Напоминание

"Алгоритм написания план - конспекта"

Автор: Ильчакова Светлана Леонидовна
Должность: воспитатель ДОО
Учебное заведение: МАОУ № 210 "Ладушки"
Населённый пункт: город Тольятти,Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Алгоритм написания план - конспекта"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Алгоритм написания план - конспекта
Введение в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает наличие у воспитателей ДОО компетенций, необходимых для успешной разработки план - конспектов ООД и логик к ним, но при этом отсутствует методическая литература по этой теме. На практике выявляется низкий уровень компетенций педагогов в указанной сфере. Возникшее противоречие обуславливает актуальность наработок по данной тематике, которые помогут легко написать план-конспект ООД и логик к ним.
Планирование –
это определение системы мероприятий, предусматривающих порядок, последовательность и сроки выполнения. Это система мероприятий направленных на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформированной с указанием конечного результата, который можно сравнить, измерить, оценить.
Для того чтобы приступить к написанию недельного план-конспекта и логик к

нему необходимо изучить:
- ФГОС (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155) - СанПиН от 15.05.13г. № 26( требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений) - целевые ориентиры, возрастные психофизические особенности детей, перечень образовательной деятельности в разных возрастных группах (ПРИМЕРНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОО)
Определить:
- месяц, неделю, возрастную группу детей, тему недели по календарно-тематическому плану ДОО. - интеграцию образовательных областей и прописать в соответствии с ФГОС («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»)
Задачи прописать в соответствии с задачами образовательных областей по ФГОС.
В каждой области прописываем задачи: воспитательные, развивающие, образовательные Формулируем задачи глаголом в неопределённой форме ( формировать, закреплять, побуждать, расширять, развивать, воспитывать и т.д), конкретизируем («Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике - элементы: углы и стороны»). Далее в задачах отражаем этапы работы с содержанием: познакомить →закрепить→ обобщить и т.д. «Знание – эмоционально-положительное отношение – навык (действие)»
Расписываем методы и приёмы, используемые в ООД в течение недели:
практические (обследование, эксперименты, игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, работа за столами в ООД и др.) - наглядные (рассматривание, наблюдение, показ предметов, действий, образца, демонстрация картин, прослушивание аудиозаписей, алгоритмы-схемы и др.) - словесные (рассказ педагога и детей, беседы, вопросы-ответы, художественное слово, объяснения, решение проблемных ситуаций и др.)
Материалы и оборудование прописываем к каждой логике.
В младшем возрасте должно быть – 5 логик , соответственно количеству НОД в данной возрастной группе(если дополнительно прописываются 2 логики по ФИЗО (в спортивном зале)– приветствуется), в старшем возрасте - 10 логик (возможно 8-9, если имеются логики по типу комплексных). Например:
Познавательное развитие «Весенняя полянка»
. Материалы и оборудование: макеты деревьев, дидактическая игра «Что лишнее?», «Волшебный
кубик», аудиозаписи «Звуки весеннего леса», схема « алгоритм рисования скворечника, коврик «Цветик-семицветик» для коррегирующей гимнастики, цветные карандаши, восковые мелки, альбомные листы.
Затем заполняем таблицу:

Формы организации совместной деятельности
( детскую деятельность обозначаем в соответствием с ФГОС) Например: Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности Игровая - Д/и «Когда это бывает?» - Д/и «Что лишнее?» - Д/и «Хорошо - плохо» (ТРИЗ) - Д/и «Времена года» Коммуникативная -Рассказ воспитателя о весне Познавательно- исследовательская - Решение проблемных ситуаций - Рассматривание и обследование - Показ алгоритмов - схем «Скворечник» - Рассматривание иллюстраций в познавательной книге «Времена года» Восприятие художественной литературы и фольклора - Загадки о весне - Стихи о весне: «Травка зеленеет, солнышко блестит...» Алексей Плещеев, « На лугу» А.Блок, Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); -Русский фольклор «Солнышко-ведрышко…», «Иди, весна, иди, красна…». Самообслуживание и элементарный бытовой труд - подготовка материалов к работе - уборка рабочего места после выполнения задания Изобразительная - Рисование «Весна пришла - тепло принесла» - Раскрашивание шаблона «Скворец» Музыкальная - Слушание «Звуки весны» - «Веснянка», укр. нар. песня, обраб. Г. Лобачева, сл. О. Высотской; -заклички: «Ой, кулики! Весна поет!», «Жаворонушки, прилетите!» Двигательная - Подвижная игра «Птички и кошка» - Коррегирующая гимнастика для профилактики плоскостопия с использованием коврика «Цветик - семицветик»

В логике образовательной деятельности указываем:
 № логики по порядку  возрастную группу  образовательную область и тему ООД  интеграцию образовательных областей Пример:
№ 01 Логика образовательной деятельности (средняя группа).

