"Инновационный педагогический опыт по формированию здоровье сберегающей компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно - исследовательской деятельности".

Автор: Мишина Галина Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №14 "Светлячок"
Населённый пункт: г.Химки Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Инновационный педагогический опыт по формированию здоровье сберегающей компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно - исследовательской деятельности".
Дата публикации: 25.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 14 «СВЕТЛЯЧОК»
Инновационный

педагогический

опыт

по

формированию

здоровье

сберегающей

компетентности

детей

старшего

дошкольного

возраста

средствами

познавательно

-

исследовательской

деятельности

.

«Азбука здоровья»



старший воспитатель

Мишина Г.А.

г.о.Химки. 20014г.


СОДЕРЖАНИЕ

I.

Краткая аннотация проекта……………………………………….….3

II. Обоснование необходимости проекта………..……………….…....4

III. Цели и задачи проекта, предполагаемые результаты ………...…10

IV. Содержание проекта, план реализации проекта……..……….….11

V. Ресурсное обеспечение…………………………………………,…22

VI. Партнеры……………………………………………………………23

VII.
Оценка эффективности реализации проекта ...
…..…………..…24

VIII. Перспективы развития……………………………………………26

IX. Список литературы……………………………………………….…30

Приложения
2

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Цель данного проекта — обобщение инновационного опыта и создание обучающей системы для детей старшего дошкольного возраста , направленной на создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование здоровье сберегающей компетентности, как части общечеловеческой культуры, представляющей совокупность целостного отношения человека к здоровью. Цель проекта достигается средствами использования познавательно- исследовательских методов и приемов (метода проектов, наглядного моделирования, решения проблемно-игровых ситуаций поискового характера, экспериментирования), театрализованной деятельности, групповых традиций «Встречи с интересными людьми», «Театральная пятница». Данный проект направлен на повышение качества образования по образовательной области «Здоровье» в условиях реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на современном этапе модернизации российского образования. Проект будет реализовываться через образовательную деятельность, осуществляемую в непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми, а также во взаимодействии с семьями воспитанников и через создание предметно-пространственной среды. Основными субъектами, вовлеченными в осуществление проекта и для которых данный проект предназначен, являются воспитанники и их родители (законные представители), педагогические работники детского сада. 3

II. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
«Человек – высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным, умным…» Павлов И.П. Здоровье человека - одна из глобальных научных проблем в мире, обостряющемся с каждым шагом развития цивилизации и общества. В 21 веке проблема здоровья человека, его сохранение и укрепление остаётся крайне острой, требующей серьёзного осмысления и решения. Не случайно, задачи здоровье сбережения россиян решаются сегодня на государственном уровне и находят отражение в приоритетных национальных проектах РФ. Забота о здоровье детей была и остаётся святой обязанностью каждого государства. Формирование здорового поколения - одна из стратегических задач развития страны. Ведь новое тысячелетие в недалёком будущем заставит юношей и девушек столкнуться с взрослой конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники. Значимость реализации образовательной области "Здоровье" для развития личности ребёнка дошкольного возраста, российского общества и государства обусловлена как ценностью здоровья, так и необходимостью освоения с самого рождения культуры здоровья. Культура здоровья как часть общечеловеческой культуры представляет собой совокупность целостного отношения человека к здоровью, его сохранение и укрепление на уровне себя, другого человека и общества в целом, а также личностно и социально значимых способов деятельности, направленных на приобретение физического, психического и социального благополучия, отсутствие болезней. В качестве результата культуры здоровья можно рассматривать развитие человека как субъекта здоровье созидания и избираемую им стратегию существования - здоровый образ жизни, здоровье сберегающей компетентности. В Международном терминологическом словаре санитарного просвещения даётся следующее определение понятия «здорового образа жизни: " Здоровый образ жизни - это универсальный способ оптимизации деятельности физиологических систем организма, сохранения и укрепления здоровья". Аспекты здорового образа жизни: укрепляющий здоровье жизненный режим, двигательная активность, рациональное питание, личная гигиена и ответственное гигиеническое поведение, закаливание, негативное отношение к вредным привычкам, гармония отношений между людьми. Здоровье детей – сложная и динамическая категория бытия. Характеристика детского здоровья включает уровни физического, умственного, функционального здоровья в соответствующие возрастные периоды, физическую и нервно- психическую адаптацию к меняющимся условиям внешней среды. Один из ведущих физиологов Ю.Ф.Змановский в своей книге «К здоровью без лекарств» М.1991г. даёт точную характеристику здорового дошкольника: « Здоровый ребёнок дошкольного возраста – это жизнерадостный, активный, любознательный, 4
устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития». В Уставе Всемирной организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье, как условие свободы жизни, является основным фактором в системе важнейших человеческих ценностей.
Здоровье сберегающая компетентность - готовность ребёнка самостоятельно

выполнять и соблюдать гигиенические процедуры и правила здорового образа

жизни, готовность решать задачи разумного поведения в непредвиденных

ситуациях.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, Научного центра медицинских наук физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, 60% детей от трёх до семи лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходит в школу абсолютно здоровыми. В 2011 – 2012 учебном году были изучены данные о состоянии здоровья детей, вновь пришедших ко мне в группу. Анализ состояния их здоровья показал, что показатель индекса здоровья - низкий, не стабильный и составил в 2011 году – всего 17 %. (индекс здоровья по ДОУ –21,3 %) Таким образом, анализ данных о состоянии здоровья детей детского сада, группы однозначно показывает, что сегодня необходим поиск эффективных технологий по сохранению и укреплению здоровья детей. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7 - 8 % зависит от успехов Здравоохранения и более чем на 50% от образа жизни. Сегодня важно у современных родителей формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своего ребёнка. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в «младенческом возрасте» (ст.18 п.1 закона РФ «Об образовании»). Для оценки уровня компетентности родителей моей группы в вопросах укрепления и сохранения здоровья предложила заполнить анкету на тему: «Здоровый образ жизни – что это?» (В.А.Деркунской). Всё же следует отметить, что в существующих сегодня образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений комплексного подхода к укреплению и сохранению здоровья, нет. К сожалению, дошкольное детство в силу специфики возраста и особенностей развития остаётся недооценённым в становлении культуры здоровья человека. Исходной возрастной точкой формирования здорового образа жизни принято считать школьный возраст. Однако 5
анализ практики дошкольного образования в ДОУ и семье убеждает в том, что становление культурно-гигиенических навыков, культуры поведения за столом, во время приёма пищи, приобретение навыков соблюдения режима дня, приобщение к активному образу жизни, освоение здоровье сберегающих правил, культуры внешнего вида происходит задолго до школы, начиная с раннего возраста. Изучив подходы реализуемой в ДОУ программы «От рождения до школы» к формированию культуры здоровья столкнулись с тем, что несмотря на то, что в программе ставится задача по формированию привычки к здоровому образу жизни, для решения принципиальной установки – формирования культуры здоровья, как части общечеловеческой культуры, в программе недостаточно представлены методы и приемы по формированию здоровье сберегающей компетентности. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, программно- методических материалов, изучение практики по здоровье сберегающей компетентности детей старшего дошкольного возраста позволили увидеть следующее
противоречие
:  между необходимостью, сегодня формировать привычку к здоровому образу жизни у детей уже с дошкольного возраста и отсутствием в основной общеобразовательной программе, реализуемой в ДОУ разнообразия методов и приемов, которые позволили бы формировать у детей и их родителей здоровье сберегающие компетентности;  между большим потенциалом освоения детьми разных способов деятельности, реализацией себя в них, приобретением разностороннего опыта и недостаточностью использования познавательно-исследовательской деятельности при реализации образовательной деятельности по формированию здоровье сберегающие компетентности. Учитывая выше изложенные факты, в нашем дошкольном учреждении возникла необходимость поиска новых эффективных форм, методов и средств обучения и разработке проекта по формированию культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста. Результатом работы стало разработка программы «Азбука здоровья», направленная на формирование у старших дошкольников здоровье сберегающей компетентности. Решение задач данной программы осуществляется средствами познавательно- исследовательской деятельности, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Познавательно-исследовательская деятельность - понимается как форма активности ребенка, направленная на знакомство с новыми объектами и способами их использования, постижение связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизация. Познавательно-исследовательская деятельность способствует расширению детского кругозора, формирование у детей целостной картины мира, культуры познания. 6
Проектная деятельность – это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. "Каждый узнает лишь то, что сам попробует сделать", - писал Песталоцци. Метод проектов (по Н. Е Веракса) включает задания для детей, сформулированные в виде проблемы; целенаправленную детскую деятельность; формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом; результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта, который реализуется в несколько этапов:
погружение в проект; организация деятельности;

осуществление деятельности; презентация результатов.

