"Край родной в огне войны"

Автор: Будилова Маргарита Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: гимназия №18 им. В.Г. Соколова
Населённый пункт: г. Рыбинск, Ярославская область
Наименование материала: Программа по внеурочной деятельности
Тема: "Край родной в огне войны"
Дата публикации: 24.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №18 имени В.Г.Соколова
Рабочая программа внеурочной деятельности

духовно- нравственного направления

«Край родной в огне войны…»
1 – 2 класс (7 – 8 лет) Срок реализации – 1 год Автор: Будилова Маргарита Валентиновна Рыбинск 1

Пояснительная записка
Патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Сегодня перед обществом поставлены первоочередные задачи – формирование у детей преданности Родине и гордости за нее. Что же такое патриотизм сегодня? Обратимся к словарям. Толковый словарь Ожегова, этический, философский, политический, иностранных слов трактуют патриотизм как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, готовность к его защите. Кроме того, подчеркивается, что это чувство глубокое, древнее. Слова род, родина, родимый, родник – одного корня, связанные понятиями жизни, несущие светлое, доброе начало. Другое ключевое сочетание – малая родина. Именно с ней многие связывают свои самые трепетные, сокровенные чувства: родительский дом – «начало начал», родная улица, школа, городок – родные места, где тебя знают, любят, ценят, откуда начались первые шаги во взрослую жизнь. Для реализации патриотического воспитания в начальной школе можно использовать разнообразные виды внеучебной деятельности: игровую, познавательную, досугово - развлекательную, туристско-краеведческую, художественное творчество. Работа по военно-патриотическому воспитанию школьников тесно связана с вопросами борьбы за мир, за счастливое будущее наших детей, внуков и правнуков. Патриотизмом младшие школьники считают: любовь к Родине, семье, школе, природе, ко всем людям, толерантное отношение к другим народам, желание служить Отечеству и защищать свою землю. Большое воспитательное значение имеют встречи школьников с ветеранами войны и труда, театрализованные представления на военную тематику, конкурсы стихов, рассказов и рисунков о войне. Инновационные технологии гражданско-патриотического воспитания предусматривают групповую деятельность, дебаты, ролевые игры, 2
индивидуальные и групповые проекты, дискуссии, моделирование. Учащиеся начальных классов воспринимают окружающую среду, мир, природу людей на эмоциональном уровне, чутко улавливают происходящие изменения в семье, в обществе, в школе. Дети понимают, что в основе добрых дел лежит любовь к людям, преданность Родине, бережное отношение к традициям своего народа, долг и ответственность, терпение и постоянный труд. В силу возрастных особенностей младших школьников необходимо часто посещать музеи и выставки, проводить конкурсы, викторины, интеллектуальные игры краеведческие игры-путешествия.
Актуальность программы
Нашей Великой Победе - 70 лет! Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. Но как бы то ни было, это эпоха, напрямую связанная с нашими родственниками, родителями, бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками, среди которых есть еще и живые свидетели и участники тех героических событий. Программа «Край родной в огне войны» содержит серьёзную и системную работу по формированию нравственных качеств личности учащихся, работу ума, души и сердца ребёнка. Необходимо создавать условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, которые являются ярким примером служения своей семье, стране, миру. Воспитывать – значит определять судьбу своей нации. Развитие детей зависит от влияния внешней среды. Исходя из этого, данная программа содержит соответствующий план мероприятий. Предусмотрена организация научно-исследовательской, творческой работы учащихся и педагогов, организация культурно-массовых и спортивных мероприятий с учащимися, совместных трудовых дел, экскурсий, коллективных посещений музеев, памятных мест города. 3
Таким образом, программа «Край родной в огне войны» позволит более полно осуществить патриотическое воспитание, привить любовь к своему Отечеству, осознанию священного долга защиты своей Родины. Патриотическое воспитание в школе - это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В нашей гимназии сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы «Летопись моей семьи в истории страны», встречи с ветеранами войны и труда. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству. По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической.
Цель программы:
способствовать воспитанию у детей нравственности и духовности посредством изучения родного края, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа.
Задачи:
 побудить школьника к познанию истории своего народа и самого себя через историю своей семьи;  приобщать учащихся к историческому и духовному наследию малой Родины через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры;  познакомить ребят с историей города, в котором они проживают;  организовать познавательную деятельность младших школьников. 4
Данная программа способствует формированию у младших школьников следующих видов
универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Регулятивные универсальные учебные действия
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на детей 7 – 8 лет (1 – 2 класс) и реализуется в течение 1 года. 5

