентов. Успех работы по произведениям живописи на уроках литературы во многом зависит от их отбора с учетом изучаемой темы. Так пейзажная живопись легко сопоставляется с пейзажной лирикой или описаниями пейзажа в эпических 2
произведениях (например, полотна А.Куинджи, И.Левитана, В.Поленова, А.Саврасова и др.). Живописный портрет можно соотнести с описанием портрета героя литературного произведения (например, портрет Пугачева работы неизвестного художника и образ Пугачева в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина). Интерьер способен конкретизировать читательские представления об описании обстановки в литературном произведении (например, С.Ю.Жуковский «Поэзия старого дворянского гнезда» и романы И.Тургенева). Использование картин исторического жанра позволяет преодолеть неполноту представлений учащихся об эпохе (например, И.В.Суриков «Утро стрелецкой казни»). Анализ картины бытового жанра можно соединить с такими элементами анализа литературного произведения как «тема», «идея», «сюжет», «герой», «описание», «композиция» и т.д. (например, И.Н.Крамской «Осмотр старого дома» и пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад»). Чуткого отношения словесника заслуживают картины, созданные на мотивы литературных произведений. К числу таких картин относится полотно В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», сюжет которого почерпнут из русского эпоса «Слово о полку Игореве». Художник неоднократно говорил о том, какое огромное влияние оказало на него «Слово о полку Игореве»: «Читаешь и не начитаешься, слушаешь и не наслушаешься…» Ароматами родной страны дышит «Слово…». Васнецов изображает на вытянутом по горизонтали полотне широкую степь с полегшими на ней в кровавой сече воинами. Его глубокий драматизм привлекает внимание к проникновенным строкам древнерусского памятника: «Бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги Игоревы. Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы; тут кровавого вина не хватило, тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли на землю Русскую». На переднем плане картины запечатлены два русских витязя: опытный воин, лежащий на широко раскинутом плаще, и пронзенный стрелой прекрасный юноша, которые 3
вызывают у учащихся чувство глубокой тоски. Холст живописца является изобразительным аналогом героического предания: образный строй полотна, система средств пластического выражения, поэтическая атмосфера во многом созвучны художественной системе «золотого слова» русской литературы. Образ природы в картине представляет поэтическую параллель изображению человека. Рисуя полевые цветы, склонившиеся над телами погибших воинов, живописец отталкивается от образа, близкого народной поэзии: «Никнет трава от жалости, а дерево от печали к земле приклонилося». Драматизм сцены усиливается образом сцепившихся в жесткой схватке хищных птиц. И этот образ подсказан художнику текстом древнерусского памятника. Обреченность Игорева похода подчеркивается в нем словами: «Уже гибели его ожидают птицы по дубравам… орлы клекотом зверей на кости зовут…». Вступлению войска Игоря сопутствуют «стенания грозных птиц». Очень точен и трагический по своему звучанию образ: «Дружину твою, князь, птицы крыльями приодели»… Сопоставление картины В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», проникнутой высокой любовью к Отечеству, со «Словом о полку Игореве» дает возможность не только установить несомненную сюжетную близость полотна литературному источнику, но и показать высокое художественное мастерство древнерусского автора, которое нашло талантливый изобразительный отклик в творчестве замечательного художника. Учащиеся убеждаются в том, что произведение, написанное в Х II веке, оставалось вдохновляющей силой для русского искусства и продолжает быть живым спутником его до наших дней. Привлечение тематической картины на уроки литературы позволяет углубить постижения идейно-художественных особенностей литературного произведения. Чтобы ярче представить образ Петербурга при изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», можно продемонстрировать учащимся картину В.Г.Перова «Утопленница» (1867). Возможно, картина 4
была написана под влиянием романа, но сцену, изображенную художником, мог наблюдать Родион Раскольников с мостов, которые часто упоминаются в произведении. Картина В.Г.Перова словно раздвигает границы романа и помогает учащимся глубже понять его смысл. Деревянный трап пристани, лодка, на борту которой пристроился полицейский, лежащие недалеко багор и веревка, слетающее к трупу воронье. На картине ничего не происходит. Полицейский, давно привыкший к событиям такого рода, безучастно курит трубку, он ждет утра, которое избавит его от неприятной необходимости охранять место происшествия. Смерть еще не успела обезобразить черты лица утопленницы. В ее запрокинутой голове, во всей фигуре читается долгожданная успокоенность, избавление от страданий. Это одна из тех женщин, судьба которых в жестоком многолюдном городе складывается трагически. Художник полон сочувствия к своей героине за ее страдания, за те муки и грязь, которые ей пришлось вынести в ее недолгой жизни. Учащиеся пишут сочинение по картине о жизни утопленницы, почему она предпочла смерть жизни. Какая у нее была жизнь? Работа над произведением живописи активизирует речевую деятельность учащихся, способствует эффективности работы по развитию речи, обогащению речи школьников словами, необходимыми для анализа картины и ее описания, искусствоведческими терминами, помогают глубже проникнуть в содержание литературного произведения или теоретико-литературного понятия, содействует эстетическому воспитанию обучающихся. Использование произведений живописи на уроках литературы способствует формированию нравственных качеств личности, интеллектуальному развитию учащихся, повышению уровня культуроведческой компетенции. Ведь как писал Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном»: «…ценность, которой награждает человека искусство– это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а, следовательно, и счастливее». 5