Новизна
педагогического опыта состоит в том, что: - Для достижения поставленной цели спроектирована программа по формированию здоровье сберегающей компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно - исследовательской деятельности. При организации образовательной деятельности воспитателя с детьми создаются условия для укрепления и сохранения здоровья, повышения уровня здоровье сберегающей компетентности за счет использования методов и приемов познавательно-исследовательской деятельности. - Одним из важнейших принципов представленной системы является деятельностный подход
.
Он позволяет организовывать познавательную деятельность воспитанников в системе непрерывного образования, системно и надёжно формировать спектр универсальных способностей и интегративных качеств личности, составляющих готовность к саморазвитию. - Один из современных подходов представленной системы в соответствии с ФГОС- задачный подход , который требует от ребёнка умение использовать имеющиеся знания, умения, навыки, анализировать, оценивать и объяснять результат предложенного им решения. Ядро задачи - проблемный вопрос, решая который ребёнок становится созидателем, обретает позицию деятеля, преобразователя, что крайне важно для современных детей. - Представленная работа составлена с учетом принципа интеграции, который позволяет совместить решение задач по формированию здоровьесберегающей компетентности во всех образовательных областях как содержательная часть любой области, и как средство оптимизации форм и методов детской деятельности, детской жизни, целостного образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС к условиям реализации основой общеобразовательной программы дошкольного образования. Таким образом,
практическая значимость проекта
определяется возможностью использования в образовательной работе методов и приемов познавательно- 7
исследовательской деятельности, позволяющей ставить ребенка в активную позицию, при усвоении программного материла по образовательной области «Здоровье». Практическая реализация проекта рассчитана на два учебных года и охватывает детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. В проекте определены организационно-педагогические условия образовательного процесса в ДОУ, разработаны дидактическое и методическое обеспечение реализации проекта: разработано перспективное планирование по формированию здорового образа жизни; познавательно-исследовательские проекты «Я и моё тело», "Щи да каша - пища наша", "Чистые руки", "Мир вокруг нас", рабочая тетрадь "Азбука здоровья", конспекты ситуационно-игровых занятий по ЗОЖ, конспекты театральных постановок по ЗОЖ к групповой традиции «Театральная пятница», разработан мониторинг по образовательной области «Здоровье», систематизирована серия пальчиковых игр, массажа биологически активных зон, физкультминуток. В основу реализации проекта положены ведущие следующие принципы, актуальные для современного дошкольного образования:
принцип научности
предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками; тесную связь физического воспитания с формированием установок, навыков, способов и приёмов, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей;
принцип систематичности и последовательности
предполагает последовательную работу над совершенствованием тела ребёнка;
принцип концентрического (спиралевидного) обучения
заключается в повторяемости тем во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития, т.к. в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;
принцип целостности
предполагает создание в ДОУ педагогического здоровье сберегающего режима, главной задачей которого является постоянная забота об укреплении здоровья детей, соблюдение единства обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
принцип личностно-ориентированного общения –
предполагает атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья; создание условий для наиболее полного раскрытия личности ребёнка и доверия к его физическим ощущениям, обучение его навыкам ощущать и принимать своё тело таким, какое оно есть; максимального развития способностей ребёнка; в процессе общения педагог выступает как активный соучастник познавательной деятельности; партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
принцип ценностного отношения к жизни и здоровью
- до сознания детей доводится, что жизнь и здоровье - огромная ценность, к которой необходимо относиться бережно и разумно, состояние здоровья - необходимое условие человеческого существования; 8

принцип развивающего обучения
- ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка;
принцип наглядности
- широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстраций, схем, таблиц;
принцип занимательности
– изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремится к достижению результата;
принцип ориентации на взаимосвязь с игровой деятельностью
– выражается в том, что при организации работы по формированию здорового образа жизни широко используются игровые технологии, игровые дидактические пособия, театрализованные игры;
принцип регионализации -
планирование образовательной работы с детьми следует опираться на региональные исследования, разработки и рекомендации специалистов по снижению уровня заболеваемости, с учётом климатических условий региона;
принцип деятельностного подхода
– использование активных форм и методов обучения, способствующих развитию самостоятельности, инициативы, творчества (игровые технологии, работа в парах, организация исследовательской деятельности, тренинги и т.д.); т.е. любые знания приобретаются ребенком во время собственной активной деятельности, через включение его в совместную деятельность с педагогом и другими детьми;
принцип взаимодействия ДОУ и семьи
направлен на открытость в решении задач здоровье сбережения ДОУ и семьи, создание реальных возможностей участия родителей в образовательной деятельности ДОУ на основе позиции - детский сад - профессиональный помощник семьи в формировании ЗОЖ.

Изучая данную проблему, провела
педагогическое обследование индивидуальных

особенностей детей старшего дошкольного возраста
для определения уровня представлений о здоровом образе жизни и оценки здоровье сберегающей компетентности детей по образовательной области «Здоровье». Были использованы рекомендации Г.А.Урунтаевой, В.А.Деркунской (см. приложение 1) Педагогическая диагностика включала в себя следующие показатели и критерии:
1. Представления о факторах здорового образа жизни:
- имеет элементарные представления о строении тела и правилах ухода за ним;
-
имеет элементарные представления о факторах ЗОЖ
2. Оценка здоровье сберегающей компетентности:
- сформированы ли культурно-гигиенические навыки в соответствии с возрастными особенностями;
-
отношение ребёнка к здоровью и ЗОЖ: устойчивость и направленность любых действий и деятельности ребёнка на ценность здоровья и человеческой жизни, заботливое отношение к здоровью близких людей и сверстников, мотивация к сбережению своего здоровья и окружающих, свободное оперирование своими возможностями в решении здоровье сберегающих задач, осознание себя субъектом здоровья и здоровой жизни; - проявление здоровье сберегающей компетентности: безопасность поведения на улице и группе ДОУ, разумность поведения в непредвиденных ситуациях, 9
угрожающих собственному здоровью или здоровью сверстников, оказание элементарной медицинской, психологической помощи.
Критерии оценки:
 наличие ответов на вопросы и решений предлагаемых ребёнку диагностических игровых и проблемных ситуаций;  адекватность детских ответов и решений;  полнота и глубина ответов, здоровье сберегающая эрудированность ребёнка;  перенос имеющихся здоровьесберегающих знаний в решение проблемных и имитационных ситуаций;  активность дошкольника в ходе беседы, интерес к её содержанию;  автономность, самостоятельность решения;  проявление мотивационной готовности к здоровьесбережению и осознание себя субъектом здоровья и здорового образа жизни.
3. Анкета для родителей "Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым
" по рекомендациям В.А.Деркунской - выбор ответа из трёх вариантов , результат путём складывания по одному баллу за ответ: да, сравнение с "ключом" (см. приложение).
4. Анкета самооценки образа жизни педагога
по рекомендациям В.П.Петленко, Д.Н.Давиденко - выбор ответа из трёх вариантов, обработка результатов анкетирования путём подсчёта общего количества баллов и сравнения с "ключом" (см. приложение). Педагогическое обследование показало следующие результаты: Диаграмма 1:
Диаграмма показателей уровня формирования здоровье сберегающей

компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

2014 – 2015 учебный год


Результаты педагогического обследования позволили сделать следующие выводы: большинство детей (75%) владеет культурно-гигиеническими навыками в соответствии с возрастом, но они ещё не стали нормой гигиенического поведения и выполняются чаще всего при напоминании взрослого. Представления о факторах здорового образа жизни не чёткие, слабо владеют здоровьесберегающим 10
содержанием, только 27% детей дают полные адекватные ответы. Отдельные разделы позволяют детям активнее проявляться в беседе и решении проблемных ситуаций, но чаще активность детей инициирует воспитатель, поддерживая интерес к разговору, совместной деятельности. У 35% детей сформирована здоровьесберегающая компетентность, но они не всегда готовы к самостоятельному решению поставленных задач. 23% детей обладают неустойчивой мотивацией здоровьесбережения или вообще не задумываются об этом. Большинство детей (60%) не знают способы оказания первой медицинской и психологической помощи (поддержать, успокоить и др.). Дети хорошо знают правила безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, но не всегда их выполняют в непредвиденных ситуациях. Данные, полученные в результате педагогического обследования, подтвердили, необходимость поиска новых подходов, позволяющих более эффективно осуществлять образовательную работу по формированию здоровьесберегающей компетентности.
В связи с этим мною были определены цели и задачи моей работы:

III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА, ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Цель проекта:
Оптимизация условий по формированию у дошкольников и их родителей, ценностей здорового образа жизни, здоровье сберегающей компетентности средствами форм и методов познавательно-исследовательской деятельности.
Объект проекта
: Процесс формирования потребности к здоровому образу жизни детей старшего дошкольного возраста.
Предмет проекта
: программа по здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи распределились на три блока:

1 блок задач - «Организация образовательной работы с детьми»
1. Внедрить современные здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс. 2. Закреплять осознанное отношение к режиму дня и культурно-гигиеническим нормам и правилам, повышать требования к качеству их выполнения, развивать самоконтроль у дошкольников. 3. Прививать у детей интерес и положительное отношение к различным формам двигательной активности в сочетании с закаливающими мероприятиями. 4. Систематизировать представления об особенностях своего организма, условиях его нормального функционирования, приучать детей заботиться о собственном здоровье, дать элементарные представления о теле человека, 11
некоторых особенностях его строения и основных функциях организма, в том числе о пользе движений для здоровья. 5. Углублять и систематизировать представления о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих, сформировать осознанное выполнение требований к безопасности жизнедеятельности.
2 блок задач - «Организация образовательной работы с семьей».


Обеспечить просветительно-обучающую работу с родителями по формированию их сознания, повышение уровня компетентности родителей в вопросах культуры здоровья, понимания здоровья как общечеловеческой ценности: -Принимать участие в работе родительского клуба «Здоровая семья»; - Организовать консультации, мастер - классы, дни открытых дверей, участие в совместных мероприятиях.
3 блок задач - «Организация образовательной работы с педагогами».
Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах формирования культуры здоровья: - Предложить консультации, методические рекомендации, мастер - классы.
Прогнозируемые результаты при реализации проекта
Реализуя поставленные цели и задачи, я планировала достигнуть следующих результатов: 1. Обеспечить динамику повышения индекса здоровья в группе. 2. Увеличить показатель уровня представлений о ЗОЖ и здоровьесберегающей компетентности детей на 20% 3. Активизировать участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, познавательно-исследовательских проектах. 4. Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах здоровье сберегающей компетентности, понимания его ценности средствами познавательно- исследовательской деятельности.
IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА, ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проект разработан с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

детей старшего дошкольного возраста.
12
План реализации проекта
Этапы реализации

проекта

Задачи

Формы реализации

Первый этап -

диагностический

(май 2013 года):
1. Выявить уровень представлений о ЗОЖ и здоровье сберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством диагностического обследования; 2. Определить уровень компетентности родителей в вопросах формирования культуры здоровья. 3. Анализ полученных результатов, тестовых заданий, анкетирования. Педагогический мониторинг Анкетирование родителей и педагогов
Второй этап -

подготовительный

(2014-2015год):
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по формированию здорового образа жизни. 2. Изучение использования методов и приемов познавательно- исследовательской деятельности в процессе формирования культуры здоровья. 3. Систематизация пальчиковых гимнастик, физкультминуток, массажа биологически активных зон. 4. Подбор театрализованных постановок по ЗОЖ . 5. Подбор показателей и критериев, педагогического инструментария к мониторингу по образовательной области «Здоровье». Осуществление педагогического мониторинга. 6. Определение цели, задач, предполагаемых результатов образовательного проекта. 7. Проведение родительского собрания по проблеме формирования культуры здоровья. 8. Создание условий для реализации проекта, разработка методического обеспечения:  создание предметно-развивающей среды в группе, ДОУ;  разработка мини проектов для детей старшего дошкольного возраста «Я и моё тело», "Чистые руки", "Мир вокруг нас", "Щи да каша - пища наша" к долгосрочному проекту «Азбука здоровья»;  разработка серии конспектов ситуативно-игровых занятий, проблемно-игровых ситуаций, инсценировок;  разработка рабочей тетради "Растём здоровыми". Отбор психолого-педагогической, методической литературы; Рабочая тетрадь "Растём здоровыми"; Серия конспектов ситуативно- игровых занятий; Дидактические игры, плакаты; Сценарии театрализованных постановок по ЗОЖ; Комплексно – тематическое планирование по работе с детьми; Диагностический инструментарий; Здоровье сберегающая среда, двигательный режим в течение дня; Родительское собрание, консультации. Разработка мини проектов.
Третий этап -

основной (сентябрь

2014 - апрель - 2015г.)
1. Реализовать мероприятия по формированию здорового образа жизни у детей по проекту «Азбука Непосредственно- образовательная деятельность по образовательной области 13
здоровья». 2. Обеспечить интеграцию задач по образовательной области "Здоровье" с другими образовательными областями в соответствии с требованиями ФГТ, образовательной программой ДОУ. 3. Организовать реализацию мини проектов «Я и моё тело», "Чистые руки", "Мир вокруг нас", "Щи да каша - пища наша"; 4. Обеспечить взаимодействие ДОУ с городскими учреждениями для проведения совместных спортивных мероприятий, соревнований. 5. Проведение познавательных викторин, выставок детских работ по ЗОЖ; 6. Создать условия для участия воспитанников ДОУ в конкурсах и выставках детского творчества разного уровня. 7. Организовать консультации с родителями и педагогами; 8. Обеспечить размещение на сайте ДОУ методических рекомендаций по формированию культуры здоровья; 9. Организовать и координировать участие родителей в совместной деятельности по ЗОЖ, активизировать их участие в конкурсах и выставках разного уровня. "Здоровье" с использованием проблемных ситуаций поискового характера; Использование формирования культуры здоровья в реализации всех образовательных областей в соответствии с комплексно- тематическим планом; Участие воспитанников в разных спортивных мероприятиях на уровне города; Выставки детских работ по ЗОЖ. «День открытых дверей» для родителей. Участие в конкурсах чтецов и детского изобразительного творчества городского, всероссийского уровня. Проведение групповой традиции «Театральная пятница». Участие родителей в реализации мини проектов: Выпуск листовок "Полезные и вредные привычки", создание "Книги кулинарных рецептов семейной кухни", участие в проведении осенней ярмарки, досугов, сбор информации и фотографий для оформления газет.
Четвертый этап -

итоговый (апрель –

май 2015г.)
1. Выявить уровень представлений о ЗОЖ и здоровье сберегающей компетентности детей старшего дошкольного возраста после проведения педагогической работы по проекту; 4. Определить уровень сформированной компетентности родителей и педагогов по образовательной области «Здоровье» детей после проведения просветительской работы. 2. Определить степень эффективности выполнения проекта. 3. Организовать работу по распространению педагогического опыта. 4. Разработка методических рекомендаций и их использование в образовательной области «Здоровье». Педагогический мониторинг; Анкетирование родителей; Анализ охвата детей в экологических конкурсах и спортивных мероприятиях, в выставках детского изобразительного творчества, результативность участия в них; Размещение педагогического опыта на интернет - порталах; Представление опыта в интернет - конкурсах педагогического мастерства.


