"Каша-пища наша"

Автор: Гордеева Галина Аркадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Чуваштимяшская СОШ" Ибресинского района Чувашской Республики
Населённый пункт: Чувашская Республика Ибресинский район с.Чувашские Тимяши
Наименование материала: Проект
Тема: "Каша-пища наша"
Дата публикации: 10.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Введение
Каша – традиционное блюдо русской кухни. Само слово "каша" в древнем значении означает кушанье, приготовленное из растёртого зерна. В давние времена кашу готовили в русской печи в глиняных горшках, и без неё не обходилось ни одно праздничное застолье – свадьба, рождественские праздники, рождение ребёнка, крестины. И сегодня для многих людей каша хотя и остаётся традиционной пищей на завтрак, но популярность её падает. Почему именно кашу нужно есть хотя бы несколько раз в неделю? Потому что именно крупы являются богатым источником полезных веществ. Нет ни одной крупы, в которой бы не содержались клетчатка, белки, витамины и минеральные вещества. Основные достоинства каш в том, что после тепловой обработки, содержащийся в крупах белок хорошо усваивается организмом. Помимо этого в крупах содержится много углеводов, что делает их хорошим источником энергии на протяжении всего дня. Итак, каша – это блюдо из разваренных в воде или молоке зерен или крупы злаков И в школе, и дома нам часто говорят: «Ешьте больше каши, будете здоровы», Не будешь есть кашу, силы не будет». А многие ребята кашу не любят. Да и в школе, в столовой я часто вижу, как дети уносят кашу обратно. Особенно наш класс не любит кашу. Когда кормят кашей в столовой, пол класса в этот день вообще не завтракает. И мне захотелось узнать о пользе каши и объяснить одноклассникам об этом. Вот я и подумала: «Действительно ли так полезны каши, как говорят взрослые?». Я решила выяснить этот вопрос. Может быть это правда? Ведь часто вредным для организма бывает что-нибудь очень вкусное, полезным – вкусное не всегда. Я поставила цель, определила задачи и составила план работы.
Мотивом выбора темы
работы послужили слова повара нашей школы Морковкиной Е.В. о том, что ученики нашего класса многие не завтракают, не хотят есть кашу. Наверное, они не знают о её полезных свойствах.
Проблема:
нежелание детьми есть кашу и уменьшение популярности каш.
Цель работы
: узнать и рассказать о кашах, о пользе каш, как одного из натуральных продуктов.
Задачи работы:-
изучить литературу по теме; -проанализировать понятия «каша»; -познакомиться с различными видами зерновых культур, используемых для приготовления круп; -узнать, какая бывает каша, и чем она полезна; -провести изучение мнений сверстников о кашах методом анкетного опроса; -разработать рекомендации, повышающие популярность каши как продукта питания современного человека; -подобрать иллюстративный материал для сопровождения данной работы;
Объект исследования:
каша
Предмет исследования:
полезные свойства каши.
Гипотеза исследования:
предположим, что дети не знают о полезных свойствах каши и поэтому не хотят есть кашу.
Предполагаемые результаты:
если дети будут больше знать о пользе каши, то, возможно, полюбят это блюдо или, хотя бы, изменят своё отношение к каше в лучшую сторону; если в школе дети с удовольствием будут есть кашу на завтрак, то меньше будут болеть, следовательно, вырастет здоровое поколение нашей страны.
Методы:
1. Анализ литературы по теме. 2.Эксперимент. 3. Социологический опрос. 1

Основная часть.
В русском быту есть поговорка - «
Щи да каша - пища наша
». Сейчас в эту поговорку вкладывают другой смысл, но это проблема тех, кто не знает историю своей страны.
