"Особенности патриотического воспитания дошкольников"

Автор: Косачева Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 7"
Населённый пункт: город Снежинск
Наименование материала: консультация
Тема: "Особенности патриотического воспитания дошкольников"
Дата публикации: 18.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Консультация для воспитателей на тему

«Особенности патриотического воспитания дошкольников».
Елена Геннадьевна Косачева, воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №7» Родина – это слово выражает самое великое, дорогое, глубокое и сильное чувство. Любовь к Родине, преданность своему народу, готовность к любым подвигам во имя Отечества и есть патриотизм. История и культура родной страны должны войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души! Патриотическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении – это систематическая и целенаправленная деятельность педагогов и родителей. Его актуальность и значимость отражает государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» 2001 -2010 гг. Воспитание любви к родной стране начинается с детства . Для этого рекомендуется с раннего возраста давать необходимые знания, чтобы шло нравственное развитие, воспитывались патриотические чувства ребенка. Большое значение в формировании патриотов Родины имеет наша многовековая история и культура. Воспитывая подрастающие поколение, нужно обращаться к конкретным историческим событиям, изучать народные традиции и обычаи, по которым веками жила и живёт могучая Россия. И задача каждого поколения – знать историю своей страны и сохранять её самобытность. При построении перспективы работы по патриотическому воспитанию с детьми, рекомендуется: I.
Провести анализ содержания патриотического воспитания
, в используемых программах нашего региона: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, «Наш дом – Южный Урал» под редакцией Т. М. Бабуновой, «Развитие» Л. А Венгера, «Социально – личностное развитие дошкольников» сборник материалов Управления образования администрации ЗАТО города Снежинска Челябинской области (опыт работы педагогов детских садов), по блокам: «Семья», «Город», «Страна», «Российская армия». II. Учитывая региональный компонент и используя имеющиеся программы воспитания и развития детей дошкольного возраста
разработать методическое

сопровождение
: тематические, перспективные планы, примерные конспекты занятий; подобрать необходимые дидактические пособия (игры, иллюстрации, картины, детскую художественную литературу, фотографии, документальные и художественные фильмы, предметы народно – прикладного искусства). Это обогатит образовательный процесс в детском саду по теме «Урал – опорный край державы», «Челябинская область», «Наш город Снежинск» и позволит дошкольнику осознать свою сопричастность к семье, роду, родному краю, осмыслить понятие «Малая Родина», «Родина» и воспитать патриотические черты личности. Работу с дошкольниками надо строить последовательно, начиная с младшего возраста. Давая представление о семье (через беседы о членах семьи, сюжетные игры, чтение художественной литературы, рассматривание картин), важно подчеркнуть заботу каждого члена семьи друг о друге. Далее необходимо формировать знания о родном городе (название города и улицы, где находится детское учреждение), опираясь на наглядность (картины, фотографии, иллюстрации) и одновременно побуждать рассказывать, где они побывали (в парке, на даче, на озере), что интересного увидели. Воспитывать чувство сопричастности к
жизни родного города, рассказывая о истории его создания, о достопримечательностях, о великих людях, живущих рядом с нами. В среднем возрасте продолжается формирование понятия «семья». Ребенок учится называть своих родителей по имени, отчеству, участвует в распределении обязанностей по дому. Продолжается расширение знаний о родном городе, закрепляются названия улиц, формируется представление о его достопримечательностях. Дети знакомятся с историей, бытом, традициями, фольклором, декоративно – прикладным искусством Южного Урала. Формируются основы знаний о России и Российской армии, о воинах, защищающих покой мирных граждан, о государственных праздниках. В старшем возрасте углубляются знания о семье: формируется интерес к родословной, дети учатся изображать генеалогическое древо своей семьи (не менее трех поколений). Рассматривая фотографии своих родителей, ищут сходство с собой. С детьми старшего возраста надо закреплять знания о месте работы родителей, их трудовых действиях, важности труда для общества. Продолжается формирование интереса к своей «Малой Родине». Углубляются знания о достопримечательностях родного края, культуре, традициях. Расширяются представления о родной стране, государственных и народных праздниках, Российской армии. Формируется представление о том, что наша огромная многонациональная страна называется Российская Федерация. Даются знания о Москве – главном городе, столице нашей Родины, флаге, гербе, гимне РФ. Детей подготовительного возраста надо учить называть дату своего рождения и даты рождения своих родителей, свое отчество, домашний адрес. Необходимо закреплять умение изображать генеалогическое древо и рассказывать по рисунку, чем каждый член семьи любит заниматься. Важно продолжать знакомить ребёнка с достопримечательностями родного города, формировать любовь к нему, гордость за то, что он является его жителем. Знакомить с названиями местных озер, рек. Кроме того, нужно расширять знания о быте других народов, живущих на Урале. Объяснять, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи, традиции, т.е. воспитывать в ребёнке толерантность. На доступном для детей уровне раскрывать смысл происходящих в стране и мире событий. Чтить память павших бойцов: ставить цветы к обелискам, памятникам. Объяснять, зачем и как нужно готовиться защищать Родину. III.
Построить блочную систему работы
по схеме: занятия, совместная с воспитателем и другими специалистами деятельность, рекомендации родителям, самостоятельная деятельность.
Месяц