В основу разработки проекта легли методические подходы:
14
В.А.Деркунской по организации непосредственной образовательной, совместной и самостоятельной деятельности воспитателя и детей в рамках образовательной области "Здоровье"; Н.О.Березиной, Т.Н.Дороновой, Т.И.Гризик , И.В.Сушковой, Н.Ю.Пахомовой по организации проектной деятельности; В.Г.Алямовской , Ю.Ф.Змановского, А.А.Уманской по использованию в работе с детьми оздоровительных технологий; Е.В.Гончаровой по использованию методических приёмов по экологическому образованию на основе регионального компонента; М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой по использованию эффективных путей реализации работы по направлению "Правильное питание"; Т.А.Фесюковой "Учусь управлять собой" по использованию проблемных и ситуативно-игровых ситуаций по ЗОЖ; М.А.Павлова, М.В.Лысогорская "Здоровье сберегающая система дошкольного образовательного учреждения" по организации работы по формированию навыков здорового образа жизни. На основе изученных вышеуказанных методических подходов мною была разработана программа по формированию здоровье сберегающей компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно- исследовательской деятельности. Воспитательно-образовательный процесс по реализации задач проекта согласно ФГТ, осуществляется в следующих формах работы с детьми: Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от возрастных особенностей контингента воспитанников. Обучение происходит опосредованно, в интегрированных формах образовательной деятельности и базируется на технологиях развивающего обучения ( см. приложение – перспективный план). В ходе реализации проекта используются следующие формы работы с детьми: 15 Организованная образовательная деятельность В ходе режимных моментов Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьей Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению детей с художественной литературой (1 раз в неделю) Самостоятельная деятельность
 Непосредственная образовательная деятельность с использование различных видов детской деятельности (продуктивной, опытно-экспериментальной, музыкальной и др.);  Беседы;  Праздники, досуги, развлечения;  Работа в рабочей тетради «Растем здоровыми» (с детьми старшего дошкольного возраста) (см. приложение);  Просмотр мультимедийных презентаций. Большая роль в реализации данной системы работы отводится общению взрослого с ребенком, т.к. каждая минута жизни ребёнка в детском саду работает на укрепление его здоровья. При организации совместной деятельности воспитателя с детьми широко используем такие методы и приемы:  дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры;  гимнастика для глаз;  дыхательная гимнастика;  пальчиковая гимнастика;  релаксационные упражнения, тренинги;  закаливание;  наблюдения;  беседы - пятиминутки;  моделирование;  проектирование;  познавательные минутки;  прием разрешения проблемно-игровых ситуаций;  труд в природе;  провокационные ситуации;  игры – путаницы;  чтение художественной литературы;  рисование, ручной труд. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают специально-организованные праздники, физкультурно-оздоровительные досуги, игры драматизации, спектакли для родителей и малышей:  игры – драматизации «Весёлые овощи», «Грибными дорожками», «Витаминная семья», «Борщ»;  развлечение «В гостях у осени»;  познавательно-спортивная игра «Как мы спасали солнышко»;  музыкально-спортивный праздник «Аты-баты, мы солдаты»;  спектакли «Лесная аптека», «Колобок – ледяной бок» и т.д.  физкультурные досуги «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»; «Зимушка – зима». 16
С родителями:  анкетирование;  беседы с родителями;  консультации;  выступления на родительских собраниях;  участие родителей в праздниках, развлечениях, досугов;  совместное оформление детских работ.  наглядно-информационные фотогазеты: «Здоровый образ жизни, что это?», "Закаливание".  листовки "Полезные и вредные привычки".  день открытых дверей;  осенняя ярмарка - распродажа;  изготовление "Книги кулинарных семейных рецептов";  групповая традиция «Встречу с интересными людьми»,  мастер-классы С педагогами:  выступления на педагогических советах ДОУ, городских методических объединениях;  консультации для педагогов;  мастер-классы для педагогов детского сада;  размещение опыта работы на Интернет - ресурсах
Содержание основного этапа проекта:
Формирование здоровье сберегающей компетентности в дошкольном детстве обладает следующими функциями: - помогает ребёнку достичь состояния физического, психического и социального благополучия; - помогает усвоить условия окружающей среды, способы и образы социального поведения, ориентирует в ценностях группы, коллектива, общности, в которую он попадает. Такими ценностями для ребёнка становятся жизнь человека, его здоровье и здоровое существование, свобода и полнота проявления его индивидуальности; - даёт возможность понять и принять дошкольнику особенности взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми в соответствии со здоровым существованием; - обеспечивает становление активной позиции ребёнка в деятельности и общении; - позволяет ребёнку творить самого себя в той деятельности, которая приносит ему удовольствие; 17
- гармонирует процессы социализации и индивидуализации в развитии дошкольника
Формирование

здоровье сберегающей компетентности

начинается с

создания предметно-развивающей среды.
Для обеспечения оптимального дви 18
Двигательный режим
Утренняя гимнастика, физические занятия, физические досуги и развлечения, двигательная активность на прогулках, гимнастика после сна, оздоровительный бег, физические минутки, подвижные игры в течение дня, индивидуальная работа.
Двигательный режим
Утренняя гимнастика, физические занятия, физические досуги и развлечения, двигательная активность на прогулках, гимнастика после сна, оздоровительный бег, физические минутки, подвижные игры в течение дня, индивидуальная работа.
Формирование потребности к

ЗОЖ
Познавательные занятия «Забочусь о своем здоровье», организация спортивно-оздоровительных кружков.
Формирование потребности к

ЗОЖ
Познавательные занятия «Забочусь о своем здоровье», организация спортивно-оздоровительных кружков.
Закаливающие мероприятия
Проветривание, утренний прием на участке, прогулки на свежем воздухе, ходьба по мокрым дорожкам, обширное умывание, игры с водой в летний период, босохождение, сон без маек, солнечные ванны в летний период, полоскание горла прохладной водой.
Закаливающие мероприятия
Проветривание, утренний прием на участке, прогулки на свежем воздухе, ходьба по мокрым дорожкам, обширное умывание, игры с водой в летний период, босохождение, сон без маек, солнечные ванны в летний период, полоскание горла прохладной водой.
Профилактические мероприятия
Профессиональный осмотр АКДО, точечный массаж, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, иммуногимнастика против гриппа, полоскание горла настоями трав, витаминизация напитков, фитоароматерапия, фитонцидотератия, иммунопрофилактика против гриппа.
Для обеспечения оптимального двигательного режима групповые комнаты оснащены спортивным оборудованием для самостоятельных занятий. В уголке имеются: мячи разного размера и материала, скакалки, обручи, городки, кегли, кольцебросы; канат, верёвочки, ленты, мешочки с песком; предметы- заместители; «дорожки здоровья», тренажёры для профилактики плоскостопия, шапочки для подвижных игр и другое. Для использования физкультурного оборудования, имеющегося в данном уголке, детям предлагаются наглядные иллюстрации, как можно использовать тот или иной спортивный инвентарь при организации самостоятельной двигательной активности. Уголок здоровья оснащен самодельными тренажёрами для коррекции зрения и дыхания, валеологическими играми из серии «Здоровый малыш», познавательными играми – лото, плакатами о строении тела человека, продуктах питания, здоровом образе жизни, карточки – схемы с алгоритмом правильного выполнения культурно- гигиенических действий, сделана подборка художественной литературы по теме. Для формирования преставлений о влиянии окружающей среды на здоровье детей, в группе имеется уголок экспериментирования, позволяющий детям самостоятельно проводить элементарные опыты: лупа, микроскоп, песок, глина, камни, продукты, ракушки, воздушные шары, стаканчики и баночки разного размера, мелкие игрушки из разного материала, песочные часы. Для организации закаливающих мероприятий имеются индивидуальные стаканчики для полоскания рта, дорожки для ходьбы, водный термометр, термометр для определения температуры воздуха.
Работа над проектом по формированию потребности в здоровом образе жизни

осуществляется по следующим направлениям:
1. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, правил ухода за ним. 2. Формирование элементарных представлений об окружающей среде, её влиянии на здоровье человека. 3. Привитие у дошкольников стойких культурно-гигиенических навыков. 19
Закаливающие мероприятия
Проветривание, утренний прием на участке, прогулки на свежем воздухе, ходьба по мокрым дорожкам, обширное умывание, игры с водой в летний период, босохождение, сон без маек, солнечные ванны в летний период, полоскание горла прохладной водой.
Закаливающие мероприятия
Проветривание, утренний прием на участке, прогулки на свежем воздухе, ходьба по мокрым дорожкам, обширное умывание, игры с водой в летний период, босохождение, сон без маек, солнечные ванны в летний период, полоскание горла прохладной водой.
Одним из современных методов формирования культуры здоровья детей является проектный метод. В процессе работы над долгосрочным проектом"Азбука здоровья" мною были разработаны и реализованы
образовательные проекты «Я и моё тело»,