Режим проведения занятий:
1 класс – 1 раз в неделю (33 часа) 2 класс – 1 раз в неделю (34 часа). Занятия проводятся по 35 минут в 1 классе, по 45 минут во втором классе.
Ожидаемый результат
 воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к воинам, связи нашего героического прошлого с современностью;  осознание беспримерного подвига нашего народа в грозные годы Великой Отечественной войны;  воспитание глубокого уважения к ветеранам-воинам, защитившим нашу Родину в годы ВОВ;  воспитание любви и уважения к родному городу, ее героям  воспитание у детей чувства гордости и уважения к истории и культуре Отечества, обычаям и традициям родного края;  знакомство с историей и значением государственных праздников;  ознакомление с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации.
Формы подведения итогов:
- Выступление на мероприятиях, посвящённых важным историческим датам; - Классные часы (подготовленные для других классов); - Беседы, викторины; - Исследовательская деятельность; - Коллективные творческие дела; - Проектная деятельность; - Смотры-конкурсы, выставки; - Экскурсии, поездки.
Тематический план 1 – 2 класс
№ Наименование разделов Общее кол-во часов В том числе Теоре т. Пра кт. Масс ов. 6
1 Это страшное слово - война 9 6 2 1 2 Война в истории моей семьи 7 2 4 1 3 Люди, победившие войну 9 5 3 1 4 Склоняем головы у Вечного Огня 7 3 4
Содержание программы
Программа «Край родной в огне войны» для 1-2 классов включает в себя четыре блока:
«Это страшное слово – война» (9 часов)
: «Объявлена воздушная тревога» (начало войны), «Рыбинск – прифронтовой город», «Детство, опалённое войной» (просмотр мультфильмов о войне), «Что дал наш край для фронта, для победы», «Военные госпитали в Ярославской области», «Военные открытки» (изготовление открытки).
«Война в истории моей семьи» (7 часов):
рассказы детей о своих предках, принимавших участие в войне, создание проектов «Семейная военная реликвия», составление экспозиции «Дедушкины ордена и медали».
«Люди, победившие войну» (9 часов):
«В тылу и на фронте ковалась победа» (о детях, работавших и воевавших наравне со взрослыми ), «Ленинград и Большая Земля» ( помощь блокадному Ленинграду ), «Именем 7
героев названы» ( улицы Рыбинска), «Книги С.Алексеева» (интерактивная выставка).
«Склоняем головы у Вечного Огня» (7 часов):
концерт для ветеранов, конкурс рисунков «Помнят люди героев», создание проектов о Великой Отечественной войне «Давайте, люди, никогда об этом не забудем». Программа «Мой край в огне войны» для 3- 4 классов включает в себя четыре блока:
Тематическое планирование

1 -2 класс
Темы. Кол-во часов на тему. Кол-во часов. Теоретич. Практич. Массовые мероприятия
«Это страшное слово – война»
9 1.Объявлена воздушная тревога (начало войны). 1 2.Рыбинск – прифронтовой город. 1 3.Детство, опалённое войной. Просмотр мультфильмов о войне. 1 1 4.Что дал наш край для фронта, для победы. 1 5.Военные госпитали в Ярославской области. 1 6.Военные открытки. Изготовление открытки. 1 1 7.Экскурсия. 1
Война в истории моей семьи
7 1.Поколение огненных лет. 1 8
2.Я горжусь своим прадедушкой. 1 3.Старая фотография рассказала… 1 4.Создание проектов «Семейная военная реликвия» 2 5.Составление экспозиции «Дедушкины ордена и медали» 1 6.Экскурсия 1
Люди, победившие войну
9 1.В тылу и на фронте ковалась победа. Просмотр мультфильмов. 1 1 2.Ленинград и Большая Земля (помощь блокадному Ленинграду). Мультфильм. 1 3.Именем героев названы (улицы Рыбинска). 2 4.Книги С.Алексеева (интерактивная выставка). 2 5.Военные открытки. 1 6. Экскурсия 1
Склоняем головы у Вечного Огня.
7 1.Концерт для ветеранов «Песни войны не умрут никогда». 1 2.Конкурс рисунков «Помнят люди героев» 1 3.Возложение цветов к мемориалу Вечный Огонь. 1 4.Создание проектов о Великой Отечественной войне «Давайте, люди, никогда об этом не забудем» 3 5. Экскурсия. 9

