Напоминание

"Работа над кантиленой"

Автор: Бурганова Татьяна Константиновна
Должность: преподаватель по классу домры
Учебное заведение: МБОУ ДОД "ДШИ г. Зеленодольска РТ" Айшинский филиал
Населённый пункт: г. Зеленодольск
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Работа над кантиленой"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Детская школа искусств г. Зеленодольска РТ» Айшинский филиал Открытый урок на тему:
«Работа над кантиленой»
Преподаватель по классу домры
Бурганова Т. К.




Тема урока: «Работа над кантиленой»
Цель урока – раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения. Тип урока: традиционный. Форма проведения урока: индивидуальное занятие. Задачи: 1. Образовательная – формирование представления о произведении кантиленного характера; работа над выразительностью исполнения кантилены. 2. Развивающая – развитие музыкального слуха и интеллектуальных способностей (внимание, память, воображение и мышление). 3. Воспитательная – воспитание осознанного отношения к качеству исполнения произведения. Методы: - словесные (беседа, анализ музыкального произведения); - наглядные (показ на музыкальном инструменте); - практические (детальная работа над произведением). Структура урока: 1. Организационный момент:  приветствие;  сообщение темы и цели урока. 2. Основная часть:  разыгрывание (гамма e-moll);  работа над пьесой (форма, выразительные средства исполнения, технические трудности, аппликатура, фразировка). 3. Заключительная часть:  итог урока;  домашнее задание.
Ход урока
Сегодня проводится тематический открытый урок с ученицей 6-го класса Сафиной Дианой. В работе – пьеса известного татарского композитора Рената Еникеева «Ариетта».
Прежде чем приступить к работе над пьесой «Ариетта», которая исполняется на тремоло (единственный штрих для исполнения певучих мелодических и кантиленных произведений), необходимо разыграться на примере гаммы e-moll на тремоло следующим способом: сыграть гамму одинаково ровным, продолжительным красивым звуком, то есть звуком предельно полным, с очень короткими и незаметными переходами с одной ноты на другую. Педагог предложила ученице играть гамму, начав с пианиссимо, постепенно усиливая звучание к фортиссимо, тем самым добиваясь единой мелодической линии. Теперь переходим к разучиванию произведения. Слово «кантилена» в переводе с итальянского языка означает распевное пение или певучая, напевная мелодия. Предварительно педагог проигрывает произведение целиком, предлагая возможность ученице точно определить форму. На вопрос, в какой форме написана «Ариетта», Диана убедительно ответила – простая трёхчастная форма. I часть – показ основной темы, II часть – материал, родственный первой части, III часть – варьированная реприза. Проанализировав и определив форму произведения, ученица исполняет «Ариетту» с начала до конца. Далее останавливаемся на отдельных моментах работы. Педагог предлагает Диане сыграть основную тему, соблюдая темп Larghetto (довольно широко), лиги, цезуры. При этом необходимо уделить особое внимание напевности мелодии за счёт мелкого тремолирования. Важно научить детей слышать и вести мелодическую линию, исполняемую различными штрихами, развивать стремление к выразительной фразировке, сформировать умение передавать характер мелодии. Главное в процессе работы над звуком – соединение звуков в отдельное построение. Особенно трудно соединять звуки во время перехода с одной струны на другую и при смене позиций. И именно эту задачу надо решить ученице. Педагог советует Диане как можно дольше держать палец на ладу исполняемой ноты и переход на следующий лад сделать в самый последний момент. При этом нужно предельно сократить движения пальцев левой руки. В работе над звуком постараться приблизить звучание мелодии к человеческому голосу. Благодаря огромной усидчивости и умению слушать себя, Диана успешно справилась с этой задачей. Переходим к разбору II части. Она звучит в более подвижном темпе, возбуждённо. Естественно, звучание становится более ярким. Особую сложность представляет исполнение двойных нот в кульминации. Ученице необходимо во время исполнения следить за чёткостью и ровностью звучания двойных нот и за активной работой кисти правой руки. Для этого педагог предлагает Диане несколько дополнительных упражнений на вызвучивание аккордов.
Третья часть – реприза (исполняется в a tempo). Здесь основная тема проходит в верхнем регистре и звучит уже на форте. Постепенно к заключению она затихает, как бы «растворяется». Чтобы соединение звуков было плавным, необходимо стремиться исполнить музыкальное построение в одной позиции. В пьесе «Ариетта» кульминационный момент нужно исполнять в одной позиции (пятой). Трудность здесь состоит в переходе со струны на струну, над чем и стоит поработать. В пьесах татарских композиторов часто встречаются мелизмы. В данном произведении украшением мелодии служит форшлаг. Его ни в коем случае не нужно «выталкивать», акцентировать, так как он не относится к основному звуку. Здесь важно поработать над фразами, где встречается форшлаг, стараться не отделять его от основной доли. В пьесах кантиленного характера большую роль играет осмысленность художественного образа. Средством выражения художественного образа является фразировка. Между отдельными предложениями и между фразами необходимо делать цезуры, передавая тем самым как бы моменты «дыхания». Цезура исполняется за счёт последнего звука, завершающего фразу, предложение, период. Значительную трудность представляет так же ритмический рисунок – триоль на одну четверть. Ритм такой фигуры получается как бы ломаным. Педагог уделяет внимание многократному проигрыванию данного ритма, что позволяет в последствии гладко сыграть эту ритмическую фигуру. Решение самых разнообразных художественных задач, преодоление многих трудностей при исполнении данного произведения во многом зависит от целесообразного выбора аппликатуры. Кроме того, правильно выбранная аппликатура позволяет ярче раскрыть художественные особенности произведения. Правильная аппликатура – это необходимое условие в достижении плавности и ровности звучания. Так, например: повторяющиеся построения целесообразно играть одинаково, то есть одними и теми же пальцами и делать одинаковые переходы из позиции в позицию (1 и 2 предложения в начале основной мелодии). После того, как была проведена работа над отдельными деталями в произведении, Диана исполнила пьесу «Ариетта» выразительно, эмоционально и с чувством. На протяжении всей работы над произведением ученица выполняла все рекомендации педагога и с задачами, поставленными перед ней, справилась успешно. Домашнее задание: продолжать работу над пьесой; поучить гамму на тремоло в терцию для качественного исполнения двойных нот во II части произведения.

Список использованной литературы:
1. Е. Климов «Совершенствование игры на трёхструнной домре», Москва – 1972 г. 2. В. Чунин «Работа над музыкальным произведением», Москва – 1980 г.