Познавательное развитие «Весенняя полянка»
Интеграция для данной логики «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование), «Физическое развитие». В нашем дошкольном учреждении мы используем такую таблицу для написания хода ООД : № Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты 1. 2. 3. 4. Целесообразно продумывать единый сюжет для всего ООД, выстраивать цепочку моделей общения с детьми в каждом структурном блоке занятия. На протяжении всего ООД необходимо поддерживать интерес детей, при этом соблюдать все требования здоровье сбережения, обеспечивать индивидуально-дифференцированный подход, использовать современные образовательные технологии: ОТСМ–ТРИЗ-РТВ, Метод проектов, исследовательские методы обучения, игровые, ИКТ. Также необходимо учитывать положение о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином сюжете ООД, для того чтобы дети не теряли интерес в течение всего занятия и не уставали. Итак в организационном моменте мотивируем, заинтересовываем детей на предстоящую деятельность. В основной части решаем главные задачи план - конспекта, при этом используем разнообразные приёмы и формы (беседы, загадки, дидактические игры и упражнения, проблемные ситуации и др.), подбираем условия для разнообразной активной деятельности воспитанников: физ. минутки, коррегирующие упражнения, динамические паузы, изменение места проведения (стоя или сидя за столом, у мольберта, на коврике; в разных местах группового пространства). В заключительной части подводим итог ООД с привлечением воспитанников. Используем самооценку, взаимооценку, оценку воспитателя в зависимости от возраста детей.
Подводим детей к использованию полученной информации, умений и навыков в самостоятельной деятельности. В столбце «
деятельность педагога»
– прописываем части ООД: организационный момент, дидактические игры, беседы, экскурсии, проблемные ситуации, исследовательские ситуации, физкультурные минутки, рисование, рефлексию, место проведения занятия и основные действия воспитателя. В столбце «
деятельность воспитанников»
– указываем действия, ответы детей, где при этом они находятся (стоят вокруг стола, у мольберта и т.д.); прописываем вопросы на которые они отвечают, предполагаемые ответы воспитанников, загадки, стихи и художественные произведения, которые они слушают. Так как основным и главным компонентом педагогического процесса, его объектом и субъектом является ребенок, то раздел «деятельность воспитанников» прописываем шире других, чтобы значимость субъекта была визуально изображена. В столбце «
ожидаемые результаты» -
прописываем результаты, умения, навыки, отношение при использовании и применении педагогических методов и приёмов: формирование, понимание, проявление, умение и т.д. ( Умение узнавать и называть время года; выделять призна ки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые. Формирование представлений о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Пополнение и активизация словаря детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении) Частично сформированы умения рисовать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. После того, как таблица заполнена, следует
приложение
материала, используемого в данной логике ( художественныё текст, иллюстрации, текст физминуток, фотографии и др.)
Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад № 210 «Ладушки» городского округа Тольятти
План-конспект непосредственно образовательной

деятельности в средней группе

«Познавательное развитие «Весенняя полянка»

Воспитатель: Ильчакова Светлана Леонидовна
2015 г.

План–конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое

развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

1.

Социально-коммуникативное развитие:
Формировать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра. Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы.
2.

Познавательное развитие:
Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними. Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике (его элементы: углы и стороны). Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка - круг, платок - квадрат, мяч - шар, окно, дверь - прямоугольник и др. Формировать умение замечать изменения в природе.
Учить детей узнавать и называть время года; выделять призна ка весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые. Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде.
3.Речевое развитие:
Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Способствовать развитию любознательности.
4.Художественно-эстетическое развитие:
Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окру жающей действительности в художественных образах (литература, музы ка, изобразительное искусство). Формировать и закреплять представления о форме предметов (круг лая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей. Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола. Закреплять умение правильно держать карандаш, цветной мелок; использовать их при создании изображения. Учить детей закрашивать рисунки карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира. Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, дослушивать произведение до конца).
5.Физическое развитие:
- Формировать эмоционально-положительное отношение к физической активности. - Формировать представление о здоровом образе жизни – умение сохранять правильную осанку во всех видах деятельности. Методы и приемы: - практические ( обследование, коррегирующая гимнастика для профилактики плоскостопия с использованием коврика «Цветик -семицветик», работа за столами в НОД) - наглядные (рассматривание, показ способов действий, прослушивание аудиозаписей, алгоритмы-схемы) - словесные (рассказ педагога и детей, вопросы-ответы, проза, объяснение) Материалы и оборудование:

Познавательное развитие «Весенняя полянка»
: макеты деревьев, дидактическая игра «Что лишнее?»;«Волшебный кубик», аудиозаписи «Звуки весеннего леса», алгоритмы- схемы «скворечник», коврик «Цветик - семицветик» для коррегирующей гимнастики, цветные карандаши, восковые мелки, альбомные листы. Формы организации совместной деятельности. Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности Игровая - Д/и «Когда это бывает?» - Д/и «Что лишнее?» - Д/и «Хорошо - плохо» (ТРИЗ) - Д/и «Времена года» Коммуникативная -Рассказ воспитателя о весне Познавательно- исследовательская - Решение проблемных ситуаций - Рассматривание и обследование - Показ алгоритмов - схем «Скворечник» - Рассматривание иллюстраций в познавательной книге «Времена года» Восприятие художественной литературы и фольклора - Загадки о весне - Стихи о весне: «Травка зеленеет, солнышко блестит...» Алексей Плещеев, « На лугу» А.Блок, Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); -Русский фольклор «Солнышко-ведрышко…», «Иди, весна, иди, красна…». Самообслуживание и элементарный бытовой труд - подготовка материалов к работе - уборка рабочего места после выполнения задания Изобразительная - Рисование «Весна пришла - тепло принесла» - Раскрашивание шаблона «Скворец» Музыкальная - Слушание «Звуки весны» - «Веснянка», укр.нар. песня, обраб. Г. Лобачева, сл. О. Высотской; -заклички: «Ой, кулики! Весна поет!», «Жаворонушки, прилетите!» Двигательная - Подвижная игра «Птички и кошка» - Коррегирующая гимнастика для профилактики плоскостопия с использованием коврика «Цветик -семицветик»
№ 1
Логика образовательной деятельности (средняя группа).

Познавательное развитие «Весенняя полянка»
Интеграция: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование), «Физическое развитие». № Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты 1. Организационный момент: «Путешествие на весеннюю полянку» предлагает отправиться в путешествие Дети слушают внимательно воспитателя. Под музыку отправляются в путешествие, идут по группе - останавливаются у макетов деревьев (на дереве висит «волшебный кубик») Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Закрепление знаний о многообразии животного и растительного мира, явлениях неживой природы. 2. Беседа о весне с использованием «волшебного кубика» задаёт вопросы от лица «волшебного кубика», выслушивает каждого ребёнка, просит исправить ошибки в ответе (если есть) Внимательно слушают вопросы «волшебного кубика» и отвечают на них: Какое сейчас время года? (весна) Какое время года было до весны? (зима) Какое время года наступит после весны? (лето) Назовите весенние месяца? (март, апрель, май) Какой сейчас месяц? (апрель) Какой по счёту весенний месяц апрель (март, май)? (второй и т.д.) Какие изменения произошли в природе, в жизни диких животных, птиц? Как стали одеваться люди? Какие работы проводятся в весенний период в садах и огородах? Многие поэты воспевали весну, а вы знаете стихи о весне? Рассказывают стихотворения. Умение узнавать и называть время года; выделять призна ки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые. Формирование представлений о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Пополнение и активизация словаря детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. 3. Дидактическая игра «Что лишнее?» предлагает найти лишний предмет, аргументировать свой ответ; исправляет ошибки (если есть) Подходят к столу, находят и называют лишний предмет, при этом объясняя свой выбор (классификация: птицы, дикие и домашние животные, деревья и т.д.) Убирают лишнюю карточку. Закрепление умения классифицировать предметы по группам. Развитие способностей к логическому мышлению. 4. Коррегирующая гимнастика для профилактики плоскостопия с использованием коврика «Цветик -семицветик»: Слушают внимательно правила: На весенней полянке вырос необычный цветок. Находим на лепестках цветка геометрическую фигуру ( круг, квадрат, треугольник, овал, Совершенствование двигательных умений и навыков. Эмоционально- положительное отношение к физической
знакомит с правилами игры, включает музыку, следит за осанкой детей. прямоугольник), пальчиками ног захватываем камешки и кладём на лепесток с фигурой, названной воспитателем. Выполняют коррегирующую гимнастику под музыку, проверяют правильность выполненного задания. активности. 5. Решение проблемной ситуации: «Скворцы прилетели, а скворечники ещё не готовы» выслушивает детей, помогает им в выборе необходимого варианта Предлагают свои варианты для решения проблемы ( построить, купить и т.д.), выбирают один из вариантов, аргументируют выбор ( построить нельзя - нет досок, инструментов; купить - нет денег и др.) Формирование обобщенных представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними. 6. Рисование «Скворечник» (сидя за столами) просит помощи у детей, следит за техникой безопасности при работе с карандашами, обращает внимание на осанку, проводит индивидуальную работу (по необходимости) Внимательно слушают воспитателя: Я совсем позабыла как выглядят скворечники, попробовала вспомнить и нарисовать, посмотрите, что у меня из этого получилось (на рисунках воспитателя перепутаны геометрические формы частей скворечника). Подскажите мне: что я нарисовала не так, из каких частей состоит скворечник, на какие геометрические формы они похожи? Дети предлагают помощь воспитателю и рассказывают о последовательности выполнения работы. Следят за своей осанкой во время рисования. Устраивают выставку работ. Развитие представлений детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике (его элементы: углы и стороны). Частично сформированы умения рисовать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Закрепление умения правильно держать карандаш. Умение анализировать, планировать этапы работы. Умение доводить дело до конца, не отвлекать своих товарищей.
6. Рефлексия «Возвращение в детский сад» воспитатель предлагает сесть на коврик, закрыть глаза, послушать музыку и рассказать о своих впечатлениях. Сидя на коврике, дети слушают музыку с закрытыми глазами, рассказывают о том, где были, чем занимались, что понравилось, что не получалось. Любуются своими работами. Формирование навыков культуры слушания музыки. Положительное отношение к результатам своего труда и сверстников.
Приложение