Щи да

каша
- это традиционные блюда русского стола. Традиции русской кулинарии обусловлены именно этими двумя блюдами и не только спецификой их исторического приготовления (печь и горшки), но, это связано и с основным видом деятельности крестьян на Руси – хлебопашество, возделывание зерновых культур. Русский народ традиционно проявляет любовь к горячему жидкому вареву. Уже в период древнерусской кухни сформировались такие понятия как щи, уха и каша, основой для которых стали овощи, рыба и зерно. Надо сразу сказать, что мясо и молоко вплоть до 17 века употреблялись сравнительно редко и не отличались кулинарной обработкой. Молоко пили сырое, а каши варили на воде или в говяжьем бульоне. Как и у каждого народа, у которого преобладало земледелие в отличие от разведения скота и охоты, зерновые культуры и продукты его переработки были символами культа и почитания, предметами всевозможных бытовых и религиозных обрядов. Каша была частым блюдом у людей, работающих бригадой. Возможно, это и стало причиной появления популярного и сегодня слова «однокашники», что означало работу в одном отряде или коллективе. В России каша была частым горячим блюдом в армии, особенно в походных условиях, а армейских поваров называли кашеварами. В древности каши приобрели значение массового ритуального блюда, которым начиналось и завершалось любое крупное мероприятие, отмеченное участием значительных масс народа, будь то свадьба, начало или завершение строительства церкви, крепости или иное общественно значимое событие. В народе сохранилось множество поговорок про кашу: «Кашу заварили» (т.е. затеяли пиршество), «С таким кашу не сваришь» (т.е. мира не заключишь) и прочие. Основой каш стало зерно, и прежде всего овсяное. Каши на Руси делались
в трёх видах
в зависимости от соотношения зерна и воды: крутые, размазни и кашицы (полужидкие). Из разжиженных кашиц с добавлением овощей впоследствии вышли такие современные супы как рассольники. Приготовлялись каши с добавками из рыбы, мяса, домашней птицы и дичи, грибов, овощей, ягод, и фруктов.
Каша
– самое распространенное русское блюдо. Самое слово каша в древнем его значении праславянское и означает кушанье, приготовленное из растёртого зерна (краш - "тереть"). Первоначально каша представляла собой жидкую похлебку из муки, но впоследствии, с появлением новых зерновых культур, распространением гречихи, слово "каша" стало означать преимущественно гречневую кашу. И сегодня для многих людей каша хотя и остаётся традиционной пищей на завтрак, не является популярной. Её популярность падает. Почему именно кашу нужно есть хотя бы несколько раз в неделю? Потому что именно крупы являются богатым источником полезных веществ. Нет ни одной крупы, в которой бы не содержались клетчатка, белки, углеводы, витамины и минеральные вещества.
Хотелось бы узнать из каких злаков готовятся каши и каких видов они бывают?

Манная каша
или манная крупа — это не крупа, а пшеничная мука твердых сортов пшеницы крупного помола, широко используется при болезнях желудка инфаркте и других заболеваниях. Манная каша обладает высокой калорийностью, питательной ценностью и высокой усвояемостью. Манная каша практически не содержит клетчатки, поэтому рекомендуется при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, в послеоперационный период. В манной каше 70% крахмала, много белков и других минеральных веществ, калия и витаминов Е и В1. Манная каша ― это, по сути, каша пшеничная, мелкого помола (немного крупнее муки). Благодаря такой глубокой обработке манка теряет всю клетчатку, большинство витаминов (остаётся немного Е и гр.В).
Рисовая каша
. В Китае, Японии, Вьетнаме, Индии и других странах рисом питаются ежедневно. В Россию же рис попал сравнительно недавно. Однако в настоящее время рис в России — один из самых желанных и востребованных продуктов. Среди круп рис занимает 2
первое место по содержанию высококачественного крахмала - 77,3% и биологической ценности белка. К тому же в нем есть богатый набор витаминов - B1, В2, В6, РР, Е и участвующая в кроветворении фолиевая кислота, которая является важным средством профилактики малокровия. Рисовая каша очень полезна при заболеваниях органов пищеварения. При расстройстве желудка и поносах хороший эффект дает слизистый рисовый отвар. В народной медицине такой отвар с добавлением мяты и репчатого лука применяется и как потогонное средство. Рисовую кашу, а также другие блюда из риса (пудинг, запеканка, кисель) рекомендуется использовать в диетическом питании . Он хороший адсорбент ― способен связывать и выводить из организма вредные вещества разного рода от холестерина до токсинов.
