"А он встает над волнами забвенья…"

Автор: Хрусталькина Валентина Федоровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: г. Петровск Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "А он встает над волнами забвенья…"
Дата публикации: 24.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Петровска Саратовской области
«А он встает над волнами забвенья…»

(Литературный полилог, посвященный М.Ю. Лермонтову)
Подготовила учитель русского языка и литературы Хрусталькина Валентина Федоровна 2016 г.
Пускай историю страстей и дел моих хранят далекие потомки… М.Ю. Лермонтов
Цели и задачи
: углубление знаний, расширение кругозора обучающихся о жизни и творчестве классика русской литературы М.Ю.Лермонтова; развитие духовных, нравственных интересов у обучающихся; формирование эстетического вкуса; активизация совместной творческой работы.
Оформление
: большой портрет М.Ю.Лермонтова, его обрамляют эмблемы творческого гения: гусиное перо, палитра, нотный стан, пальмовая ветвь. Столик – цветы, сборник стихов, свеча. Звучит вальс А. Хачатуряна к драме М.Лермонтова «Маскарад» - танцующие пары. Слово учителя о духовной поэзии М.Ю.Лермонтова.
Слово учителя:
Добрый день, дорогие друзья, любители русской словесности! Наш литературный полилог посвящен дню памяти Михаила Юрьевича Лермонтова. Что такое для нас Лермонтов? Как объяснить то ощущение грусти, и нежности, и тоски, и гордости, которое охватывает, едва открываешь томик его стихов, едва бросаешь взгляд на странное молодое лицо с печальными глазами; некрасивое и прекрасное лицо обреченного на долгие страдания и короткую жизнь человека? Судьба Михаила Лермонтова похожа на легенду. Все необыкновенно в этой стремительной и блистательной жизни. Вглядимся в портреты Лермонтова, в это неулыбчивое, сожжённое внутренней тревогой лицо, в эти громадные, бездонные глаза. В них запечатлена тайна душевной жизни, и мы, как ни стараемся, не можем проникнуть в нее до конца. И лишь читая его произведения, мы можем узнать историю его души, понять его как поэта и человека. Почему именно Лермонтова? Не Тютчев, не Блок – поэты столь же громадного таланта, а именно Лермонтов стал непреходящей печалью и тайной любовью чуть ли не каждого человека. Вот уже почти 200 лет его стихи, его проза, его судьба воспринимается миллионами людей как очень личное переживание, и каждый в свой час открывает Лермонтова для себя одного, ревниво бережет его в душе. Я думаю, ответ на этот вопрос мы найдем у Даниила Андреева в его «Розе мира»: «Возможно, что этот титан так и не разрешил бы никогда заданную ему задачу: слить художественное творчество с духовным делением и подвигом жизни, превратиться из вестника в пророка. Но мне, кажется, более вероятным другое: если бы не разразилась пятигорская катастрофа, современное русское общество оказалось бы зрителем такого – непредставимого для нас и неповторимого ни для кого – жизненного пути, который привёл бы Лермонтова- старца к вершинам, где этика, религия и искусство сливаются в одно, где все блуждания и падения прошлого преодолены, осмыслены и послужили бы обогащению духа и где мудрость, прозорливость и просветлённое величие
таковы, что все человечество взирает на этих владык горных вершин культуры с благоговением, любовью и с трепетом радости…»
Чтец
(количество чтецов определяется количеством участников мероприятия): Господа, великое горе! Сегодня, холодным январским днем 1837 года скончался раненый на дуэли Пушкин. (все потрясены)
Чтец:
(в руках листочки, которые передает персонажам группы) Вы обратили внимание уже на эти стихи?! Говорят, они были написаны сегодня, этой вьюжной зимней ночью.
Чтец:
Погиб поэт! – невольник чести – Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит!
Чтец:
Убит!.. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор!
Чтец:
Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар?
Чтец:
Что ж? Веселитесь… - он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок.
Чтец:
Стихи потрясли! Поэт разоблачил тайный заговор против Пушкина! В каждой строчке он сообщал ту страшную правду о непокорном поэте и его гибели. Стихи читали везде, их переписывали и передавали друг другу.
