"Изобразительная деятельность как фактор развития творческих способностей воспитанников с ОВЗ".

Автор: Беляева Нина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад № 326
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Изобразительная деятельность как фактор развития творческих способностей воспитанников с ОВЗ".
Дата публикации: 10.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Изобразительная деятельность как фактор развития творческих

способностей воспитанников с ОВЗ.
Среди задач дошкольного образования не последнее место занимает художественно-эстетическое развитие, и обучение изобразительной деятельности является одним из его направлений. При организации работы по формированию художественных способностей дошкольников важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина. Для формирования творческой личности наиболее подходит изобразительная деятельность. В процессе работы ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному образу, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Изобразительная деятельность- это занятие, где ребенок творит сам, а не повторяет и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ), требует деликатного и гибкого подхода и создания необходимых условий для достижения успеха в образовательном процессе всеми детьми. Дети с задержкой психического развития, которых характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, предполагают индивидуально- ориентированную психолого-педагогическую помощь. При организации воспитательно-образовательного процесса в изобразительной деятельности необходимо обеспечить единство общеобразовательных и коррекционных задач, реализация которых стимулирует у детей с ОВЗ развитие сенсорных
способностей, чувство цвета, композиции, умение выражать в художественных образах свои творческие способности. В начале года, в старшей группе, обследование показало низкий уровень развития творческих умений и навыков, не было интереса к изобразительной деятельности. Нами была поставлена цель: заинтересовать и привлечь детей к изодеятельности. Для достижения этой цели, в течении всего этого времени большое внимание уделяли развитию эстетического восприятия , эстетических чувств, воображения, формированию образных представлений через наблюдения природы, рассматривания произведений искусства, народного декоративно-прикладного искусства, чтения литературы, уточняли представления детей об окружающем мире. Дети редко брали в руки карандаш еще и потому, что не владели техническими приемами и навыками, например: правильно держать кисть, карандаш, пользоваться ими в процессе рисования. Слабая мелкая моторика рук, не умение образно мыслить, затрудняли также и работу с пластилином, бумагой и ножницами. Пластилин многие дети просто рвали на мелкие кусочки, не могли держать ножницы и резать даже по прямой. Уровень и качество усваиваемых знаний, навыков, умений зависит не только от содержания обучения, но и от того, какие методы и приемы используются. Радостная, живая, эмоциональная атмосфера способствует развитию творческих возможностей детей, формированию активности, самостоятельности. Поэтому нами подбирались игровые приемы, например: пришел в гости грибок, которому надоело быть грибом и он просит превратить его в зверушку т.е. использовали метод «грибка». Словесные: например, ребенок слушает потешку, стихотворение и представляет всю содержащуюся в ней картинку в образах, которые старается передать в своей работе. Наглядные: рассматривая произведения художников, народно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, у них возникает желание научиться создавать прекрасное. Для развития творческого воображения мы использовали специальные упражнения: словесные описания неизвестных животных, придумывание сказок, дорисовывание фигуры, например, круга, пятна, ломаной линии. Создали центр творчества, где дети могут свободно брать любой
изобразительный материал, трафареты, рассматривать альбомы, открытки и. т. д. Нами были сделаны дидактические игры: «Дорисуй…», «Придумай портрет (пейзаж, натюрморт)», «Придумай узор из ниток(природного материала)на фланелеграфе», «Нарисуй сам по схеме», «Обведи и вырежи». Сейчас у детей сформированы технические навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Дети успешно реализуют творческие замыслы, свободно сочетают разные виды художественно-продуктивной деятельности: рисование и аппликацию, конструирование из бумаги и рисование, рисование и лепку. Умеют участвовать в создании коллективной композиции, находя нужные формы и образы. Занимаясь изобразительным искусством, наши дети овладевают практическими навыками, осуществляют творческие замыслы, а также расширяют кругозор, воспитывают вкус, находят красоту в окружающем, приучаются творчески мыслить.