"Технологии организации читательской деятельности: чтение как средство"

Автор: Шнайдер Елена Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Ингалинская СОШ
Населённый пункт: с.Ингалинское
Наименование материала: статья
Тема: "Технологии организации читательской деятельности: чтение как средство"
Дата публикации: 05.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Технологии организации читательской деятельности: чтение как средство. Л.С.Айзерман писал: «Если литература не откроется сегодняшнему школьнику на уроках литературы, то скорее всего она не откроется ему и после школы. И дело здесь не только в судьбе литературы как учебного предмета. Речь идет о чувствах и ценностях, идеях и идеалах тех, кто входит в жизнь. Речь идет о нашем завтра». В условиях современной школы тема остается современной и актуальной. Современный ученик в XXI веке существует в условиях развития высоких компьютерных технологий, внедрения высокоскоростного Интернета во все сферы жизни. Его практически с рождения окружает перенасыщенное информацией образовательное поле, ориентироваться в котором очень сложно. Как никогда важной становится проблема воспитания такой личности, которая не несет с собой по жизни неподъёмный багаж энциклопедических знаний, а обладает таким важным качеством как критическое мышление, позволяющее находить крупицы истины в потоках информации из любого источника. Основой современных образовательных стандартов становится формирование следующих ключевых компетенций:  информационной - умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;  коммуникативной - умение эффективно сотрудничать с другими людьми;  самоорганизационной - умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы;  самообразовательной - готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность. Ключевые компетенции характеризуют умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях, значительная роль в проявлении которых зависит от обстоятельств. Быть компетентным – уметь мобилизовать имеющиеся знания и опыт в конкретной ситуации. Современные условия развития общества доказывают, что умение выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знания от мнения, делать выводы из анализа, применять имеющиеся знания в нестандартной обстановке – становятся более актуальными. Одна из интереснейших современных технологий в сфере образования, позволяющая вырабатывать указанные компетенции, - это технология развития критического мышления. Цель технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых как в учебе, так и в обычной жизни: умение принимать правильные решения, анализировать различные стороны жизни. Урок, построенный по технологии развития творческого мышления, в общем виде состоит из 3 частей:
1) вызов (мотивировка задания), 2)осмысление и выполнение задания, работа с информацией, 3) рефлексия (прояснение смысла, обобщение).
Три фазы (этапа) технологии развития критического мышления.

1.

Стадия вызова.
Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели. Деятельность учителя. Задачи данной фазы. Деятельность учащихся. Возможные приёмы и методы. -вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, - активизация учащихся, - мотивация для дальнейшей работы. -ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делаетпредположения), - систематизирует информацию до её изучения, - задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. составление списка «известной информации», рассказ: -предположение по ключевым словам; -систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; -верные и неверные утверждения; -перепутанные логические цепочки и т.д. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается; работа ведётся индивидуально, в парах, группах.
2. Стадия осмысления

.
Учащиеся читают текст (параграф), учитель предлагает активные методы чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом. - сохранение интереса к теме при непосред- ственной работе с новой информацией, -постепенное продви- жение от знания «старого» к «новому». Ученик читает (слушает) текст, используя предло- женные учителем акти- вные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой инфо- рмации. Методы активного чтения: - маркировка с использовани- ем значков (по мере чтения ставятся на полях справа); -ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; -поиск ответов на постанов- ленные в первой части урока вопросы и т.д. Контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
3. Стадия рефлексии