Чтец:
Ни в одной литературе мира не было такого! Гибнет величайший поэт страны. И в тот же час является на смену другой, который стал преемником гения в литературе. Все повторяли его имя с гордостью, с надеждой, с верой – в России появился новый поэт. Так началась всенародная слава Лермонтова. (Мелодия ноктюрна №1 Шопена)
Чтец:
В тревожную ночь со 2 на 3 октября в Москве в доме у Красных ворот появился на свет будущий поэт. Ему дали жизнь Мария Михайловна и Юрий Петрович. Тяжело перенесла роды мать. От тревог, переживаний и от бессонных ночей осунулся отец. (на экране портреты родителей)

Чтец:
Но была в этом доме женщина, сохранившая даже в эти трудные часы спокойствие и твердую решимость. Это была бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она поставит его на ноги, воспитает, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка. (слайд№5)
Чтец:
Здоровье Марии Михайловны вызывало опасение. Годы болезни закончились трагедией: 24 февраля 1817 года она скончалась. Лермонтову не было еще и 3-х лет. Но день похорон он запомнил на всю жизнь: Он был дитя, когда в тесовый гроб Его родную с пеньем положили. Он помнил, что над нею черный поп Читал большую книгу, что кадили И прочее… и что закрыв весь лоб Большим платком, отец стоял в молчанье… Еще он помнил песню, от которой всегда плакал. Посадив ребенка себе на колени, она заигралась на фортепьяно, а он, прильнув к ней головой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу, и слезы катились по личику.
Чтец:
5 марта, спустя по христианскому обычаю 9 дней, Юрий Петрович Лермонтов был вынужден покинуть Тарханы. Взять с собой сына Елизавета Алексеевна не позволила. В духовном завещании бабушка сделала внука наследником своего состояния, но с тем условием, что до полного совершеннолетия он будет воспитываться только ею. Капитан вынужден был уступить.
Чтец:
стихотворение «Ужасная судьба отца и сына…» 1831 год.
Чтец:
Детство Михаила Юрьевича прошло в Тарханах, Пензенской губернии, - имении бабушки. Дом был просторный, с большим садом. Под горой раскинулся пруд, а за прудом – холмы, леса. И вижу я себя ребенком, и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей; Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится – и все встают Вдали туманы над полями.
Чтец:
Наверху в доме была детская; пол в детской был покрыт сукном. Маленький Лермонтов любил рисовать мелом по сукну и рисовал очень хорошо. И за какую бы работу не брался мальчик, он всегда делал её добросовестно, проявляя необычайное упорство и настойчивость. Он хорошо играл в шахматы, рисовал, лепил, играл на фортепиано, на скрипке. Как часто вспоминал поэт картины детства, родные места.
Чтец:
Бабушка очень заботилась о его воспитании, наблюдала за каждым его шагом, приглашала ему лучших учителей. Чтобы внуку не было скучно, приглашала в дом мальчиков его возраста. Дети вместе учились, играли в войну, ездили верхом, гуляли, часто ссорились – маленький Лермонтов всегда во всем
хотел быть первым. Он был своенравным, вспыльчивым, но сердце у него было доброе.
Чтец:
Маленький Мишель часто болел, и бабушка несколько раз возила его на Кавказ лечиться. На Кавказе все нравилось Лермонтову: и снеговая цепь высоких гор с величавым Эльбрусом, и бурные горные речки, и темные ночи с яркими звёздами, и песни горцев… «Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ», - писал он. Кавказ открыл ему свои объятия, величественные, как душа поэта, и объятия эти заменили ему ласки рано умершей матери, а позднее – любовь родной души, дружбу близких и далекую родину. Чуткий ко всем явлениям природы Лермонтов не мог не поддаться обаянию величественного Кавказа. Именно он стал колыбелью его поэзии. Десятки картин и рисунков создал Лермонтов на Кавказе.
Чтец:
Горы, снежные вершины становятся в сознании Лермонтова символом свободы. И уже в юношеские годы Михаил Лермонтов сознавал, что Кавказ – край не только экзотики, но и человеческих трагедий. Поэт дважды был сослан на Кавказ. Во время второй ссылки поэту пришлось участвовать в военных действиях. В стихах этих лет («Сон», «Валерия») поэт отразил трагизм войны. Там же Лермонтов познакомился со ссыльными декабристами. (стихотворение «Приветствую тебя, седой Кавказ»)
Чтец:
По установившейся традиции все сборники лермонтовских стихотворений открывает стихотворение «Ангел». Эта традиция установилась не напрасно. «Ангел» - это та точка, где пробился наружу из глубины души родник поэзии великого нашего поэта. Потом его поэзия превратится в поток, отразивший в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звёзды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник вот он – стихотворение «Ангел».
Чтец:
По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел, И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов, О Боге великом он пел, и хвала Его непритворна была.
