"Педагоги, дети, родители – совместная организация и проведение праздников и развлечений".

Автор: Донцова Ольга Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МОУ Детский сад № 326
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Педагоги, дети, родители – совместная организация и проведение праздников и развлечений".
Дата публикации: 22.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Педагоги, дети, родители – совместная организация и проведение праздников и развлечений. Переход к личностно ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по-новому взглянуть на проблему взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями с целью создания единого образовательного пространства семьи и дошкольного учреждения. В полной мере это относится и к музыкальному развитию дошкольника. Родители и педагоги детского сада-воспитатели одних и тех же детей, по -разному влияющие на их развитие. При этом именно семья является единственным социальным институтом, который может обеспечить ребенку качественный индивидуальный подход в музыкальном развитии.У истоков такого союза должны находиться такие принципы, как: а) доверие и уважение друг к другу; б) совместная поддержка и помощь; в) взаимное терпение и терпимость друг к другу. Совместные усилия педагога и родителя направлены на то, что обе заинтересованные стороны занимаются изучением малыша, раскрывают и развивают в нем лучшие качества и свойства. Когда в семье ребенок впервые знакомится с музыкой, он видит отношение взрослых к ней, и его музыкальный багаж пополняется первыми музыкальными произведениями (колыбельные, потешки и т.д.). В детском саду музыкальный материал обогащается, систематизируется и осмысливается. Если он закрепляется в домашних условиях, то остается с ребенком навсегда. А если этого не происходит, то знания об услышанных музыкальных произведениях со временем стираются с памяти. Вот почему результат деятельности музыкального руководителя, воспитателя и родителя может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками. Этому союзу единомышленников более всего подходит понятие «взаимодействие», предполагающее совместную деятельность педагогов и родителей по музыкальному развитию ребенка. Что же необходимо для его организации? Прежде всего, необходимо добровольное сближение позиций партнеров образовательного процесса. Так же важно устранение противоречий между родителями и педагогами детского сада, понимание ими друг друга, учет
социально-экономического положения и музыкального опыта и традиций семьи. Взаимодействие педагогов и родителей должно быть основано на устойчивом направлении интересов, понятных и разделяемых как родителями, так и сотрудниками детского сада .Но на практике, как мы знаем, родители хотят, чтоб их ребенок хорошо пел, танцевал, играл на музыкальных инструментах, выступал в главных ролях на праздниках, а музыкальный руководитель ДОУ стремится научить всех детей слушать и понимать музыку, пытается развивать музыкальные способности каждого, выявить одаренных для дальнейшего развития их таланта в будущем. Одной из самых доступных форм взаимодействия родителей, музыкального руководителя и педагогов является праздник. Общеизвестно, что именно праздник – одно из самых любимых мероприятий родителей. Поэтому имеются предпосылки для их участия во всем цикле этой работы (от разработки сценария до послепраздничного чаепития). Напрашивается вопрос: почему построение социального партнерства с родителями воспитанников необходимо начинать с подготовки и проведения праздников? 1. Необходимо осознать, что праздник это самая привлекательная форма решения воспитательно-образовательных задач при взаимодействии родителей с педагогами ДОУ. По сравнению с образованием ребенка, по мнению родителей, праздник является менее обязывающей процедурой, которая позволяет каждому человеку проявить в процессе этой работы свою компетентность. 2. Праздник, с точки зрения родителей, близок к праздникам в рамках семейных традиций и предполагает свободную импровизацию, которая ни к чему не обязывает участников. 3. На празднике присутствует публичность выступления, и если достижения ребенка по развитию речи, сознания, интеллекта незаметны окружающим, то участие в празднике позволяет сразу же получить оценку результата своих достижений. Любое мероприятие, организованное и проведенное совместно с родителями, позволяет им увидеть изнутри все сложности, с которыми приходится сталкиваться музыкальному руководителю, требует от него
высокой психологической подготовки в вопросах детско-родительских отношений, и педагогической компетентности в вопросах взаимодействия педагога с родителями. И, наконец, и родителям, и педагогам очень важно понять, что участие в мероприятиях ДОУ стимулирует их собственного ребенка к выступлению. Это и профилактика застенчивости, и формирование публичности, и обогащение содержания общения взрослого с ребенком. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди. Родители видят, что дети гордятся ими и им хочется с ними танцевать, петь песни, играть. Они вместе разучивают песни, танцы, инсценировки. Праздники и развлечения приносят детям много положительных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. На них дети могут проявить себя, отметить способности других детей, закрепить полученные ранее знания, расширить кругозор. Обязательным условием на всех детских праздниках должно быть участие каждого ребенка в сценарии праздника с учетом его возможностей и способностей, будь то игра, роль в инсценировке, танце, вокале. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство, поэтому прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности. Ожидание праздника – это всегда ожидание чуда, потому что в сценарии праздника присутствуют сказочные герои, путешествия в неизведанное, неожиданные сюрпризы. Родители не только помогают шить костюмы, изготавливать атрибуты, декорации к праздникам, но и сами принимают в них участие: играют роли, становятся ведущими, занимаются оформлением музыкального зала. Красиво оформленный зал, отвечающий теме праздника, уже создает приподнятое настроение у детей, мобилизирует их на внимание и активное участие в самом зале.
На таких праздниках обычно полон зал родителей. Они испытывают гордость за своих детей, а те в свою очередь, утверждаются в собственной значимости и стараются «играть» с особым старанием. Зачастую праздники и развлечения заканчиваются для детей сладким сюрпризом или подарком, будь то пирог, сок, яблоки, блины, интересные книги, настольные игры, или просто приходом какого-нибудь необычного персонажа. Содержание праздника и его организация обсуждается заранее всеми его участниками: родителями, воспитателями групп, музыкальным руководителем, старшим воспитателем и другими сотрудниками, принимающими в нем участие. Таким образом, на всех мероприятиях постепенно налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между воспитанниками, их родителями и педагогами ДОУ. В настоящее время детским садам и его сотрудникам сложно обойтись без поддержки, помощи и понимания родителей. Кроме того, согласно современным требованиям государства, родители – это и первые учителя детей и участники партнерского взаимодействия с педагогами ДОУ, и поэтому они должны быть хорошо информированы обо всех мероприятиях ДОУ, чтобы участвовать в их планировании, корректировке и анализе проведения. Хотелось бы отметить один важный момент в работе с родителями. Каждый человек, сделавший какую либо работу, нуждается в положительной оценке своего труда. Это актуально всегда и везде, поэтому не следует забывать постоянно хвалить родителей при любом удобном случае, во время индивидуальных бесед, на родительских собраниях, а наиболее активным родителям вручаются благодарственные письма от администрации ДОУ. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.