.
Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации,
наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно- следственные связи. - вернуть учащихся к первоначальным записям -предположе- ниям, - внести изменения, дополнения, - дать творческие, ис- следовательские или практические задания на основе изученной информации. учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. - заполнение кластеров, таб- лиц, установление причинно- следственных связей между блоками информации; - возврат к ключевым словам, верным и неверным утвержде- ниям; -ответы на поставленные воп- росы; -организация устных и пись- менных ответов; -организация различных ви- дов дискуссий; -написание творческих работ (синквейны, эссе); -исследования по отдельным вопросам темы и т.д. Одна из важных проблем школьного обучения - нежелание детей читать художественную литературу. Во-первых, многообразие мультимедийных информационных источников, огромный выбор развлекательных программ отодвигает чтение на второй план. Во-вторых, чтение не представляет для большинства никакого интереса. Поэтому уроки литературы и русского языка, где изучаются художественные произведения, вызывают сложности у школьников и учителей. Использование на уроках приемов технологии критического мышления делают изучение художественного текста и увлекательным занятием, и развивает у учащихся умение критически мыслить, делать выводы, прогнозировать дальнейшее развитие событий. Сначала я попробовать эту технологию на уроках литературы, посвящённых изучению биографии и творчества писателя. Такие уроки обычно называют вводными. Начиная изучение творчества того или иного писателя, как правило, долго готовишься, стараешься найти интересные факты, подготовить презентацию или дать индивидуальное задание одному-двум ученикам. Что делают в этот момент остальные дети? Выступают в роли зрителей или пассивных слушателей. Как известно, лекция – самый неэффективный способ обучения (только 5% прослушанной информации усваивается). Я пошла другим путём. На стадии вызова предлагаю ребятам поиграть в игру «Верные-неверные утверждения» о жизни писателя. Например, при изучении творчества Н.С.Лескова можно составить такой список утверждений: 1. Н.С.Лесков автор «Левша», «Тупейный художник» 2. Писатель сотрудничал с газетами «Северная пчела», «Русская речь» 3. Дед, отец Лескова был священником.
4. Н.С.Лесков получил прекрасное образование. 5. Служил секретарем в суде. 6. Писатель объездил всю Россию. 7. Признание Н.С.Лескова в том, что «народ - хранитель отечественных признаний" 8. Н.С.Лесков публикует произведения под псевдонимом Стебницкий. Задача ученика – не зная ничего о Н.С.Лескове, согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус». Эту игру я проводила накануне знакомства с творчеством писателя. В качестве домашнего задания предлагалось подготовить сообщение об авторе, произведения которого мы будем изучать, используя электронные или бумажные носители информации. Главное, чтобы на уроке перед учеником лежал текст публицистического стиля, написанный от руки или напечатанный. Выполняя домашнее задание, учащийся обязательно проверит, в чём он оказался прав, выдвигая предположения в игре, а в чём ошибся, и посчитает свои «плюсы» и «минусы». Вторая стадия урока, построенного по технологии критического мышления - осмысление. И здесь целесообразно предложить работу с текстом. Мы возобновляем разговор о писателе, начавшийся на прошлом уроке игрой «Верные-неверные утверждения» и продолжившийся дома при подготовке сообщения. Я предлагаю ребятам, пользуясь своим подготовленным текстом, заполнить первую графу таблицы: Знаю Хочу узнать Узнал Достаточно записать 5 интересных фактов. Каждого прошу высказаться, не повторяя предыдущего оратора. Затем мы заполняем вторую графу. Формулируем вопросы, это тоже искусство. Завершается стадия осмысления новой информации работой с текстом, предложенным учителем. Каждому ученику персонально я выдаю текст, предлагаю его прочитать, применяя приём маркировки (INSERT). Для маркировки текста используются следующие значки: «+» - это известно; «!» - это интересно, неожиданно; «?» - хотелось бы узнать подробнее. Нам осталось заполнить третью графу, куда мы запишем словосочетания и предложения, помеченные знаком «+», вслух обменяться мнениями, ответить на поставленные в графе «Хочу узнать» вопросы, ещё раз послушать друг друга, и работа почти закончена. Но осталась последняя стадия, самая важная, - рефлексивная. Именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретённой информации. Рефлексия может быть письменной. Чтобы закончить создание образа писателя на уроке, можно написать синквейн.
Синквейн – это стихотворение из пяти строк (рифма не обязательна): 1 строка (тема) – имя существительное. 2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные. 3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы. 4 строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов. 5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне повторяющее суть темы. Например, выглядит синквейн, написанный восьмиклассницей на уроке, посвящённом изучению биографии М.Ю. Лермонтова: 1. Лесков. 2. Одаренный, неуспешный 3. Путешествует, пишет, страдает. 4. Художник слова о народе. 5. Гений. Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает прием «толстых» и «тонких» вопросов «Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы - Объясните, почему…? - Почему вы считаете…? - В чём различие…? - Предположите, что будет, если…? - На что похоже? - Кто? Что? - Когда? Может…? - Будет…? Мог ли…? - Было ли? Согласны ли вы? - Верно ли? Таблица « толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова – это вопросы для изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного. Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. На первых порах работы с этим приемом я учу детей определять уровень сложности вопроса – относить его к « тонким» или «толстым». Это можно делать на вопросах, которые предлагает учитель или вопросы учебника. «Толстые» вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы. Вот «толстые» вопросы учеников после изучения романа Н.С.Лескова «Старый гений»: 1.Почему рассказ называется «Старый гений», а не по имени главного героя? 2.Что устарело в рассказе и что является актуальным? 3.Что означает «богатым денег всегда не хватает»? 4. Как понимаете строки из произведения «чин из 14 овчин»? Считаю, также эффективен прием «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика - лист бумаги. Я
предлагаю учащимся записать на листке одно-два-три предложения по определенной теме. На это отводится две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем я предоставляю слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным. Используя элементы технологии критического мышления на уроках, я все чаще убеждаюсь, что применение этой технологии дает ученику повышение интереса к изучаемому материалу, к процессу обучения; умение критически мыслить; работать в сотрудничестве с другими. А мне, как учителю, эта технология помогает создать в классе атмосферу открытости, возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения Использование технологии критического мышления способствует формированию у учащихся логического мышления, коммуникативной компетенции, имеет важное значение и в процессе подготовки к ЕГЭ, и в решении задачи возвращения культуры массового читателя. Ни для кого не секрет, что сегодня ученики не любят читать. А по данным социологических исследований «чтение художественной литературы… перестало быть отличительной чертой нашего народа». Л.С.Айзерман писал: «Если литература не откроется сегодняшнему школьнику на уроках литературы, то скорее всего она не откроется ему и после школы. И дело здесь не только в судьбе литературы как учебного предмета. Речь идет о чувствах и ценностях, идеях и идеалах тех, кто входит в жизнь. Речь идет о нашем завтра». Поэтому роль уроков литературы в школе сегодня очень значима. Стараюсь привить любовь к книге, чтению, литературе. Для лингвистического анализа на уроках русского языка беру яркие, интересные отрывки из различных книг (художественных, научно-популярных), обязательно показываю саму книгу. Итог этой работы – желание ребят найти и прочитать те книги, о которых шла речь на уроке. Шнайдер Е.Л., учитель русского языка и литературы, МАОУ Ингалинская СОШ Упоровского район