"Чистые ладошки", "Щи да каша - пища наша", "Мир вокруг нас"
(см. приложение 2).
Мини проект "Чистые ладошки". Цель проекта:
Формирование опыта здоровье сберегающей деятельности и основ здорового образа жизни.
Задачи:
1.Закреплять осознанное отношение к режиму дня и культурно- гигиеническим нормам и правилам. 2. Совершенствовать представления об алгоритме основных гигиенических процессов, повышать требования к качеству самостоятельно выполненных культурно-гигиенических действий, добиваться точного и чёткого их выполнения. 3.Формировать привычку всегда быть опрятным, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослого их устранять. 4. Развивать самоконтроль при выполнении правил и норм личной гигиены.
Продукт проекта
: создание совместно с детьми наглядных моделей "Правила чистюли", "Полезные и вредные привычки". Для успешной реализации проекта были спланированы мероприятия по совместной деятельности детей, родителей и педагогов (см. приложение). Вначале работы с детьми использовала «Сказку о микробах», предложила детям подумать, что в сказке правда, а что вымысел, уточнила, что помогает нам победить микробы; совместно с детьми смоделировали последовательность выполнения гигиенических действий (с помощью условных знаков составляется схема - пооперационная карта), затем дети самостоятельно их выполнили. Практическое задание «Вредные советы» ( нарисовать человека, который выполнил «Вредные советы» по стихотворению Г.Остера) помогло детям понять необходимость выполнения культурно-гигиенических процедур. В решении задач по формированию культурно-гигиенических навыков использую ряд приёмов: метод гигиенического практикума. упражнения с выполнением действий в процессе дидактических и сюжетно-ролевых игр; обучающие игровые ситуации, систематическое напоминание о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним, сочетание игрового, словесного и наглядного методов обучения с использованием специальных наборов материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразных сюжетных картинок. Игры "Путешествие в страну чистюли", "Правила чистюли", "Путаница или что для чего?", "Путешествие в город личной гигиены", беседа - практикум "Правила ухода за телом", решение проблемно- игровых ситуаций "Мытье рук и уход за ногтями", придумывание рекламы гигиенических процедур помогли детям научиться заботиться о себе. Групповая традиция "Встреча с интересными людьми" – врача, мам одного из воспитанников 20
способствовала осознанию детьми необходимости ежедневно чистить зубы ( фото). Она предложила детям рассмотреть муляжи зубов, показала как правильно чистить зубы, прочитала сказку "Как победить Кариес". Довести до сознания детей необходимость выполнения гигиенических процедур, помогают еженедельные беседы – «пятиминутки» по темам:«Личная гигиена»; «Надо, надо умываться»; «Наши верные друзья»; «Опасно ли быть неряхой»; «Чистота – залог здоровья»; «Одежда и здоровье». Стихотворения, загадки, рассказы – загадки, физкультминутки, игры и игровые упражнения помогают сделать процесс формирования навыков интересным и ненавязчивым. В игре «Моё утро», передавая мяч друг другу, дети рассказывают, что мы делаем утром. Игровое упражнение «Полезно – вредно» закрепляет знания о полезных и вредных привычках. Игры «Кто быстрее зашнурует ботинок», «Оденем куклу на прогулку» способствуют воспитанию в детях опрятности и аккуратности. Для эффективного гигиенического воспитания и развития самоконтроля у старших дошкольников назначаем санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки у детей становятся прочными, если они закрепляются в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий. В старшем дошкольном возрасте, для закрепления полученных представлений о культурно-гигиенических навыках, навыках самообслуживания, использую разработанную рабочую тетрадь «Растём здоровыми». Работая в тетради, дети выполняют практические задания известных сказочных героев. В конце реализации проекта проводится музыкально-познавательный досуг "Надо, надо умываться по утрам и вечерам" (см. приложение), в ходе проведения которого дети показывают усвоенные знания.
Цель проекта "Я и моё тело":
сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровье сбережения.
Задачи:
1.Уточнять представления об особенностях своего организма, назначении отдельных органов (глаза, ухо, нос, ноги и т.д.), условиях их нормального функционирования. 2.Вырабатывать осознанное отношение к своему здоровью, развивать умение определять своё состояние и ощущение, знать индивидуальные особенности организма. 3. Развивать умения по готовности решать здоровье сберегающие задачи, в области поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи: позвать на помощь, обратиться за помощью, слушать инструкции взрослых, уметь оказать помощь себе и другому (обрабатывать мелкие царапины, ссадины), уметь правильно действовать в случае заболевания, травмы.
Продукт проекта:
коллаж "Полезные и вредные привычки". 21
Начиная работу по данному проекту ( см. приложение), вводим детей в проблемную ситуацию: пытаемся безуспешно сконструировать человечка из толстых веревок. Дети помогают воспитателю, но придать устойчивость человеку им не удаётся. В процессе самостоятельных поисков дети находят алюминиевую проволоку, проталкивают её в заранее проделанные отверстия, проявляют восторг по поводу сконструированного верёвочного человечка. Воспитатель предлагает рассмотреть цветную таблицу с изображением настоящего скелета человека. Дети находят на себе кости ног, рук, головы, а затем показывают состояние тела, если бы не было внутри скелета. Понять, что наш скелет гибкий помогает превращение детей в добрых и сердитых «котят». Затем дети самостоятельно делают «проволочного человека». В процессе работы ведём непринуждённый разговор о прочности нашего скелета, предлагаем проверить на прочность куриную косточку, которая кладётся между двумя столами, и подвешиваем на неё груз. Предлагаем сделать вывод о том, кто помогает нам двигаться. В один из познавательных вечеров рассказываем детям о правильной осанке, упражняем в пантомимическом моделировании походки своих друзей, проводим игры на формирование правильной осанки - «Едем в зоопарк», «Петушиный шаг», «Гимнастика для ёжика», «Восточный официант». Предлагаем детям ответить на вопрос "Какие тайны своего организма они хотели бы узнать?" По договорённости с детьми планируем совместную работу, которая позволяют ребёнку в занимательной форме познакомиться со своим организмом, его возможностями и почувствовать себя действительно удивительной личностью. Изучаем такие темы, как «Тело человека» (строение тела), «У нас в гостях Чиполлино» (назначение органов чувств), «Береги свое здоровье» (профилактика травматизма, простудных заболеваний), «Страна волшебная – здоровье», «Командир нашего организма», «Откуда я появился», «Из чего сделаны мальчики и девочки», «Мои разведчики и умные помощники» (органы чувств), «Необыкновенная одежда человека» (кожа), «Моя внутренняя кухня» (внутренние органы). Для привлечения интереса детей к изучению строения своего тела, правил ухода за ним, повышению эффективности проведения вышеуказанных занятий включаем разнообразные формы и методы работы с детьми: - познавательные однодневные и многодневные путешествия, загадки об удивительных тайнах и чудесах своего организма, скрытые и целевые наблюдения воспитателя за детьми и детей друг за другом, работа по решению проблемно- игровых ситуаций, игры – тренинги; - практические действия детей с цветными таблицами, микроскопом, лупами. Один из вечеров "Сейчас узнаем" посвящаем главным силачам человека – мышцам. Предлагаем детям рассмотреть иллюстрации с изображением штангистов, гимнастов, артистов балета, подчёркиваем красоту тела спортсменов, поясняем, что такое мышцы. Организуем с мальчиками этюд «Штанга», а с девочками – этюд «Красивая сосулька», затем зачитываем рассказ А.Дорохова «Молодой старичок», обсуждаем с детьми, почему мальчика так называли, что надо делать, чтобы не превратиться в таких старичков. С детьми учим стихотворение «Силач» С. Прокофьевой. На "Встречу с интересными людьми" пригласили тренера детской спортивной школы по стрельбе из лука Храмова Б.Н., старшую мед. сестру ДОУ Ковалеву И.И., которые доступно и интересно познакомили детей с занятиями спортом и приёмами оказания первой медицинской помощи. 22
В сюжетно-ролевой игре «Больница» проигрываем ситуации: «Растяжение мышц», «Перелом ноги», знакомили детей с правилами поведения в данных ситуациях и практическими приёмами оказания помощи, дети с удовольствием ребёнку с «переломом ноги» накладывали шину, а с «растяжением мышц» тугую повязку, делали лёгкий массаж, «спиртовые» растирания, накладывали холодный компресс, перевозили на машине скорой помощи в «клинику» для лечения. Психофизические тренинговые упражнения по развитию навыков физического самочувствия, «Резиновая игрушка» (ребёнок представляет себя резиновой игрушкой, закрывает глаза, напрягает и расслабляет мышцы), «Фруктовый сад» (дети представляют, как рвут яблоки в саду), «Память движений (воспитатель показывает несколько движений, сопровождая их словами, дети мысленно вспоминают все движения по порядку, выполняют их), «Создаём танец» (дети представляют экран телевизора, придумывают движения под музыку). Данные упражнения способствуют устранению мышечных зажимов у детей в походке, мимике, дыхании. С целью повышения функциональных возможностей организма, восстановления его работоспособности проводим "Минутки здоровья" (дыхательная гимнастика, упражнения для глаз, массаж биологически активных зон, пальчиковая гимнастика), корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Массаж – система приёмов дозированного механического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела человека. Детей учим выполнять поглаживающие, разминающие, похлопывающие движения в направлении кровотока – от периферии к центру. Например, массаж спины «Дождик», массаж бедра «Дождик», массаж тела «Грибной дождик», массаж пальцев «Умывалочка», массаж лица «Воробей», массаж биологически активных зон (по А.А.Уманской). Гимнастика для глаз заключается в основном в фиксации зрения на различных точках и некоторых движениях глазными яблоками и веками. Для фиксации зрения мы используем сигнальные метки. Сигнальные метки - картинки, игрушки, развешанные в разных уг лах комнаты, под потолком (мяч под потолком, фокусник на стене, на противоположной стороне — матрешка). Детям очень нравятся такие упражнения, как: " Поищем глазами матрешек на полках. Где матрешка в синем сарафа не? А где матрешка в зеленом сарафане? Найдите матрешку в крас ном сарафане". Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в лёгких, удаляет мокроту. Упражнения выполняются стоя, сидя и лёжа на спине. Дети с удовольствием выполняют дыхательные упражнения «К солнышку», «Гуси», «Паук», «Ворона» и другие. Упражнения на растягивание позвоночника помогают детям следить за правильной осанкой, способствуют гибкости позвоночника, который играет ключевую роль в здоровье человека. Поэтому важно научить ребёнка правильно сидеть, стоять, не горбится. Для этой цели предлагаем детям по очереди постоять у «цветка здоровья» - части стены без плинтуса, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Родители, как активные участники проекта, приняли участие в конкурсе листовок "Полезные и вредные привычки". 23
Для закрепления полученных представлений у детей используется рабочая тетрадь «Растём здоровыми». В конце реализации проекта был проведен спектакль для малышей "Колобок - ледяной бок" (см. приложение).
Цель проекта "Щи да каша - пища наша"
(см. приложение)
-
сформировать у дошкольников основы рационального питания, способствовать воспитанию культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.
Задачи:
1. Сформировать у детей представление о необходимости заботы о своём организме, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. 2. Показать детям, что рациональное питание, особенно в условиях нашего региона, важный фактор здоровья. 3.Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания, о связи рациона питания и образа жизни человека. 4. Сформировать представления об основных принципах гигиены питания. 5. Формировать навыки культуры поведения за столом: сидеть прямо, не класть локти на стол, есть аккуратно, бесшумно пережёвывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой.
Продукт проекта
: Детская газета "Да здравствует, синьор Помидор", книга кулинарных рецептов семейной полезной кухни (подготовленная совместно детьми и родителями).