С древних времен литература и театральное искусство существовали параллельно. Такие замечательные драматические произведения, как «Гамлет», «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Мещанин во дворянстве» Ж. Б. Мольера создавались для представлений на театральной сцене. Но в наше время эти творения искусства не только идут на подмостках театров всего мира, но и изучаются в школьном курсе «Мировая литература» как произведения художественной литературы и, даже более того, трагедии В. Шекспира экранизированы и пользуются большим успехом у любителей кино. Просмотр фильмов, поставленных по произведениям выдающихся классиков, также расширяет кругозор учащихся, учитывая то, что их значительная часть ориентирована именно на визуальное восприятие информации. Говоря о связях между литературой и театром, нельзя не отметить связь музыки и литературы. Искусствоведам хорошо известна баллада «Лесной Царь». В 1782г. И. В. Гете пишет замечательное поэтическое произведение под этим названием. Более 30 лет спустя (1815 г.) в предместье Вены 17- летний помощник школьного учителя Франц Шуберт написал балладу на слова Гете «Лесной царь». Его произведение открыло новую страницу в истории музыкального искусства. Баллада Гете заинтересовала и других композиторов, её же перевел для фортепьяно Ференц Лист. Но творение Шуберта наиболее прекрасно. Именно в нем воедино слились и слова, и музыка. Прослушивание фонозаписи баллады «Лесной царь» дает возможность учащимся более выразительно передать видения больного ребенка, который умирает на руках отца, мчавшегося на коне в грозовою ночь.Многие другие гениальные произведения немецкого писателя эпохи Просвещения Иоганна Вольфганга Гете обрели прочную и долгую жизнь в изобразительном искусстве, в музыке. Многие композиторы обращались к его великой трагедии «Фауст». Широкой популярностью пользуется лирическая опера Ш. Гуно, симфония Ф. Листа с тем же названием «Фауст». Многие стихотворения Гете положены на музыку. Замечательные романсы на слова 6
великого немецкого поэта создали Г. Берлиоз, Л. Бетховен, И. Брамс, Ф. Лист, В. А. Моцарт, Ф. Шуберт, Р. Шуман. Среди русских композиторов, обращавшихся к лирике Гете следует назвать М. И. Глинку («Гретхен за прялкой» из трагедии «Фауст»), М. П. Мусоргского («Блоха»), П. И. Чайковского («Не спрашивай...»). Прослушивание фонозаписи этих произведений на уроках литературы при изучении творчества И. В. Гете позволит учащимся глубже вникнуть в смысл поэзии Гете и по достоинству оценить гениальность этого великого немецкого поэта. Этот факт служит доказательством межпредметных связей таких двух научных дисциплин, как история литературы и история музыки. Такого рода информация, полученная учащимися на уроках литературы, воспитывает эстетические чувства, интерес к произведениям искусства, а также любовь к искусству в целом. На уроках литературы прослеживается связь с такими науками, как социология и психология, а именно при анализе первого русского романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», где на первом плане стоит социальная проблема взаимоотношений человека и общества, автор объясняет поступки героев с точки зрения психологии. Существует ряд других путей реализации межпредметных связей на уроках литературы. Что касается уроков русского языка, то следует отметить традиционно сложившуюся связь языка и литературы, а именно, при изучении синтаксиса и пунктуации учитель - словесник зачастую использует предложения из произведений художественной литературы с актуализацией того или иного автора. Взаимосвязь языка и литературы была, есть и будет актуальной, так как преподавание литературы и языка в средней общеобразовательной школе представляется возможным в силу традиционно сложившихся связей по той причине, что литература – это искусство слова, а материальным носителем образности в литературе является речь. Лингвистика как наука не может существовать и развиваться сама по себе, а только во взаимодействии с другими науками: с литературой, живописью, 7
психологией, этикой, историей. Реализация межпредметных связей на уроках русского языка наиболее приемлема на уроках развития речи. Например, при написании сочинений на различную тематику, а именно при написании сочинений на тему: «Мой родной город» целесообразно использовать информацию об истории родного города, а при написании сочинения на тему: «Живопись. Описание картины» используются учащимися сведения об авторе картины и о самом произведении искусства. Так, например, при описании портрета Моны Лизы (картина «Джоконда»), автором которой является Леонардо да Винчи, учащимся важна будет информация об истории создания этого шедевра мирового искусства, а также о самой Лизе дель Джокондо и о других версиях создания этой картины. Те или иные методы реализации путей межпредметных связей должны способствовать развитию творческих способностей учащихся, созданию творческой атмосферы в классе, расширению кругозора школьников, то есть такой обстановки, которая благотворно влияет на появление новых оригинальных идей, и это дело не одного дня, недели, месяца, а результат упорного и систематического труда на протяжении года, всего периода обучения в школе, да и всей жизни. 8