Овсяная каша
одно из самых ранних блюд, это традиционное блюдо славянских народов. Овсяная каша — самая питательная из каш. Хорошо известно свойство овсяной каши благотворно действовать на желудочно-кишечный тракт, что делает ее незаменимой в диетическом питании. Клетчатка, содержащаяся в овсяной каше, способствует хорошему пищеварению. Кроме того, эта каша способна понижать уровень холестерина. В ней много растительного белка, углеводов, содержится клетчатка, лецитин и линолевая кислота.
Пшенная каша
одно из главных продуктов питания еще с библейских времен. К сведению, две сотни лет назад в России пшенная каша была основой каждого крестьянского стола. Это нежное на вкус, воздушное блюдо и с уверенностью можно сказать, что это одна из самых красивых каш. Пшенная каша очень полезна для здоровья. Улучшает работу ЖКТ, очищает организм, снижает уровень холестерина в крови, применяется при заболеваниях сердечно - сосудистой системы и печени.
Гречневая каша
укрепляет иммунную систему, улучшает кровообращение, снижает уровень холестерина и сахара в крови, повышает гемоглобин в крови. Обладая большой пищевой ценностью, гречка при выращивании неприхотлива: растёт на бедных почвах и не боится соседства сорняков, вытесняя их с полей самостоятельно без гербицидов, именно поэтому она считается самым экологически чистым злаком.
Перловая каша
- одна из самых полезных и вкусных в русской кухне. В ней много белка и крахмала, витамины группы В, витамин А, Е, D, железо, кальций, медь, йод, фосфор. Ещё одно достоинство перловой крупы — обилие лизина. Эта аминокислота оказывает противовирусное действие, особенно в отношении микробов, вызывающих герпес и острые простудные инфекции. При изучении питательности каш, я узнала, что диетологи выделяют 4 наиболее полезные каши: гречневая каша– для сердца, одна из самых полезных каш это овсяная каша- для желудка, против старения; пшённая каша- для энергии; перловая каша - для молодости.
Практическая часть
Цели работы: 1.Выявить в кашах содержание необходимых для организма полезных веществ и рассказать об этом одноклассникам. 2. Сравнить состав различных образцов каш.
Обнаружение крахмала.
При исследовании содержания крахмала в крупах, необходимо предварительно в сухую крупу добавить теплой воды и оставить на 10-15 мин. Затем слить воду и провести обнаружение крахмала в крупе, добавив несколько капель настойки йода. Качественной реакцией на крахмал является образование фиолетовой окраски при добавлении 5%-й спиртовой настойки йода. Наиболее сильное окрашивание наблюдается при эксперименте с рисовой крупой, это свидетельствует о том, что в рисе содержание крахмала выше по сравнению с образцами других каш.
Обнаружение глюкозы.
Также в исследуемых образцах содержится глюкоза, в чём можно убедиться при выполнении несложной химической реакции. Я выполнила этот несложный опыт с учителем химии с Михайловой Е.В. Если взять фильтраты от сваренных каш, поместить небольшое его количество в лабораторную пробирку и добавить туда последовательно несколько капель соли меди (сульфата меди) и щёлочи, то можно наблюдать образование интенсивной синей окраски. 3

Обнаружение белков.
Если взять фильтраты от сваренных каш, поместить небольшое его количество в фарфоровую чашку, добавить туда несколько капель концентрированной азотной кислоты и осторожно нагреть чашку, то проявится ярко-жёлтая окраска. С помощью этой реакции в кашах обнаружили белки.
Вывод:
во всех кашах обнаружены углеводы (крахмал и глюкоза), а также белки, жизненно необходимые вещества для человека.
С О С Т А В Р А З Л И Ч Н Ы Х К А Ш ( В 100 граммах)
ГРЕЧНЕВАЯ ОВСЯНАЯ ПШЁННАЯ ПЕРЛОВАЯ РИСОВАЯ Калорийность ккал 313 344.1 323.9 320 304.8 Белки г 12.6 11.0 11.5 9.3 7.0 Жиры г 3.3 6.1 3.3 1.1 1.0 Углеводы г 62.1 65.4 66.2 73.7 71.4 Крахмал г 60,7 54.7 64,8 65,6 73.7
Следующий этап исследования: социологический опрос.
