"ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ"

Автор: Туркова Ирэн Салмановна
Должность: учитель кубановедения, истории и обществознания
Учебное заведение: БОУ СОШ №1 МО Динской район
Населённый пункт: станица Динская, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ"
Дата публикации: 26.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ

ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Туркова Ирэн Салмановна,

учитель кубановедения, истории и обществознания,

БОУ СОШ №1МОДинской район
Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики. Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые задачи:  расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике,  гармонизация развития творческой личности;  формирование национальной идеологии;  сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям;  патриотическое воспитание граждан своего Отечества;  создание новой музейной аудитории;  расширение пространства влияния музея. В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике.
Цель музейной педагогики
– создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.
Задачи музейной педагогики:
Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы; Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании; Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире; 1
Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность; Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики; Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога; Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
Направления деятельности школьного музея:
поисково- собирательское, экспозиционное (оформительское), экскурсионное, культурно-массовые мероприятия. При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках школьного музея необходимо учитывать следующие
принципы:
 интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;  комплексность – включение всех типов восприятия;  программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.  дифференцированный подход к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика. Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные. В школах должно быть создано особое воспитательное пространство, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологи и. Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются: - научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры; - формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым; 2
- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем; - развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и восхищению; - формировать уважение к другим культурам, их понимание, принятие. Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения (метод проектов; нетрадиционным формам (интегрированные уроки, уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин; уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж; уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок- презентация;уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз; уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте)). В технологии моего опыта большую роль играет отбор содержания и выбор оптимальных методов, форм и приемов работы. В своей работе я использую элементы интегральной технологии (по В.В.Гузееву: а) укрупнение дидактических единиц-цельноблочные технологии – метод проектов; б). планирование результатов обучения; в) психологизация образовательного процесса (целесообразность группового обучения); г)компьютеризация.)-она венчает целую эпоху в истории образования - эпоху целевой установки на передачу накопленных знаний новым поколениям, эпоху информационно-перспетивных и ииформационно-деятельностных технологий. Её главные целевые установки - освоение способов взаимодействия с миром и построение системы ценностей. Система состоит из следующих компонентов:  некоторого диагностического и операционного представления планируемых результатов обучения;  средств диагностики текущего состояния и тенденций ближайшего развития учащихся;  набора моделей обучения;  построения оптимальной модели для данных конкретных условий. 3
Модель обучения также является системой, в которую входят методы и организационные формы обучения, образующие ее дидактическую основу, и педагогическая техника, включающая средства и приемы:
субъективность
(личность обучаемого – субъект образования, установка на самоактуализацию);
мониторинг
(непрерывное длительное наблюдение за учебно – воспитательным процессом (УВП) и управление им. Объект мониторинга - результаты УВП и средства их достижения;
психологизация
(построение УВП на основе психологических феноменов различных возрастных групп);
проектирование
(четко построенная динамика – каждый следующий шаг проектируется в зависимости от результатов предыдущего);
вероятность
(приоритет развития деятельности, а не накопления фактов изменения в содержании образования). Образовательную технологию (по В.В. Гузееву) применяю с учетом музейной педагогики перенеся на гражданско-патриотическое воспитание школьников. Три основных позиции данной технологии: 1. Концептуальность, обучение через сотворчество. Так возникла идея творческой лаборатории и социального проектирования – сбор материалов посредством детей. 2. Системность, поиск вторичной информации . Необходимо привить ученикам навыки анализа, умения аргументировать, рассуждать, чтобы проект стал действительно научно – исследовательским. 3. Воспроизводимость, встречи, которые ведут не только учитель, но и родители, бывшие военные, участники Великой Отечественной войны, выпускники школы. Такие уроки вызывают большой интерес у ребят. Происходит воспитание через эмоциональное единение разных поколений. На основании этих трех позиций определяем три задачи в работе школьного музея: 1. Активизация познавательной деятельности через школьный музей; 2. Формирование учебной компетенции «учись учиться» через встречи с интересными людьми; развитие умений и навыков: научить любить место, где ты живешь, приобщить к школьным традициям, помочь самоопределиться в сложном сегодняшнем обществе. Была разработана программа работы школьной музейной комнаты выработаны основные 4
направления её работы, а также составлен план работы музея (приложение 1) и возможности использования его материала на уроках, во внеурочной деятельности. Для достижения поставленных целей и задач я использую в своей работе следующие методы и средства обучения:
развитие творческих

способностей
у обучающихся через погружение в эпоху, историческое время, что позволяет рассматривать определенные исторические процессы с разных позиций.
Творческие мастерские, проблемно – поисковый метод и научно

