"Проблемные стороны развития пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи"

Автор: Бондаренко Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад о.в. "Белочка"
Населённый пункт: п.Федоровский ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемные стороны развития пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи"
Дата публикации: 17.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Бондаренко О.В., воспитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Белочка» пгт.Федоровский
ПРОБЛЕМНЫЕ СТОРОНЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация:
В статье представлены результаты исследования особенностей пространственных представлений у детей с нарушениями речи. В ходе многод - невной работы с детьми в дошкольной организации была подтверждена гипо - теза о том, что у детей с нарушениями речи недостаточно сформированы про - странственные представления, а это, в свою очередь, отражается на уровне лек- сико-грамматического строя и обосновывает необходимость специально-орга - низованной коррекционной деятельности.
Ключевые слова
: нарушения речи; пространственные представления. Проблема исследования пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи особенно актуальна в современных условиях, так как согласно статистическим данным, детей с нарушениями речевого развития становится с каждым годом всё больше. В последнее время в работах разных исследователей отмечается проблема взаимовлияния формирования пространственных представлений и речи ребёнка. Экспериментальные данные подтверждают, что у детей с нарушениями речи имеются особенности в развитии пространственного гнозиса. Проблематика развития пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи достаточно освещена в специальной педагогике и психологии. Общепризнанно, что пространственные представления у детей с нарушениями речи - многокомпонентное образование, требующее комплексных психолого - педагогических исследований [1].
Согласно наблюдений, у детей с нарушениями речи оказались нарушен - ными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происхо - дит овладение системой морфем, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстаёт от нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; страдает связная речь. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Нарушения речи могут сказываться на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети нередко начинают отставать в развитии словесно-логического мышления. Данные, полученные нами, свидетельствуют о том, что дети с нарушениями речи по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. К важнейшим понятийным категориям, которые отражаются в речи ребенка и осваиваются им в старшем дошкольном возрасте, относятся пространственные категории. Исследование способов передачи пространственных отношений позволяет отразить реальное функционирование языка – его использование в коммуникативной деятельности, где локальность выступает как универсальный организующий центр речи [2]. В структуре пространственных представлений выделяются четыре основных уровня: 1. Пространственные представления о собственном теле - ощущения, идущие от проприоцептивных рецепторов; ощущения, идущие от внутреннего мира тела; ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия со взрослым. Первые метрические и топологические образы возникают вследствие касания матери к ребёнку, её близости или удалённости, расписания кормления и купания, ребёнок начинает понимать, что означает «быстрее», «вверху» и «быстро», «рядом» только после того, как это поймёт его тело. Пока он не упрочит свои ощущения, положение своего тела в
кроватке утром и вечером, дома и на улице, он не понимает себя по отношению к внешнему пространству. 2. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу).Это представления о нахождении того или иного предмета, о нахождении предметов с использованием понятий «верх-низ», «с какой стороны», о дальности нахождения предмета); представления о пространственных взаимоотношениях между двумя и более предметам в пространстве [3]. По мнению М.В. Всеволодова, в категориях пространства, как интегративном и сложном языковом явлении, отражаются событийные сферы реальной действительности, субъективное восприятие её человеком, многообразие параметрических характеристик объектов, преломляющиеся в языке. Совокупность данных пространственных параметров определяют целостность и полноту языковой картины мира [4]. Современными исследователями отмечается зависимость между уровнем сформированности пространственного восприятия и наличием специфических трудностей в усвоении слоговой структуры слов у дошкольников (Г.В. Бабина, Н.Ю.Сафонкина). Нарушение формирования пространственных представлений влияет на развитие словесно-логического мышления, препятствует правильному восприятию изображения, развитию умения составлять рассказ по картине или серии картин; затрудняет овладение письмом, чтением, математическими операциями, затрагивает понимание условия задач и всю познавательную деятельностью в целом (Т.В. Ахутина) [5]. Анализируя результаты исследования пространственных представлений у старших дошкольников с нарушениями речи, можно сказать, что результаты выполнения заданий, связанных только с показом (без речевого сопровождения пространственных действий) дети выполняли, не испытывая особых трудностей. Результаты выполнения диагностических заданий на исследование зрительно – вербальных функций показали, что данные функции сформированы в пределах возрастной нормы, но необходимо проводить
профилактические меры. Задания, выявляющие умение ориентироваться на листе бумаги, показали высокий и средний уровни, это говорит о достаточной сформированности пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями речи. Диагностика словесного обозначения пространственных представлений в речи и употребления их детьми старшего дошкольного возраста показала, что именно в этом проблемном поле ярко проявляются недостатки, которые мешают нормальному усвоению пространственных представлений у данной группы детей. И эти недостатки тесно связаны с нарушениями речи. Проведенное изучение пространственных представлений у детей данной категории подтвердило наличие определённых закономерностей и типичных трудностей его формирования, а также особенности и специфические затруднения, требующие коррекционно-педагогического воздействия. Список литературы: 1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций [Текст] / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 64 с. 2. Боровская И.К., Ковалец И. В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития [Текст]. – М.: ВЛАДОС, 2010. -144 с. 3. Диагностика развития зрительно – вербальных функций [Текст] / сост. Т.В.А - хутина, Н.М. Пылаева. – М.: ИЦ «Академия», 2009. – 32 с. 4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление обще - го недоразвития речи у дошкольников [Текст]. - Екатеринбург: АРДЛТД, 2010.- 148 с. 5. Логопсихология: учебно-методическое пособие [Текст]. / авт.-сост. С.В.Лаут - кина. – Витебск, 2009. – 173 с. 6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст].— СПб.: Союз, 2009.-144 с.