Методическое обеспечение занятий

Формы занятий:
Беседы, диспуты, викторины, экскурсии, походы, прогулки, конкурсы, наблюдения, исследовательская работа, выставки, концерты. Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практический. Содержание занятий по этой программе содействует формированию у учащихся духовности, нравственности, патриотизма, любви к Родине, городу, семье. Виды деятельности учащихся разнообразны, что помогает детям держаться активной жизненной позиции, понимать, ценить и уважать заслуги прошлых поколений, стараться самим добывать дополнительные знания, кроме тех, что получены на занятиях. Дидактический материал, техническое оснащение занятий: Специализированная литература, карточки с заданиями, фото и видео материалы, хроника военных лет, карты России, иллюстрации. Разработки зачётов, викторин на электронном носителе. Презентации, фильмы, компьютер, интерактивная доска, проектор. Формы подведения итогов: викторины, игры, выставки рисунков, выпуск стенгазет к праздничным датам, зачётные мероприятия, концерты для ветеранов Великой Отечественной войны. 10

Предполагаемые конечные результаты
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни). Элементарные социальные знания школьники получают уже тогда, когда только начинают осваивать историческую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе. Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества). Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.
Рекомендуемый список книг о войне (для детей)
11
1. Алексеев С. "Рассказы о Великой Отечественной войне" 2. Воронкова Л. "Девочка из города" 3. Ильина Е. "Четвертая высота" 4. Кассиль Л. "У классной доски" 5. Катаев В. "Сын полка" 6. Корольков Ю. "Партизан Леня Голиков" 7. Митяев А."Письмо с фронта" 8. Осеева В. "Васек Трубачев и его товарищи" 9. Полевой Б. "Повесть о настоящем человеке" 10.Шолохов М. "Судьба человека"
Рекомендуемый список книг для родителей
1. Защитникам Отечества посвящается… /Ред.-сост. Л.И. Жук – Мн.: Изд. ОО «Красико-Принт», 2005. – 128 с. 2. Весной сорок пятого года… /Ред.-сост. Л.И. Жук – Мн.: Изд. ОО «Красико-Принт», 2005. – 128 с. 3. «Жди меня, и я вернусь…» /Ред.-сост. Л.И. Жук – Мн.: Изд. ОО «Красико-Принт», 2004. – 128 с. 4. «Защитникам Родины славу поем!..» /Ред.-сост. Л.И. Жук – Мн.: Изд. ОО «Красико-Принт», 2006. – 128 с. 12

Используемая литература
1. Федеральный закон от 10 июля 1992 года N 3266-1 “Об образовании”; Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации; 2. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы”; 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373); 4. Аронов, А.А. Воспитывать патриотов / А.А. Аронов. - М.: Просвещение, 1984. - 175с. 5. Астафьева Н.А. Ярославль и ярославцы в литературе. Ярославль 1997. 6. Барабанщиков, А.В. Воспитывать защитников Родины/ А.В. Барабанщиков Педагогика. - 2007. - № 2. - С. 5 - 12. 7. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.- Просвещение 2009 8. Диалоги о воспитании: книга для родителей. - М.: Педагогика,1989. 9. История Ярославского края с древнейших времен до конца 20-х гг. XX века. А.М. Пономарев, В.М. Марасанова, В.П. Федюк и др.; отв. ред. А.М. Селиванов/ Яросл. гос.ун-т. Ярославль, 2000. 368 с. 13
10.История Ярославского края. 1930-2005 гг. Учебное пособие /Рязанцев Н.П., Салова Ю.Г. – Ярославль/Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2005. – 280 с. 11.Мичеева, Н. Патриотическое воспитание через изучение истории региона Н. Мичеева //Воспитание школьников.-2008.-№5.-С.28-30. 12.Рязанцев Н.П., Салова Ю.Г. История Ярославского края. 1930-2005 гг 13.Ушинский, К.Д. Воспитание человека / К.Д. Ушинский. - М.:Педагогика, 2002. - 247 с. 14