Провела социологический опрос по теме «Что Вы знаете о каше» в 1-4 классах 1. Знаете ли Вы, какие виды каш используются для питания? 27 учеников знают такие виды каш: манная, рисовая, пшенная, гороховая, пшеничная, гречневая, овсяная. 33 учеников не знают: перловая, ячневая 2. Назовите виды каш, которые используются для питания в вашей семье? Из 60 учеников готовят: в 39 семьях – манную, гречневую, рисовую; в одной семье гороховую, в 9-ти семьях- пшеничную, в 6 семьях- пшенную. 3. Как часто в вашей семье готовят кашу? Один раз в неделю -10, часто готовим - 41, другой ответ -9. 4. Какую кашу вы больше всех любите? Из 60 учеников: 31- манную кашу, 12- рисовую, 9- гречневую, 5 – пшеничную, 3-пшенную. 5.Какую кашу вы любите есть в школьной столовой? 32ученика-каша «Дружба»(рисовая и пшённая),15- рисовую, 6 -пшенную,7- пшеничную. 6.Полезна ли каша для организма и в чём её полезность? Все 60 ответили, что каша полезна для организма, но в чём её полезность не смогли ответить. Итак, по результатам опроса сделала вывод, что дети знают некоторые виды каш. (о перловой и ячневой каш вообще не знают) и о её полезности затрудняются отвечать.
Провела опрос среди взрослого населения

Фельдшерица нашего офиса Вяцкова Э.Н.:
« В кашах очень много полезных веществ и витаминов. Они улучшают пищеварение. Вы не будете страдать болезнями желудка. У вас будет хороший иммунитет.
Заведующая школьной столовой Морковкина Е.В:
« В каше много белков и витаминов, она улучшает пищеварение. Она придаёт вам силы и хорошее настроение на весь день. Но почему- то наши школьники неохотно едят кашу. Я думаю, многие из них не знают о пользе каш».
Дедушка Данилов В.Н.:
« Каша лёгкое питательное блюдо для организма. В детстве у нас основными блюдами были каша и щи. Сладостей не было. Наверно поэтому, я и сейчас не страдаю болезнями желудка. И по сей день на завтрак готовим кашу, и едим с аппетитом».
Мама Мотиль Т.В.:
« Каша придаёт силы человеку, в ней много витаминов для роста, развития детского организма.
Вывод:
каша полезна всем, она укрепляет иммунную систему человека, улучшает пищеварение, снижает уровень холестерина в крови.
Заключение
4
Изучив историю круп и каш, их полезные свойства, проанализировав результаты анкет, я пришла к выводу: раньше (несколько веков назад) каше придавалось большее значение, чем в настоящее время. Сейчас к каше относятся не как к основному продукту питания, полезному для здоровья. Каша – это концентрат энергии и пищевых веществ, что делает её главным продуктом детского и диетического питания. Каша – великолепное блюдо для утра, для начала нового энергичного дня. Начиная день с каши, вы насыщаете организм полезными веществами. Каша помогает быть в хорошем настроении, лучше противостоять стрессам и находится в хорошей физической форме в сравнении с теми, кто не ест кашу. Она полезна для организма человека, так как зерно, из которого её варят, содержит различные витамины и микроэлементы (показала практическая работа). Она благотворно влияет на пищеварение, на работу сердца, печени и других органов, способствует росту и развитию детского организма. Если же вам кажется, что обычная каша – это очень скучно, то можно придумать оригинальные блюда. Наша гипотеза, что некоторые школьники мало знают о полезных свойствах каши и поэтому не всегда едят её, подтвердилась (это видно из опроса). Используя различные источники, необходимо побольше узнать о пользе каши для организма и постараться, чтобы каша была ежедневным блюдом на завтрак. Ешьте больше каши, будете здоровыми.
Список литературы
1.Чувашская кухня? Чёваш апат-=им.= кухни? Чебоксары? Чувашское книжное издательство?2007? 2? Н?Э?Наумов? Халёх =\п=инчен? Этнографи ёнлав.сен пуххи? Шупашкар: Чёваш к.неке издательстви:2010=? 3. "Жилище в обрядах и представлениях восточных славян" А. К. Байбурин, Ленинград "НАУКА" 1983 г. 4. "Энциклопедия русских примет" "ЭКСМО - Пресс" 2000. 5. В. И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка". 6. Болтовской Г. Каша – здоровье наше. 7. Интернет- ресурсы. 5
6