- исследовательский,
широко использую не только на уроках кубановедения и истории, но и во внеурочной деятельности – подготовка экскурсоводов, составление и проведение экскурсий, музейных уроков, экспозиций. Участие в краевых и российских музейных конкурсах. Совместная деятельность с районным краеведческим музеем. 3. Дифференцированный подход к обучению применяю при задании работы с историческим источником – рукописью, письмами ветерана и в зависимости от объема и уровня сложности. Развивать коммуникативные компетенции помогают уроки-беседы, уроки – встречи, уроки – виртуальные путешествия, уроки – экскурсии. Раскрыть все аспекты технологии опыта в рамках одной темы просто невозможно. Данные же технологии помогают наиболее оптимально раскрыть тему, цель, последовательность действий, последовательность применения. Основным критерием оценки опыта может служить уровень воспитанности гражданских и патриотических чувств у школьников. Положительный результат можно наблюдать по итогам сравнительной диагностики анкетирования уровня патриотизма за период: начало 2012- 2013 и начало 2013-2014 учебных годов (приложение 2). За последний год наблюдается позитивная динамика качества обученности учащихся: среди 5-11 классов по кубановедению 100% обученность, качество знаний к концу года повысилось с 78% до 81% (приложение 3). У учащихся формируется активная гражданская позиция. Это можно проследить по участию школьников в тематической недели по кубановедению. В ней участвует вся школа (проходят спортивные мероприятия, различные акции: «Сохраним леса Кубани», «Очистим берега реки», субботник по благоустройству пришкольных участков, традиционная ярмарка, классные часы, игра-путешествие «Екатеринодар-транзит», конкурс 5
плакатов, работой передвижной музейной выставки, встреч со знаменитыми земляками). У детей развивается коммуникативная компетенция, повышается уровень толерантности. В ходе совместной деятельности и общения с другими людьми разных возрастов и поколений происходит социализация личности ребенка. Этот процесс можно наблюдать по участию детей в социальных проектах: посадке деревьев, сбору средств на создание кубанского подворья, макулатуры, работы детской организации-2012-2013 учебный год (1 место в крае), 2013-2014 учебный год-2 место в крае). Историко – познавательная компетентность учащихся заметно выросла. Увеличивается количество учащихся, которые выбирают экзамен по истории и очень жалеют, что нет экзамена по кубановедению. Главным результатом моего опыта явились следующие показатели: 1. Работа школьного музея. 2. Вовлечение в творческую и поисковую работу детей всех возрастов (сбор материалов для передвижных музейных выставок, участие в различных конкурсах). 3. Активизировалось самоуправление в классах и школе, выросла активность в полезных делах (добровольно уже второй год школьники ухаживают за мемориальным памятником погибших в Великой Отечественной войны под г.Горячий ключ, оказывают помощь пожилым людям и участникам войны), участие в общественных, благотворительных акциях («Цветик-семицветик», «Согреем сердца ветеранов», «Сохраним леса Кубани»); проектах по благоустройству пришкольных территорий, классных кабинетов, озеленении школы. Таким образом, вся деятельность школьного музея – единое целое и вместе с тем часть, компонент системы воспитания и обучения обучающихся. Весьма широк спектр методических приемов и форм деятельности музея. Разнообразны источники, к которым обращаются обучающиеся в процессе этой работы: экспонаты и фотографии, альбомы, дневники, настенные газеты, старые учебники, энциклопедии, мемуарная и художественная литература. Музейная комната открывает перед учителем новые возможности, для реализации основных задач российского образования. А самое главное помогает сформировать у учащихся чувство любви к своей Родине, воспитывает настоящих патриотов своей Отчизны. Приложение 1
Перспективный план работы музейной комнаты БОУ СОШ №1
6