Тема

НОД

Цель

Совместная

деятельность

Развивающая

среда

Работа с

родителями
При составлении перспективного плана важно помнить, что патриотическое воспитание проходит через все виды деятельности ребёнка:  Эстетическое и нравственное воспитание: прослушивание и заучивание песен, стихов о Родине, о труде соотечественников, о родной природе; рассматривание картин, иллюстраций; рисование.  Трудовое: воспитывается желание сделать полезное и приятное для своих друзей, близких, Родины.  Экологическое воспитание: формируется бережное отношение к родной природе. Также, рекомендуется, формируя патриотические чувства у дошкольника, использовать следующие методы: o Целевые прогулки к памятникам культуры, экскурсии по городу. o Наблюдения за трудом взрослых, природными явлениями …
o Беседы, рассказы и объяснения воспитателя о семье, о городе, о Родной стране. o Художественное слово: стихи, песни, загадки, потешки, прибаутки, рассказы, сказки, рекомендуемые в используемых программах по реализации патриотического воспитания o Фильмы, репродукции картин, иллюстрации о родном крае, о Родине. o Декоративно – прикладное творчество, изобразительное искусство, ручной труд. IV.
Постараться обеспечить оптимальные условия
успешного формирования патриотизма у дошкольников через:  гражданскую позицию самого педагога;  знание педагогом основ воспитания гражданственности и патриотизма;  организацию деятельностного подхода;  проведение в детском учреждении мероприятий патриотического характера. Полученные знания патриотической направленности помогают детям осознать вечные ценности:  семейно – родственные отношения;  сопричастность к истории своей страны. Таким образом, последовательное построение работы по патриотическому воспитанию, с учетом различных программ воспитания и обучения, грамотной разработке методического сопровождения и составленной перспективы, при максимально доступном обеспечении условий для получения знаний о Родине, а также тесного взаимодействия воспитателей, родителей и других специалистов детского сада, приведет к начальному формированию высокой духовности, гражданской позиции и патриотического сознания у дошкольников, что будет основой для успешного решения духовно – нравственного становления гражданина России на дальнейшем этапе школьного обучения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Издательский дом, Воспитание дошкольника. 2004. 2. Программа «Наш дом – Южный Урал» / Под ред. Е.С. Бабуновой. Магнитогорск.: 2004. 3. Дошкольнику об истории и культуре России / Под ред. Г.Н. Данилиной. М.: 2003. 4. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: 1989. 5. Комарова Т., Пантелеева Н.. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. 2006. №2. 6. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. 2013. №6. 7. Дошкольная педагогика: Содерж. Ком. Воспитания в дет. Саду. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология»/ Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2003.