Начало работы по данному проекту положило "письмо от Карлсона", который сообщает детям о том, что он лежит в больнице, а доктор советует ему правильно питаться. Карлсон составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, леденцы, зефир и пепси-кола. Предлагаем детям обсудить, прав ли Карлсон, и что знают дети, о правильном питании. Совместно с детьми отвечаем на вопрос: Что они хотели бы узнать о рациональном питании и составляем план мероприятий по реализации проекта. При реализации данного проекта широко используем в работе с детьми проблемно-игровые ситуации "Мы идём в магазин" (выбирают продукты и обосновывают свой выбор), "Разложи продукты на разноцветные столы" (продукты ежедневного рациона, которые используются достаточно часто, присутствуют на столе редко), "Чем не стоит делиться", "Пирамида здоровья", игры- обсуждения "Законы питания", "Узнай сказку" по произведениям художественной литературы, игры - инсценировки "Борщ", "Спор овощей", "Репка", "Пирог", "Каша из топора", отгадывание загадок и кроссвордов, ребусов. Рассказав детям вкусную историю о варенье, предлагаем творческие задания, например, придумать весёлые истории о том, как готовится салат, морс, компот или спеть и обыграть "Песню про мальчишку, который картошки не копал, а прибежал на обед". Игры - эксперименты "Угадай на вкус", Как сделать морковный сок", "Испечём печенье", " Попробуй и узнай название каши" и другие делают образовательный процесс интересным и занимательным. Совместно с родителями дети приняли участие в выставках работ "Дары осени". В рамках данного проекта для родителей был предложен дегустационный стол. В конце реализации проекта была организована презентация "Книги кулинарных рецептов полезной семейной кухни" совместно с детьми и родителями. 24