на 2012 - 2017 годы.
п/п Направле-ния деятельности Мероприятия Срок Форма подведения итогов Ожидаемые результаты 1. Фондовая работа. Сбор документов, Работа с фондовыми материалами. 2012 -2017 гг. Оформление фондовых документов – книги учета основного и вспомогательного фондов и др. Овладение знаниями по данному вопросу. 2. Организация поисковой работы активашкольной комнаты Организация, составление плана работы на очередной учебный год. В начале Каждого уч. года План работы поисковой группы. Заинтересованность обучающихся в работе поисковой группы, вовлечение других ребят в эту работу. 3. Проведение теоретических занятий. Дни учёбы актива краеведов с целью изучения теоретических основ составления плана описания объектов, правила работы с источниками и т.п. 2012-2017 гг. Положения по описанию объекта. Освоение теоретическими знаниями по данной проблеме. 4. Исследовательская работа Внеурочная и урочная деятельность по разделам экспозиций музея (посещения ветеранов, старожилов, известных людей села, писателей, выпускников школы и их родных, мест трудовой славы с целью накопления материала). 2012-2017 гг. Стенды, альбомы, папки-раскладушки, презентации, фотоальбомы Расширение кругозора, умение общаться с людьми, брать интервью, воспитание уважения к старшему поколению, формирование активной жизненной позиции. 5. Просветительская работа. Проведение экскурсий, тематических классных часов, лекций, викторин бесед и т.п. по разделам экспозиций музея. Создание виртуального музея. В течение всего времени Создание «копилки» музея. формирование нравственных качеств, творческой и социальной активности. Укрепление связи школы, музея с общественностью, выпускниками школы. 6. Методическая работа. Помощь активам классов, краеведам-активистам, классным руководителям в организации, проведении и подведении итога при выполнении краеведческого задания. 2012-2017 гг. Отчёт о проделан- ной работе Постоянная связь с активами классов, краеведами активистами 7
7. Экспозиционная работа. Сбор и оформление новых материалов по истории школы, о знаменитых выпускниках школы. 2012-2017 гг. Альбомы, стенды, презентации по темам «История Динской СОШ №1», «Наши выпускники» Навыки с работы материалами, умение выбрать главное, эстетическое оформление. 8. Проведение конкурса краеведческих находок между 1 -11 классами. Организация конкурсной работы. 2012-2017 гг. Пополнение экспонатов музея. Активизация работы классного самоуправления, воспитание гражданско- патриотических качеств личности ребёнка, изучение истории своих земляков, дедов и прадедов, традиций своего народа. 9. Участие в районных и других конкурсах, связанных с краеведческой работой. Организация конкурсной работы. 2012-2017 гг. Пополнение материалов музея об истории казачества, стДинской, СОШ №1; о знаменитых земляках и др. Воспитание гражданско- патриотических качеств личности ребёнка, изучение истории своих земляков, дедов и прадедов, традиций своего народа.
Планирование

работы школьной музейной комнаты БОУ СОШ №1

на 2013-2014 учебный год
№ п/п Направления работы Содержание работы Сроки осуществления плана 1. Наши находки. - Подведение итогов летней работы, связанных с поиском материалов для экспозиций музея. - Оформление собранных материалов. - Фондовая работа с найденным материалом. - Сбор новых экспонатов. Сентябрь Сентябрь Сентябрь – октябрь В течение учебного года. 2. Поисково- исследовател ьская работа. - Исследование по истории р.Кочеты Сбор материалов. Работа в архиве РКМ Сентябрь – октябрь. 8
- Составление презентации о р.Кочеты -Оформление полученных материалов. Оформление стенда по теме «История гидронимов Кубани» - Участие в школьном конкурсе чтецов «Великая Отечественная». - Поиск краеведческого материала о детской школьной пионерской организации СОШ №1. - Поиск материалов о солдатах афганской воны, учеников СОШ №1. В течение года Ноябрь Февраль Декабрь – май В течение года 3. Работа по созданию виртуального музея. - Систематизация имеющегося в музее материала, касающегося истории самой музея и его экспонатов. - Консультативная встреча с Григоращенко Л.Н.- ведущим специалистом РКМ. - Подготовка материалов для презентации. Март – май Апрель Апрель - май 4. О чем рассказал экспонат. - Знакомство с новыми экспонатами, собранными учениками за время 2012-2013 уч.года - Предназначение экспонатов. - Викторина по истории казачества, связанная с историей заселения кубанских земель. Сентябрь - Май В течение года 5. Школа, в которой я учусь. -Поиск материалов, связанных с историей Динской СОШ №1 и её учеников. - Сбор материала о ветеране, учителе черчения и рисования, работающего в Динской школе №1 Вихнич И.В. - Беседа с бывшей учительницей начальных классов Динской школы №1 о послевоенных годах Путилиной Н.И. - Беседа и сбор материала о трудовом подвиге советских людей с ветераном туда, председателем колхоза 40-лет Победы Путилиным Л.С - Оформление стенда «Выпускники нашей школы». - Классификация собранных материалов. - Фондовая работа. - Работа с газетными вырезками о выпускниках нашей школы Февраль-май. Февраль-март. Декабрь. Сентябрь. Сентябрь-октябрь. Апрель-июнь. 6. Судьбы выпускников нашей - Поиск материала о наших знаменитых выпускниках. - Беседы и встречи с бывшими выпускниками. - Сбор материалов. Апрель-июнь Февраль Май-июнь. 9
школы. - Оформление собранного материала. - Фондовая работа. Май-июнь. Апрель-июнь. 7. «Памяти павших будем достойны». - Проведение экскурсий, посвященных Великой Отечественной войне. - Урок мужества на тему «История станицы в годы Великой Отечественной войны - оккупация». - Встречи с ветеранами боевых действий в «горячих» точках нашей страны. Февраль. Февраль. Апрель 8. Наши планы. - Планирование работы на новый учебный год. - Подведение итогов работы за год. - Планирование летней работы. Май. Май. Начало июня. План работы школьной музейной комнаты на 2013 – 2014 учебный год соответствует плану поисковой работы актива музейной комнаты.
Разделы экспозиций
Край родной История школы Быт и материальная культура казаков Учителя-ветераны труда Святой угол казака Директора СОШ №1 Прошлая жизнь старых вещей Мы гордимся нашими выпускниками Маршалу Жукову посвящается Летопись трудовых дел Воины-интернационалисты Не повторяется такое никогда (традиции школы) Защитникам Родины славу поём Чем живешь сегодня, школа Детская пионерская организация школы №1
Краткая характеристика

