"Краткие прилагательные"

Автор: Долгих Алла Аскаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"
Населённый пункт: г. Серпухов, Московская область
Наименование материала: методическая разработка урока по русскому языку
Тема: "Краткие прилагательные"
Дата публикации: 13.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3» г. Серпухова
План-конспект урока русского языка

с приложением для учащихся 5-х классов
Долгих Алла Аскаровна учитель русского языка и литературы
Конспект учебного занятия

1. Предмет
: русский язык
2. Тип урока:
урок-знакомство с новой темой
3. Тема:
«Краткие прилагательные»
4. Цель урока:
 познакомить учащихся с грамматическими особенностями кратких прилагательных.
5. Задачи:
 Научить различать полные и краткие прилагательные ;  Развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную связную речь; работать над устойчивостью внимания;  Воспитывать аккуратность, дисциплинированность и усидчивость;
6. Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся должны
Знать
: о грамматических особенностях кратких прилагательных.
Уметь:
различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении; правильно произносить наиболее употребительные прилагательные; правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящую. Метапредметные: - Познавательные УУД: умение работать со справочной литературой, постановка и решение проблемы; -Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку; - Коммуникативные: умение работать в группе, в паре, осуществлять поиск и сбор информации ,владение разными формами речи. Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать свои ответы и ответы своих одноклассников.
7.Методы проведения:
словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, эвристический, частично-поисковый.
8.Технология:
блочно-модульная
9.Необходимое оборудование:
интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютерное место учителя, рабочие места учеников (по количеству детей в группе), объединенные в 3 группы, учебник, презентация к уроку в программе PowerPoint.
10. Место проведения:
кабинет русского языка.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3» г. Серпухова
Ход занятия

I

.Организационный этап.

Слайд1
Учитель: -Добрый день, дорогие друзья! Начинаем наш очередной урок русского языка. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на меня. Тихонечко садитесь самые хрупкие, милые, нежные, красивые и умные. Я говорю о девочках. А теперь занимают свои места самые сильные, смелые, те, на которых можно положиться, не менее красивые и умные. Я говорю о наших мальчиках. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость от общения. А я жду от вас внимания, активности, слаженной работы и надеюсь на плодотворное сотрудничество. На столах у вас лежат технологические карты, с которыми вы будете сегодня работать. Запишите на них свою фамилию и число.
Учебный Элемент – 0 Входной контроль.

Учитель:
На предыдущих урокам мы начали изучать тему «Имя прилагательное». Давайте вспомним, что вы знаете об этой части речи? В технологических картах заполните схему, записав каждый признак в отдельный кружок.
Слайд 2
Составление кластера.
Слайд 3 (щелчок )
Самопроверка.
Учитель:
Давайте проверим, как вы справились с работой. Напротив правильных ответов ставим +, а неправильные - зачёркиваем. Те ребята, кто выполнил работу без ошибок, поставьте звёздочку рядом с заданием.
УЭ – 1 Мотивация и целеполагание.

Учитель:
Сегодня мы продолжим говорить об имени прилагательном и узнаем некоторые особенности этой части речи. -А начнем мы с
акцентологической разминки

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3» г. Серпухова
Слайд 4
Задание: укажите верно или неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук 1.алфАвит 2.библиотЕка 3.цЕмент 4.заморОзки 5.инстрУмент 6.ширОкий 7.прОцент 8.щАвель 9.хлопОты 10.ширОка
Слайд 5
Ответ: 1- 2 +3 - 4 – 5- 6 + 7- 8- 9- 10-
Учитель:
Посчитайте количество «+» и запишите в таблицу
Учитель:
Найдите среди слов акцентологической разминки слово и его форму, выделите окончание, поставьте ударение (шир
о
кий –широк
а
). - А почему вы так решили?(изменилось только окончание, лексическое значение не изменилось)
-
Ребята, посмотрите на эти слова. Что вы можете сказать об ударении в этих словах? ( в полной форме ударение падает на основу, а в краткой –на окончание). А почему
ударение подвижно
? ( не знаем) НА ДОСКУ!!! - К какой части речи относятся данные слова? ( прилаг.) А что это за формы? (
полная и краткая
) НА ДОСКУ!!!
Слайд 6

Учитель:
Какова же тема нашего урока? Сформулируйте её.
КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Слайд 6.

Запишем тему урока.

Слайд 7

Учитель:
Сформулируйте задачи урока, используя слова: познакомиться…., учиться находить… и правильно …уметь определять роль….
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3» г. Серпухова
Учитель
(щелчок по 7 слайду): Итак, наши задачи:
познакомиться
с грамматическими признаками кратких прилагательных,
учиться
находить краткие прилагательные и правильно употреблять их в речи,
уметь
определять роль кратких прилагательных в предложении.
Учитель:
Молодцы!
УЭ – 2 Работа по теме урока.