Цель проекта " Мир вокруг нас"
: Сформировать элементарные представления об окружающей среде, её влиянии на здоровье человека.
Задачи:
1. Формировать, углублять и систематизировать представления о природных факторах, влияющих на состояние здоровья человека. 2. Формировать осознанное выполнение закаливающих процедур. 3. Закреплять умение предупреждать, избегать опасные для здоровья ситуации.
Продукт проекта
: Фотоальбом "Чем живёт группа". В процессе реализации данного проекта помогаем детям понять, что полезно, а что вредно для организма. Закаливание – один из основных факторов, влияющих на здоровье человека. Цель закаливания – выработать способность организма приспосабливаться к определённым условиям внешней среды, вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора и постепенным увеличением дозировки такого действия. В старшем дошкольном возрасте вводим новый вид закаливания - ходьба по ледяной дорожке после оздоровительного бега. Для родителей проводим "Дни открытых дверей" и мастер - классы по применению закаливающих процедур в домашних условиях. В своей работе с детьми мы стремимся показать, что чистый воздух и вода – богатство страны, солнце – источник тепла и света, рассказываем об основных причинах загрязнения воздуха и воды, мероприятиях по защите окружающей среды, о влиянии чистого воздуха и воды на здоровье человека. Одним из методов, позволяющих дать представление о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека, является элементарное экспериментирование. Детям нравится самостоятельно изучать свойства воздуха и воды, способы очистки воды с помощью фильтров. (С удовольствием пропускают загрязнённую воду через салфетку, кусочек марли, песок.) Закрепить знания о природных факторах закаливания организма помогают познавательные беседы «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Как мы дышим», «Как работает сердце человека», игры «Земля, вода, воздух», «Ходят капельки по кругу», «Ручейки и озёра». При организации работы с детьми по данному проекту учитываем региональный компонент. Экология нашего города тесно связана с добычей нефти. Знакомя детей со свойствами нефти, обращаем внимание, что порывы трубопровода могут привести к загрязнению окружающей среды. Рассматривая капельку нефти, попавшую на салфетку, дети делают вывод, нефть – маслянистая жидкость, проникающая глубоко внутрь предмета, она легче воды, поэтому образуя на воде плёнку, загрязняет воду. Работа над проектом позволяет использовать в непосредственной образовательной деятельности метод ситуационной задачи , преимущество которой заключается в возможности интеграции в одной задаче разнообразного содержания. Такое занятие строится как цепочка задач, где сохраняется обозначенная логика. Так, например, в занятии "Где прячется здоровье" рассказываем детям старинную легенду о том, как человек с давних времён пытается найти своё здоровье. Задаём вопросы: Как вы думаете, где спрятано здоровье? Что значит быть здоровым? Вместе с детьми сравниваем здоровье с солнцем. Используя модель солнца постепенно открываем его лучи, означающие факторы здорового образа жизни. Интерес к деятельности 25
поддерживаем проведением экспериментирования "Невидимка воздух", упражнений на дыхание, игр "Рекламный мячик", "Правила чистюли", рассматриванием фотографий с изображением людей, которые закаляются. Итог занятия: улыбающееся солнце, потому что дети нашли ответ на вопрос, куда боги спрятали наше здоровье. Закрепляем полученные знания выполнением заданий в рабочей тетради «Растём здоровыми», тетради "Добро пожаловать в экологию" (Воронкевич). В конце реализации проекта проводим экологическую викторину "Мы и мир вокруг нас", презентацию для родителей "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья" (о системе физкультурно-оздоровительной работы в группе).
Работа с родителями
. Здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая окружает его дома. Положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей, которые активно участвуют в оздоровлении своих детей. Активные формы взаимодействия с родителями, которые мы используем в работе:  Групповое родительское собрание на тему: «Воспитаем здорового дошкольника». Цель: Ознакомить родителей с принципами рационального питания с учётом возрастных особенностей; углубить знания родителей о калорийности и энергетической ценности продуктов. Интересной формой проведения собрания стало мини – сочинение на темы: «Что полезно детям?», «Любимая еда моего ребёнка», анкетирование, дегустационный стол.  День открытых дверей помогает повысить педагогическую культуру родителей; привлечь их к активному участию в решении организационных задач, определить единые подходы в воспитании дошкольников.  Так, для родителей оформляем информационный стенд «Уголок здоровья», приглашаем на спортивный праздник «Всех пап, всех мам приглашаем в гости к нам», на непосредственную образовательную деятельность по воспитанию потребности к здоровому образу жизни «Помоги Незнайке сберечь здоровье» , «К детям приходит доктор Айболит». В этот день организуется работа консультационных пунктов: консультации старшей медсестры, педагога - психолога, инструктора по ФИЗО.  Письменные формы взаимодействия с родителями. Ежеквартальная газета «Быть здоровым – это просто!» (с отрывными талонами), которая позволяет познакомить родителей с физкультурно-оздоровительной работой детского сада, дать рекомендации по использованию здоровье сберегающих методов и приёмов в домашних условиях. Название газеты определяет её содержание. «Предупредим плоскостопие», «Овощи и фрукты – источник здоровья», «Подвижные игры на свежем воздухе». газеты "Правильное питание", "Витамины и здоровье", "Безобидные сладости", "Закаливание", "Здоровый образ жизни семьи". Чтобы фотогазеты получились интересными и читаемыми, мы попросили родителей поучаствовать в создании газет и принести фотографии из домашнего архива, на 26
которых можно было бы увидеть, есть ли у ребенка дома спортивный уголок, какими видами спорта занимаются дети и родители, как дома закаляются взрослые и дети. Консультации – памятки: Для родителей предлагаются консультации – памятки на темы: «В стране дремучих трав». «Зарядка дарит бодрость», «Плавание, как эффективное средство закаливания». «Закаливание в летний период», «Для чего нужна гимнастика». «Культурно-гигиенические навыки ребёнка», «Рациональное питание», «Чудо-юдо по имени Грипп», «Умей оказать первую медицинскую помощь», «Обморожение и общее переохлаждение», «Воспитание здорового ребёнка дошкольного возраста», «Вам поможет массаж», «Зимний отдых детей на свежем воздухе».  Групповая традиция «Встреча с интересными людьми» Традиционные встречи с участием родителей помогают нам решать целый ряд важных задач:  привлекать родителей к активному участию в образовательном процессе;  формировать у детей представления о ЗОЖ, расширять кругозор детей, их познавательную активность;  показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;  демонстрировать разнообразие интересов каждого человека; способствует накоплению и обогащению эмоционально-чувственного опыта детей, формированию коммуникативных навыков в процессе общения с приглашенными взрослыми. На встречу приглашаются родители, которые в интересной форме рассказывают о своей работе, о занятиях спортом. * Семейные досуги. Семейные досуги организуются как вечер совместного отдыха детей и родителей. Они бывают: -физкультурными («Мама, папа, я – спортивная семья!») -тематическими («Осинины»).  Родительский клуб «Здоровая семья» Заседания клуба проводятся один раз в три месяца, в форме «круглого стола» и направлены на создание интереса у родителей к деятельности детского сада по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. Данная форма работы позволяет привлечь внимание родителей к обсуждаемым вопросам, обеспечивает повышение их информированности о степени развития детей, формах и методах оздоровления в домашних условиях. Встречи с родителями в клубе проводятся с использованием активных методов взаимодействия: организация дискуссий, специалистами ДОУ, воспитателями дается краткая познавательная информация для родителей, в которой даются сведения о значении рассматриваемого вопроса для развития детей, о том, что должен уметь ребенок в этом возрасте; организуется видео показ работы педагогов с детьми по обсуждаемой теме, с пояснением используемых тех или иных приемов, проводятся педагогические практикумы; организуются выставки дидактических игр, пособий, предлагается педагогическая литература по обсуждаемым темам. 27

Работа с педагогами.
В ходе реализации проекта были разработаны памятки, консультации для воспитателей, картотека - конструктор; проведены совместные спортивные и оздоровительные мероприятия; мастер-класс методических приёмов работы с детьми в непосредственной организованной деятельности, в течение двух лет подобрано и разработано методическое обеспечение к реализации проекта «Азбука здоровья», которое было представлено на педагогическом совете ДОУ и рекомендовано к использованию воспитателями.
VI.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Ресурсы

Характеристика ресурсов

Временные
Срок реализации проекта - сентябрь 2013 г. по апрель 2015г.
Информационные
В.А.Деркунская "Образовательная область "Здоровье"; Н.О.Березина, И.В.Сушкова, Н.Ю.Пахомова "Методические рекомендации к программно- методическому комплексу "Успех" В.Г.Алямовская "Как воспитать здорового ребёнка"; Ю.Ф.Змановский "Воспитаем детей здоровыми"; Е.В.Гончарова "Технология экологического образования" М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева "Разговор о правильном питании"; Т.А.Фесюкова "Учусь управлять собой"; М.А.Павлова, М.В.Лысогорская "Здоровье сберегающая система дошкольного образовательного учреждения
".
Сайты: lyudmila-pshenic.blogspotp/blog-page.html festival.1septemberauthors/238-411-665, edupage.sо, razvitum/4you/articles и др.
Учебно-

методические
- познавательно-исследовательские проекты ; -конспекты ситуативно-игровых занятий; - рабочая тетрадь "Растём здоровыми"; -педагогический мониторинг по образовательной области «Здоровье»; - методические рекомендации для воспитателей; - конспекты познавательных викторин и театральных постановок к групповой традиции «Театральная пятница»; - подборка "Минуток здоровья".
Интеллектуальные

(экспертные)
- мониторинг; - анкеты для родителей; 28
- анкеты для воспитателей; - памятки для детей и родителей; - методические рекомендации для воспитателей.
Человеческие

(кадровые)
Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели групп старшего возраста; инструктор по плаванию, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель ст. медсестра, родители.
Материально-

технические
Здоровье сберегающая среда, физкультурные уголки (в соответствии с требованиями реализуемой программы "Из детства - в отрочество"), уголок здоровья, уголок экспериментирования, театрализованный уголок, театральная студия в ДОУ; уголок по изобразительной деятельности; кабинет ОБЖ.
VI

. ПАРТНЕРЫ

Партнеры

Предмет отношений

Воспитатель

-руководитель проекта
Разработка, реализация, руководство проектом.
Родители
Родители – это первые и главные (по силе и степени оказываемого влияния) воспитатели ребенка. 1. Принцип социального партнерства. Взаимодействие детского сада и семьи строится через открытость в решении общих задач воспитания, создание реальных возможностей участия родителей в деятельности дошкольного образовательного учреждения на основе позиции – детский сад – профессиональный помощник семьи в воспитании ребенка. Исключается позиция доминирования по принципу «мы педагоги – мы лучше знаем что нужно». Формируется позиция диалога и неформального взаимодействия на основе взаимного уважения и доверия. 2. Принцип социального творчества. Детский сад – это место, где интересно и комфортно не только ребенку, но и родителю, для которого созданы все условия, помогающие раскрывать собственный родительский потенциал. Детский сад – это территория совместного семейного творчества, помогающего и ребенку, и родителю в построении партнерских отношений, развитии собственного «Я». 29