Чтец:
В сущности, и строго говоря, биографический факт. Ангел несет живую душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поёт песню; душа не запомнила этой песни, но ощущение песни - память о песне осталась. И вот - земные песни не могут заменить ей тех небесных звуков. Душа томится, вспоминая о них. Но разве не точно так же мать, молодая, красивая женщина(ангел), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, земному пути! Стихотворение «Ангел» - ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки, лирические, этические, социальные, но главный мотив таится здесь.

Чтец:
Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез. И звук его песни в душе молодой Остался – без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли.
Чтец:
Лермонтов начал писать с 14 лет; это были стихи, поэмы, драмы, проза. Он показывает свои поэтические тетради только близким, друзьям, ничего не печатал. Среди произведений, созданных в 16-18 лет, были такие шедевры, как «Нищий», «Парус», «Русалка». Особенно интересна история написания стихотворения «Нищий». Стихотворение обращено к Е.А. Сушковой. Написано оно после посещения Троице-Сергиевой лавры. Об одном эпизоде этой прогулки, послужившем сюжетом стихотворения «Нищий», Сушкова рассказала о своих воспоминаниях: «На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою, дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, мы все надавали ему мелких денег. Услышав звук монет, бедняк перекрестился, стал нас благодарить, приговаривая: «Пошли Бог вам счастья, добрые господа; а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: наложили полную чашу камушков, Бог с ними!» Помолившись, мы поспешно возвратились домой, чтобы пообедать и отдохнуть. Все мы суетились вокруг стола, в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги… Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне ново вышедшие стихи.» Лермонтов увидел в эпизоде, о котором рассказал нищий, соединение бессердечности с лицемерием, ведь бессмысленная жестокость совершается « у врат обители святой».
Чтец:
(стихотворение «Нищий») У врат обители святой. Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой, От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил. И взгляд являл живую муку. И кто-то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою Так чувства лучшие мои Обмануты на век тобою.

Чтец:
Замечательные стихи Лермонтова о природе. Затаённая боль поэта чувствуется и в пейзажных зарисовках. В его стихах возникают образы сосны, тоскующей по пальме – о несбыточном счастье; одинокого утёса, от которого утром умчалась «тучка золотая»; оторвавшегося дубового листа.
Чтец:
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растёт.
Чтец:
У Лермонтова есть произведения, в которых он размышляет о значении природы в духовной жизни человека. (Звучит романс «Горные вершины»).
Чтец:
Лермонтовские стихи любви тоже полны грусти. Через всю жизнь пронёс Лермонтов одну-единственную, огромную, глубокую любовь к одной женщине. Конечно, были светские встречи, были увлечения, были стихи в альбом, стихи с посвящением многим женщинам, он не скрывал их имен. Так и писал над стихами: «Александре Осиповне Смирновой», «Графине Воронцовой-Дашковой», «Графине Ростопчиной». Но иногда над стихами стоит одна только буква «К***». Очевидно, что поэт обращается к любимому, дорогому и в то же время далекому образу, оберегая её от прикосновения чужих рук, взглядов, чувств. Одной ей он мог отдать бы всю душу, с одной ею мог бы вспоминать то, что старался вспомнить всю жизнь, она одна отвечала его душевному чистому идеалу.
Чтец:
Замечательная поэма Лермонтова «Демон». Она вся проникнута любовью к девушке, от которой он ждал спасения. В себе видел он мрачного демона, в Вареньке – ясное, безгрешное существо, которое может вернуть его к небесам, т.е. к правде и добру. Когда Лермонтов писал «испанский вариант «Демона», он одновременно рисовал карандашом портрет Вареньки в образе испанской монахини.
Чтец:
Совсем безнадежными их отношения стали, когда Варенька вышла замуж в 1835 году. Весть о замужестве Вареньки поразила Лермонтова, как молния, а, узнав о смерти Михаила Юрьевича, Варвара Александровна, теперь уже Бахметьева, так и не смогла оправиться от удара, хоть и прожила ещё 10 лет, умерла в возрасте 36 лет. Они были почти ровесники. 16-летняя девушка и юноша. Они были рождены друг для друга, но роковым образом не для брака, а лишь для любви. (Романс «Нет, не тебя так пылко я люблю» или романс Тамары из оперы «Демон» Рубинштейна).
Чтец:
Творчество Лермонтова пронизано любовью к родине. Но эта любовь во многом отличается от официального чувства патриотизма. «Люблю Россию, но странною любовью». Творчество поэта формировалось в мрачные годы
николаевской реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов. Неудивительно, что в поэзии Лермонтова часто звучат трагические ноты. Но, будучи гениальным поэтом, он не только постиг недостатки современного общества, но и сумел понять, что спасение находится только в народе. Для Лермонтова любовь к родине – это, прежде всего, любовь к русскому народу.