Слайд 8

Учитель:
Мы с вами выяснили, что в русском языке есть полные и краткие прилагательные. Чтобы узнать, какие грамматические особенности имеются у кратких прилагательных, я предлагаю вам самим прочитать п. 104 и познакомиться с информацией на стр.91 и 92 (до упр.598), а также с дополнительным источником информации. Затем обсудить прочитанное в вашей группе, отвечая на
вопросы
(см. приложение №2)
Вопросы
1. Что вы узнали об имени прилагательном? (имеют полную и краткую форму) 2.На какие вопросы отвечают краткие прилагательные? ( Каков? Какова?Каково? Каковы ?) 3.Как изменяются краткие прилагательные? (не склоняются, но изменяются по числам и в ед.ч. по родам) 4.Каким членом предложения являются краткие прилагательные? ( сказуемое) 5. Расскажите об ударении в некоторых кратких прилагательных м.р., ж.р., ср.р и мн. ч.?
Учитель:
Очень хорошо! Оцените себя, насколько вы овладели теоретическими знаниями (овладел, запомнил-«+» , еще не в полной мере « - »)
УЭ – 3 Первичное закрепление нового материала.

Учитель:
А сейчас я предлагаю образовать краткие формы имен прилагательных.
Упр.589
( два ученика выполняет упр. у доски, остальные у себя в картах)
Вывод
: краткие прилагательные образуются от полной формы, отличаясь только окончаниями (в ж.р. –а, м.р.-нулевое, ср.р.-о, во мн.ч. –и,ы), причем если основа полного прилагательного имеет на конце два согласных звука, то при образовании
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3» г. Серпухова кратких прилагательных мужского рода между ними иногда появляется беглый гласный звук о или е.
Физкультминутка для глаз.

Учитель: Д
авайте продолжим работу по теме урока.
УЭ- 4 Закрепление знаний.

Выборочный диктант (
работаем в группе
)

Учитель:
Посмотрите на предложения в технологической карте. Выпишите из каждого предложения все прилагательные. Определите синтаксическую роль прилагательных в них. Выделите окончания, отметив, на что они указывают. 1.Тиха украинская ночь. (А. Пушкин) 2. Но тих был наш бивак открытый.(М.Лермонтов) 3. Воздух легок и чист, и замерзла река. ( И. Никитин) 4. Широк и желт вечерний свет, нежна апрельская прохлада.(А. Ахматова) 5. Ночь светлая и морозная. Внимание учащихся обращается на то, что употребление краткой формы прилагательного больше свойственно книжным стилям речи, так как с ее помощью качество обозначается сильнее, ярче, категоричнее, чем в полной форме прилагательного.
Слайд 9 Проверка

Проблемная ситуация
: на слайде группы слов (сущ. с ь на конце после шип., без ь, крат. прил. с основой на шипящ.)
(Слайд 10)
-Ребята, какое правило мы вспоминаем, глядя на слова 1-го столбика, 2-го, 3-го? А как называются слова 4-го столбика? Как они пишутся? Сформулируйте правило. Сверимся с учебником. 1 2 3 4 Ветош_ карандаш_ (из-за)туч_ трескуч_ Брош_ нож_ (много) задач_ свеж_ Молодеж_ шалаш_ (возле)луж_ могуч_
Ученики знакомятся с правилом на стр.92

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3» г. Серпухова
Самостоятельная работа
( дифференцированная) с последующей взаимопроверкой Задание
на 3 балла
: вставь пропущенные буквы Задание
на 4 балла:
вставь пропущенные буквы ,распредели данные словосочетания на группы. На какие и по какому принципу реши сам, каждую группу озаглавь Задание
на 5 балла:
вставь пропущенные буквы, распредели данные словосочетания на группы. На какие и по какому принципу реши сам, каждую группу озаглавь, дополни
каждую
группу
двумя своими примерами
. Весенняя ноч_, Зеленый плющ_,возле дач_, песок сыпуч_,строишь блиндаж_, шиповник колюч_, газ горюч_, лесная глуш_
Слайд 11

Проверка

Учитель:
А теперь давайте проверим, как вы справились со своим заданием.
Учитель:
Молодцы. Вы замечательно справились с работой. Проверьте и оцените друг друга , поменявшись картами.
УЭ – 5 Повторение теоретических сведений.

Учитель:
Наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали сегодня на уроке? В чём особенность этих прилагательных?
Слайд 12

Учитель:
Как вы считаете, задачи, поставленные нами в начале урока, достигнуты? (ответы учеников)
УЭ – 6 Итоговый контроль.

Учитель:
А теперь давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Некоторые ребята проверят свои знания за компьютерами. [3] А остальные выполнят работу в технологических картах. Выберите одно из двух заданий.
Задание на дом:
(разноуровневое):
1.
Базовый уровень -
п. 104,. Упр.592, 596

2.
Продвинутый уровень – сочинение-миниатюра “То было раннею весною” (с использованием полных и кратких прилагательных).
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3» г. Серпухова
Рефлексия.
- Ребята, у вас на столах лежит конверт. В нем вы найдете изображения трех предметов: чемодана, мясорубки и корзины для мусора.
/Приложение /
Вы должны выбрать оставить его у себя только тот рисунок, который считаете нужным. Рисунки эти обозначают следующее (
слайд 13
): чемодан - на уроке чувствовал себя хорошо и полученные знания пригодятся в дальнейшем; мясорубка – не все понял на уроке, полученную информацию нужно дома переработать; корзина – ничего не понял, знания не пригодятся. - Все хорошо работали. /Объявляю оценки, даю комментарий/. Наш урок окончен. Всем спасибо! До свидания!
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3» г. Серпухова