Преемственность со

школой
Реализация системы преемственности образования, обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, детский сад взаимодействует с гимназией №15, учителя гимназии посещают открытые занятия и родительские собрания, где выступают с тематическими докладами, знакомят родителей с требованиями начальной школы к выпускнику детского сада.
Центр детского

творчества,

всероссийские

образовательные

интернет - порталы
Участие воспитанников в ежегодных городских конкурсах. организуемых ЦПР, в дистанционных интернет - конкурсах детского изобразительного творчества.
V. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Педагогическая целесообразность определяется результатами, полученными в ходе реализации данной системы работы, сравнении результатов выполнения диагностических заданий до и после использования реализации представленного проекта. Эффективность реализации работы по формированию у детей здоровье сберегающей компетентности оценивается по следующим показателям, которые использовались в начале учебного года:  Индекс здоровья, его динамика;  Представления о факторах здорового образа жизни:  Оценка здоровье сберегающей компетентности:  Доля родителей, имеющих представления о факторах здорового образа жизни.
1. Сравнительные результаты показателей индекса здоровья за три года
2012-2013 учебный год 2013-2014 учебный год 2014-2015 учебный год
17%

25, 5%

39%

2. Сравнительные результаты педагогического обследования уровня

сформированности здоровье сберегающей компетентности у детей:
Показатели 2012-2013год 2013-2014год 2014-2015год высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий 30
Оценка здоровье сберегающей компетентности 56% 29% 15% 63% 27% 10% 67% 28% 5% Уровень представлений о факторах ЗОЖ 25% 53% 22% 42% 43% 15% 56% 34% 10%
Сравнительная диаграмма показателей динамики высокого уровня

сформированности здоровьесберегающей компетентности у детей.
Полученные сравнительные результаты показывают положительную динамику сформированности здоровье сберегающей компетентности у детей, т.е. готовность самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской, психологической и самопомощи. Проводимая нами работа позволила подвести детей к осознанному пониманию того, что здоровье человека – главное ценное качество, которое необходимо беречь и сохранять.
3.Доля родителей, имеющих представления о факторах здорового образа

жизни.
Для оценки уровня компетентности родителей в вопросах укрепления и сохранения здоровья предлагаем анкету на тему: «Здоровый образ жизни – что это?». Анкетирование проводилось до и после использования представленных выше форм и методов взаимодействия с семьей по повышению педагогической компетентности родителей по теме «Здоровый образ жизни». 31
Сравнительный анализ анкетирования родителей показал следующие результаты: № п\п Показатели Результаты опроса родителей 2012-2013 учебный год (начало года) 2014-2015 учебный год (конец года) 1. Имеют представления о факторах здорового образа жизни 47% 73% 2. Считают важным и необходимым вести здоровый образ жизни 90% 95% 3. Считают образ жизни своей семьи здоровым 35% 55% Таким образом, проведенная работа позволила повысить педагогическую компетентность родителей (на 26%) о факторах, способствующих ведению здоровому образу жизни. Можно отметить, что родители в основном понимают, что такое здоровый образ жизни, для чего его необходимо придерживаться. Большинство родителей осознают факторы, которые вредят здоровью, понимают, что нужно делать, чтобы сохранить и укрепить здоровье. Однако только 55% опрошенных родителей считают, что ведут здоровый образ жизни, основная же часть семей – частично. Именно этот факт даёт нам возможность считать, что наша работа ведётся в правильном направлении.
Результаты реализации проекта:
Участие в конкурсе – это способ самореализации. Положительный опыт, приобретённый во время участия в конкурсах, фестивалях и соревнованиях может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет. Результатом реализации проекта является то, что 50% педагогов используют данный опыт в образовательном процессе, 47% воспитанников детского сада (дети старшего дошкольного возраста) ежегодно принимают участие в реализации проекта. Воспитанники принимали участие в «Конкурсе чтецов» - 2014 , посвященном Дню Защитников Отечества», во Всероссийском конкурсе декоративно – прикладного творчества «Любимые герои сказок» - 2014 год, Всероссийский конкурс «Арт- талант» - 2014 год, Межрегиональном конкурсе «Талантоха» - 2013 год. Хороший уровень мотивированности воспитанников косвенно доказывается показателями результативности деятельности от участия воспитанников в конкурсах и выставках, проходящих внутри ДО и на муниципальном уровне, городском конкурсе «Город Химки под звездами», «Лыжня для всех. Большое внимание уделяю самообразованию и саморазвитию. Активно участвую в методической работе МБДОУ, в педагогических советах, семинарах, мастер – классах по направлению «Патриотическое воспитание дошкольников», «Азбука здоровья», представляю свой опыт по данным направлениям. Самостоятельно изучаю современные подходы, методы, приёмы по вопросам воспитания дошкольников, Интернет – ресурсов, участвую в вебинарах на сайте «Учебно – методический портал», систематически обмениваюсь опытом работы на сайте 32
международного образовательного портала «MAAAM.PU», в социальной сети работников образования «NSPOPTAL.PU» , в центре дистанционных интеллектуальных проектов «INet», nsportal Результатом работы над проектом является участие детей в городских конкурсах и спортивных мероприятиях, а так же заочных конкурсов всероссийского уровней. За последние пять лет на 30% увеличилось количество детей, привлекаемых к участию в выставках и конкурсах, количество призёров увеличилось с 2 человек до 10.
VIII. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
Таким образом, можно констатировать, что при реализации комплексной системы оздоровления формируется здоровье сберегающая компетентность детей. Все 33
воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые санитарно- гигиенические умения и навыки, наилучшим способом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условия окружающей среды. Для дальнейшего повышения эффективности работы по формированию у детей здоровье сберегающей компетенции предполагаю:  разработать систему проведения семинаров-практикумов с воспитателями по использованию ситуативно-игровых приёмов в процессе формирования культуры здоровья;  продолжать работу по использованию мастер - классов для педагогов и родителей для обучения здоровье сберегающим технологиям;  совершенствовать работу с родителями, путем организации и проведения совместных мероприятий, привлечение родителей к участию в городских мероприятиях, и мероприятиях организуемых внутри ДОУ;  продолжить работу по обогащению предметно-развивающей среды с учетом требований ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы;  учитывая дефицит электронных образовательных ресурсов, планирую разработать электронный методический комплекс дидактических игр по данной теме;  будет продолжена работа по активизации взаимодействия детского сада с городскими организациями по увеличению количества совместных мероприятий по ЗОЖ.




Список литературы:
1. Л.В. Гаврючина «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ». Москва. 2007 год. 2. Программа В.Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребёнка». Москва 1993 3. Программа Н. Е. Веракса, Т. С.Комарова, М А. Васильева. - .:МОЗАИКА – СИНТЕЗ.2010. 4. В.А. Деркунская "Образовательная область здоровье". Москва. 2012 год. 5. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева "Разговор о правильном питании". Москва. 2012 год. 6. Т. И.Фесюкова "Учусь управлять собой". 7. К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников». 34
8. Е.В. Александрова «Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья». 9. Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье», «Осторожные сказки». 10.Е.В. Гончарова «Технология экологического образования детей старшей, подготовительной группы». Екатеринбург. 2002 год. 11.« ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста». 12.М.А. Фисенко «ОБЖ, средняя и старшая группа. Разработка занятий». 13.С.Е. Шукшина «Я и моё тело». Москва. 2004 год. 14.Н.Н. Луконина «Физкультурные праздники в детском саду». 15.Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». Москва. 2007 год. 16.О.В. Дыбина «Неизведанное рядом». Москва. 2001 год. 17.Журналы «Дошкольное воспитание» №3- 2005 год, №3- 2004 год, № 10 -2003 год, №3-1993 год. 18.Л.В.Артёмова «Окружающий мир в дидактических играх». Москва 1992 год. 19.М.Ю. Картушина «Зеленый огонек здоровья» Москва 2007 год. 20.Н.И. Крылова «Здоровье сберегающее пространство в ДОУ» Волгоград 2008 год. 21.В.Р. Дружинина, Параничева Т.М. «Режим дня ребенка – дошкольника». 22.М.А.Павлова, М.В.Лысогорская "Здоровье сберегающая система дошкольного образовательного учреждения" Волгоград 2012 год. 35