Чтец:
Как истинный художник, Михаил Лермонтов неутолимо и непрестанно искал все новые формы и средства поэтического выражения. Поражает не только количество написанного им, разнообразие поэтических форм, но и глубина, широта поднятых вопросов. Поэмы «Мцыри», «Демон», роман «Герой нашего времени, драма «Маскарад». Список можно продолжить… Всегда кипит и зреет что-нибудь В моем уме. Желанье и тоска Тревожат беспрестанно эту грудь Но что ж? Мне жизнь все как-то коротка, И все боюсь, что не успею я Свершить чего-то.
Чтец:
Его творческая деятельность прервана в зените расцвета; он унес с собой недопетые песни. Неосуществленные замыслы новых поэм, романов и драматических произведений. Творчество Михаила Лермонтова всегда будет волновать нас высокой гражданственностью, благородством чувств, мужественной искренностью. Проходят годы, десятилетия. Но, перелистывая томики Лермонтова, мы снова и снова проникаемся героическим духом его поэзии, её неповторимым лирическим содержанием и думаем о нем, как об одном из самых великих поэтов мира и как о живом.
Чтец:
Нельзя сказать, что жизнь поэта с внешней стороны была полна невзгод. Да, ранняя потеря матери, ранняя вынужденная разлука с отцом, т.е. сиротство. Раннее ощущение внутреннего конфликта с окружающей средой…Просто он с его характером, его душой талантом не вписывался в окружающую действительность: ни в школу юнкеров, ни в светские балы с их дежурными разговорами. Он мог бы вписался только в литературу и был на прямом и верном пути к этому, но не успел. Он стал русской литературой, и литература стала тем Лермонтовым, уже после смерти.
Чтец:
Камни шепчутся возмущенно: Как стерпели друзей сердца? Как оставили неотмщенной Благородную кровь певца? Почему же никто от имени Оскорбленных людских сердец Не сумели возвратить Мартынову Тот проклятый его свинец?!
Чтец:
По меткому выражению современника, пуля, Мартынова срезала верхушку дерева русской поэзии, после чего она пошла расти в сучья. Действительно, много великолепных поэтов было на Руси в последующие
десятилетия: Полонский, А. Толстой, Фет, Некрасов. Но до высочайшей отметки лермонтовской поэзии волны все-таки не доплескивались.
Чтец:
Погасло синее небо. В одно мгновение погибли все замыслы, все ненаписанные стихи, поэмы, романы, будущий журнал… Все погибло на пороге зрелости, т.е. в самом начале. Последние его стихи, записанные в «Тетрадь Одоевского» : «Сон», «Спор», «Утес», «Дубовый листок» и, наконец, «Пророк» - последнее, что написал Лермонтов. Шедевры, один ярче, лучше, глубже другого. Сколько бы ни проходило десятилетий и даже веков – никогда ни одно русское сердце не примирится со смертью Лермонтова и не устанет проклинать его убийцу.
Чтец:
Но разве время повернется вспять? Но разве звезды можно расстрелять? Но разве в силах царь и палачи Сказать мятежной песне «Замолчи»!
Чтец:
Вереницей идут годы, И не видно их черты конечной. Лермонтов… Он в нами, навсегда строй живых записан он навечно Это жизни дни его вернулись, Он ее хозяином вошел Именем библиотек и улиц, Пароходов, институтов, школ. В книгах - трудным временем проверен, ярком блеске добрых, смелых глаз. Он - живой, - не памятником в сквере Вновь и вновь рождается для нас. (Звучит вальс А. Хачатуряна к драме «Маскарад»)
Список использованной литературы:
1. Андреев-Кривич С. А. Тарханская пора, Саратов, 1976. 2. Андроников И. Л. (7), Лермонтов. Исследования, статьи, рассказы, Пенза, 1952; 3. Благой Д. Д. Лермонтов и Пушкин, в кн.: Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова, Сб. 1, М., 1969, с. 356–421; 4. Лермонтов М.Ю. Горные вершины. – М.: Детская литература, 2002. 5. Макаров Б.А. Москва есть и будет всегда моё Отечество. – «Литература в школе», №6, 1997, с. 32-36 6. Трагедийная тема в творчестве Лермонтова, в кн.: Творчество М. Ю. Лермонтова, М., 1964, с. 42–75