основных экспозиций школьного музея.

«Быт и материальная культура казаков»
Ансамблевая экспозиция, представляющая бытовой утварью: посудой, рубеле, утюгами, чугунами и т.д., домотканые половики, настенный ковёр, вышитые занавески, прялка, старинные часы, коромысло и много других интересных предметов. При проведении экскурсии по этой экспозиции рассказывается о строительстве и обустройстве хаты. Принцип построения данной экспозиции коллекционный. Здесь представлены работы, выполненные руками жителей Кубани
:
различные виды вышивок, вязание, шитьё. В этой экспозиции ведётся рассказ о трудолюбии и терпении, о забытых ремёслах.
«Святой угол казака»
Принцип построения данной экспозиции выставочный. Здесь представлены иконы, дорогие сердцу вещи для каждого жителя Кубани
«Прошлая жизнь старых вещей»
10
Принцип построения экспозиции коллекционный. Представляются предметы быта 60-70 годов. В этой экспозиции рассказывается история вещей, которые окружали советских людей в быту, на производстве и школе.
«Детская пионерская организация школы №1 »
Здесь представляются часть пионерской комнаты, бюст В.И. Ленина, знамя, школьная форма, портфели, галстуки, барабаны, горн, документы, газетные вырезки, вымпелы и спортивные кубки и награды. Собраны книги и учебники того времени, старые фотографии и памятные подарки.
«Защитникам Родины славу поём»
Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь представляются группы предметов разного типа, раскрывающие тему Великой Отечественной войны: фотографии, медали и значки, альбомы, вырезки из газет. Здесь рассказывается о ветеранах, живших и живущих на территории Динского поселения, об односельчанах, учителях-ветеранах, погибших в Великой Отечественной войне.
«Воины-интернационалисты»
Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь хранятся фотографии о людях, служивших в Афганистане. Экспозиция в стадии разработки.
«Люди, события, факты. Динская средняя школа»
Экспозиция представляет стенд и альбомы с фотографиями всех выпусков ребят. Здесь рассказывается об истории Динской школы, об учителях-ветеранах, которые в своё время работали в начальных школах на территории Динского поселения. Здесь же хранятся газеты, в которых говорится об успехах учащихся школы, победные кубки, грамоты, почётная книга выпускников. Приложение 2 Уровень воспитанности гражданских и патриотических чувств у школьников Мною были проведены мониторинги уровня воспитанности гражданских и патриотических чувств в начале 2012-2013 и в начале 2013-2014 учебных годов Ребятам нужно было ответить на несколько вопросов: 1. Гордитесь ли Вы сегодняшней Россией? (да, нет) 2. Для вас слово Родина имеет значение? (да, нет) 3. Могли бы Вы жить за границей постоянно? (да, нет) 4. Готовы ли Вы стать на защиту Родины? (да, нет) 5. Верите ли Вы в возрождение России? (да, нет) Из таблицы видно, что на начало 2012-2013 учебного года 123 ученика могли бы жить вне Родины. А уже мониторинг 2013-2014 учебного года показывает снижение этих цифр до 110. У некоторой группы учащихся чувство патриотизма просто не сформировано и как следствие ответ «нет» на пятый вопрос. Но уменьшение этой группы респондентов обнадеживает. Особое внимание хочется с акцентировать внимание на 4 и 5 вопросе, отметив процентное соотношение от общего числа респондентов и положительным ответом – в 2012-2013 – 89%; в 2013-2014 – 92%. Это говорит о большой работе в гражданско-патриотическом воспитании, которая ведётся в школе на протяжении последнего десятилетия. А положительная динамика последнего года показывает нам результаты музейной педагогики. 11